Дело № 2-20/2022
УИД 76RS0010-01-2021-002330-71 25.07.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Яковлевой Л.В.,
при секретаре Поповой Е.Л.,
с участием представителя истца и.о. прокурора Борисоглебского района Ярославской области Гасанова К.Г.,
представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области и ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» ФИО1,
ответчика ФИО2 и представителя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Ростове Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Борисоглебского района в защиту интересов Российской Федерации в лице департамента лесного хозяйства Ярославской области к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой леечных насаждений,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Борисоглебского района в защиту интересов Российской Федерации в лице департамента лесного хозяйства Ярославской области обратился в суд с иском к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой леечных насаждений, с учетом уточнения иска, в размере 1 701 434 рублей.
В основании исковых требований, ссылаясь на положения ст.1064 ГК и п.16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 №21 «О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», указывает, что ответчиком арендатором лесного фонда была совершена незаконная рубка лесных насаждений за пределами задекларированной площади, в результате чего причинен ущерб в сумме 1 701 434 рублей.
В судебном заседании истец и.о. прокурора Борисоглебского района Ярославской области Гасанов К.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, с учетом уточнения иска, просил взыскать с ответчика размер ущерба 11701 434 рублей, поскольку установлен факт незаконной рубки ответчиком лесных насаждений за пределами лесосеки.
Представитель Департамента лесного хозяйства Ярославской области и ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ФИО2 и представитель ФИО3 в судебном заседании возражали относительно удовлетворения иска, указывая, что в данном случае правовые основания для привлечения ФИО2 к деликтной ответственности отсутствуют, не доказан, в том числе факт причинения вреда, вина ответчика. Объем срубленной древесины не превысил объема леса, указанного в лесной декларации. Кроме того, исходя из данных таксационного описания и соотношения срубленных пород деревьев, рубка осуществлена 1 выделе.
Третье лицо ГКУ ЯО "Борисоглебское лесничество" участия в судебном заседании не принимало, извещено своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела
Третье лицо Администрация Борисоглебского Муниципального района Ярославской области участия в судебном заседании не принимало, извещено своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо ФИО4 участия в судебном заседании не принимало, извещено своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо ОП "Вощажниково" участия в судебном заседании не принимало, извещено своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства "Федеральное государственное предприятие "Рослесинфорг" участия в судебном заседании не принимало, извещено своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при. их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, (далее - возмещение вреда) осуществляется добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды ( статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно п.16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Установлено, что между департаментом лесного хозяйства Ярославской области(арендодатель) и ИП ФИО2( арендатор) 15.12.2011 сроком до 14.12.2060 заключен договор аренды лесного участка №144, в соответствии с которым Арендатору передается лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, для использования в целях заготовки древесины.( 1 том, л.д. 56-80)
ФИО2 предоставлена в департамент лесного хозяйства Ярославской области лесная декларация от 05.08.2020 № 351 по договору аренды лесного участка от 15.11.2011 № 144 на период с 10.09.2020 по 09.09.2021 для заготовки древесины с объемом пользования 1144 кбм площади 4,7 га, которая соответствует проекту освоения лесов и установленным требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 января 2015 года №17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи. Требований к формату лесной декларации в электронной форме» ( 1 том, л.д. 42, 43-48).
ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» при проведении дистанционного мониторинга выявлены признаки незаконной рубки лесных насаждений, что следует из карточки дешифрования мест использования лесов №71020010302150301, составленной по результатам дистанционного мониторинга выявлен факт незаконной рубки ( 1 том, л.д. 30).
21.06.2021 года составлен акт фиксации нарушений лесного законодательства и фотофиксация к нему, 7 фото ( л.д. 31-32, 11-17).
Согласно акта фиксации нарушения лесного законодательства от 21 июня 2021 года следует, что актом натуральной проверки информации о признаках нарушения лесного хозяйства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов от 18.06.2021 в ходе замеров длин и горизонтальных углов лесосеки, привязки лесосеки к квартальной сети установлено, что в лесном квартале 215, лесотаксационном выделе 2 Борисоглебского участкового лесничества имеется смещение лесосеки на север, вследствие чего произошло смещение и рубка лесных насаждений в лесотаксационном выделе 2 квартала 215 Борисоглебского лесничества на площади 0, 3 га. Выдел 2 квартала 215 Борисоглебского участкового лесничества.
Согласно проекту освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и имеет положительное заключение (приказ Департамента лесного хозяйства об утверждении заключения на проект освоения лесов № 199 от 21.09.2019) выдел 2 квартала 215 в ведомости лесотаксационных выделов, в которых арендатором проектируется заготовка древесины, отсутствует, следовательно, указанный выдел арендатором в рубку не намечен.
Согласно таксационному описанию ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» Борисоглебское участковое лесничество выдел 2 квартала 215 Борисоглебского участкового лесничества относится к эксплуатационным лесам, лесообразующая порода сосна, возраст 70. В соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возраста рубок» в Ярославской области возраст рубки лесных насаждений породы сосна в эксплуатационных лесах составляет 81-100. таким образом арендатором осуществлена сплошная рубка лесных насаждений в выделе 2 квартал 215 Борисоглебского участкового лесничества, сплошная рубка которых запрещена в виду не достижения возраста спелости лесных насаждений. (1 том, л.д.31-32).
Согласно чертежа участка, составленного участковым лесничим ФИО5 общая площадь незаконной рубки в лесном квартале 215 составляет 0, 3 га ( л.д. 23)
Как следует из справки обследования лесного участка от 21.06.2021 ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» выполненной участковым лесничим Неверковского участкового лесничества ГКУ ЯО « Борисоглебское лесничество» ФИО5, мастером леса Высоковского участкового лесничества ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» ФИО6, установлено, что лесосека, расположенная в квартиле 215 выдел 1 Борисоглебского участкового лесничества в результате некачественного отвода смещена на север, в следствие чего произошло смещение им рубка лесных насаждений в лесотаксационном выделе 2 квартала 215 Борисоглебского лесничества на площади 0, 3 га. ( 1 том, л.д. 9-10).
Исходя из акта смотра лесосеки от 15 ноября 2021 №136, составленного участковым лесничим с участием лица, осуществляющего лесосечные работы инженера ФИО4 следует, что при дистанционном мониторинге выявлена незаконная рубка лесных насаждений площадью 0,3 га, объемом 87, 74 куб.м в квартале 215 выделе 2, который проектом освоения лесов в рубку не назначен.
Контрольные измерения площади, углов поворотов, меры линий проводились с помощью инструментов: труссоль АР1, рулетка измерительная ЭНКОР 50 см( свидетельство о проверке № 67936346 от 03.06.2021 действительно до 02.06.2022). Извещение № 241 от 29.10.2021, ведомости перерасчета подроста, копии технологической карты лесосечных работ акта фиксации нарушений от 21.06.2021 с приложениями на 17 листах( схема размещения лесосеки, общий чертеж, чертеж незаконной рубки, карточка расшифрования №71020010302150301, акт натурной проверки № 4 от 18.06.2021 года, расчет вреда и фототаблица прилагается ( 2 том, л.д. 5).
Относительно доводов ответчика о несоответствии площадей в материалах лесоустройства 2002, 2012 годах, суд отмечает следующее. Согласно отзыва ФГБУ «Рослесинфорг» работы по установлению границ Борисоглебского лесничества Ярославская области, включая квартал 215 Борисоглебского участкового лесничества выполнялись филиалом ФГКУ « Рослесинфорг» по республике Марий Эл в 2021 году на основании государственного задания № 053-00004-21-00 от 17.12.2020 в соответствии с техническим заданием на основании материалов лесоустройства 2012 года и согласованы с департаментом лесного хозяйства Ярославской области Департамент лесного хозяйства при согласовании карты -схему указал, что площадь Борисоглебского участкового лесничества по данным государственного лесного реестра составляет 36386 га. Площадь установленная в результате векторизации материалов лесоустройства – 36282, разница площадей - 0,29% при рассматриваемом масштабе является допустимым ( 2 том, л.д. 131-133).
Исчисление размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, производится с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, утвердившего ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Отвод осуществлен ФИО4 которая работ в ИП ФИО2 с качестве инженера лесного хозяйства ( 1 том, л.д. 132 )
Согласно заключения комплексной лесотехнической-землеустроительной экспертизы границы произведенной ФИО2 рубки в квартале 215 согласно лесной декларации 351 от 05.08.2020 в лесотехническом выделе 1 определены образованы поворотными точками со следующих координатах :
№ точки | Координаты | |
X | У | |
1 | 343932.64 | 1292088.75 |
2 | 343899.12 | 1292169.93 |
3 | 343794.85 | 1292282.68 |
4 | 343718.03 | 1292157.19 |
5 | 343689.39 | 1292150.46 |
6 | 343676.05 | 1292170.20 |
7 | 343622.68 | 1292253.20 |
8 | 343601.48 | 1292247.74 |
9 | 343571.96 | 1292230.31 |
10 | 343607.53 | 1292165.37 |
11 | 343614.34 | 1292087.92 |
12 | 343680.11 | 1292097.97 |
13 | 343707.80 | 1292108.84 |
14 | 343866.21 | 1292160.47 |
15 | 343916.36 | 1292074.06 3 |
16 | 343932.64 | 1292088.75 |
Рубка в квартале 215 за пределами задекларированной площади делянки - лесная декларация №351 от 05.08.2020, лесной квартал 215 лесотаксационный выдел 1 имеет место. Границы данной вырубки
№ точек | X | У |
1 | 343676.055 | 1292170.20 |
2 | 343667.752 | 1292157.69 |
3 | 343643.899 | 1292154.95 |
4 | 343601.479 | 1292247.74 |
5 | 343622.689 | 1292253.20 |
6 | 343676.055 | 1292170.20 |
Факт незаконной рубки (за пределами лесосеки) установлен на площади 2979 кв.м. или в переводе на гектары 0, 3 га.
Размер ущерба составляет 1 701 434 рублей, в том числе рубки: «береза» 922 861 рублей, «сосна «417 207 рублей «ель» 361 366 рублей.
Согласно расчету, произведенному ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество», размер вреда, причиненный лесам незаконной рубкой лесных насаждений, составляет 807 538 рублей. При производстве данного расчета лесничество исходило из того факт, что входе обследования участка выявлено 119 пней деревьев из них: породы «береза» - 82, породы «ель» - 13, породы «сосна» - 24, что отражено в перечетной ведомости от 22.06.2021 ( 1 том, 26-29).
Вместе с тем, как пояснил представитель ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество» ФИО1 изначально при осмотре участка, он не был полностью очищен и не все пни были видны, поэтому осмотр участка, произведенные при производстве экспертизы объективно отражает результаты незаконной рубки.
С учетом вышеизложенного, суд принимает в качестве доказательства размера причиненного ущерба выводы в заключении эксперта, поскольку они основаны на более детальном обследовании очищенной на тот момент лесного участка и объективно отражает результаты незаконной рубки.
С учетом изложенного доводы стороны ответчика об отсутствии вреда, причиненного окружающей среде ввиду того, что в результате рубки объем срубленной древесины не превысил объема леса, указанного в лесной декларации, не обоснованны.
Вопреки доводам со стороны ответчика вышеуказанной совокупностью доказательств подтвержден факт причинения вреда лесному фонду в результате произведенной ответчиком незаконной рубкой лесных насаждений, что свидетельствует о противоправно и виновном причинении вреда окружающей среде, наличии причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя и наступившим вредом.
Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474(действовали 2021 года), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 стать 19 Лесного кодекса контракта).
В соответствии с п.2 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки"( действующими на момент рубки) при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
Местонахождение незаконной рубки лесных насаждений находится в лесном квартале №215 лесотаксационном выделе 2 Борисоглебского участкового лесничества ГКУ ЯО «Борисоглебское лесничество», то есть за пределами задекларированной площади делянки (лесной квартал № 215 лесотаксационный выдел 1).
Вышеуказанная рубка произведена по причине ошибки при отводе делянки, совершенной ФИО4, инженером лесного хозяйства Арендатора.
В соответствии с пунктом 18 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474( действовали 2021 года) отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, ответственность перед Арендодателем, который исполняет государственные функции по управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а значит перед государством, должен нести Арендатор, т.к. именно он обязан обеспечивать отвод и таксацию лесосек при заготовке древесины на основании договора аренды лесного участка вне зависимости от того, кому им было поручено осуществление этой деятельности.
В силу ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В ходе рассмотрении дела, на основании вышеуказанной совокупности доказательств, достоверно установлен факт незаконный рубки за пределами лесосеки, в связи с чем причинен ущерб окружающей среде в размере 1 701 434 рублей, который подлежит взысканию с ФИО2. Взыскании суммы ущерб в денежном эвиваленте наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Оснований для применения положений ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется. Положения ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", возлагающей обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, являющиеся специальными для общих положений ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда,
В силу пункта 2.1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В пункте 12 Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, указано, что при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.
В пункте 13 вышеназванной Методики отражено, что расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей методики.
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила проведения рекультивации), понятие "рекультивация земель" означает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе, путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
На момент рассмотрения дела данные работы ответчиком не завешены и не приняты, создание лесных насаждений запланировано на 2023 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-196 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Борисоглебского района в защите интересов Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (паспорт <...> выдан 10.08.2001 Борисоглебским РОВД Ярославской области к/п 762-012) в пользу Российской Федерации в лице департамента лесного хозяйства Ярославской области причиненный окружающей незаконной рубкой леечных насаждений ущерб в размере 1 701 434 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета госпошлину в размере 16 717 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения судом.
Судья Л.В. Яковлева