ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1583/2022 от 06.09.2022 Октябрьского городского суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Октябрьский РБ 06 сентября 2022 год

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Митюгова В.В., при секретаре Гайфуллиной Ю.С., с участием ст.помощника прокурора Хафизовой А.К., представителя ответчика Администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Файзуллина М.З., представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ по доверенности Минниахметовой А.И., представителя третьего лица ООО «Башнефть-Добыча» по доверенности Садыкова И.Р., представителя третьего лица ПАО АНК «Башнефть» по доверенности Безгубенко Е.В., представителя третьего лица Туймазинского территориального управления Министерства экологии и природопользования РБ по доверенности Биюсовой Г.Р., представителя третьего лица Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Хакимовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 03RS0014-01-2022-002316-25 (2-1583-22) по иску Прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Октябрьский РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд (с учетом уточнения) с иском к Администрации ГО г.Октябрьский РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ (далее МЗИО РБ) об устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая что, проведенной проверкой установлено, что специалистами Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ осуществлен рейдовый выезд на местность, расположенную по адресу: , в 250 метрах от жилого . Обследование территории показало, что на поверхности имеется выход нефтесодержащей жидкости (нефтешлам) площадью примерно 5х5 метров. Вблизи данной местности расположены небольшие водоемы (места скопления воды) размерами около 15х15 метров и 8х5 метров со специфическим запахом, рядом с которыми протекает ручей Заитовский. Местность покрыта кустарниковой растительностью и высокой травой.

Согласно сведениям администрации ГО г.Октябрьский загрязнение почвы нефтешламом произошло на земельных участках с кадастровыми номерами . Химические анализы пробы почвы с загрязненных участков (протоколы №№ 31.22.3 от 09.08.2022 года, 32.22.3 от 09.08.2022 года), проведенные ГБУ РБ «Управление государственного аналитического контроля», показали высокий уровень загрязнения нефтепродуктами. Также протоколом химического анализа пробы поверхностной воды с загрязненного участка с кадастровым номером :24 (протокол №79.22.2 от 09.08.2022 года), составленным ГБУ РБ «Управление государственного аналитического контроля», показало содержание хлоридов, нефтепродуктов.

На соответствующее предписание администрация ГО г.Октябрьский РБ должным образом не отреагировала.

Учитывая нарушение природоохранного законодательства истец просит суд признать бездействие ответчиков, выразившиеся в длительном не устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства. Обязать ответчиков произвести мероприятия по очистке территорий земельных участков с кадастровыми номерами от нефтесодержащей жидкости. Обязать ответчиков произвести рекультивацию данных земельных участков. Установить, что ответчики должны исполнить данное решение суда в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Старший помощник прокурор г.Октябрьский РБ Хафизова А.К. в судебном заседании уточненный иск поддержала по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Файзуллин М.З. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что арендатором спорных земельных участков является Гузаиров А. З., который обязан произвести рекультивацию земли.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ по доверенности Миниахметова А.И. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что у министерства имеются полномочия лишь по предоставлению земельных участков в пользования, обязанности их содержания у министерства не имеется. Претензионная работа по взысканию с Гузаиров А. З. задолженности по арендной плате ведется с 2017 года.

Представитель третьего лица ООО «Башнефть-Добыча» по доверенности Садыков И.Р., представитель третьего лица ПАО АНК «Башнефть» по доверенности Бузгубенко Е.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзывах на иск.

Представитель третьего лица Туймазинского территориального управления Министерства экологии и природопользования РБ по доверенности Биюсова Г.Р. в судебном заседании доводы иска поддержала.

Представитель третьего лица Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Хакимова Р.Р. в судебном заседании пояснила, что поскольку земельные участки не разграничены, договор аренды с Гузаиров А. З. не расторгнут, полагает, что обязанность по рекультивации земельных участков лежит на арендаторе.

Третье лицо Гузаиров А. З. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался судом по месту регистрации, однако почтовая корреспонденция возращена с истечением срока хранения, в связи с чем суд считает Гузаиров А. З. надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно положениям ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст.3 указанного закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст.34 этого же закона, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной ст.34 данного закона, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статья 3.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст являются несанкционированными свалками отходами.

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой г.Октябрьский РБ проверкой установлено, что специалистами Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ осуществлен рейдовый выезд на местность, расположенную по адресу, в 250 метрах от жилого . Обследование территории показало, что на поверхности имеется выход нефтесодержащей жидкости (нефтешлам) площадью примерно 5х5 метров. Вблизи данной местности расположены небольшие водоемы (места скопления воды) размерами около 15х15 метров и 8х5 метров со специфическим запахом, рядом с которыми протекает ручей Заитовский. Местность покрыта кустарниковой растительностью и высокой травой.

Согласно сведениям администрации ГО г.Октябрьский загрязнение почвы нефтешламом произошло на земельных участках с кадастровыми номерами .

Химические анализы пробы почвы с загрязненных участков (протоколы №№ 31.22.3 от 09.08.2022 года, 32.22.3 от 09.08.2022 года), проведенные ГБУ РБ «Управление государственного аналитического контроля», показали высокий уровень загрязнения нефтепродуктами. Также протоколом химического анализа пробы поверхностной воды с загрязненного участка с кадастровым номером протокол №79.22.2 от 09.08.2022 года), составленным ГБУ РБ «Управление государственного аналитического контроля», показало содержание хлоридов, нефтепродуктов.

На соответствующее представление прокуратуры г.Октябрьский РБ от 10.09.2021 года, направленное в адрес главы администрации ГО г.Октябрьский РБ, какие-либо действия по рекультивации указанных территорий не произведено до настоящего времени.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Между тем, документов, позволяющих определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках не имеется, собственника определить не представляется возможным.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1232 кв.м. находился в пользовании ОАО АНК «Башнефть» на основании постановления администрации ГО г.Октябрьский РБ от 21.06.2006 года №1167 и договора аренды земель для размещения нефтеловушки. Постановлением администрации ГО г.Октябрьский РБ от 25.05.2011 года №1640 данный земельный участок возвращен в состав городских земель. Согласно акта приемки - сдачи рекультивированных земель от 13.05.2011 года рабочая комиссия, назначенная распоряжением главы администрации ГО г. Октябрьский от 22.04.2008 года №358-р, осмотрев рекультивированный участок приняла выполненные работы по механической рекультивации и признала участок пригодным для дальнейшего использования. Далее по договорам аренды №№ РБ-57-134-2014 от 12.09.2014 года и РБ-57-34-2015 от 24.03.2015 года арендатором земельных участков с кадастровыми номерами являлся Гузаиров А. З., срок действия договоров истек 01.10.2015 года. Дополнительных соглашений с Гузаиров А. З. не подписывалось.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 23.05.2022 года земельные участки с кадастровыми номерами относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с ч.2 ст.10.1 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 года №162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

По смыслу положений ст.ст.1, 7, 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность уполномоченных органов власти, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, именно на орган местного самоуправления (администрацию ГО г.Октябрьский РБ), Министерство земельных и имущественных отношений РБ в силу требований изложенных правовых норм возложена обязанность осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

В адрес Министерства земельных и имущественных отношений РБ прокуратурой г.Октябрьский РБ 15.04.2022 года направлено письмо о принятии мер по ликвидации загрязненного участка, по результатам рассмотрения Министерством указано, что полномочия по содержанию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена относится к полномочиям местного самоуправления.

Таким образом, ответчиками каких-либо действенных мер, направленных на ликвидацию нефтешлама, до настоящего времени не предпринято.

Доводы ответчиков о том, что надлежащим ответчиком по делу должен является арендатор земельных участков, на которых имеется нефтешлам, суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что фактически с момента окончания срока действия договоров аренды на данные земельные участки, они не используются Гузаиров А. З., каких-либо доказательств, что собственником нефтешлама является Гузаиров А. З. суду не представлено. Факт того, что ответчиками предпринимались меры по взысканию арендной платы после окончания срока действия договоров аренды, не свидетельствует об отсутствии у ответчиков обязанностей, указанных в изложенных выше нормах закона. Ответчиками, в то числе и с уже имеющейся информации о нахождении на спорных земельных участках нефтешлама, который явно негативно влияет на окружающую среду и на здоровье проживающих рядом людей, не предпринималось попыток расторжения договоров аренды, рекультивации земель с последующим установлением виновных лиц и отнесением на них соответствующих расходов.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.12, 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан выразившиеся в длительном не устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, незаконным.

Обязать администрацию городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан произвести мероприятия по очистке территорий земельных участков в г.Октябрьский РБ с кадастровыми номерами от нефтесодержащей жидкости.

Обязать администрацию городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан произвести рекультивацию земельных участков в г.Октябрьский РБ с кадастровыми номерами

Установить, что администрация городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан должны исполнить настоящее решение в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца через Октябрьский городской суд РБ.

Судья: В.В. Митюгов