Дело №2-1583/2022
51RS0007-01-2022-000147-48
Изготовлено 13 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» (далее – ГОАУСОН «АПНИ №1») обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты>
В обоснование требований указано, что решением Апатитского городского суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был признан недееспособным. Являлся инвалидом 2 группы.
06.03.1996 <данные изъяты> была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты № от ДД.ММ.ГГГГ.
Впервые <данные изъяты> помещен в ГОАУСОН «АПНИ №1» 02.05.2002 с целью предоставления ему социальных услуг в стационарной форме.
22.05.2015 в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» принято решение №851, согласно которому <данные изъяты> признан гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №, а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №. Согласно заключению о выполнении индивидуальной программы предоставления социальных услуг от 01.01.2018 № все социальные услуги были предоставлены в полном объеме.
ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры № от 02.05.2002, № от 25.12.2008, № от 11.01.2010, № от 01.06.2015, № от 01.10.2018, согласно которым <данные изъяты> оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Ежемесячный размер платы, определенный договором, составляет 8.463 рубля 51 копейка. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.
Среднедушевой доход получателя социальных услуг <данные изъяты> составлял 13.232 рублей 82 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 9.924 рубль 62 копейки.
08.11.2020 <данные изъяты> умер, в связи с чем на основании приказа от 09.11.2020 № был снят с социального обслуживания в стационарной форме.
За период с 01.07.2016 по 08.11.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 444.063 рублей 35 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по Мурманской области в размере 439.008 рублей 87 копеек. В связи с чем, по состоянию на 08.11.2020 задолженность составляет 5.054 рубля 48 копеек.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд взыскать с задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги по стационарному обслуживанию за период с 01.07.2016 по 28.05.2020 в размере 5.054 рублей 48 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Представитель истца ГОАУСОН «АПНИ №1» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил.
В соответствии со статьями 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов производится в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).
В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; право на участие в составлении индивидуальных программ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. №1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
В статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в числе которых утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункты 6, 10, 11, 14 статьи 8 указанного федерального закона).
В Мурманской области установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая равна двукратной величине прожиточного минимума, установленного в Мурманской области для основных социально-демографических групп населения (Закон Мурманской области от 19.12.2014 №1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области»).
Согласно пункту постановления Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг ежегодно утверждаются приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об утверждении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования на территории Мурманской области», приказа Минсоцразвития Мурманской области от 26.12.2017 №625 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2018 год», в 2018 году установлены тарифы на социальные услуги, оказываемые в форме стационарного социального обслуживания.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину – получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В договоре должны быть определены размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за эти услуги.
Судом установлено, что решением Апатитского городского суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был признан недееспособным. Являлся инвалидом 2 группы.
06.03.1996 <данные изъяты> была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты № от ДД.ММ.ГГГГ.
Впервые <данные изъяты> помещен в ГОАУСОН «АПНИ №1» 02.05.2002 с целью предоставления ему социальных услуг в стационарной форме.
22.05.2015 в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» принято решение №851, согласно которому <данные изъяты> признан гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №, а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №. Согласно заключению о выполнении индивидуальной программы предоставления социальных услуг от 01.01.2018 № все социальные услуги были предоставлены в полном объеме.
ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры № от 02.05.2002, № от 25.12.2008, № от 11.01.2010, № от 01.06.2015, № от 01.10.2018, согласно которым <данные изъяты> оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Договором определен ежемесячный размер платы – 8.463 рубля 51 копеек. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.
Среднедушевой доход получателя социальных услуг <данные изъяты> составлял 13.232 рублей 82 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 9.924 рубля 62 копейки.
Факт оказания услуг подтверждается актами об оказании услуг.
08.11.2020 <данные изъяты> умер, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным 12.11.2020 отделом ЗАГС <данные изъяты>. На основании приказа от 09.11.2020 №<данные изъяты> был снят с социального обслуживания в стационарной форме.
За период с 01.07.2016 по 08.11.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 444.063 рублей 35 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по Мурманской области в размере 439.008 рублей 87 копеек. В связи с чем, по состоянию на 08.11.2020 задолженность составляет 5.054 рубля 48 копеек.
Согласно ответам нотариусов г.Апатиты наследственное дело к имуществу умершего <данные изъяты> ими не заводилось.
Недвижимого имущества на территории РФ на момент смерти у <данные изъяты> не имелось.
Транспортных средств, маломерных судов за <данные изъяты> зарегистрировано не было.
В ПАО Сбербанк на имя <данные изъяты> открыт счет № с остатком по состоянию на 12.02.2022 в размере 320.349 рублей 29 копеек.
В иных финансово-кредитных учреждениях денежных средств у <данные изъяты> не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу пункта 1 статьи 1157 Гражданского кодекса РФ при наследование выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60 Постановления).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 Постановления).
Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что с момента смерти наследодателя <данные изъяты> до настоящего времени никто из наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, то имущество, оставшееся после смерти <данные изъяты>, является выморочным и в силу закона переходит в собственность Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, которое и должно отвечать по долгам <данные изъяты> перед ГОАУСОН «АПНИ №1», независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.
В силу приведенных правовых норм исковые требования ГОАУСОН «АПНИ №1» к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности за предоставленные социальные услуги наследователю – <данные изъяты> подлежат удовлетворению в пределах перешедшего наследственного имущества, состоящего из денежных средств, находящихся на счетах в ПАО Сбербанк, в размере 320.349 рублей 29 копеек.
Расчет задолженности судом проверен, является арифметически верным.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Из материалов дела следует, что истцом при обращении в суд понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что в связи с наличием выморочного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты> ответственность по его долгам несет МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в пределах стоимости наследственного имущества.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Расходы истца по оплате госпошлины взыскиваются с МТУ Росимущества по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом толкования положений статьи 1175 Гражданского кодекса РФ, безотносительно к стоимости выморочного имущества, поскольку в состав обязательств умершего заемщика судебные расходы не включаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты> – удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» денежные средства в размере 5.054 рублей 48 копеек в счет задолженности по оплате стоимости социальных услуг, в пределах стоимости наследственного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты> в виде денежных средств, находящихся на счете №, открытом в ПАО Сбербанк.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Матвеева