ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1583/2022 от 14.07.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-1583/2022

66RS0003-01-2022-000320-45

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 07 июля 2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности,

установил:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории городского округа Первоуральск расположены объекты накопленного вреда окружающей среде - «***», «Отвал ***», «***, «***».Согласно ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от уполномоченных органов власти результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542.Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и управления особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора. Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, (п. п. 2, 9 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832- ПП). Губернатором Свердловской области 25.06.2019 утвержден Комплексный план мероприятий (дорожная карта) № 01-01-39/23 по утилизации рекультивации не имеющих собственника объектов размещения отходов горнодобывающего, обогатительного, металлургического и химического производств Свердловской области, в соответствии с которым проведение оценки объектов запланировано на *** год. Исполнителями по проведению работ по оценке накопленного вреда окружающей среде с подготовкой заявки в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для включения объектов в государственный реестр накопленного вреда в отношении вышеуказанных объектов являются Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрация городского округа Первоуральска.В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов на *** год запланированы работы по проведению оценки объектов накопленного вреда.Таким образом, организация работ по оценке указанного объекта накопленного вреда окружающей среде, обеспечению его включения в ГРОНВОС и в конечном итоге по их ликвидации должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральск. На основании изложенного просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок не позднее *** обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде - «Отвал Вскрышных пород ***. Сухореченский карьер, ***» (географические координаты: 56°57"14.1"N 59°46"08.0"Е), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: *** в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее *** организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объектов -«***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее *** направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объектах - «Отвал ***» (географические координаты: ***), «Отвал ***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***) для исключения их из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Представитель истца Ворзопова М.А. в судебном заседании настаивала на доводах,изложенных в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск Вершинина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что согласно Комплексному плану проведение оценки объектов накопленного вреда окружающей среде с подготовкой заявки в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для включения объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда запланировано на *** год, источник финансирования: областной бюджет, исполнители: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрация городского округа Первоуральск. Отнесение данного объекта к объектам накопленного вреда окружающей среде возможно только по результатам оценки. Кроме того, по результатам оценки определяется уровень воздействия на окружающую среду, способ ликвидации объектов (рекультивация, переработка, вторичное использование) и первоочередность их ликвидации. Комплексным планом зафиксировано начало сложной процедуры ликвидации объектов- *** год. Однако, истцом установлены жесткие, конкретные сроки: *** - для включения в ГРОНВОС; *** - для выполнения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объектов; *** - для направления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объектах для исключения его из ГРОНВОС.Но обеспечить соблюдение выше установленных сроков для Администрации городского округа Первоуральск не представляется возможным, поскольку выполнение конкретных действий не зависит от воли Администрации городского округа Первоуральск, как то: проведение оценки объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется за счет средств областного бюджета, включение объектов осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, составление проекта по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, ликвидация такого объекта осуществляются за счет средств областного, федерального бюджетов и местного бюджета.

Ответчик Министерство природных ресурсов Свердловск области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения предусмотрены.Требования о возложении обязанности организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта, направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте, для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде являются преждевременными, поскольку оценка объекта отходов не проведена, решение о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не принято.Решение обозначенных вопросов требует комплексного и системного подхода при обязательном участии федеральных органов и сторонних организаций (установление всех имеющих значение обстоятельств, получение соответствующего финансирования, поиск подрядных организаций, в том числе в рамках положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и прочих), и является неисполнимым в указанные в исковом заявлении сроки. Указанные выше объекты включены в Комплексный план («Дорожная карта») по утилизации и рекультивации не имеющих собственника объектов размещения отходов горнодобывающего, обогатительного, металлургического и химического производств Свердловской области.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление подтвердил наличие указанных объектов накопленного вреда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило, не просило суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что в рамках рассмотрения настоящего дела установлению подлежит факт подписания акта о ликвидации карьера, после которого объект, связанный с пользованием недрами, признается ликвидированным, в связи с чем не может быть отнесен к бесхозяйным. В настоящее время объекты не включены в государственный реестр, заявления о включении в Минприроды России не поступали.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 445.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542.

В силу пункта 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.

Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах территории муниципального, городского округа.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Судом установлено, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории городского округа Первоуральск расположено четыре объекта накопленного вреда окружающей среде: «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***). Наличие указанных объектов подтверждается экспертным заключением *** по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, подготовленного ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля».

Губернатором Свердловской области 25.06.2019 утвержден Комплексный план мероприятий (дорожная карта) № 01-01-39/23 по утилизации и рекультивации не имеющих собственника объектов размещения отходов горнодобывающего, обогатительного, металлургического и химического производств Свердловской области, в соответствии с которым проведение оценки отвала вскрышных и вмещающих пород вышеуказанных объектов запланировано на *** год, источник финансирования – областной бюджет, исполнители: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и администрация городского округа Первоуральск.

В силу п. п. 3, 4 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно пп. 8 п. 9 указанного Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Кроме того, полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и перечень таких объектов специально определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым Минприроды России проводит выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки таких объектов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, а также на иных земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, и экономическая деятельность ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость восстановления прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, посредством возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр.

Судом установлено, что объекты накопленного вреда окружающей среде расположены на территории городского округа Первоуральск. Согласно ответу на запрос ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» от ****** в соответствии с открытыми данными публичной кадастровой карты Свердловской области представленные координаты отвалов вскрышных пород принадлежат земельным участкам с кадастровыми номерами: *** и ***. В соответствии с ответом на запрос ТУ Росимущества в Свердловской области от ****** согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано право собственности Российской Федерации, вид разрешенного использования – под существующий карьер. По данным Единого государственного реестра недвижимости право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером *** не зарегистрировано.

Учитывая, что до настоящего времени мероприятия по оценке объектов накопленного вреда не проведены, с учетом комплексного плана мероприятий по утилизации и рекультивации не имеющих собственника объектов размещения отходов производств Свердловской области, утвержденных Губернатором Свердловской области, суд полагает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок не позднее *** обеспечить включениеобъектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в срок не позднее ***, направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объектах в срок не позднее *** для исключения их из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Доводы ответчика о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не принимаются судом во внимание, поскольку данное Постановление включает в себя исчерпывающий переченьтерриторий нахождения объектов накопленного вреда окружающей среде, в отношении которых обязанность по их выявлению и оценке, организации работ по ликвидации возложена на орган государственной власти Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не содержит указания на то, что обязанность по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельныхучастках, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных в пределах муниципальных образований, возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.Кроме того, Комплексный план мероприятий (дорожная карта) № 01-01-39/23 по утилизации и рекультивации не имеющих собственника объектов размещения отходов горнодобывающего, обогатительного, металлургического и химического производств Свердловской области, утвержденного Губернатором Свердловской области 25.06.2019, в котором в качестве исполнителей указаны Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрация Первоуральского городского округа, незаконным не признан, следовательно, подлежит применению.

При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушения законодательства об окружающей среде.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок с учетом необходимого объема работ по заключению государственного контракта, срока рассмотрения заявки на включение объектов в государственный реестр, объема работ по ликвидации вреда окружающей среде является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок не позднее *** обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде - «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «*** (географические координаты: ***), ***» (географические координаты: ***) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральскобязанность в срок не позднее *** организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объектов -«***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***)/

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок не позднее *** направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объектах - «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты***), «***» (географические координаты: ***), «***» (географические координаты: ***) для исключения их из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Зарипова