ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1584 от 27.07.2010 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

                                                                                    Михайловский районный суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Михайловский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 1584/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Михайловский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего Водопьяновой Е.М.

при секретаре Бахолдиной Н.Ф.

с участием прокурора Поповой Л.А., представителя ответчика Лыгиной Н.И., представителя третьего лица ЗАО «Вергина» Прутковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловке Волгоградской области 27 июля 2010 года гражданское дело по иску Михайловского межрайпрокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Большовского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйные вещи скотомогильники, расположенные на территории Большовского сельского поселения и на территории ЗАО «Вергина»

У С Т А Н О В И Л:

Михайловский межрайпрокурор обратился в суд с иском к Администрации Большовского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйные вещи скотомогильники, расположенные на территории Большовского сельского поселения и на территории ЗАО «Вергина». В обоснование заявленных требований указал, что Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Объектом проверки являются места захоронения биологических отходов (скотомогильники) на территории Большовского поселения Михайловского Муниципального района. Согласно результатам проверки один скотомогильник, расположен на сухом возвышенном участке земли площадью 40 кв. м. Размер санитарно-защитной зоны до жилых, общественных зданий более 1000 метров, до пастбищ более 200 м., до автомобильной дороги более 300 метров. В центре участка имеется забетонированная площадка, в которой находится яма размером 4 х 4 м, глубиной 3 м. Второй скотомогильник расположен на территории ЗАО «Вергина» занимает площадь 40 кв.м. Размер санитарно-защитной зоны до жилых, общественных зданий менее 1000 м., до пастбищ более 1000 м., до автомобильной дороги более 300 м., до животноводческих помещений 20 м. В центре участка имеется площадка, в которой находятся 5 биотермических ям: 4 из ж/б колец диаметром 2 м, глубиной 8 м, пятая из ж/б блоков размером 2 х 4 х 6 м. Собственник данных объектов не установлен. Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статья 225 Гражданского кодекса РФ определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В связи с чем, непринятие муниципальным образованием мер по постановке данного скотомогильника на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии может привести к вспышке эпизоотии, дестабилизации устойчивого развития и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Большовского сельского поселения, на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика поставить на учёт в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйные вещи скотомогильники, расположенные на территории Большовского сельского поселения и на территории ЗАО «Вергина».

В судебном заседании прокурор Попова Л.А. исковые требования поддержала в полном объёме и, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просит его удовлетворить.

Представитель ответчика Лыгина Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела, а так же пояснила, что для постановки на учёт скотомогильника необходимо в регистрирующий орган представить помимо заявления документы на недвижимую вещь, которая является бесхозяйной. Такими документами являются план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией по учёту объектов недвижимого имущества. Изготовление этих документов производится за соответствующую плату. Однако в бюджете Большовского сельского поселения такие расходы не предусмотрены. В соответствии с действующим законодательством в собственности сельского поседения не могут находиться скотомогильники. Согласно Указа президента скотомогильники являются федеральной собственностью. Скотомогильник, расположенный на территории ЗАО «Вергина» принадлежит ЗАО «Вергина», которое им пользуется в своей производственной деятельности. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица ЗАО «Вергина» Пруткова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что скотомогильник, расположенный на территории ЗАО «Вергина» является собственностью общества. Он расположен на земельном участке, который находится в собственности ЗАО «Вергина». Построен скотомогильник в 1991 году. После его строительства сразу он не был нигде зарегистрирован, а с 1996 года изменились Ветеринарные Правила, в соответствии с которыми скотомогильник не может быть поставлен на учёт без соответствующих документов. Кроме того, по новым Ветеринарным Правилам скотомогильник должен находиться на расстоянии не менее 1 км от животноводческих помещений. Местоположение данного скотомогильника этим требованиям не соответствует. В настоящее время обществом решается вопрос о ликвидации этого скотомогильника и приобретение иных средств утилизации биологических отходов. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Михайловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, возражений суду не представил о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом и своевременно л.д. 16).

Суд проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исковые требования о возложении на ответчика обязанности поставить на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйную вещь скотомогильник, расположенный на территории Большовского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Глава 14 ГК РФ посвящена способам приобретения права собственности.

Ст. 225 ГК РФ, входящая в данную главу, определяет правила приобретения права собственности на бесхозяйные вещи.

В ч. 3 ст. 225 ГК РФ определены особые правила для учёта и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей.

Они сначала должны быть взяты на государственный учёт по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учёт данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность.

Наличие места захоронения биологических отходов на территории сельского поселения, которое осталось от бывшего производства, не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям. Более того, названные действия прямо противоречат статье 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Приведенные нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность.

Кроме того, из смысла положений Указа Президента РФ № 2284 от 24 декабря 1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» следует, что скотомогильники могут находиться только в федеральной собственности.

Как объекты муниципальной собственности скотомогильники в приведённом выше Указе не упоминаются вовсе.

Исковые требования о возложении на ответчика обязанности поставить на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйную вещь скотомогильник, расположенный на территории ЗАО «Вергина» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания ч. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что на учёт берётся наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц.

В судебном заседании установлено, что скотомогильник, расположенный на территории ЗАО «Вергина», построен ЗАО «Вергина» в 1990-тых годах на собственные средства на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, что он эксплуатируется ЗАО «Вергина» в связи с его производственной деятельностью по производству животных и переработке продуктов животноводства.

Это подтверждается объяснениями представителей ответчика и третьего лица ЗАО «Вергина» в судебном заседании, а так же копией свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок нал.д. 33, выпиской из технического паспорта на животноводческий комплекс нал.д. 34, копией плана земельного участка, на котором расположен животноводческий комплекс, нал.д. 35.

Как пояснила в судебном заседании представитель ЗАО «Вергина» Пруткова О.В. в настоящее время общество не может зарегистрировать своё право собственности на скотомогильник, так как он построен с нарушением требований ветеринарных правил, вступивших в действие после его строительства, и подлежит консервации.

Поскольку скотомогильник, на территории ЗАО «Вергина», находится во владении и пользовании собственника земельного участка, в соответствии со ст. 225 ГК РФ данное имущество не может являться бесхозяйным.

В связи с чем, оно не может быть поставлено как таковое на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

С учётом изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст. 194 - 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В иске Михайловскому межрайпрокурору в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Большовского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить на учёт в Михайловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйные вещи скотомогильники, расположенные на территории Большовского сельского поселения и на территории ЗАО «Вергина» отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

СУДЬЯ подпись Е.М. Водопьянова

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2010 года. ...