ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1584/2022 от 07.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-1584/2022

УИД 36RS0004-01-2022-000199-38

Строка 2.209

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июля 2022 г. город Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего - судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Санникове А.Г.,

с участием прокурора Скрынникова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управе Ленинского района городского округа город Воронежа о возложении обязанности по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управе Ленинского района городского округа город Воронежа о возложении обязанности по совершению определенных действий, в котором просил обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронеж признать движимое имущество – элементы детского игрового и спортивного оборудования (детскую игровую площадку), расположенную в сквере имени М.Т. Калашникова, бесхозной, обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронеж поставить на баланс элементы детского игрового и спортивного оборудования (детскую игровую площадку), расположенную в сквере имени М.Т. Калашникова.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района г.Воронежа проведен анализ доводов обращения ФИО1 о нарушении требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки в сквере им. М.Т. Калашникова установлено, что в нарушение пункта 6.2 ГОСТ на элементах оборудования на видном и доступном месте отсутствуют таблички, содержащие информацию о наименовании изготовителя и его адрес (или его уполномоченного представителя), годе введения в эксплуатацию, обозначении оборудования.

Кроме того, в нарушении пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» отсутствуют информационные таблички (или доски) содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Также в нарушении требований ГОСТ на детской площадке в сквере им. М.Т. Калашникова в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей, отсутствует мягкое покрытие, металлические конструкции детской площадки повреждены, проржавели, имеют заостренные выступающие элементы. Кроме того площадка не оборудована ударопоглощающим покрытием, металлические элементы площадки имеют коррозию, окрашены частично.

Согласно предоставленной в прокуратуру района информации от 17 ноября 2021 г., детская игровая площадка в указанном сквере устанавливалась за счет средств депутатов инвесторов, на балансе управы числятся только спортивный тренажер и спортивный комплекс. Однако управой района не принято должных мер к признанию детской игровой площадки бесхозной, регистрации указанного имущества и приведению площадки в соответствие с нормами действующего законодательства.

В связи с выявлением вышеуказанных нарушений требований законодательства прокуратурой района 14 декабря 2020 г. в адрес управы Ленинского района городского округа город Воронеж внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.

Помощник прокурора Скрынников А.Л. в судебном заседании представил уточненные исковые требования, поддержал их и просил обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронежа признать движимое имущество - 8 элементов детского оборудования, расположенных в сквере имени М.Т. Калашникова и не принятых на баланс Управы Ленинского района городского округа город Воронежа – бесхозными. Обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронежа поставить 8 элементов детского оборудования, отраженных в акте осмотра детского игрового и спортивного оборудования, расположенного в сквере имени М.Т. Калашникова от 21 марта 2022 г., на баланс. Пояснял изложенное в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управы Ленинского района городского округа город Воронежа по доверенности ФИО2, явившаяся в судебное заседание, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела, Указала, что не стоят на балансе управы, а переданы ФИО3 председателю ТОС №62 в безвозмездное пользование согласно договору №06/09/2018 от 06 сентября 2018 г. 8 элементов детского оборудования, расположенного на территории сквера имени М.Т. Калашникова (л.д.54-56).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Воронежа проведен анализ доводов обращения ФИО1 о нарушении требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В соответствии с пунктами 19, 20, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального городского округа относится обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территории, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно приложению № 2 к Постановлению администрации города Воронежа от 01 апреля 2003 г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа» сквер имени М.Т. Калашникова включен в перечень зеленых зон общего пользования на территории городского округа город Воронеж.

В соответствии с пунктом 9.3.22.1 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19 июня 2008 г. № 190-П, игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.

Согласно пункта 3.3.4 Положения об управе Ленинского района городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25 марта 2015 г. № 265 управа района организует выполнение мероприятий по благоустройству и содержанию территорий и объектов общего пользования.

Кроме того, в силу пункта 3.3.17 принимает участие в работе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие объекты.

В ходе проведения проверочных мероприятий выявлены нарушения требований безопасности, установленных национальными стандартами Российской Федерации, к оборудованию и покрытию детских игровых площадок, допущенных при установке и их эксплуатации.

Детское оборудование должно соответствовать ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее — ГОСТ).

В ходе проверки в сквере им. М.Т. Калашникова установлено, что в нарушение пункта 6.2 ГОСТ на элементах оборудования на видном и доступном месте отсутствуют таблички, содержащие информацию о наименовании изготовителя и его адресе (или его и представителя), годе введения в эксплуатацию, обозначении оборудования.

Кроме того, в нарушении пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» отсутствуют информационные таблички (или доски) содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Согласно пункта 9.3.2.9. Правил благоустройства мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) предусматриваются на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Пунктом 4.3.2 ГОСТ Р 52169-2012 определено, что конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость, и пространственная неизменяемость.

Помимо изложенного, пунктом 4.3.3 ГОСТ установлено, что элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии. В нарушение вышеуказанных требований закона на детской площадке в сквере им. М.Т. Калашникова в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей, отсутствует мягкое покрытие, металлические конструкции детской площадки повреждены, проржавели, имеют заостренные выступающие элементы.

Кроме того, на указанной детской площадке горка не оборудована ударопоглощающим покрытием, металлические элементы площадки имеют коррозию, окрашены частично.

Согласно предоставленной в прокуратуру района информации детская игровая площадка в указанном сквере устанавливалась за счет средств депутатов и инвесторов, на балансе управы числятся только спортивный тренажер и спортивный комплекс. Однако управой района не принято должных мер к признанию детской игровой площадки бесхозной, регистрации указанного имущества и приведению площадки в соответствие с нормами действующего законодательства.

В связи с выявлением вышеуказанных нарушений требований законодательства прокуратурой района 14 декабря 2020 г. в адрес Управы Ленинского района городского округа город Воронеж внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены (л.д.11-18).

Также прокуратурой Ленинского района был произведен осмотр детского игрового и спортивного оборудования, расположенного в сквере им. Калашникова М.Т., о чем был составлен акт от 21 марта 2022 г. (л.д.238-247) В ходе осмотра установлено, что на балансе управы Ленинского района г.о.г. Воронеж стоит спортивный комплекс, качели Гнездо на металлических стойках, спортивный тренажер (имитатор ходьбы на лыжах), качалка на пружине Квадроцикл.

Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с частью 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 130 ГК РФ дает понятие движимых и недвижимых вещей.

В силу пункта 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно части 1 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены) доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Оборудование детской площадки на протяжении длительного времени не имеет собственника, техническое обслуживание не осуществляется, что влечет за собой нарушение гарантированных государством прав гражданина на охрану жизни и здоровья, в том числе детей, безопасные условия их пребывания на детских и спортивных площадках.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт нарушения приведенных норм закона Управу Ленинского района городского округа город Воронежа, выразившийся в нарушении норм действующего федерального законодательства, заявленные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронежа признать движимое имущество, состоящее из 8 элементов детского оборудования, расположенное на территории сквера имени М.Т. Калашникова и не принятого на баланс Управы Ленинского района городского округа город Воронежа – бесхозным.

Обязать Управу Ленинского района городского округа город Воронежа поставить движимое имущество, состоящее из 8 элементов детского оборудования, отраженных в акте осмотра детского игрового и спортивного оборудования, расположенное на территории сквера имени М.Т. Калашникова от 21 марта 2022 г., на баланс.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Манькова