Ленинский районный суд г. Перми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1585/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 марта 2012 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
при секретаре Козловцевой А.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства Пермского края,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства Пермского края, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Министерства Лесного хозяйства Пермского края было объявлено о проведении открытого аукциона ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Среди лотов было выставлено право на заключение договора аренды земельного участка лот № – , выдел №, вид использования – осуществление рекреационной деятельности. Заявителем была подана заявка на участие в аукционе, внесен задаток в размере . Согласно сведениям о заявителях, допущенных и не допущенных к участию в аукционе, заявитель не был допущен к участию в аукционе со ссылкой на п. 2 ч. 8 ст. 79 Лесного кодекса РФ – предоставление заявки лицом которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки. По результатам аукциона торги по лоту № признаны несостоявшимися. Заявитель считает, что решение аукционной комиссии о его недопуске к участию в аукционе нарушает его права, так как согласно ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ он является участником лесных отношений. Вид использования земельного участка, заявленный в документации – осуществление рекреационной деятельности, не предполагает обязательного осуществления предпринимательской деятельности, лесной участок он испрашивал в личных целях. Заявитель просил признать незаконным решение аукционной комиссии, оформленное протоколом приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ, в части недопуска ФИО2 к участию в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по аукционной единице (лоту) №; внести в протокол приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка сведения о ФИО2, как об участнике аукциона; обязать Министерство повторно провести открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по аукционной единице (лоту) № с участием ФИО2
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Министерство Лесного хозяйства Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на заявление, согласно которому требования не признает, указывает, что лесной участок по лоту № предназначался для осуществления рекреационной деятельности. В статьях 78-80 Лесного кодекса РФ установлен порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, однако граждане, как возможные участники таких аукционов, не упоминаются. Лесной кодекс РФ исходит из того, что арендная форма предоставления в пользование лесных участков, предусмотрена преимущественно для тех видов использования лесов, которые признаются предпринимательской деятельностью. При использовании лесов гражданами для собственных нужд Лесной кодекс РФ устанавливает специальное правовое регулирование с выделением его в отдельные статьи (ст. 30, 33, 35). В этой связи использование лесов осуществляется без предоставления земельного участка. Кроме того, указание в ст. 41 Лесного кодекса РФ в качестве цели использования леса на организацию отдыха, а не сам отдых, говорит о коммерческом характере такой деятельности, которую могут осуществлять только лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично на основании следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в Министерство лесного хозяйства Пермского края подана заявка на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который состоится ДД.ММ.ГГГГ, по аукционной единице (лоту) № - , выдел №, вид использования – осуществление рекреационной деятельности.
Согласно приложению № к протоколу приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не допущен к участию в аукционе по лоту №, причина отказа – п. 2 ч. 8 ст. 79 Лесного кодекса РФ.
Как следует из отчета о результатах аукциона, аукцион по лоту № признан несостоявшимся.
Согласно ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии с ч. 8 ст. 79 Лесного кодекса РФ основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;
4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно ч. 15, 16 ст. 79 Лесного кодекса РФ организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня после даты окончания срока подачи таких заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона указанного протокола.
Заявители, допущенные к участию в аукционе, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе.
Суд считает, что позиция Министерства лесного хозяйства Пермского края о том, что участниками аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в рекреационных целях могут быть лишь юридические лица либо индивидуальные предприниматели, не основана на нормах закона, поскольку прямого запрета на предоставление в аренду гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, такого лесного участка в законе не содержится.
Согласно ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ граждане также являются участниками земельных правоотношений.
Таким образом, из указанных норм следует, что на лесные участки и их использование распространены положения земельного и гражданского законодательства. Лесные участки фактически являются разновидностью земельных участков. Граждане являются субъектами как лесных, так и земельных правоотношений. При этом положения Земельного кодекса РФ об аренде земельных участков также не содержат запрета на предоставление гражданам земельных участков в аренду для целей рекреационной деятельности.
Кроме того из понятия рекреационной деятельности также не следует, что субъектами такой деятельности могут быть лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 24.04.2007 N 108 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
Из указанных положений закона, раскрывающих понятие рекреационной деятельности в лесах, не следует, что организация рекреационной деятельности в обязательном порядке является предпринимательской деятельностью и носит коммерческий характер.
Согласно ч. 3 ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом отдельные статьи Лесного кодекса РФ прямо предусматривают деятельность на лесных участках, которая представляет собой предпринимательскую деятельность: заготовка древесины (ст. 29), заготовка живицы (ст. 31), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39), выращивание посадочного материала лесных растений (ст. 39.1), создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42), переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46).
В ст. 41 Лесного кодекса РФ, регламентирующий такой вид использования лесов, как рекреационная деятельность, прямо не указано, что рекреационная деятельность является предпринимательской деятельностью.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что субъектами рекреационной деятельности в лесах могут быть граждане – физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с чем отказ заявителю в допуске к участию в аукционе по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 8 ст. 79 Лесного кодекса РФ, не может быть признан законным. Иных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не приведено и судом при рассмотрении дела не установлено. Как следует из материалов дела, заявитель представил все необходимые и надлежащим образом оформленные документы для участия в аукционе, в связи с чем решение о не допуске его к участию в аукционе неправомерно.
В связи с этим суд считает возможным удовлетворить требования заявителя и признать незаконным решение аукционной комиссии, оформленное протоколом приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ, в части недопуска ФИО2 к участию в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по аукционной единице (лоту) №.
Между тем, суд не усматривает оснований для возложения на Министерство лесного хозяйства Пермского края обязанности внести в протокол приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ сведения о ФИО2, как об участнике аукциона и повторно провести открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по аукционной единице (лоту) № с участием ФИО2, поскольку предъявление данных требований не является надлежащим способом защиты права. Как следует из материалов дела, аукцион по лоту № признан несостоявшимся, в связи с чем внесение изменений в протокол приема заявок не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя. Принятие решения о проведении повторного аукциона является правом организатора, требования о возложении обязанности на организатора провести повторный аукцион не основаны на законе, удовлетворение такого требования повлечет нарушение прав собственника имущества. При этом правовым последствием незаконного отказа лицу в допуске к участию в аукционе может быть недействительность аукциона, недействительность заключенного по результатам аукциона договора, приведение сторон в первоначальное положение и отсутствие правовых последствий, предусмотренных данным договором, а не понуждение стороны (организатора аукциона, являющегося представителем собственника имущества) к проведению повторного аукциона по продаже лесного участка. Требований о признании аукциона недействительным ФИО2 не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным незаконным решение аукционной комиссии Министерства лесного хозяйства Пермского края, оформленное протоколом приема заявок от ДД.ММ.ГГГГ, в части недопуска ФИО2 к участию в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по аукционной единице (лоту) №.
В удовлетворении остальной части требований ФИО2 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.