ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1585/19 от 27.01.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-30/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2020 года г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Виноградовой И.В.,

при секретаре Антиповой Т.А.,

с участием представителя истца Администрации г. Твери и третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери по доверенности Сусаниной М.С.,

представителя ответчика ООО «Дом» по доверенности Грачева В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Дом» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности предоставить документы,

установил:

Администрация г. Твери обратилась с исковыми требованиями к ООО «Дом» - признать незаконным бездействие ООО «Дом» по не устранению замечаний, выявленных в ходе оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов; обязать ООО «Дом» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: ул. Московская, д. 24, корп. 1): документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, предусмотренные подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду; акты повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: г Тверь, ул. Ржевская, д. 7; г. Тверь, ул. Ржевская, д. 8, предусмотренные подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

В обоснование исковых требований указано, что соответствии с п. 6 постановления Администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019-2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115.

Согласно подпункта 1.1 пункта 1 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» ООО «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающих жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 23.09.2019 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.

В силу пункта 6.3 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06.09.2019 надлежало представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери по адресу: г. Тверь, ул. Московская, д. 24, корп. 1: - оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

При этом установлено, что срок предоставления документов может быть продлен до 15.09.2019 с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год. Департамент ЖКХ и строительства в течение 5 рабочих дней со дня получения от потребителей (управляющих компаний) документов, предусмотренных пунктом 6.3 Постановления: осуществляет их проверку; при наличии замечаний, руководствуясь пунктом 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 обеспечивает подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний с указанием сроков их устранения (пункт 9.1 Постановления).

Оценка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2019-2020 годов осуществляется комиссией при Администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии в составе, утвержденном Постановлением.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду.

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 191-ФЗ «О теплоснабжении»).

Исходя из Правил оценки готовности к отопительному периоду, обязанность по подготовке к отопительному периоду возложена именно на потребителя. Техническая готовность теплооборудования, теплоустановок и тепловых сетей абонента к началу отопительного сезона состоит в выполнении потребителем всего комплекса технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствие их технического состояния установленным правилам и требованиям.

Ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного сезона должен был выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акт замечаний устранить их в установленные сроки.

16.09.2019 ООО «Дом» в адрес Департамента ЖКХ и строительства были представлены документы, предусмотренные пунктом 6.3 Постановления. По итогам проведения оценки готовности ООО «Дом» к отопительному периоду 2019-2020 годов комиссией выдан акт проверки готовности ООО «Дом» с указанием ряда замечаний и сроков для их устранения. Несмотря на требования действующего законодательства, ООО «Дом» в соответствии с актом проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в установленный срок до 26.09.2019, не устранило выявленные замечания в части требований:

1) подпункта 14 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - не предоставлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией,

2) подпункта 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - не предоставлены акты повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета) в отношении домов по адресам: ул. Ржевская, д. 7; ул. Ржевская, д. 8.

Нарушение требований по подготовке жилого фонда к работе в осенне-зимний период может привести к опасности для жизни людей. В целях защиты прав неопределенного круга потребителей органы местного самоуправления в силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города, чьи права нарушены, администрация города Твери обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В процессе рассмотрения гражданского дела 13.12.2019 Администрацией г. Твери уточнены исковые требования (в последней редакции), согласно которым Администрация г. Твери просит признать незаконным бездействие ООО «Дом» по не устранению замечаний, выявленных в ходе оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019; обязать ООО «Дом» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Дом» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: ул. Московская, д. 24, корп. 1):

- график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД;

- акты повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: ул. Ржевская, д. 7; ул. Ржевская, д. 8, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

В обосновании уточненных исковых требований указано, что частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что одним из критериев готовности потребителей к отопительному периоду является отсутствие у них задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Пунктом 5 Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД, установлено, что в ходе проведения проверки потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду комиссией по проверке готовности потребителей тепловой энергии (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов проверяются документы, согласно Приложению № 3 к Программе, а при необходимости проводится выезд с целью осмотра объектов проверки, по результатам которого составляется акт по форме согласно Приложению № 5.1 к Программе.

Пунктом 10 перечня документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов (приложение № 3 к Программе), установлено, что потребителем тепловой энергии в целях оценки готовности находящегося в управлении жилого фонда к отопительному периоду предоставляется: акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией (со сроком выдачи не ранее 8 августа 2016 года), подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Частью 5 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии. В тариф на услуги по передаче тепловой энергии включены затраты теплоснабжающей организации на закупку газа, резервного топлива, воды, труб, текущий и капитальный ремонт тепловых сетей. В случае, если потребители тепловой энергии не будут своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные теплоснабжающей организацией услуги по передаче тепловой энергии, теплоснабжающая организация будет вынуждена сокращать расходы, предусмотренные в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии, в том числе в части проведения текущего ремонта тепловых сетей, что, в свою очередь, приведет к нарушению качества предоставляемой услуги по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах, что приведет к нарушению прав граждан - жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественных коммунальных услуг.

Определением суда от 10.01.2020 производство по настоящему делу в части исковых требований об обязании ООО «Дом» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Дом» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: ул. Московская, д. 24, корп. 1) акт повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении дома по адресу: г. Тверь, ул. Ржевская, д. 7; г. Тверь, ул. Ржевская, д. 8, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - прекращено.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери Сусанина М.С. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что управляющие организации обязаны предоставлять при подготовке жилого фонда к отопительному периоду, пакет документов, предусмотренный правилами оценки готовности к отопительному периоду. В данный перечень документов входит, в том числе документ, подтверждающий отсутствие задолженности, либо в случае наличия задолженности – график реструктуризации задолженности. Ответчик данные документы в комиссию не представил, в связи с чем, администрация была вынуждена обратиться в суд с требованиями об обязании ответчика представить данные документы, поскольку отсутствие данных документов является основанием для неполучения паспорта готовности жилого фонда к отопительному периоду.

Представитель ответчика Грачев В.В., возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал свои письменные возражения, пояснил, что ООО «Дом» в ООО «Тверская генерация» отправляло запросы о предоставлении информации о размере задолженности перед ООО «Тверская генерация» и предоставлении графика для погашения задолженности. В ответ на запрос ООО «Тверская генерация» выдало справку, в которой указан размер задолженности, но так и не предложили варианты погашения имеющейся задолженности. Со стороны ответчика были предприняты попытки для получения графика реструктуризации долга, но поскольку ООО «Тверская генерация» не выдает график, соответственно представить истцу график не представляется возможным.

Из письменных возражений ответчика следует, что по состоянию на 2019 год между управляющей организацией ООО «Дом» и ООО «Тверская генерация» заключен договор теплоснабжения, а также агентский договор на производство приема платежей от граждан, а также осуществления взыскания задолженности с собственников помещений за потребленную тепловую энергию и теплоноситель. У ООО «Дом» отсутствует задолженность перед поставщиком тепловой энергии за коммунальные услуги, потребленные собственниками помещений. Вместе с тем, имеется задолженность за коммунальные услуги, потребленные с целью содержания общего имущества – коммунальные услуги ОДН. В связи с этим ООО «Тверская генерация» не предоставляет управляющей организации ООО «Дом» справку об отсутствии задолженности за поставленную тепловую энергию, а также отказывается согласовывать график погашения образовавшейся задолженности. Поэтому в данной части иск не может быть удовлетворен в связи с невозможностью исполнения названных требований, поскольку это не зависит от ответчика. По состоянию на 2019 год в состав многоквартирного дома № 7 и № 8 по ул. Ржевской г. Твери не входят общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя. Собственники помещений до настоящего момента не приняли решения об их установке. В связи с этим, исполнение требований истца в данной части также не представляется возможным. В перечне замечаний предъявленных к оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов Департамент ЖКХ, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери указал на «отсутствие акта повторного допуска в эксплуатацию узла тепловой энергии (при наличии узла учета тепловой энергии), подписанный теплоснабжающей организацией. Истец в своей позиции обозначил необходимость предоставления истребуемых документов только при наличии таких приборов учета на доме.

Третьи лица ООО «Тверская генерация», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Органы местного самоуправления наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей..

Согласно пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона).

Поскольку в данном случае истец обращается с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика, к участию в деле невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя; теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Подпункт «в» пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил).

Действующее законодательство направлено на регулирование отношений между теплоснабжающей организацией, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, и жителями многоквартирных домов, целью которых является обеспечение жителей многоквартирных домов качественной услугой по отоплению и горячему водоснабжению.

На основании пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (пункт 1 Правил).

К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (пункт 3 Правил).

Таким образом, на основании указанного пункта управляющая компания – ответчик ООО «Дом» является потребителем тепловой энергии, объекты которого подлежат проверке.

При проверке комиссиями проверяется выполнение требований по готовности. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (пункт 6 Правил). Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9 Правил). Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил).

Как следует из пунктов 16, 17 Правил, В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.

К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 14 пункта 16 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019-2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115; в срок до 06 сентября 2019 года представлять в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с предоставлением документов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103. Срок предоставления документов может быть продлен до 15 сентября 2019 года с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год.

Согласно пункта 1.1 части 1 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» ООО «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающих жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 23.09.2019 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.

Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности этих организаций к отопительному периоду 2019-2020 годов документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.

19.09.2019 комиссией, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД, образованной постановлением администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2019-2020 годов», в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, на основании Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и «Правил оценки готовности к отопительному периоду» утвержденных приказом Минэнерго от 12 марта 2013 года № 103, провела проверку готовности к отопительному периоду ООО «Дом», в ходе которой установлено, что основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов не выполнены, сделан вывод о неготовности ООО «Дом» к отопительному сезону (л.д.19-20).

Согласно приложению к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов ООО «Дом» не представлены:

- акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов подписанный руководителем организации;

- акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченном представителем потребителя. При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии;

- акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (при наличии узла учета тепловой энергии), подписанные теплоснабжающей организацией (л.д. 19).

Как следует из ответа ООО «Тверская генерация», представленного в ООО «Дом» от 16.01.2020, следует, что по состоянию на 15.01.2019 задолженность ООО «Дом» за тепловую энергию по договору № 90212 от 23.11.2016 перед ООО «Тверская генерация» за период с 15.11.2016 по 31.12.2019 составляет 3 493 876 руб. 75 коп., в том числе населения – 2 899 335 руб. 11 коп. С ноября 2016 года потребители, проживающие в многоквартирных жилых домах, относящихся к управлению ООО «Дом», оплачивают за коммунальные услуги «отопления» и «горячего водоснабжения» напрямую в ООО «Тверская генерация» (между ООО «Дом» и ООО «Тверская генерация» заключен агентский договор). Задолженность ООО «Дом» перед ООО «Тверская генерация» по оплате ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Дом», составляет 594 541 руб. 64 коп.

Обращаясь с иском в суд, истец полагал, что в целях устранения замечаний, выявленных при проверке готовности к отопительному периоду ответчику надлежит представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией. В дальнейшем, уточнив заявленные требования, истец указал, что в целях устранения замечаний, выявленных при проверке готовности к отопительному периоду ответчику надлежит представить график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 10.12.2019 между ООО «Тверская генерация» и ООО «Дом» не подписан ответчиком (л.д. 83-84).

Как указано представителем ответчика, с размером задолженности управляющей организации перед ООО «Тверская генерация» ООО «Дом» не согласно. Также, не оспаривается иными лицами, участвующими в деле, график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, у ООО «Дом» отсутствует.

Согласно пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу пункта 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Соглашение о реструктуризации задолженности представляет собой сделку, направленную на изменение условий договора на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, касающихся порядка погашения имеющейся задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты задолженности, на условиях, определенных сторонами такого соглашения.

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Учитывая обстоятельства дела, заявляя требования о возложении на ООО «Дом» обязанности представить график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, истец фактически просит обязать ответчика заключить соглашение о реструктуризации задолженности с поставщиком тепловой энергии.

Вместе с тем, суд полагает, что требование о предоставлении графика реструктуризации задолженности может быть удовлетворено только в случае, если такое соглашение между теплоснабжающей организацией и управляющей организацией к моменту рассмотрения дела достигнуто.

В данном случае соглашение о реструктуризации задолженности между ООО «Тверская генерация» и ООО «Дом» не достигнуто, размер задолженности указанными организациями не согласован, достижение соглашения о реструктуризации задолженности зависит от волеизъявления не только ответчика, но также и от ООО «Тверская генерация», при этом заключение такого соглашения является их правом, а не обязанностью.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

По смыслу статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым.

Суд полагает, что решение суда об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности представить в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, будет являться неисполнимым, поскольку заключение соглашения о реструктуризации задолженности за поставленную тепловую энергию, а соответственно и исполнение решения суда будет поставлено в зависимость не только от волеизъявления ответчика, но также и от волеизъявления третьего лица ООО «Тверская генерация», у которого законодательно закрепленная обязанность по заключению такого соглашения отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия ООО «Дом» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.

В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно частями 1, 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со статьей 1-03 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец при подаче настоящего иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении исковых требований отказано, с ответчика государственная пошлина не взыскавается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Дом» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности предоставить документы отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Виноградова

Решение суда принято в окончательной форме 03 февраля 2020 года.

Судья И.В. Виноградова