Буденновский городской суд гражданское дело
<адрес> № года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2013 года г. Будённовск
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Лизак А.А.,
при секретаре Остраущенко И.В.,
с участием истца представителя истца – помощника Будённовского межрайонного прокурора Подберёзного Р.И.,
представителя ответчика ООО «<адрес>» – ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
специалиста – техника-метролога ООО «<адрес>» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя Будённовского межрайонного прокурора к ООО «<адрес>» о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО «<адрес>» в <адрес> районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Будённовского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в котором указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года в Будённовскую межрайонную прокуратуру поступило 27 обращений граждан о нарушении их прав и законных интересов ООО «<адрес>».
В соответствии с пп. «в» п. 25 Правил № 549 определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа при соблюдении ряда обязательных условий одно из которых – не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности её проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
В ходе проведённой проверки установлено, что <адрес> филиалом ООО «<адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ для определения поставленного объёма газа принимались к учету показания приборов учета газа срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.
Так, согласно информации филиала ООО «<адрес> в <адрес> районе от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ срок государственной поверки приборов учета газа <данные изъяты> абонента истёк, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ году истёк срок поверки приборов учёта <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> абонентов.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> филиал ООО «<адрес>» прекратил принимать к учету показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется <адрес> филиалом ООО «<адрес>» по нормативам потребления.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время объём газа потреблённого указанными выше <данные изъяты> абонентом определяется по нормативам потребления газа, в том числе на отопление жилых помещений. Объём начисленного газа на отопление жилых помещений по окончании отопительного периода указанным выше <данные изъяты> абонентам с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет <данные изъяты> куб. м газа, что сопоставимо с объёмом газа, потреблённым указанными абонентами в течении отопительного периода, определенным по показаниям прибора учета газа.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> филиалом ООО «<адрес>» нарушались требования пп. «в» п. 25 Правил № 549.
Недобросовестные действия <адрес> филиала ООО «<адрес>» ввели в заблуждение абонентов <адрес> филиала ООО «<адрес>» в части порядка исчисления объёма потребленного газа в период, следующий за моментом истечения интервала государственной поверки приборов учёта газа.
В соответствии с пп. «г» п. 22, пп. «б» п. 35 Правил № 549 поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ; объём потреблённого газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа при использовании газа для отопления жилых помещений, в расчётном периоде рассчитывается как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.
Тариф – это ставка оплаты за различные услуги, предоставляемые предприятиям и населению (ФИО4, ФИО5, ФИО6 «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
<адрес> есть величина постоянная, следовательно, при изменении способа учёта газа, со способа при котором объём потребленного газа определяется по приборам учёта на способ, при котором определение объёма потребленного газа определяется по нормативам потребления, существенно изменяется размер оплаты за газ.
В силу ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона, обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах, применяя положения пп. «г» п. 22 Правил № 549, ст. 7 ЖК РФ, ч. 3 ст. 11 ГК РФ считает, что в случае изменения способа определения потреблённого (поставленного) объёма газа (далее - изменение учета), в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на определение по нормативам потребления ООО «<адрес>» обязано заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учёта способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления.
Кроме того, договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи. В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними; оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее Правила № 549), при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 № 173-п «О нормативах потребления газа населением <адрес>» (далее Постановление № 173-п) норматив потребления газа населением <адрес> для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учёта газа составляет <данные изъяты> кубических метров газа на 1 кв. м отапливаемой площади. Годовой объём газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет <данные изъяты> кубических метра.
Исходя из вышеизложенного, и принимая во внимание тот факт, что коммунальная услуга - поставка газа на отопление жилых помещений, потребляется собственниками жилых помещений только в течение отопительного периода, разбивка норматива потребления газа на 12 месяцев года при установлении норматива связана с необходимостью снижения единовременной нагрузки по содержанию жилых помещений для собственников указанных помещений.
В результате, оплата за потреблённую в течение отопительного периода коммунальную услугу по газоснабжению на отопление жилых помещений (далее Услуга на отопление) равномерно распределяется на период года, в котором коммунальная услуга на отопление фактически не предоставляется, что оптимизирует структуру расходов собственников на содержание жилых помещений и снижает бремя содержания жилых помещений.
Однако, применение подобного подхода целесообразно только в случае если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя такой способ определения потребленного объёма газа как определение по нормативам потребления газа населением.
Тогда как, в случае, если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя способ определения потреблённого объёма газа по показаниям прибора учета газа, взимание по окончании отопительного периода платы с такого собственника по нормативам на отопление жилых помещений приводит к двойной оплате одной и той же указанной коммунальной услуги.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счёт другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое.
Правовой акт, регламентирующей порядок поставки природного газа для коммунальных нужд граждан (Правила № 549), не содержит положений о порядке определения начала и окончания отопительного периода.
Вместе с тем жилищное законодательство содержит положения о порядке определения начала и окончания отопительного периода. В связи с чем, исходя из смысла ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 5. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, по аналогии закона, к отношениям, связанным с поставкой газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, применимы следующие нормы: в случае непринятия собственниками жилых домов решения о начале и окончании отопительного периода отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
При принятии решения о начале и окончании отопительного периода уполномоченный орган руководствуется тем, что отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Исходя из вышеизложенного, начисление объёмов потреблённого газа и взимание платы <адрес> филиалом ООО «<адрес>» за потребление газа на отопление по нормативам потребления по окончании отопительного периода с абонентов-собственников (правообладателей) жилых помещений, оплативших объём потребленного газа на отопление, определяемый в течение отопительного периода по показаниям прибора учета газа, противоречит указанным положениям жилищного и гражданского законодательства, а также требованиям разумности и справедливости.
Распоряжением главы администрации <адрес> муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ прекращается ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что указанный выше подход ООО «<адрес>» к определению объёмов потреблённого газа в случаях истечения срока государственной поверки приборов учёта газа применим к неограниченному числу абонентов и влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного числа лиц, заместитель Будённовского межрайонного прокурора просил суд:
- обязать ООО «<адрес>» в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам, расположенным на территории <адрес> муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потреблённого газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа;
- признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия <адрес> филиала ООО «<адрес> по начислению по окончании отопительного периода объёмов потреблённого газа по нормативу потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам (правообладателям) жилых помещений, которым в течении предшествующего отопительного периода начислены потреблённые объемы газа на отопление жилых помещений, при условии, что начисленные объёмы газа, потреблённого в течении предшествующего отопительного периода, определялись по показаниям прибора учёта газа.
В ходе судебного разбирательства заместитель <адрес> межрайонного прокурора уточнил исковые требования и, в частности, указал, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> филиал ООО «<адрес>» прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потреблённого газа указанными абонентами (применяющих для учёта поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется <адрес> филиалом ООО «<адрес>» по нормативам потребления.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе нарушались требования пп. «в» п. 25 Правил № 549.
Объём потреблённого газа на отопление жилых помещений значительно изменяется в зависимости от времени года и среднесуточной температуры воздуха.
Таким образом, произвольное установление филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе момента с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа существенно нарушает права потребителей коммунальной услуги, так как законом этот момент чётко определён и наступает с момента истечения срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учета.
Кроме того, как уже упоминалось, недобросовестные действия <адрес> филиала ООО «<адрес>», связанные с нарушением требований пп. «в» п. 25 Правил № 549 вводят в заблуждение абонентов <адрес> филиала ООО «<адрес>», в части порядка исчисления объёма потребленного газа в период, следующий за моментом истечения интервала государственной поверки приборов учета газа.
В связи с этим, заместитель Будённовского межрайонного прокурора просил суд:
- обязать ООО «<адрес>» в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам расположенным на территории <адрес> муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учета газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа;
- признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия филиала ООО «<адрес> <адрес>» в <адрес> районе по произвольному установлению филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта, в нарушение требований пп. «в» п. 25 Правил № 549;
- в случае несвоевременного установления филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потрёбленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа.
В ходе судебного разбирательства помощник <адрес> межрайонного прокурора Подберёзный Р.И. уточнённые исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Кроме того, он пояснил, что ответчик не должен был самостоятельно выбирать момент поверки и предоставлять людям отсрочку, поскольку такая отсрочка большинству абонентов невыгодна. Данную отсрочку ответчик сделал летом, хотя правильнее было бы перевести людей на нормативы во время отопительного сезона, если срок поверки истекал именно в этот период.
В противном случае, люди фактически дважды в год (в год истечения срока поверочного интервала) платят повышенные расценки – в зимний (отопительный) период, когда расходы газа на отопление возрастают многократно, и в летний период, когда Ответчик переводит абонентов на норматив потребления, который невыгоден людям, хотя очевидно, что в летний период в нашем регионе никто свои дома не отапливает. Но люди, в случае перевода их на оплату по нормативу, вынуждены летом платить зачастую больше, чем в зимний период, хотя, если бы их перевели на данный норматив именно зимой, то никакой большой разницы по оплате по счётчику или по нормативу для людей не было бы, и абоненты платили бы именно за поставленную им услугу (поставку газа). Очевидно, что летом абонентам газ никто для отопления фактически не поставляет, хотя и имеется возможность его использования для этих целей. Тем не менее очевидно, что в жару никто газ именно для отопления не использует, что подтверждается и сведениями, представленными ответчиком, о многократном снижении объёма поставленного абонентам газа не в отопительный сезон.
Представитель филиала ООО «<адрес>» в <адрес> районе ФИО1 просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Так, в своих возражениях на иск директор филиала ООО «<адрес>» в <адрес> районе указал, что согласно п. 1.1. Порядка проведения поверки средств измерений, утверждённого приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125 (далее Порядок), поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
Согласно п. 2.1. Порядка средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. п. 2.5. Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определённые межповерочные интервалы. п. 2.7. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. п. 3.1.. .. физические лица, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. п. 3.6. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают физические лица - владельцы средств измерений.
Поверять бытовые газовые счётчики необходимо и делать это надо своевременно. Об этом подробно повествует Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений".
Согласно п. 21 «Правил поставки газа в Российской Федерации», поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.
В соответствии с п. 1.7. «Правил учёта газа», ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учёта газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов.
Именно владельцы приборов учёта газа обязаны своевременно представлять их на периодическую поверку. Если периодическая поверка не была произведена, то показания, снятые с такого счётчика, будут признаны не действительными.
Согласно п. 24, п. 25 и п. 32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» № 549, при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В случае пропуска абонентом срока межповерочного интервала объём потребляемого газа также будет определяться на основании установленных нормативов потребления, исходя из количества проживающих лиц, размера отапливаемой площади, количества и марок установленных газовых приборов, с момента истечения последней действующей государственной поверки.
Таким образом, абонент должен знать о том, что истёк срок поверки газового счётчика, так как следить за сроками поверки обязанность потребителя, а не ООО «<адрес>». Эксплуатация не поверенных приборов учёта газа не допустима, а обязанность по своевременному предоставлению их на поверку, возложена на физическое лицо, использующее их.
ООО «<адрес>» заключило с гражданами, проживающими на территории <адрес> (в т.ч. и в <адрес> районе) публичный договор газоснабжения по присоединенной сети. Договор опубликован в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года.
Всеми абонентами были приняты условия публичного договора. Они принимали для потребления газ, какого-либо несогласия с условиями договора не выражали.
В п. 3.4.9 публичного договора указано, что потребитель обязан выполнять обязанности, предусмотренные действующими нормативными актами, а также настоящим договором.
Согласно п. 3.4.3 публичного договора, Потребитель обязан в целях учета газопотребления использовать счётчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России об утверждении его типа и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работой установленного у него в жилище счетчика.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №) Пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения (п. 5.5.1).
Согласно пп. 2 «в» п. 21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утв. Постановлением Правительства № 549 от 21.07.2008 года), абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учёта для проведения поверки. Таким образом, на абонентах, как собственниках и пользователях, лежат обязанности: по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерений – счётчика газа, по контролю за сроком межповерочного интервала, а также по своевременному представлению счётчика газа на поверку.
Несмотря на то, что ООО «<адрес>» ни одним законодательным актом не обязан оповещать потребителей об окончании срока поверки приборов учёта газа, абонентам направляются предупреждения об истечении межповерочпого интервала и уведомления не позднее, чем за 30 дней об изменении способа определения объемов газа и о переводе их в связи с этими на расчет за потребленный газ по нормативам потребления. Эти уведомления направлялись почтовым реестром, из которого усматривается, что абонентам направлялась почтовая корреспонденция, касающаяся поверки счётчика и изменения способа учёта газа. Кроме этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в газетах «<адрес>» и «<адрес>» были опубликованы статьи рекомендательного характера и информация на канале РЕН-ТВ о необходимости поверки приборов учета газа и об изменении способа определения объёмов газа в случае нарушения сроков поверки.
В соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Из указанной нормы следует, что нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 были утверждены «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Согласно п. 24, п. 25 и п. 32 данных Правил, при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа, нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373, согласно которым среднегодовая минимальная норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, в <адрес> установлены в размере 8,2 куб м/кв.м. в месяц.
Начисление оплаты за газ по нормативам потребления осуществляется в <адрес> в соответствии постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением <адрес>» (указанное Постановление принято, как следует из преамбулы, в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии прибора учета газа»), с учетом вынесенного прокурором <адрес> протеста от ДД.ММ.ГГГГ № на Постановление Правительства Ставропольского края» от 21 декабря 2007 года № 146-П «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением <адрес>», в соответствии, с которым Правительство СК внесло изменение в приложение № 1 к Постановлению Правительства № 173-П, исключив в примечании слова «... и распределяется по месяцам отопительного периода, равного шести месяцам».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 года № 385-П внесено изменение в пункт 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 года № 235-П «О протесте прокурора <адрес> от 31 мая 2010 года № 7-09-2010 на Постановление Правительства Ставропольского края» от 21 декабря 2007 года № 146-П «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края, изложив его в следующей редакции «3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 августа 2010 года». Таким образом, применяемые в Ставропольском крае нормативы не учитывают продолжительности отопительного сезона в Ставропольском крае в разбивке по месяцам, то есть применяются нормативы равные в течение каждого месяца, независимо от сезона. Для абонентов, не имеющих приборов учёта газа, это означает, что они будут осуществлять оплату за потребленный газ для отопления жилых помещений ежемесячно в течение года равными долями из расчета 8,2 куб. м за 1 кв. м. отапливаемой площади.
При этом из текста Постановления вытекает, что подлежит установлению единый в течение года среднемесячный норматив. Установление нескольких нормативов, применяемых в зависимости от наличия отопительного сезона в течение года, не предусмотрено.
В связи истечением срока государственной поверки прибора учета газа, абонентам произведены расчёты по нормативам потребления в соответствии с разделом «Основные правила учёта поставляемого газа, определения объёма потреблённого газа и расчёта размера платы за газ» Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549.
Следовательно, начисление оплаты за потребленный газ абонентам было произведено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (начисление на отопление жилых помещений, начисление на приготовление пищи и обогрев воды).
Абонентам, согласно предоставленным суду реестрам, были направлены предупреждения об истечении межповерочного интервала и уведомления более чем за 30 дней об изменении способа определения объёмов газа и о переводе их в связи с этим на расчет за потребленный газ по нормативам потребления.
Стоит отметить, что во исполнение действующих «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», плата за газоснабжение для абонентов, у которых были выявлены газовые счётчики с истекшим сроком поверки, должна рассчитываться по нормам потребления не с момента обследования, а с даты истечения срока поверки прибора учета. Однако, филиал ООО «<адрес>» в <адрес> районе, учитывая почтенный возраст многих приборов учёта газа (некоторые счётчики эксплуатировались без поверок около 10 лет), пошли навстречу потребителям и предоставили им дополнительные срок и возможность произвести поверку приборов учёта газа, что многими абонентами в <адрес> районе и было выполнено. В отношении абонентов, проигнорировавших требования и дополнительную возможность проведения поверки приборов учета газа, за несвоевременную поверку газового счетчика был применен расчёт в соответствии с нормативами потребления.
При таких обстоятельствах ООО «<адрес>» считает уточнения к исковому заявлению и исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На вопрос о том, почему именно в мае они перевели абонентов на норматив потребления газа, представитель ООО «<адрес>» ФИО1 пояснила, что по большому количеству абонентов они должны были сделать это ещё в декабре месяце, но не сделали этого, дали людям год, так как была большая очередь и не справлялись ни поверители, ни Горгаз, ни ремонтники. На основании приказа Правительства СК они снимают контрольные показатели 2 раза в год – в апреле и декабре, переводят людей на нормативы после снятия контрольных показаний. Так как в декабре граждане не пустили их снять эти показания, а в апреле пустили, то и перевели абонентов на нормативы только с 1 мая.
Участвующая в деле в качестве специалиста техник-метролог ООО «<адрес>» ФИО2, отвечая на вопросы суда и участников судебного разбирательства, пояснила, что срок поверки счётчиков устанавливает завод-изготовитель или центр стандартизации и метрологии. Первоначальная поверка прибора учёта газа проводится заводом-изготовителем, ставится соответствующая отметка на сам прибор учёта и в паспорте к нему, который остаётся у собственника. Именно на потребителе газа после этого лежит обязанность следить за соблюдением срока истечения межповерочного интервала. Копия паспорта счётчика, в котором указывается межповерочный интервал, приобщается к делу, которое хранится у поставщика газа.
При этом, у каждого прибора свой межповерочный интервал. Например, у счётчиков производства Беларуси межповерочный интервал 8 лет, немецкие и словацкие счётчики – 10 лет, китайские 5 лет. В соответствии с законодательством за межповерочным интервалом должен следить сам потребитель, владелец прибора учёта. Но они предупреждают о необходимости проведения поверки путём направления уведомления владельцам приборов учёта газа.
На вопрос о том, за какую услугу и почему они начисляют абонентам, у которых истёк срок поверки счётчиков, денежные средства в летний период, ФИО2 пояснила, что начисление производится за газ, поскольку они в любом случае предоставляют потребителям возможность использовать газ на отопление, даже если они этот газ не используют.
При этом абоненты сами должны доказать, что они не использовали газ для отопления, даже в случае, если на улице + 50? С, поскольку пломбировку отопительных котлов по окончании отопительного сезона они не осуществляют. Если абонент хочет сэкономить на этом, он должен самостоятельно прийти к ним по окончании отопительного сезона и написать заявление о пломбировке оборудования до начала следующего отопительного сезона. У них нет полномочий по самостоятельному (без ведома собственника) опломбированию отопительного оборудования по окончании отопительного сезона.
На вопрос представителя истца о том, почему их организация в течение нескольких лет принимала показания счётчиков с истекшим сроком поверки (некоторые счётчики необходимо было поверять ещё в ДД.ММ.ГГГГ году), ФИО2 пояснила, что они принимали показания счётчиков с истекшим сроком поверки потому, что шли людям на уступки, жалели их. Ведь поверить счётчик довольно сложно, процедура заключается в следующем: абонент приходит в Горгаз, пишет заявление, берёт квитанцию ЦСМ (центр стандартизации и метрологии – прим. суда), оплачивает её только в банке, берёт договор, заключает его с ЦСМ, потом возвращается в Горгаз, отстаивает там огромную очередь, пишет заявление на то, чтобы ему сняли и установили этот счётчик, оплачивает <данные изъяты> рубля в кассе Горгаза, потом абоненту только что-то будут делать.
Кроме того, в случае единовременного истечения срока поверки счётчиков у большого количества абонентов, их служба не справляется с тем, чтобы снять счётчики на поверку у нескольких тысяч абонентов сразу и установить их опять, поскольку такого количества людей и оборудования у них нет.
Уведомления абонентам о необходимости поверить счётчики они направляли обычной почтой (не заказным письмом с уведомлением о доставке) – по реестру почтовых отправлений. При этом какого-либо подтверждения о том, что абоненты получили их уведомления – нет. Если почта не донесла уведомления до адресатов, то это не их вина, а вина почты. Отследить доставку в этом случае невозможно.
Также ФИО2 пояснила, что если счётчик был снят на поверку до истечения срока, когда должна быть проведена поверка, абоненту будет начисляться плата за газ по среднему годовому потреблению за год, но не более чем в течение 3 месяцев. Если за 3 месяца счётчик не поверен, то далее начисление будет происходить по нормативу.
Выслушав представителей истца и ответчика, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет правосудие по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
По правилам ч. 1 и ч. 2 ст. 41 ГПК РФ и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело по предъявленному иску и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Статья 541 ГК РФ предусматривает, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.
Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Согласно положениям ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с требованиями ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии , если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «<адрес>» заключило с гражданами, проживающими на территории <адрес> (в т.ч. и в <адрес> районе) публичный договор (далее – Договор) газоснабжения по присоединенной сети. Договор был опубликован в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года.
В п. 3.4.9 Договора указано, что потребитель обязан выполнять обязанности, предусмотренные действующими нормативными актами, а также настоящим договором.
Согласно п. 3.4.3 Договора, Потребитель обязан в целях учета газопотребления использовать счётчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России об утверждении его типа и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работой установленного у него в жилище счетчика.
В соответствии с пунктами 24-32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» № 549 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011№ 354, от 14.05.2013 № 410), при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В случае пропуска абонентом срока межповерочного интервала объём потребляемого газа также будет определяться на основании установленных нормативов потребления, исходя из количества проживающих лиц, размера отапливаемой площади, количества и марок установленных газовых приборов, с момента истечения последней действующей государственной поверки.
При наличии приборов учёта газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410).
Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (п. 30 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
В случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента.
При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 33 вышеуказанных Правил предусмотрено, что нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления:
а) приготовление пищи;
б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты);
в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах;
г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках домовладений;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)
д) содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы.
Таким образом, законодатель разделил нормы потребления газа на разные цели, выделив отопление жилых помещений в отдельном пункте.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил учета газа от 15 ноября 1996 г. № 1198 ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Согласно пунктов 2.1, 2.5, 2.7, 3.1 и 3.6 Порядка проведения поверки средств измерений, утверждённого приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125, средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определённые межповерочные интервалы. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Юридические и физические лица, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают физические лица - владельцы средств измерений.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком, в ходе проведённой <адрес> межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что <адрес> филиалом ООО «<адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ для определения поставленного объёма газа принимались к учёту показания приборов учёта газа срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.
Согласно информации филиала ООО «<адрес> в <адрес> районе от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ срок государственной поверки приборов учёта газа <данные изъяты> абонента истёк, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ году истёк срок поверки приборов учёта <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> абонентов, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> абонентов (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> филиал ООО «<адрес>» прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО «<адрес>» по нормативам потребления.
Согласно информации администрации <адрес> муниципального района (л.д. 11) и распоряжений главы администрации <адрес> муниципального района (л.д. 12, 12, 14-15, 17-18),отопительный сезон 2012-2013 годов был начат ДД.ММ.ГГГГ и прекращён ДД.ММ.ГГГГ г., но в связи с понижением среднесуточной температуры наружного воздуха был продлён для детских дошкольных учреждений с 21 по ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время объём газа потреблённого указанными выше <данные изъяты> абонентом определяется по нормативам потребления газа, в том числе на отопление жилых помещений. Объём начисленного газа на отопление жилых помещений по окончании отопительного периода указанным выше <данные изъяты> абонентам с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет <данные изъяты> куб. м газа, что сопоставимо с объёмом газа, потреблённым указанными абонентами в течении отопительного периода, определенным по показаниям прибора учета газа.
Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 № 173-п «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края» (далее Постановление № 173-п) норматив потребления газа населением Ставропольского края для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учёта газа составляет 8,2 кубических метров газа на 1 кв. м отапливаемой площади. Годовой объём газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубических метра.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идёт именно о нормативах потребления газа населением для отопления жилых помещений, а не для каких-либо других целей в контексте п. 33 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» № 549 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011№ 354, от 14.05.2013 № 410).
В ходе судебного разбирательства по запросу суда Ответчиком была представлена информация об объёмах поставки газа (всего объёма на все цели) населению <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ г. Из данной информации следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. всего было поставлено газа населению в объёме <данные изъяты> м3, в ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> м3, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> м3, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> м 3, в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> м3. Таким образом, налицо значительное (от 10 до 20 раз) снижение объёмов поставленного газа населению по окончании отопительного сезона.
В связи с этим суду очевидно, что перевод Ответчиком абонентов на норматив потребления газа без их надлежащего уведомления именно после окончания отопительного сезона нарушает права потребителя, поскольку противоречит положениям ст. 544 ГК РФ (в соответствии с которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии).
То есть, абонент, даже после истечения срока поверочного интервала, к примеру, в ДД.ММ.ГГГГ г., платит за потреблённый газ (в основном на отопление) гораздо больше, нежели по окончании отопительного сезона. Однако Ответчик, применительно к рассматриваемому иску, принимает у абонента оплату по показаниям уже неповеренного счётчика, но не переводит его на норматив потребления в том же декабре или январе (то есть в отопительный сезон), а делает это по окончании отопительного сезона (как уже было указано выше – с ДД.ММ.ГГГГ г.). В связи с этим, уже после окончания отопительного сезона и при прекращении использования газа на отопление, абоненту выставляется счёт за отопление как если бы он платил за газ в период отопительного сезона, что противоречит как указанному выше законодательству, так и здравому смыслу. Фактически же это приводит к двойной оплате одной и той же указанной коммунальной услуги.
В соответствии с п. 3.1.4 типового договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Поставщик обязан уведомлять в установленном договоре порядке Абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ.
В этой связи суд считает обоснованными доводы истца о том, что при изменении способа учёта газа, со способа при котором объём потребленного газа определяется по приборам учёта на способ, при котором определение объёма потребленного газа определяется по нормативам потребления, существенно изменяется размер оплаты за газ.
При таких обстоятельствах суд считает, что в случае изменения способа определения потреблённого (поставленного) объёма газа в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на определение по нормативам потребления, именно на <адрес> филиале ООО «<адрес>» лежит обязанность заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учёта способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления.
При этом суд считает необоснованными доводы Ответчика о том, что все абоненты, срок поверки приборов учёта газа которых истёк, были надлежащим образом уведомлены об этом, а также о переводе их на систему расчётов по существующим нормам потребления газа. Как пояснила представитель Ответчика и специалист, отправка таких уведомлений осуществляется большими партиями по реестрам. Сами уведомления отдаются на почту и проследить, реально ли данное уведомление доходит до адресата, а почтальон не выкидывает их по дороге – не представляется возможным.
Кроме того, в своих письменных возражениях на уточнённое исковое заявление ответчик фактически признал частично исковые требования прокурора, указав, что «... во исполнение действующих «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», плата за газоснабжение для абонентов, у которых были выявлены газовые счётчики с истекшим сроком поверки, должна рассчитываться по нормам потребления не с момента обследования, а с даты истечения срока поверки прибора учета.
Кроме того, судом выяснялся вопрос о том, у кого (у абонента или газоснабжающей организации) хранится паспорт на прибор учёта газа (счётчик газа), поскольку именно в паспорте содержится дата изготовления счётчика, межповерочный интервал и срок службы. При этом представитель ответчика и специалист заявили, что после установки счётчика его паспорт остаётся у абонента, а в их организацию поступает только копия. В любом случае копия паспорта имеется в каждом деле абонента. При этом не смогли подтвердить факт безусловной передачи оригинала паспорта на счётчик самому абоненту, поскольку счётчик устанавливается (монтируется и демонтируется) в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 549 организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа (в частности, п. 29 вышеуказанных Правил).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что произвольное установление <адрес> филиалом ООО «<адрес>» момента с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа существенно нарушает права потребителей коммунальной услуги, так как законом этот момент определён с достаточной ясностью и наступает с момента истечения срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учета.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований прокурора (с учётом их уточнения).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Будённовского межрайонного прокурора – удовлетворить.
Обязать филиал ООО «<адрес>» в <адрес> районе в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам расположенным на территории <адрес> муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа.
Признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия филиала ООО <адрес>» в <адрес> районе по произвольному установлению филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта.
В случае несвоевременного установления филиалом ООО «<адрес>» в <адрес> районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потрёбленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа.
Мотивированное решение суда составлено 21 октября 2013 года (с учетом выходных дней).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольском краевом суде через Будённовский городской суд в течение 1 (одного) месяца с момента изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.А. Лизак