Дело №2-1585/2021
УИД: 59RS0005-01-2021-000736-14
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 мая 2021 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми
под председательством судьи Орловой А.Ю.,
при секретаре Масленниковой Ю.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию. В обоснование иска указал, что 22 апреля 2020 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. 28 апреля 2020 года ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии по причине недостаточности индивидуального пенсионного коэффициента, который, по мнению ответчика, составляет 14,608 при требуемом 18,6. При этом, каким образом ответчик определил коэффициент в размере 14,608 в решении не указано, что позволяет заключить о произвольности примененного коэффициента. Между тем, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК х СПК, где СПст – размер страховой пенсии по старости, ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. Однако Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми подробно расписал какие периоды подлежат включению в трудовой стаж, а индивидуальный пенсионный коэффициент указал произвольно, что недопустимо, исключает возможность проверить правильность начисления коэффициента и повлекло незаконный отказ в назначении ему пенсии по старости. Просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми от 28 апреля 2020 года № об отказе ему в установлении страховой пенсии по стрости незаконным, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми назначить ему страховую пению по стрости с 22 апреля 2020 года.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования уточнил, просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми от 28 апреля 2020 года № об отказе ему в установлении страховой пенсии по стрости незаконным, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми назначить ему страховую пению по стрости с 28 апреля 2020 года.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска, с учетом его уточнения, настаивал. Дополнительно пояснил, что изменения пенсионного законодательства 2018 года предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста при выходе на пенсию, о применении балловой системы в указанных изменениях речи не ведется. При вынесении решения пенсионным органом не учтены периоды его работы во время нахождения в местах лишения свободы.
Ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г. Перми о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в ранее представленных суду письменных возражениях просил отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Дополнительно указал, что время работы осужденных в местах лишения свободы включается в общий трудовой стаж для начисления пенсий начиная с 01 сентября 1992 года. Учет времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, возлагается на администрацию учреждения.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.
С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно приложению 6 к Федеральном закону №-ФЗ «О страховых пенсиях» повышение нормативного пенсионного возраста при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях осуществляется поэтапно шагом в один год.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Федерального закона №-ФЗ «О страховых пенсиях», для установления страховой пенсии по старости в 2020 году требуемая продолжительность страхового стажа составляет не менее 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
Для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента учитывается общий трудовой стаж по состоянию на 31 декабря 2001 года, размер среднемесячного заработка за 60 месяцев работы подряд до 31 декабря 2001 года либо за 2000-2001 годы (24 месяца) по сведениям персонифицированного учета, а также страховые взносы, сформированные за период, начиная с 01 января 2002 года.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона №-ФЗ «О страховых пенсиях» величина ИПК за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты и накопительной пенсии), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определялся в порядке, установленном пунктом 3 либо пунктом 4 данной статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется путем умножения стажевого коэффициента, полагающегося в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, учитываемого в размере не свыше 1,2, а также на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за период с 01 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № для начисления и увеличения государственных пенсий. При этом учитывается заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд (до 01 января 2002 года) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При оценке пенсионных прав в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) определяется путем умножения среднемесячного заработка застрахованного лица на стажевый коэффициент, который устанавливается в размере от 0,55 до 0,75 в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, но в этом случае расчетный размер трудовой пенсии не может превышать сумму, предусмотренную абзацем 40 данного пункта. При определении расчетного размера трудовой пенсии в указанном порядке к нему начисляется компенсационная выплата, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года (п. 5 ст. 30 Закона 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 30.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсий считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона… (часть 2).
22 апреля 2020 года ФИО1 обратился в УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми № от 28 апреля 2020 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого индивидуального пенсионного коэффициента не менее 18,6.
С учетом имеющихся в распоряжении УПФР в Мотовилихинском районе г.Перми документов, в страховой стаж включены следующие периоды: период обучения в <данные изъяты> с 01 сентября 1975 года по 25 июля 1977 года (01-10-25); военная служба по призыву: с 14 ноября 1979 года по 30 октября 1981 года (03-11-04); <данные изъяты>: с 01 сентября 1982 года по 12 октября 1982 года (00-01-12); <данные изъяты>»: с 01 июня 1990 года по 06 мая 1992 года (01-11-06); <данные изъяты>: с 05 января 1994 года по 02 декабря 1998 года (04-10-28); ООО «<данные изъяты>» (по сведениям индивидуального лицевого счета): с 01 сентября 2006 года по 30 сентября 2006 года (00-01-00); <данные изъяты>: с 26 декабря 2007 года по 31 марта 2008 года (00-03-06); <данные изъяты>: с 10 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года (00-08-22); периоды получения пособия по безработице: с 27 января 2010 года по 13 сентября 2010 года (00-07-17), с 19 сентября 2018 года по 15 января 2019 года (00-03-27), с 16 февраля 2019 года по 18 марта 2019 года (00-01-03), с 27 июня 2019 года по 23 сентября 2019 года (00-02-27); <данные изъяты>: с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года (01-03-00). Итого 16 лет 4 месяца 27 дней при требуемом страховом стаже 11 лет.
Индивидуальный пенсионный коэффициент составил 14,608 при требуемом индивидуальном пенсионном коэффициенте не ниже 18,6.
Не включены в страховой стаж периоды отбывания наказания в № и в № - учет времени работы осужденных в период отбывания им наказания в местах лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж по форме, предусмотренной указанием Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 02 ноября 1992 года № за период отбытия наказания с 01 сентября 1992 года: с 14 октября 1982 года по 14 октября 1986 года (№), с 02 февраля 1990 года по 02 февраля 1992 года (№). Итого 6 лет 2 дня.
Из страхового стажа на дату подачи заявления о назначении пенсии 16 лет 4 месяца 27 дней общий трудовой стаж по состоянию на 31 декабря 2001 года составил 12 лет 9 месяцев 15 дней.
Общий трудовой стаж ФИО1 до 01 января 1991 года составил 6 лет 6 месяцев 12 дней, в связи с чем сумма повышения величины пенсионного капитала за счет суммы валоризации составила 16%.
Из материалов пенсионного дела следует, что заработок для назначения пенсии не был представлен, запросы документов в архивы не дали положительных результатов.
При определении расчетного размера пенсии применяется стажевый коэффициент, который составляет 0,55 для мужчин, имеющих общий рудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности.
В случае неполного стажа при определении расчетного размера пенсии применяется пропорция неполного стажа.
Пенсионный капитал на 01 января 2002 года составил 24498,60 = 210,0 х 228 х 0,5116666,7, где:
210,0 (660,0-450,0 = 210,0) – размер страховой части страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2001 года по нормам Федерльного закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
228 – «Т» ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 1 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и составляющий 19 лет (228 месяцев);
0,57766667 – пропорция неполного стажа (12/9/15 : 25/0/0 : (300) – где имеющийся стаж делится на требуемый стаж в месяцах.
24498,60 х 5,61481658 (коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31 декабря 2014 года) = 137555,14 – расчетный пенсионный капитал по состоянию на 31 декабря 2014 года;
Сумма валоризации – 137555,14 х 16% = 22008,82;
(137555,14 + 22008,82 + 53 928,82 – сумма уплаченных страховых взносов) : 228 = 939,37 руб. – размер пенсии на 31 декабря 2014 года (без учета фиксированной выплаты).
Соответственно величина ИПК равна 14,608 (939,37 : 64,10), где 64,10 – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно справке № от 09 октября 1986 года ФИО1 в период с 14 октября 1982 года по 14 октября 1986 года отбывал наказание в №.
Согласно справке № от 02 февраля 1992 года ФИО1 в период с 02 февраля 1990 года по 02 февраля 1992 года отбывал наказание в №.
По правилам ч. 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в их трудовой стаж не засчитывалось.
Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года № «О внесении изменений, дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР внесены изменения в ч. 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которых время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в общий трудовой стаж.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года № «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года «№ «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» новая редакция ч. 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР введена только с 01 сентября 1992 года, при этом обратная сила ей не придана.
В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 02 ноября 1992 года № была принята Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, в п. 1.1 которой также констатировано, что часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу только с 01 сентября 1992 года.
Таким образом, в порядке, определенном данной Инструкцией, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться с 01 сентября 1992 года.
Учитывая изложенное, периоды работы ФИО1 в периоды отбывания наказания в местах лишения свободы с 14 октября 1982 года по 14 октября 1986 года (№), с 02 февраля 1990 года по 02 февраля 1992 года (№) обоснованно не включены УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми в трудовой стаж истца для назначения пенсии.
Проверяя правильность принятого УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми решения № от 28 апреля 2020 года об отказе истцу в назначении трудовой пенсии по старости, судом не установлено допущенных ответчиком нарушений пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми от 28 апреля 2020 года № об отказе в назначении страховой пенсии по старости ФИО1 с 28 апреля 2020 года, возложении обязанности на УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 28 апреля 2020 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 193, 194,197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о признании незаконным решения УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми от 28 апреля 2020 года №, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья: