ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1586/18 от 24.04.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 апреля 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.,

при секретаре Солодковой С.И..,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1586/2018 по иску Прокурора Падунского района г. Братска в интересах ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решений в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г. Братска в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику о признании решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР в г. Братске и Братском районе) № 62052/18 от 01.02.2018 года, № 101521/18 от 13.02.2018 года в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконными; взыскании с ответчика в пользу ФИО3 компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 2985,90 рублей. В обоснование иска указал, что ФИО3 является неработающим пенсионером и получателем трудовой пенсии по старости, поэтому в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года. В сентябре-октябре 2017 года ФИО3 выезжала на отдых в г. Комсомольск-на-Амуре. Обратившись по приезду к ответчику с заявлением о компенсации понесенных расходов, ей на основании решения № 62052/18 от 01.02.2018 года была выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха железнодорожным транспортом по маршруту Гидростроитель-Иркутск и обратно железнодорожным транспортом по маршруту Комсомольск-на-Амуре-Тында, Тында-Гидростроитель в общем размере 6462,5 рублей, отказано в оплате проезда железнодорожным транспортом по маршруту Иркутск-Уссурийск и Уссурийск- Комсомольск-на-Амуре по причине того, что г. Уссурийск находится на удалении от основного маршрута следования к месту отдыха. При повторном обращении ФИО3 в УПФР в г. Братске и Братском районе с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов ей на основании решения № 101521/18 от 13.02.2018 года была произведена доплата к ранее выплаченной сумме в размере 774,6 рублей, отказано в компенсации расходов в размере 5343,2 рублей по причине отсутствия проездного документа по маршруту Иркутск - Хабаровск.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Токарева Е.А. исковые требования поддержала. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнений не имеет. Просит признать решения УПФР в г. Братске и Братском районе № 62052/18 от 01.02.2018 года и № 101521/18 от 13.02.2018 года в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконными, взыскать с ответчика в пользу ФИО3 компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 2985,90 рублей.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика - УПФР в г. Братске и Братском районе ФИО2 по доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что проезд осуществлялся истцом по маршруту Гидростроитель - Иркутск - Уссурийск - Комсомольск-на-Амуре - Тында - Гидростроитель в период с 10.09.2017 года по 10.10.2017 года. УПФР в г. Братске и Братском районе решением от 01.02.2018г. № 62052/18 был оплачен путь по маршруту Гидростроитель - Иркутск, Комсомольск-на-Амуре - Тында - Гидростроитель в сумме 6462,50 рублей. Решением от 13.02.2018г. № 101521/18 был оплачен проезд по кратчайшему маршруту Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре в сумме 774,60 рублей, отказано в оплате проезда по кратчайшему маршруту Иркутск - Хабаровск в связи с не предъявлением проездного документа.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005г. № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно».

В целях реализации ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 Постановлением Правительства от 01.04.2005 г. №176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» (далее - Правила).

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (п. 1).

В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с п. 9 Разъяснений о применении Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2016г. № 118н (далее -Разъяснения) возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ, указанному пенсионером в заявлении, и обратно.

Соответственно, действующее законодательство предусматривает компенсацию проезда к одному, выбранному пенсионером месту отдыха и обратно, компенсация стоимости проезда к нескольким местам отдыха исключается.

ФИО3 осуществила поездку к двум местам отдыха: в г. Комсомольск-на-Амуре и г. Уссурийск. Компенсация полной стоимости проезда в данном случае противоречит действующему законодательству, а именно п.9 Разъяснений.

Согласно заявлению о компенсации стоимости проезда, предъявленного в Управление Пенсионного фонда, ФИО3 выбрала местом отдыха г. Комсомольск-на-Амуре. Соответственно, компенсация стоимости проезда должна быть произведена из расчета проезда до г. Комсомольска-на-Амуре и обратно, при наличии проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (п. 9 Правил). Проезд в г. Уссурийск является существенным отклонением от маршрута и компенсации не подлежит.

ФИО3 проездные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями, по маршруту от г. Иркутска до г. Комсомольск-на-Амуре не предоставлены, соответственно, данный маршрут в полном объеме компенсации не подлежит.

2. В соответствии с п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда.

При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.

В случае, если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

ФИО3 осуществила проезд железнодорожным транспортом по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Тында в плацкартном вагоне пассажирского поезда, по маршруту Тында - Гидростроитель в плацкартном вагоне скорого поезда. При обращении в Управление Пенсионного фонда за получением компенсации стоимости проезда пенсионер, вместе с проездным документом о проезде по маршруту следования Тында - Гидростроитель, представила справку о стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда, с отметкой об отсутствии пассажирских поездов по данному направлению.

В справке о стоимости проезда, представленной в суд, стоимость проезда по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Тында - Гидростроитель завышена и составляет 4600 руб. 30 коп., что на 92 руб. больше фактических понесенных пенсионером расходов. Соответственно, оплата стоимости проезда, превышающая фактические расходы пенсионера, а также оплата расходов на дополнительные услуги, направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей) нарушает п. 10, 9 Правил, п. 9 Разъяснений.

Таким образом, считаем, что сумма исковых требований завышена на 92 руб. и нарушает п. 10, 9 Правил, п. 9 Разъяснений и оплате не подлежит.

Считает, что исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, ФИО3 не работает с ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсионным удостоверением подтверждается, что истец ФИО3 является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что также подтверждает сообщение УПФР в г. Братске и Братском районе от 24.04.2018 года.

Согласно паспорту гражданина РФ и справке с места жительства СРН-8 ООО БКС, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в г. Братске Иркутской области.

В обоснование понесенных расходов истец ФИО3 представила документы:

- железнодорожный билет - электронный проездной документ на поезд на свое имя по маршруту ст. Гидростроитель - ст. Иркутск отправлением 10.09.2017 года стоимостью 2092,40 рублей;

- железнодорожный билет - электронный проездной документ на поезд на свое имя по маршруту ст. Иркутск - ст. Уссурийск отправлением 11.09.2017 года стоимостью 9114,10 рублей;

- железнодорожный билет - контрольный купон на поезд на свое имя по маршруту ст. Уссурийск - ст. Комсомольск-на-Амуре отправлением 26.09.2017 года стоимостью 1016,40 рублей;

- железнодорожный билет - контрольный купон на поезд на свое имя по маршруту ст. Комсомольск-на-Амуре - ст. Тында отправлением 06.10.2017 года стоимостью 2019,30 рублей;

- железнодорожный билет - контрольный купон на поезд на свое имя по маршруту ст. Тында - ст. Гидростроитель отправлением 08.10.2017 года стоимостью 2765,40 рублей.

Согласно информации АО «ФПК» о стоимости проезда пассажира, стоимость проезда в плацкартном вагоне скорого поезда по кратчайшему маршруту с пересадкой в пути следования (по указанному маршруту нет беспересадочного сообщения, нет поезда категории пассажирский с пересадкой в пути следования, по маршруту Гидростроитель - Тында и обратно нет поезда категории «пассажирский») без учета постельного белья по маршруту Гидростроитель - Тында скорым поездом отправлением 10.09.2017 года составляет 3276,6 рублей, по маршруту Тында - Комсомольск-на-Амуре пассажирским поездом отправлением 12.09.2017 года - 2346,1 рублей, Комсомольск-на-Амуре - Тында пассажирским поездом отправлением 06.10.2017 года - 1919,5 рублей, по маршруту Тында - Гидростроитель скорым поездом отправлением 08.10.2017 года - 2680,8 рублей.

По заявлению ФИО3 УПФР в г. Братске и Братском районе приняло решение № 62052/18 от 01.02.2018 года о выплате ей компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 2452 рубля, отказав в выплате части стоимости в сумме 10130,50 рублей компенсации проезда железнодорожным транспортом по маршрутам Иркутск-Уссурийск (9114,10 руб.) и Уссурийск - Комсомольск-на-Амуре (1016,40 руб.) по причине того, что местом отдыха она выбрала г. Комсомольск-на-Амуре, а г. Уссурийск находится на удалении от основного маршрута следования к месту отдыха.

По заявлению ФИО3 УПФР в г. Братске и Братском районе приняло решение № 101521/18 от 13.02.2018 года о доплате к ранее выплаченной ей компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 774,60 рублей, отказав в доплате части стоимости в сумме 5343,20 рублей компенсации проезда железнодорожным транспортом по маршруту Иркутск-Хабаровск проездной документ не представлен.

Из сообщения УПФР в г. Братске и Братском районе от 24.04.2018 года следует, что ранее ФИО7 с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно обращалась 25.01.2016 года.

Суд полагает, что при разрешении исковых требований о наличии у истца права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно следует руководствоваться Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. № 4520-1, (ред. от 31.12.2014г.), т.е. исходя из положений законодательства на момент, когда расходы истцом были фактически понесены.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 31.12.2014г.)., компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ…

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

Согласно пункту 6 Правил, компенсация производится 1 раз в два года.

Таким образом, Правилами не предусмотрены основания выплаты компенсации пенсионерам, самостоятельно организовавшим свой отдых.

Вместе с тем, суд полагает, что отсутствие прямого указания в названных Правилах на порядок выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.

Суд приходит к выводу, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).

В обоснование законности решения № 62052/18 от 01.02.2018 года в части отказа в выплате истцу компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно ответчик указал, что в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Иркутск-Уссурийск и Уссурийск - Комсомольск-на-Амуре, так как г. Уссурийск находится на удалении от основного маршрута следования к месту отдыха.

В обоснование законности решения № 101521/18 от 13.02.2018 года в части отказа в доплате истцу компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно ответчик указал, что в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом, так как по маршруту Иркутск-Хабаровск не представлен проездной документ.

Из обоснования искового заявления, следует, что ФИО3 выезжала на отдых в г. Комсомольск-на-Амуре, самостоятельно организовав свой отдых, и понесла расходы по проезду к месту отдыха в г. Комсомольск-на-Амуре и обратно в г. Братск кратчайшим путем следования в сумме 2985,90 рублей, с учетом выплаченной суммы расходов. В подтверждение факта пребывания на отдыхе истцом представлены проездные документы, подтверждающие проезд из места отдыха по территории РФ по данным маршрутами, справка о стоимости проезда по указанным маршрутам.

Доказательств того, что истец выезжал не в место отдыха, суду, исходя из распределения бремени доказывания в порядке статьи 56 ГПК РФ, ответчиком представлено не было.

В подтверждение факта приобретения проездных документов и использования проезда по маршрутам ст. Иркутск - ст. Уссурийск, ст. Уссурийск - ст. Комсомольск-на-Амуре, ст. Комсомольск-на-Амуре - ст. Тында, ст. Тында - ст. Гидростроитель истцом представлены проездные документы - электронные проездные документы, контрольные купоны электронного билета, в которых указаны: № поезда, маршрут следования, дата отправления и прибытия, вагон, его тип, место, класс обслуживания, что билеты приобретены на имя ФИО3, их стоимость.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие у истца проездного документа - ж/д билета по маршруту Иркутск - Хабаровск кратчайшим путем не может быть поставлено в зависимость от наличия у пенсионера права на компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха по маршруту ст. Иркутск - ст. Уссурийск, ст. Уссурийск - ст. Комсомольск-на-Амуре, использования проезда по данным маршрутам и несения расходов на оплату проезда к месту отдыха по данному маршруту кратчайшим путем.

В силу ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых.

Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы и места отдыха.

Как следует из п.10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений,

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса,

д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

В силу п. 6 Правил, компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке, начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 года. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

Согласно п. 9 Правил, Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, рассмотревший заявление об указанной компенсации, уведомляет пенсионера о принятом решении в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления.

Судом установлено, что согласно сведениям, представленным ответчиком, ранее с заявлением об оплате проезда к месту отдыха и обратно ФИО3 в УПФР в г. Братске и Братском районе обращалась 25.01.2016 года. Повторно она обратилась в Управление с таким заявлением 24.01.2018 года. Первое решение № 62052/18 принято УПФР в г. Братске и Братском районе 01.02.2018 года.

Таким образом, суд находит установленным и не оспаривается ответчиком, что ФИО3 является неработающим пенсионером, получателем трудовой (страховой) пенсии по старости, проживающим в г. Братске, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и у нее имеется право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года. Также установлено, что компенсация расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно данной категории граждан производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

На основании изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что ФИО3 имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно. Кроме того, судом достоверно установлено, что истец ФИО3 избрала место отдыха г. Комсомольск-на-Амуре. В связи с чем, решения УПФР в г. Братске и Братском районе № 62052/18 от 01.02.2018 года и № 101521/18 от 13.02.2018 года в части отказа ФИО3 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно следует признать незаконными.

Истец ФИО3 просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха по маршруту ст. Гидростроитель - ст. Иркутск, ст. Иркутск - Уссурийск, ст. Уссурийск - ст. Комсомольск-на-Амуре кратчайшим путем следования в размере 2985,90 рублей, с учетом ране выплаченной ответчиком суммы расходов в размере 7 237,10 рублей.

Судом установлено, что истец следовала к месту отдыха и обратно по маршруту Гидростроитель - Иркутск - Уссурийск - Комсомольск-на-Амуре - Тында - Гидростроитель железнодорожным транспортом, т.е. находилась на отдыхе в г. Комсомольск-на-Амуре - ст. Тында и в г. Уссурийске. При этом, из пояснений представителя истца следует, что ФИО3 избрала местом отдыха г. Комсомольск-на-Амуре.

Пунктом 7 Разъяснений о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, предусмотрено, что в пункте 10 Правил определяются порядок, размер и условия осуществления компенсации в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении, предусмотренном пунктом 6.1 настоящих разъяснений, и обратно (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 03.05.2012 N 468н). Таким образом, поскольку законодательством предусмотрена компенсация стоимости проезда только к одному из выбранному пенсионером месту отдыха на территории РФ, указанному пенсионером в заявлении, т.е. до г. Комсомольск-на-Амуре, то в данном случае расходы пенсионера ФИО3 на оплату стоимости проезда до места отдыха подлежат возмещению кратчайшим путем Гидростроитель- Тында- Комсомольск-на -Амуре- Тында - Гидростроитель.

Всего расходы истца ФИО3 по оплате проезда к месту отдыха и обратно согласно справке о стоимости проезда железнодорожным транспортом по тарифу плацкартного вагона как скорого, так и пассажирского поезда по маршруту ст. Иркутск - ст. Уссурийск, ст. Уссурийск - ст. Комсомольск-на-Амуре и обратно ст. Комсомольск-на-Амуре - ст. Тында, ст. Тында - ст. Гидростроитель составили 17007,60 рублей (3276,6 руб. + 2346,1 руб. + 1919,5 руб. + 2680,8 руб.). Кратчайшим путем по маршруту Гидростроитель- Тында- Комсомольск-на -Амуре- Тында - Гидростроитель стоимость проезда составляет согласно справке РЖД от 01.03.2018г 10 223 рубля.

В соответствии с Разъяснениями о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости поезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года № 176, в случае, если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено п. 10 Правил (железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами - в плацкартном вагоне скорого поезда.

Суд полагает, что при разрешении требования о компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно по маршрутам Гидростроитель - Тында, Тында - Гидростроитель необходимо исходить из стоимости проезда по тарифу плацкартного вагона скорого поезда.

Кроме того, в справке о стоимости проезда стоимость проезда по маршруту ст. Комсомольск-на-Амуре - Тында - Гидростроитель составляет 4600,30 рублей (1919,5 + 2680,8), тогда как фактические расходы истца, согласно железнодорожным билетам с бельем, составили 4508,3 рублей (1881,1 + 2627,2), что превышает фактически понесенные расходы истца по проезду.

Следовательно, стоимость проезда, превышающая фактические расходы, оплате не подлежит, поэтому расходы истца ФИО3 по оплате данного проезда по кратчайшему пути следования будут составлять на 92 рубля меньше заявленных расходов или 2893,90 рублей, исходя из расчета 10 131 - 7237,10, что не оспаривается ответчиком.

Сведения, содержащиеся в билетах, справке о стоимости проезда, принадлежность проездных документов истцу представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, с учетом изложенного выше, с учетом того, что истцу была выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда в размере 7237,10 рублей (6462,5 руб. + 774,6 руб.), требование истца о компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно подлежит удовлетворению в размере 2893,90 рублей (2985,9 - 92), поскольку в судебном заседании документально подтверждены расходы истца только в указанном размере, в удовлетворении требования о взыскании расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в большем размере следует отказать.

Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

В соответствии с ч. 1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Учитывая, что в соответствии с п.5 ч.2 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с ответчика госпошлину в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 700 рублей (400 руб. + 300 руб.).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Падунского района г. Братска в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 62052/18 от 01.02.2018 года и № 101521/18 от 13.02.2018 года в части отказа ФИО3 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу ФИО3 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 2893,90 рублей, в удовлетворении требования о взыскании расходов в размере 92 рубля отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу бюджета Муниципального образования г. Братска государственную пошлину в размере в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: М.П. Синицына