ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1586/2022 от 16.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0-83

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

16 августа 2022 года

Железнодорожный районный суд в составе:

председательствующего судьи Каплеева В.А.

при секретаре Ельцове И.А.,

с участием прокурора Кнор А.И.,

представителя ответчика КГКУ «КрУДор» Стручалиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Железнодорожный районный суд с исковым заявлением к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по» (КГКУ «КрУДор») о возложении обязанности.

Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения КГКУ «КрУДор» законодательства о безопасности дорожного движения на участках автомобильных дорог «Курагино - Средняя Салба» (идентификационный ), «Саяны - Кордово - Саяны» (идентификационный ), «Курагино-Черемшанка» (идентификационный ) «Черемшанка - Жаровск, с подъездом к Гуляевке», (идентификационный ОП ), «Курагино - Брагино - Тагашет» (идентификационный Кочергино - Каратузское» (идентификационный По результатам проверки установлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений, выявленные сотрудниками государственной инспекции дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Курагинский», которым вносилось КГКУ «КрУДор» предписание об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, которое не исполнено. Наличие бездействия со стороны ответчика по не обустройству освещения, тротуаров, пешеходных переходов, светофоров на участках автодорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

уточнив заявленные требования, просит суд обязать ответчика в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ , ГОСТ Р выполнить следующие работы: автодорога «Курагино - Средняя Салба» на 41 км+850м (, расположена Алексеевская СОШ , установлен пешеходный переход оборудован дорожными знаками ПДД 5.19.1 (2) в соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ обустроить дорогу стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников); в соответствии с требования п. 7.3.8; п.п.2, п.п.Б, п.ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 обустроить пешеходный переход светофорами Т.7 и установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п.4.5.1 с км 39+740 по 42+070 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами; автодорога «Саяны - Кордово - Саяны» на 27км+660м (, расположена Кордовская СОШ ) в соответствии с требованиями п.4.7 ГОСТ 32944-2014 на км 27+660 (с Кордово , расположена Кордовская СОШ ) установить пешеходный переход (оборудовать дорожными знаками ПДД 5.19.1 (2), далее в соответствии с требованиями раздела 6 п. 6.1, п. 6.2 раздела 7 ГОСТ Р 52605-2006 обустроить пешеходный переход искусственными неровностями и техническими средствами организации дорожного движения; в соответствии с требованиями п. 7.3.8; п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 - обустроить пешеходный переход светофорами Т7, а также установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 26+125 по км 28+980 обустроить дорогу, асфальтобетонным покрытием – тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п.п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 34+740 по км 36+915 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами; автодорога «Курагино - Черемшанка» в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 10+030 по км 10+920 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 14+005 по км 14+810 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 37+530 по км 39+650 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами; автодорога «Черемшанка –Жаровск, с подъездом к Гуляевке» км 0+440 (, расположена Черемшанская СОШ ) в соответствии с требованиями п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроить дорогу стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников); в соответствии с требованиями п. 7.3.8; п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 обустроить пешеходный переход светофорами Т7 и установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 - с км 0+000 по км 1+000 - обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами; автодорога «Курагино-Брагино-Тагашет» км 15+900 ( СОШ пешеходный переход обустроен светофорами Т7) в соответствии с требованиями п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 – с км 15+30 по км 16+730 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами; автодорога «Кочергино – Каратузское» км 0+500 ( А, расположена Кочергинская СОШ , где установлен пешеходный переход обустроен светофорами Т7) в соответствии с требованиями п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 0+000 по км 1+000 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами.

В судебном заседании прокурор Кнор А.И., действующая по поручению прокурора , поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

С учетом ранее данных объяснений пояснила, что нарушения в содержании дорог выявлены ОГИБДД ОМВД России «Курагинский», которым внесено предписание, которое ответчиком не оспаривалось, данная информация затребована прокурором и на ее основе предъявлен иск. Недостатки не устранены. Пункт 4.7 ГОСТ Р 32944-2014 действительно не включен Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Р в число обязательных, но по представленной МО МВД РФ «Курагинский» информации наполняемость школы составляет 172 человека, а интенсивность движения – 598 автомобилей в сутки, то есть данный вопрос имеет значение для безопасности.

Представитель ответчика КГКУ «КрУДор» Стручалина Е.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

В том числе просила учесть, что часть пунктов ГОСТ Р, на которые ссылается прокурор, в том числе пункты 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, 4.7 ГОСТ Р 32944-2014 не являются обязательными к применению. По мнению ответчика, прокурор не доказал наличие нарушений требований нормативных актов, на которые ссылается, поскольку проверка как таковая не проводилась, о ее проведении ответчик не уведомлялся, из представленных фотографий невозможно понять место фотосъемки и координаты, а акт проверки и предписание ГИБДД составлены в рамках действия ранее принятого административного регламента, который в настоящее время утратил силу, в связи с чем, по мнению ответчика, прокурор лишился права ссылаться на выданное предписание, а КГКУ «КрУДор» за неисполнение этого предписания не привлекалось к административной ответственности.

Также просила учесть, что прокурор фактически требует провести реконструкцию дороги, что затрагивает полосы отвода, использование прилегающих земельных участков, что не может быть возложено на ответчика; просила учесть, что дорожная деятельность внедофинансирована, средства на реконструкцию дорог не заложены.

На вопросы суда (ответчику предложено представить соответствующие доказательства в предыдущих судебных заседаниях) Стручалина Е.Ю. пояснила, что у ответчика нет доказательств того, что какие-либо требуемые прокурором элементы обустройства дорог (тротуары, светофоры, пешеходные переходы) фактически имеются на указанных прокурором местах, но ответчик считает, что прокурор и не доказал, что их там не имеется. Представитель пояснила, что указанные в уточненном исковом заявлении автомобильные дороги находятся в оперативном управлении ответчика; что ответчик не считает требование об установке пешеходных переходов у школ обязательным; фактически такая работа ведется ответчиком и у остальных школ, перечисленных в исковом заявлении, пешеходные переходы имеются, но в судебном порядке такая обязанность на ответчика возложена быть не может.

В письменном отзыве Стручалина Е.Ю. указала, что КГКУ «КрУДор» является казённым учреждением и находится в ведении органа исполнительной власти- Министерства транспорта, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ГРБС). В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения финансируется за счет средств дорожного фонда. Направление расходования средств дорожного фонда определяются подпрограммой «Дороги Красноярья на 2021-2024 г.г. государственной программы«Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В указанную подпрограмму расходы на обустройство тротуаров на автомобильных дорогах «Саяны - Кордово - Саяны», «Курагино - Черемшанка», «Кочергино - Каратузское», в том числе на истребуемых участках, не включены. В соответствии со ст. 33 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. На основании п. 19 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с которой к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы: по элементам обустройства автомобильных дорог: устройство тротуаров. Следовательно, благоустройство тротуарами возможно только в рамках капитального ремонта автомобильной дороги и только в случае без изменения полосы отвода, иначе данный вид работ возможен только при реконструкции автодороги. Таким образом, благоустройство тротуарами возможно только в случае изменения полосы отвода, что в соответствии с п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) относится к реконструкции линейного объекта, к которому относится автомобильная дорога (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). При этом, согласно 4.5.1.2 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89. Согласно пункту 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) тротуары устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Исходя из буквального толкования указанной нормы наличие тротуаров обязательно на автомобильных дорогах I - Ш категории. Автомобильные дороги «Саяны - Кордово - Саяны», «Курагино - Черемшанка», «Кочергино - Каратузское» на заявленных участках являются автомобильными дорогами IV технической категории по ГОСТ Р 52398, поэтому устройство тротуаров на данных участках дорог согласно п 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не являлось обязательным требованием до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на сегодняшний день капитальный ремонт и (либо) реконструкция данных автодорог на заявленных участках не предусмотрены и не запланированы. Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния данных участков автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются в рамках дорожных работ по содержанию автодорог. При этом КГКУ «КрУДор» направлялись письменные обращения в адрес министерства транспортао выделении финансирования на исполнение предписаний, в том числе мероприятий по обустройству тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения(Запрос-требование о выделении дополнительного финансирования от 04,02.2022 г. исх. и Ответ Минтранса КК от 19.04.2022г. исх. об отсутствии достаточного финансирования). Данный национальный стандарт, в том числе п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766- 2007 подлежит применению при проектировании, строительстве (реконструкции), капитальном ремонте автомобильной дороги, а не к уже существующей и не находящейся в процессе реконструкции, капитального ремонта. В настоящее время финансирование работ по содержанию осуществляется в размере 50% от утвержденного норматива, что закреплено в постановленииот ДД.ММ.ГГГГ- того, в соответствии с ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Требуемый срок исполнения заявленных требований не является разумным и исполнимым.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация , Министерство транспортав судебное заседание не направили представителей, о времени, дате и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем вручения заказной корреспонденции и повестки уполномоченному представителю Министерства. Дополнительно третьи лица уведомлены в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ путем публикации информации на официальном сайте суда (информация о судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ опубликована ДД.ММ.ГГГГ, информация об объявлении перерыва до ДД.ММ.ГГГГ опубликована ДД.ММ.ГГГГ).

В предыдущем судебном заседании представитель Министерства транспортаподдержала позицию КГКУ «КрУДор», пояснила, что оно является подведомственным учреждением Министерства, и все мероприятия отражены в государственной программе «Дороги Красноярья».

В соответствие с положениями ст. 167 ГПК РФ и с согласия явившихся представителей гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, их представителей, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения гражданского дела.

Заслушав мнение процессуального истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу пункта 6 статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Как предусмотрено ч.ч. 1-2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно пункту 1 статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.

В соответствие со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствие с указанной нормой решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Пунктами 8, 13.7 названного Технического регламента предусмотрено, что безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы. Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 11.16 названного Технического регламента предусмотрено, что при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населенных пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ), в данный перечень также вошли ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ 32944-2014 применительно к пункту 11 статьи 3 технического регламента (требования при проектировании автомобильных дорог и дорожных сооружений на них).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» предусмотрено, что документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается данным Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В том числе в качестве обязательного для применения утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Разделы 4 (за исключением пунктов 4.5.2.3, 4.5.2.4, 4.5.2.5, 4.5.3.2), 5 (пункты 5.1.2.1, 5.3.2.1 - 5.3.2.6, 5.3.3.1 - 5.3.3.4, 5.3.3.6 - 5.ДД.ММ.ГГГГ, 5.3.4.1 - 5.3.4.3, 5.4.1.3 - 5.4.1.5, 5.4.2.3, 5.5.7), далее по тексту ГОСТ Р 52766-2007.

Таким образом, несмотря на то, что на уровне международно-правового акта установлена добровольность применения ГОСТ Р 52766-2007 для государств – членов Таможенного союза, в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации безопасность дорожного движения на территории Российской Федерации обеспечивается путем его обязательного применения (за исключением части пунктов).

Пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием (к дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими).

Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:

- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;

- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Пунктом 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, который также входит в число обязательных требований, предусмотрено, что пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м.

Кроме того, в качестве обязательного для применения утвержден ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (в полном объеме).

Пунктом 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.

Подпункт «б» пункта ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: 1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений.

Кроме того, в качестве обязательного для применения утвержден ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования», а именно разделы 4 (пункты 4.3, 4.5, 4.9), 6 (пункты 6.1.2 - 6.1.4, 6.1.7 - ДД.ММ.ГГГГ, 6.2.1, 6.2.4, 6.2.8 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), приложение А.

Пункты 4.3, 4.9 названного ГОСТ 32944-2014 предусматривают, что выбор типа пешеходного перехода зависит от интенсивности автомобильного и пешеходного движения, а также количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.

Регулирование пешеходных переходов через проезжую часть в населенных пунктах необходимо вводить, когда за последние 12 мес на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами транспортных средств на переходящих дорогу пешеходов, которые могли бы быть предотвращены при наличии регулирования дорожного движения.

Пункт 4.7 ГОСТ 32944-2014, на который ссылается прокурор, предусматривает, что устройство наземных пешеходных переходов с обозначением их дорожными знаками «Пешеходный переход» по ГОСТ 32945 и (или) горизонтальной дорожной разметкой по ГОСТ 32953 осуществляется в местах установившихся пешеходных связей и на перекрестках при интенсивности движения транспорта более 50 ед./ч и интенсивности движения пешеходов более 150 чел./ч (III зона).

Кроме того, в качестве обязательного для применения утвержден ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (в полном объеме).

Пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 предусмотрено, что искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Раздел 7 названного ГОСТ Р регламентирует порядок оборудования техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями.

Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что «Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

По результатам рассмотрения гражданского дела установлено, что автомобильные дороги «Саяны-Кордово-Саяны», протяженностью автодороги Саяны через , д.В.Мульга, до км 149,1 автодороги Саяны; «Курагино – Черемшанка», протяженностью 83480 м от границы черты пгт.Курагино до границы черты ; «Кочергино-Картузское», протяженностью 42530 м. от до ; «Курагино-Брагино-Тагашет» от 75 км.+170 м. а/д «Минусинск-Курагино-Артемовск» через до 46 км.+620 м.а/д «Идринское-Большие Кныши-Тагашет»; «Курагино-Средняя Салба» от а/д «Минусинск-Курагино-Артемовск» до а/д Идринское - Большие Кныши-Тагашет»; «Черемшанка-Жаровск, с подъездом к Гуляевке», протяженностью 18,25 км. и 1,66 км. от пересечения улиц Молодежная и Садовая до (подъезд с 3,873 км.вышеуказнной дороги до дма по д. Гуляевка) приняты в государственную собственностьи переданы в оперативное управление КГКУ «КрУДор» на основании Приказа Агентства по управлению государственным имуществомот ДД.ММ.ГГГГп, приказа агентства по управлению государственным имуществомот ДД.ММ.ГГГГп.

Названные автомобильные дороги с идентификационными номерами включены в перечень автомобильных дорог с твердым покрытием не ниже пятой технической категории в составе перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный Постановлением Совета администрацииот ДД.ММ.ГГГГ-п с учетом внесения изменения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п в части перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Автомобильные дороги на момент рассмотрения дела находятся в государственной собственностии на праве оперативного управления КГКУ «КрУДор», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт принадлежности ответчику дорог на праве оперативного управления на момент рассмотрения дела по существу КГКУ «КрУДор» не оспаривался.

В соответствии с Уставом Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по», утвержденного приказом Министерства транспортаот ДД.ММ.ГГГГ, Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по» является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации –м для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Р. Федерации полномочий по использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности, путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог по», на основании распоряженияот ДД.ММ.ГГГГ-р (п. 1.1).

Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что целями деятельности Учреждения являются: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; размещение заказов для обеспечения государственных нуждв сфере дорожной деятельности; обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог; организация совершенствованной развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых в соответствии с законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период для финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильные дорог; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Ответчиком представлены государственные контракты: ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с АО «Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление» (на содержание автомобильной дороги «Кочергино-Картузское») и № ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с АО «Дорожное ремонтно-строительное управление » (на содержание автомобильных дорог «Саяны-Кордово-Саяны», «Курагино – Черемшанка», «Курагино-Брагино-Тагашет», «Курагино-Средняя Салба», «Черемшанка-Жаровск, с подъездом к Гуляевке»). Из названных контрактов следует, что КГКУ «КрУДор» передало подрядным организациям обязанности по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в целях обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также осуществления контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в пределах полос отвода и обеспечения их сохранности.

Обязанности по проведению работ, требуемых прокурором, в приложения к названным государственным контрактам не включены, что подтвердил суду и ответчик.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена государственная программа«Развитие транспортной системы». Согласно разделу 3 названной государственной программой КГКУ «КрУДор» выступает государственным заказчиком в части мероприятий 1.1 - 1.4, 1.8 приложения к подпрограмме (в том числе содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за счет средств дорожного фонда; разработка проектной и разрешительной документации на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за счет средств дорожного фонда) и получателем бюджетных средств на выполнение мероприятий 1.5 - 1.7 приложения к подпрограмме.

Из представленных прокурором материалов следует, что отделом ГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» по результатам проверки состояния автомобильных дорог составлены 4 акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На основе информации, содержащейся в этих актах, отделом ГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» внесено в отношении КГКУ «КрУДор» предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым по результатам осмотра участков автомобильных дорог, проходящих по территории , государственным инспектором дорожного надзора выявлены нарушения ГОСТ и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие работы на участках автомобильных дорог, проходящих по территории :

– автодорога «Курагино - Средняя Салба» на 41 км+850м (, расположена Алексеевская СОШ , установлен пешеходный переход оборудован дорожными знаками ПДД 5.19.1 (2) в соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроить дорогу стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников); в соответствии с требования п. 7.3.8; п.п.2, п.п.Б, п.ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 обустроить пешеходный переход светофорами Т.7 и установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 39+740 по 42+070 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами;

– автодорога «Саяны - Кордово - Саяны» на 27км+660м (, расположена Кордовская СОШ ) в соответствии с требованиями п.4.7 ГОСТ 32944-2014 на км 27+660 (с Кордово , расположена Кордовская СОШ ) установить пешеходный переход (оборудовать дорожными знаками ПДД 5.19.1 (2), далее в соответствии с требованиями раздела 6 п. 6.1, п. 6.2 раздела 7 ГОСТ Р 52605-2006 обустроить пешеходный переход искусственными неровностями и техническими средствами организации дорожного движения; в соответствии с требованиями п. 7.3.8; п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 - обустроить пешеходный переход светофорами Т7, а также установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 26+125 по км 28+980 обустроить дорогу, асфальтобетонным покрытием – тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п.п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 34+740 по км 36+915 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами;

– автодорога «Курагино - Черемшанка» в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 10+030 по км 10+920 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 14+005 по км 14+810 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 37+530 по км 39+650 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами;

– автодорога «Черемшанка –Жаровск, с подъездом к Гуляевке» км 0+440 (, расположена Черемшанская СОШ ) в соответствии с требованиями п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроить дорогу стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников); в соответствии с требованиями п. 7.3.8; п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 обустроить пешеходный переход светофорами Т7 и установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 - с км 0+000 по км 1+000 - обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами;

– автодорога «Курагино-Брагино-Тагашет» км 15+900 ( СОШ пешеходный переход обустроен светофорами Т7) в соответствии с требованиями п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 – с км 15+30 по км 16+730 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием – тротуарами;

– автодорога «Кочергино – Каратузское» км 0+500 ( А, расположена Кочергинская СОШ , где установлен пешеходный переход обустроен светофорами Т7) в соответствии с требованиями п.п. 2, п.п. Б, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа; в черте населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 0+000 по км 1+000 обустроить дорогу с асфальтобетонным покрытием - тротуарами.

Ответчиком данных и доказательств об обжаловании соответствующего предписания не приведено.

ДД.ММ.ГГГГ МО МВД РФ «Курагинский» в адрес КГКУ «КрУдор» направлен запрос о предоставлении информации по исполнению ранее внесенного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на поступивший запрос ответчиком направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ б/н, в котором отсутствует информация о выполнении хотя бы одного из требований предписания. В ответе содержится информация о том, что работы по оснащению автомобильных дорог (улиц) тротуарами являются капиталоемкими и относятся к виду реконструкция и строительство, которые осуществляются в рамках подпрограммы «Дороги Красноярья» государственной программы «Развитие транспортной системы» в, либо национального проекта «Безопасные качественные дороги». В утвержденной до 2024 года программе национального проекта БКД работы по устройству тротуаров на участках вышеперечисленных автодорог не предусмотрены. КГКУ «КрУДор» в феврале текущего года направлен запрос в адрес Министерства транспортао необходимости выделения дополнительных финансовых средств из краевого бюджета.

В части обустройства пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в ответе на предписание указано, что КГКУ «КрУДор» ежегодно проводится целый комплекс мероприятий, направленных на обустройство пешеходных переходов, в том числе расположенных вблизи детских учреждений. Однако учитывая ограниченное финансирование дорожной отрасли, а также значительное количество участков автомобильных дорог, проходящих вблизи детских учреждений на территории края (более 100), провести полный комплекс мероприятий, включающих также устройство тротуаров и пешеходных ограждений на подходах к пешеходному переходу, возможно реализовать не более, чем на 3-5 объектах в год. В 2022 году КГКУ «КрУДор» запланировано провести мероприятия но обустройству пешеходного перехода на км 15+900 автодороги Курагино - Брагино - Тагашет пешеходными ограждениями и светофорами Т7. В части остальных пешеходных переходов вблизи детских учреждений указано, что реализация мероприятий запланирована не ранее 2023 года в порядке очередности реализации работ по аналогичным объектам.

КГКУ «КрУДор» просило продлить срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора с участием ОГИБДД МО МВД России «Курагинский» проведена проверка исполнения ранее внесенного предписания и составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ о том, что КГКУ «КрУДор» не исполнены требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Из переписки Министерства транспортас КГКУ «КрУДор» (от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. ) о выделении КГКУ «КрУДор» дополнительного финансирования на устройство (строительство) автодорог следует, КГКУ «КрУДор» неоднократно сообщалось учредителю о необходимости выделения дополнительных денежных средств, в том числе для исполнения предписаний об обустройстве дорог в . КГКУ «КрУДор» просило в ближайшую корректировку бюджета края включить дополнительные объёмы финансирования на устройство (строительство) объектов в сумме 2 192 142 000 рублей согласно приложению .

Предоставлена информация о том, что соответствующие предложения направлялись в Министерство финансов, но от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в«О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» потребность не учтена. При подготовке проекта закона «О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» потребность будет учтена.

Прокурором также представлены на цифровом носителе фотографии участков автодорог, указанных в исковом заявлении, которые обозревались в судебном заседании с участием сторон.

Разрешая требования прокурора по существу, суд, проанализировав и оценив представленные доказательства и нормы права, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Отсутствие на участках автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении, требуемых прокурором элементов обустройства подтверждено в достаточной степени доказательствами по делу: предписанием надзорного органа, фотографиями осмотра, представленной перепиской. В частности, на фотографиях, которые обозревались судом, тротуары в населенных пунктах действительно отсутствуют; пешеходный переход у Алексеевской СОШ не оборудован освещением, ограждением, светофором; пешеходный переход у Черемшанской СОШ не оборудован освещением, ограждением, светофором; пешеходный переход у Марининской СОШ не оборудован ограждением; пешеходный переход у Кочергинской СОШ не оборудован ограждением; дорога вблизи Кордовской СОШ и вовсе не имеет пешеходного перехода, имеется только знак 1.23 «Дети» (Приложение к Правилам дорожного движения).

Указанные доказательства согласуются между собой и признаны судом достоверными. Ответчику на протяжении длительного времени предоставлялась возможность представить доказательства в части наличия какого-либо из вышеперечисленных элементов на автодорогах. Доказательств ответчик не представил, поддерживая формальную позицию о том, что прокурор свои требования не доказал.

В силу приведенных положений законодательства о дорожной деятельности, о стандартизации в Российской Федерации, требования пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.7, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, пунктов 7.3.8 и ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019, пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 являются обязательными для обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что не являются обязательными требования об установке освещения пешеходных переходов, не имеют правового значения, поскольку все вышеперечисленные образовательные учреждения расположены в населенных пунктах, а пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на всех участках, проходящих по населенным пунктам.

Судом также дана оценка доводам ответчика о том, что пункт 4.7 ГОСТ 32944-2014, на который ссылается прокурор, не отнесен Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р к числу обязательных.

Установлено, что пункт 4.9 названного ГОСТ предусматривает обязательность пешеходных переходов при наличии не менее 3 ДТП за последние 12 месяцев, тогда как согласно представленной информации МО МВД РФ «Курагинский», в районе Кордовской СОШ ДТП не зарегистрированы. Вместе с тем, кроме п. 4.9 ГОСТ 32944-2014 имеется более общее требование обязательного пункта 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, который предписывает устанавливать в населенных пунктах пешеходные переходы через 200 - 300 м с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, объектов притяжения пешеходов.

Согласно представленной прокурором информации МО МВД РФ «Курагинский», обоснованной ответами Управления образования и КГКУ «КрУДор» на запросы органов ГИБДД, интенсивность движения по автодороге «Саяны – Кордово – Саяны» составляет 598 автомобилей в сутки, а фактическая наполняемость Кордовской СОШ – 172 ребенка.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена Муниципальная программа «Развитие транспортной системы в ». В данной программе отражено, что в среднем в год в в результате ДТП погибает около 10 человек, более 100 получают травмы различной степени тяжести. Около 80% всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств.

В программе отражено, что наибольший риск представляет переход проезжей части дорог в местах, где отсутствуют пешеходные переходы. В программе сделан вывод, что объективными причинами нарушений пешеходами Правил дорожного движения являются: недостаточное количество пешеходных переходов; отсутствие и неудовлетворительное содержание тротуаров, отсутствие их освещения в темное время суток; отсутствие дорожных знаков, дорожной разметки.

Проанализировав приведенные требования нормативных актов и доказательства, суд соглашается с доводами прокурора об обязательности установки пешеходного перехода через дорогу регионального значения вблизи детского учреждения – школы. На представленной фотографии виден достаточно протяженный прямой участок автомобильной дороги с одним только знаком «Дети», на котором при отсутствии средств дополнительной дорожно-знаковой информации автомобили, следующие транзитом через , могут развивать значительную скорость, что создает очевидную и прямую угрозу учащимся Кордовской СОШ. При этом ответчик не доказал, что им выполнены требования обязательного 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, в частности, организованы в пределах 200-300 м. иные пешеходные переходы, которые установлены с учетом объектов притяжения пешеходов, и которыми могут пользоваться учащиеся. Ответчик не выполнил и не предоставил суду таблицы расчетов часовой интенсивности движения пешеходов и часовой интенсивности движения транспортных средств (п. 4.5 ГОСТ 32944-2014), чтобы доказать, к какой из зон (I – IV по ГОСТ 32944-2014) относится участок дороги вблизи Кордовской СОШ , для подтверждения своих доводов о том, что необходимость регулирования движения пешеходов по переходу через проезжую часть в этом районе отсутствует.

С учетом того, что безопасность детей в данном случае является одним из наиболее приоритетных направлений работ по обеспечению безопасности дорожного движения, и ответчик (обязанное лицо) в части соблюдения данных требований никаких доказательств суду не представил, суд полагает необходимым требования прокурора удовлетворить.

Удовлетворение требования об установке пешеходного перехода у Кордовской СОШ влечет и удовлетворение производных требований об оснащении данного перехода знаками дорожного движения (в силу которых данный переход и становится переходом), об обустройстве искусственных неровностей, светофора, ограждений.

К требованиям законодательства о безопасности дорожного движения относится обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, которая возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Вышеприведенные доказательства подтверждают, что лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении, и обязанным субъектом по требованию прокурора является именно КГКУ «КрУДор», которому принадлежат дороги на праве оперативного управления, которое является государственным заказчиком при выполнении соответствующих видов работ, и Уставом которого к полномочиям и функциям учреждения отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечение безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Выявленные прокурором нарушения законодательства в части содержания и эксплуатации автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по содержанию, эксплуатации, обеспечении безопасности указанных автодорог, что влечет нарушение права на безопасность жителей муниципального образования, водителей автотранспортных средств, а также пешеходов, в связи с тем, что создает опасность возникновения аварийных ситуаций, и как следствие, порчу имущества, получение травм, гибель людей, в связи с чем иск прокурора о возложении на ответчика обязанности подлежит удовлетворению. Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не освобождают его от выполнения обязательных требований закона, а имеют отношение к вопросам сроков исполнения решения суда и ответственности за их нарушение.

Устанавливая в соответствие с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть, исполнено, суд учитывает с одной стороны, необходимость защиты прав и законных интересов лиц, в интересах которых предъявлен иск прокурором, с другой стороны – объективно необходимое время для исполнения ответчиком возлагаемой обязанности. Следует учесть, что ответчик является казенным учреждением и исполняет свои функции не за счет предпринимательской деятельности, а в рамках государственного задания, и не может направить на цели исполнения решения денежные средства, выделенные ему на иные цели. Сторонами, в том числе прокурором, не представлено мотивированных расчетов разумного и объективно необходимого срока исполнения решения суда.

Прокурор просит установить единый 10-месячный срок для выполнения всех требуемых им мероприятий, без учета того, что они существенно различаются по их трудоемкости и финансовым затратам.

Представляется очевидным, что к мероприятиям, которые можно выполнить в наиболее короткий срок, относится обустройство пешеходного перехода там, где он вообще отсутствует, поскольку это требует только установки соответствующих дорожных знаков и разметки. Одновременно с тем такое мероприятие суд оценивает как наиболее важное с точки зрения безопасности детей, а потому наиболее срочное к исполнению.

Мероприятия по установке ограждений требуют уже более значительных организационных и финансовых затрат, а мероприятия по установке электрического освещения и светофоров – еще и решения вопросов с технологическим присоединениям к электрическим сетям.

Наконец, обустройство многих километров тротуаров является наиболее затратным мероприятием, которое, кроме того, затрагивает прилегающие земельные участки и может потребовать разрешения возникающих в связи с этим вопросов.

С учетом приведенных соображений, а также особенностей бюджетного финансирования казенного учреждения, с учетом объективно необходимого срока для проектирования и производства соответствующих работ, суд считает необходимым и разумным установить ответчику следующие сроки для исполнения решения: 6 месяцев – на работы по обустройству пешеходного перехода с дорожными знаками и искусственными неровностями; 8 месяцев – на работы по установке светофоров; 10 месяцев – на работы по установке ограждений; 12 месяцев – на работы по оборудованию участков дорог освещением; 24 месяца – на оборудование участков дорог тротуарами.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку исковые требования прокурора (заявленные в интересах неопределенного круга лиц) подлежат удовлетворению в полном объеме, суд взыскивает в ответа в бюджет государственную пошлину, от которой процессуальный истец освобожден в силу закона, в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по» (ОГРН 1022401795680)

в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по обустройству пешеходного перехода, оборудованию его дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, по оборудованию его искусственными неровностями и техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями в соответствие с пунктом 6.2, разделом 7 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»

– на участке автомобильной дороги «Саяны - Кордово - Саяны» на 27км+660м ();

в течение 8 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по обустройству пешеходных переходов светофорами Т.7 в соответствии с пунктом 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Средняя Салба» на 41 км+850м ();

– на участке автомобильной дороги «Саяны - Кордово - Саяны» на 27км+660м ();

– на участке автомобильной дороги «Черемшанка - Жаровск, с подъездом к Гуляевке», на 0км+440м ();

в течение 10 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по обустройству ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа в соответствии с подпунктом «Б» пункта ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Средняя Салба» на 41 км+850м ();

– на участке автомобильной дороги «Саяны - Кордово - Саяны» на 27км+660м ();

– на участке автомобильной дороги «Черемшанка - Жаровск, с подъездом к Гуляевке», на 0км+440м ();

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Брагино - Тагашет» на 15км+900м ();

– на участке автомобильной дороги «Кочергино - Каратузское» на 0км+500м (А);

в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по оборудованию участков дорог стационарным электрическим освещением в соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Средняя Салба» на 41 км+850м ();

– на участке автомобильной дороги «Черемшанка - Жаровск, с подъездом к Гуляевке», на 0км+440м (),

в течение 24 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по обустройству участков дорог тротуарами в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Средняя Салба» с 39 км+740м по 42км+70м (в черте населенного пункта );

– на участках автомобильной дороги «Саяны - Кордово - Саяны» с 26км+125м по 28км+980м (в черте населенного пункта ), с 34км+740м по 36км+915м (в черте населенного пункта с Журавлево),

– на участках автомобильной дороги «Курагино – Черемшанка» с 10км+30м по 10км+920м (в черте населенного пункта ), с 14км+5м по 14км+810м (в черте населенного пункта ), с 37км+530м по 39км+650м (в черте населенного пункта );

– на участке автомобильной дороги «Черемшанка - Жаровск с подъездом к Гуляевке» с 0км+0м по 1км+0м (в черте населенного пункта );

– на участке автомобильной дороги «Курагино - Брагино - Тагашет» с 15км+130м по 16км+730м (в черте населенного пункта );

– на участке автомобильной дороги «Кочергино - Каратузское» с 0км+0м по 1км.+0м (в черте населенного пункта ).

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по» в доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским деламвого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд .

Судья В.А. Каплеев

Решение изготовлено в полном объеме

ДД.ММ.ГГГГ