ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1587(2017) от 23.05.2017 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 2-1587(2017)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» к Малько А. Н. о взыскании средств федерального бюджета, выданных на командировочные расходы,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» обратилось с иском в суд к Малько А.Н. о взыскании средств федерального бюджета, выданных на командировочные расходы, мотивируя тем, что в соответствии с учредительными документами и договорами о финансовом обеспечении с воинскими частями и учреждениями истец производит оплату командировочных расходов работникам военных организаций. Работнику инспекции пожарного надзора по Центральному военному округу Малько А.Н. на основании заявления на выдачу аванса на командировочные расходы от 27.06.2016 г. был выдан аванс в размере 49 700 руб., что подтверждается платежными поручениями от 06.07.2016 г. Авансовый отчет, подтверждающий расходы по выданному авансу, представлен Малько А.Н. 10.10.2016 г. и утвержден в сумме 21716,10 руб. с доплатой суточных в сумме 600 руб. У ответчика произведено частичное удержание из заработной платы, дальнейшее удержание в бесспорном порядке произвести не представилось возможным в связи с тем, что с 20.02.2017 г. ответчик был уволен в связи с сокращением штата. Остаток непогашенной дебиторской задолженности по выданным в подотчет бюджетным денежным средствам составил 6132,72 руб., который в период с 10.10.2016 г. по настоящее время Малько А.Н. использует в личных целях, чем причиняется ущерб государству, в связи с чем, просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 6132,72 руб. (л.д.2-5).

Представитель истца ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.89,90), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.95-оборот).

Ответчик Малько А.Н. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации (л.д.84, 88), возражений по иску не представил, об отложении слушания дела не просил, извещение вернулось в суд по истечению срока хранения (л.д.97-98), в связи с чем, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.12. ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления

Как следует из п.11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороне" вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.26 указанного Федерального закона реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4. ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (ред. от 29.07.2015) "Об особенностях направления работников в служебные командировки" работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (п.11).

Согласно п. 26 указанного Постановления работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой;

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 (ред. от 07.03.2016) "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений осуществляется в следующих размерах:

а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки;

б) расходов на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;

в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.

Согласно п.6.3. Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Согласно ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) главный администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно Положению, утвержденному Министром обороны РФ 12.09.2011 г., Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств, выполняет функции администратора доходов в соответствии с законодательством РФ (п.8,9). Согласно п.18 Положения учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил (л.д.59-73).

01.08.2012 г. между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» (Исполнитель) и Инспекцией пожарного надзора (по Центральному военном округу) (Заказчик) заключен договор на обслуживание №187, согласно которому Заказчик поручил, а Исполнитель обязался осуществлять финансово-экономическое обеспечение Заказчика, состоящего на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны РФ (п.1.1), которое включает в себя осуществление Исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика, в том числе по командировочным расходам (п.1.2) (л.д.7-10).

Судом установлено, что Малько А.Н. состоял в трудовых отношениях с Инспекцией пожарного надзора (по центральному военному округу) в должности <данные изъяты>, и приказом №17 от 20.02.2017 г. был уволен с 28.02.2017 г. в связи с сокращением штата (л.д.11-18).

В связи с направлением Малько А.Н. в служебную командировку с 25.07.2016 г. по 27.07.2016 г., что подтверждается командировочным удостоверением (л.д.25), на основании его заявления от 27.06.2016 г. на выдачу аванса на командировочные расходы (л.д.19) платежными поручениями от 06.07.2016 г. на банковскую карту Малько А.Н. истцом были перечислены денежные средства в общей сумме 49 700 руб. (л.д.20-22).

Как следует из дополнительных пояснений истца, после возвращения из командировки, авансовый отчет в установленный законом срок, Малько А.Н. представлен не был (л.д.95).

Авансовый отчет с оправдательными документами представлен Малько А.Н. в Управление только 10.10.2016 г. и утвержден в сумме 21 716,10 руб. (л.д.23-24), при этом, к учету приняты: суточные в сумме 300 руб., транспортные расходы в сумме 21 416,10 руб. (электронный авиабилет от 25.07.2016 г. на сумму 10450 руб. по маршруту Емельяново-Алыкель (л.д.29), электронный авиабилет от 27.07.2016 г. на сумму 10450 руб. по маршруту Алыкель -Емельяново (л.д.30),билет на проезд на автобусе по маршруту Ачинск-Емельяново от 25.07.2016 г.на сумму 258,10 руб., билет на проезд на автобусе по маршруту Емельяново –Ачинск от 27.07.2016 г.на сумму 258 руб. (л.д.32)). Также Малько А.Н. произведена доплата суточных в сумме 600 руб., что подтверждается бухгалтерской справкой за 23.12.2016 г. (л.д.44).

Как следует из пояснений истца, Управлением не приняты к учету расходы на сумму 1 634,40 руб., а именно по квитанции от 27.07.2016 г. по оплате багажа в сумме 34,40 руб. (л.д.32), кассовый чек от 22.07.2016 г. за услугу - сбор за продажу 1000 руб. (л.д.33), квитанция от 26.07.2016 г. по дополнительной плате за оказание услуг по продаже авиабилета в сумме 600 руб. (л.д.31).

Поскольку авансовый отчет утвержден в сумме 21 716,10 руб. с доплатой суточных 600 руб. (всего 22 316.10 руб.), а аванс был выдан Малько А.Н. на сумму 49 700 руб., с ответчика за период с августа 2016 года по февраль 2017 года произведены удержания из заработной платы в общей сумме 21 251,11 руб., что подтверждается служебной запиской и расчетными листками (л.д.6, 46-50).

После увольнения Малько А.Н., остаток непогашенной задолженности по выданным в подотчет бюджетным денежным средствам составил 6 132,72 руб. из расчета: (49 700-22316,10=27 383,90 (долг) - 21 251,18 (удержано)=6132,72 руб.

До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена, в связи с чем, денежные средства в размере 6 132,72 руб. подлежат взысканию с Малько А.Н. в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем, с ответчика Малько А.Н. в доход бюджета подлежит взысканию 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Малько А. Н. в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» материальный ущерб в сумме 6 312 рубля 72 копейки.

Взыскать с Малько А. Н. в доход бюджета муниципального образования города Ачинска госпошлину в сумме 400 рублей.

Ответчиком может быть подано заявление в Ачинский городской суд об отмене настоящего заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Решение также может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 29 мая 2017 года.

Судья Т.Н. Настенко