Дело № 2-1587/18 20 августа 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Псковский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд г.Москвы суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Псковской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и защите прав потребителей в том числе в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации железнодорожного пешеходного моста расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков, станция Псков, состоящего на балансовом учете Псковской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», в ходе которой были выявлены нарушения, а именно отсутствие специальных технических устройств и приспособления для инвалидов и других маломобильных групп населения, отсутствие тактильно-контрастных указателей, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста, покрытие участков, ведущих к входам на железнодорожный мост находится не в удовлетворительном состоянии, асфальтовое покрытие имеет неровную поверхность, выбоины, провалы, местами совсем отсутствует, лестничные подъемы железнодорожного моста имеют выбоины в покрытии ступеней, отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени, предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц отсутствуют, лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста не оборудованы пандусами или подъемными устройствами, не установлены поручни с учетом технических требований к опорным стационарным реабилитационным устройствами по ГОСТ 51261-99. Поскольку нарушение носят длящийся характер, создают потенциальную угрозу интересам общества и государства в сфере безопасности функционирования транспортного комплекса, а также существенно нарушают права инвалидов и маломобильных групп населения, прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» выразившееся в непринятии мер по оборудованию пешеходного железнодорожного железобетонного моста, расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков на станции Псков специальными техническими устройствами, возложить на ОАО «РЖД» обязанность обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к пешеходному железнодорожному железобетонному мосту, расположенному по адресу: Псковская область, г.Псков на станции Псков и обеспечения реальной возможности пользования указанным объектом социальной инфраструктуры инвалидами и другими маломобильными группами населения путем:
оборудования железнодорожного моста тактильно-контрастными указателями, выполняющими предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста, ремонта покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к входам на мост, установки перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц моста предупреждающих тактильно-контрастных указателей; оборудования лестничных подъемов железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами.
Определением Мещанского районного суда г.Москвы от 05 марта 2018 года дело по указанному иску было передано на рассмотрение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности беспрепятственно передвигаться инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями на пешеходном железнодорожном железобетонном мосту, расположенном по адресу: Псковская область, г.Псков станция Псков, возложить на ОАО «РЖД» обязанность устранить выявленные нарушения закона и обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к пешеходному железобетонному железнодорожному мосту, расположенному по адресу: Псковская область, г.Псков, станция Псков следующим образом:
-оборудовать железнодорожный пешеходный мост тактильно-контрастными указателями, выполняющими предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста;
-обеспечить проведение ремонтных работ покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к входам на мост;
-установить перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц моста предупреждающие тактильно-контрастные указатели;
-оборудовать лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами;
-разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках «разумного приспособления», путем оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения. К участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Администрация г.Пскова.
Псковский транспортный прокурор и помощник Северо-Западного транспортного Жуков А.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали просили удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Бурмистров И.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения, в соответствии с которыми требования прокурора могут быть учтены при реконструкции моста, в настоящее время решается вопрос о передаче моста Администрации города Пскова, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.
Из материалов дела следует, что в августе 2017 года Псковским транспортным прокурором была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и защите прав потребителей, в том числе в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации железнодорожного пешеходного моста расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков, станция Псков.
Данный мост, 1973 года постройки, протяженностью 129,66 м высотой 8 м, находится на балансе Псковской дистанции пути Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» (л.д. 9).
В ходе данной проверки было установлено, что инвалидам не обеспечена возможность самостоятельно передвигаться по территории вокзала, в связи с отсутствием тактильно-контрастных указателей, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста; покрытие участков, ведущих к входам на железнодорожный мост, находится в неудовлетворительном состоянии, асфальтовое покрытие имеет неровную поверхность, выбоины, провалы, местами совсем отсутствует, что создает угрозу для травматизма; лестничные подъемы железнодорожного моста не соответствует требованиям действующего законодательства — имеют выбоины, неровности в покрытии ступеней, отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени, предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц отсутствуют; лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста не оборудованы пандусами или подъемными устройствами; не установлены поручни с учетом технических требований к опорным стационарным реабилитационным устройствам (л.д.8, 22-29).
Свои исковые требования прокурор основывает на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава железнодорожного транспорта РФ, Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 года №473, Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированая редакция СниП 35-01-2001».
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другик внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) данный закон регулирует отношения возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В силу cтатьи 80 Устава железнодорожного транспорта перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Пунктом 4.1. СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр с датой начала действия 15 мая 2017 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Железнодорожный пешеходный мост на станции Псков-Пассажирский построен в 1973 году, его реконструкция, капитальный ремонт или модернизация не производились. В связи с чем, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в в непринятии мер по обеспечению возможности беспрепятственного передвижения инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями на пешеходном железнодорожном мосту нельзя признать незаконным.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 1.1., 1.2, 1.6 Свода правил указанных выше.
Ни Федеральный закон «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации», ни Свод правил не содержит перечня конкретных действий охватывающих понятием «разумное приспособление» объекта. Пунктом 3.8 Свода правил предусмотрено, что внесение подходящих модификаций и коррективов не должно становится несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими прав.
03 мая 2018 года ответчиком в адрес председателя Общественной организации инвалидов города Пскова было направлено предложение о проведении совместного осмотра с целью согласования мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров (л.д.76-77). На данное обращение ответа не последовало.
В ходе рассмотрения дела прокурором 28 марта 2018 года было внесено представление №23/1-19-22-2018 в адрес ответчика об устранении нарушений федерального законодательства, с предложением устранить выявленные в ходе проверки нарушений (л.д.66-68).
23 апреля 2018 года у заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры состоялось совещание с участием прокурора, га котором было принято решение об отсутствии оснований для проведения реконструкции моста, необходимости проработки вопроса о передаче моста в собственность городской администрации, выполнить ямочный ремонт асфальтового покрытия прохожей части и сходов пешеходного моста до 01 июля 2018 года, до 01 июня на всех сходах моста установить информационные таблички с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по преследованию инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями по сооружению, разработать мероприятия по «разумному приспособлению» в текущем году сооружения и его элементов для частичной адаптации моста к требованиям обеспечения доступа для маломобильных групп населения, в том числе с использованием специальных тактильных, звуковых и цветовых элементов (л.д. 70-73).
05 мая 2018 года на данное предписание был дан ответ на представление прокурора, согласно которого оборудование тактильно-контрастных указателей перед внешней лестницей моста, позволяющих инвалидам с нарушением здоровья по зрению осуществить доступ у мосту является технически выполнимым и будет обеспечено в срок до конца сентября 2018 года, наличие возможности устройства и использования на пешеходном мосту пандусов, вертикальны, горизонтальных подъемных устройств и кресельных подъемников будет реализовано путем привлечения и подготовки технического обоснования силами проектной организации, имеющей соответствующие лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности в срок до конца июля 2018 года. Выполнение работ в рамках обеспечения минимального стандарта доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к мосту, а именно: оборудование специальных тактильных, звуковых и цветовых элементов, установки на сходах с моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с телефонами ответственных работников для оказания ситуационной помощи по сопровождению инвалидов и других маломобильных групп населения, а также проведение ремонта покрытий прохожей части моста и пешеходных путей на участках, ведущих к подъемам на мост, на сходах с моста не относятся к капитальной реконструкции моста (л.д.74-75).
Учитывая, что ответчик не отрицает возможность проведения работ по оборудованию моста тактильно-контрастными указателями и ремонту покрытия пешеходных путей, данные работы не относятся к работам капитального характера требующих значительных затрат, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по проведению данных работ, установив срок с учетом процедур выделения финансирования и проведения закупок 12 месяцев.
Требование прокурора об обязании ответчика разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках «разумного приспособления» оборудовать мост с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, установки кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения суд полагает необоснованными, т.к. перечень действий в рамках «разумного приспособления» не установлен.
Суд полагает обоснованными доводы ответчика о необоснованности ссылки прокурора на положения Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правил перевозок, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 года № 473.
Статья 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Пункт 2 Правил перевозок, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 года № 473 предусматривает, что перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Статья 80.1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает, что перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
При этом железнодорожный пешеходный мост на станции Псков-Пассажирский является транзитным, не имеет спуска к железнодорожным платформам, не принимает участия в технологическом процессе по обеспечению безопасности движения поездов, железнодорожных перевозок. Доступ инвалидов к объекту инфраструктуры - вокзалу осуществляется со стороны привокзальной площади в городе Пскове, а также через автомобильный пешеходный мост, расположенный по Октябрьскому проспекту города Пскова.
Согласно пункта 3 Технических требований «Пешеходные переходы через железнодорожные пути», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 года №2665р «пешеходные переходы на одном уровне с верхом головок рельсов устраивают в местах интенсивных пешеходных потоков, если отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях железнодорожными путями (мосты, тоннели)». Следовательно, при наличии автомобильного пешеходного моста, пешеходный переход в одном уровне с верхом головки рельсов не оборудуется. Также отсутствует интенсивный пешеходный поток в данном месте. Следовательно, пешеходный мост на станции Псков-Пассажирский не является обязательным объектом транспортной инфраструктуры. Он обслуживает не потребности пассажиров или работников ОАО «РЖД», а является социально значимым объектом, используется для транзитного перехода граждан к объектам жилищно-коммунального хозяйства.
Октябрьской дирекцией инфраструктуры в адрес главы Администрации города Пскова было направлено письмо о передаче железнодорожного моста в государственную собственность на безвозмездной основе.
Данное обращение было рассмотрено Администрацией города Пскова, согласно ответа Администрация города Пскова готова принять данный мост при условии соблюдения требований Государственной программы Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» на 2014-2020 годы», т.е. обеспечения доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры, оснащения его соответствующими подъемниками.
Требования прокурора оборудования лестничных подъемов железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов. В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установление пандусов на пешеходном мосту технически возможно и безопасно для пользования инвалидов-колясочников.
По результатам обследования пешеходного моста через железнодорожные пути на предмет устройства пандусами или подъемными устройствами были сделаны выводы о невозможности установки пандусов и подъемеников. Согласно требованиям п. 5.1.14 СП при высоте от обреза фундамента до верха дорожного покрытия более 3 метра требуется установка подъемников с автономным энергосбережением, что в существующей конструкции пешеходного моста установить невозможно, так как расчет грузоподъемности моста выполнен без учета подъемника на нагрузку 400 кг/м. Техническая возможность переустройства существующего пешеходного моста полностью отсутствует.
Также согласно обследованию высота пешеходного моста на станции Псков-Пассажирский составляет 8,77 м, длина 129,66 м. Уклон сходов составляет 1:2 и 1:3. Согласно п. 5.1.14 СП уклон непрерывного марша пандуса не круче 1:20 (5%). При уклоне 1:2 (50%) и 1:3 (33%) установка пандусов невозможна. Более того, установка пандусов с указанным уклоном угрожает безопасности для пользования инвалидов-колясочников, матерей с детскими колясками и иных групп лиц.
Таким образом, отсутствует техническая возможность выполнения заявленных требований прокурора, так как оборудование лестничных подъемов железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами невозможно произвести без полной реконструкции пешеходного моста. Прокурором данные обстоятельства не оспорены.
Не представлено доказательств прокурором, что представленные им предложения по установке платформы подъемной для инвалидов наклонного перемещения и подвижного мобильного транспортного средства технически возможно на данном железнодорожном пешеходном мосту, учитывая, что организация занимающая установкой данных приспособлений указала на необходимость обследования объекта для определения возможности.
Как указал ответчик в своих объяснениях с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, а именно:
1) Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 24 апреля 2014 года N 1016р, определяющий порядок взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с подразделениями пассажирского комплекса - участниками перевозочного процесса - при организации обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для маломобильных пассажиров и организации ситуативной помощи.
2) Стандарт ОАО "РЖД" "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2014 года N 3102р, разработанный в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года. N 181-ФЗ с целью определения основных методических подходов к работе по обслуживанию маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте. Указанный стандарт устанавливает согласованные с общественными объединениями инвалидов функциональные и технические требования к действующим объектам пассажирской инфраструктуры и подвижному
составу в эксплуатации, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных пассажиров.
Данными нормативными актами ОАО "РЖД" разработан и на их основании реализуется комплекс мер, в том числе по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
При этом суд принимает во внимание, что пешеходный железнодорожный мост является транзитным и фактически используется только для перемещения жителей города Пскова со стороны улицы Паровозной к улице Вокзальной и не участвует в технологическом процессе, обеспечивающем безопасность движения поездов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Псковского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный пешеходный мост, расположенный по адресу: г.Псков станция Псков тактильно-констрастными указателями, обеспечить проведение ремонтных работ покрытия пешеходных путей на участках ведущих к ходам на мост в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья