ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1588 от 06.05.2010 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

                                                                                    Сергиево-Посадский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сергиево-Посадский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1588/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2010 года.

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Беловой И.А., при секретаре Дурновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пикулина Ю.Н. к Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о взыскании ежемесячного денежного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Пикулин Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о взыскании ежемесячного денежного содержания (л.д. 32-33, 52).

В судебном заседании Пикулин Ю.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что в период со Дата обезличена года по Дата обезличена года он исполнял обязанности Председателя Совета депутатов городского поселения Скоропусковский, с Дата обезличена года по Дата обезличена года на постоянной основе. Дата обезличена года он был освобожден от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий после принятия решения Советом депутатов муниципального образования городское поселение Скоропусковский об избрании Председателя Совета депутатов второго созыва. Указывает, что в соответствии с п. 3 статьи 3 Закона Московской области от 18 сентября 2009 г. № 107/2009-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области» депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения их полномочий, может быть выплачено денежное содержание в размере и порядке, установленных уставом, иными нормативными правовыми актами муниципального образования. В соответствии с п.2 «Положения о социальных гарантиях депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица муниципального образования Скоропусковский» от 27.12.2006 г. №29/2006-НПА депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу по истечении установленного срока полномочий гарантируется в течение календарного года выплата ежемесячного денежного содержания, установленного соответственно для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица или доплата до указанного уровня денежного содержания к заработной плате по другому месту работы. Указывает,


что после прекращения полномочий Председателя Совета депутатов городского поселения Скоропусковский он не работает. В связи с чем, обратился к Главе городского поселения Скоропусковский ФИО3 с ходатайством о выплате ежемесячного денежного содержания. Однако в выплате ежемесячного денежного содержания письмом от Дата обезличена года ему было отказано. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его право на получение ежемесячного денежного содержания в течение года после прекращения полномочий Председателя Совета депутатов. В результате невыплаты ежемесячного денежного содержания за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена года (за 6 месяцев) задолженность составила ... рублей ... копеек, из расчета ... рубля ... копеек за один месяц. Уточнив исковые требования, просит взыскать с Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в его пользу в качестве ежемесячного денежного содержания за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года ... рублей ... копеек.

Представители ответчика Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по доверенности Зименков А.В. и Морозова Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что согласно п. 5.1 ст. 40 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Действующая редакция Устава Московской области (ст. 74) не устанавливает каких-либо дополнительных гарантий депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления, в виде выплат в течение календарного года ежемесячного содержания по истечении установленного срока полномочий. В Уставе муниципального образования городское поселение Скоропусковский не предусмотрены выплаты в течение календарного года в размере ежемесячного денежного содержания лицам, ранее занимавшим муниципальные должности и исполнявшим свои полномочия на постоянной основе. Указывают, что городское поселение Скоропусковский с момента его образования, является полностью дотационным поселением. Доля собственных доходов поселения от всех источников за последние три года не превышает 20% всего дохода бюджета, сам бюджет формируется за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Положения ч. 3 ст. 136 БК РФ запрещают муниципальным образованиям устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления в случае, если в бюджетах доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета. Считают, что п. 2 муниципального правового акта от 27.12.2006 г. № 29/2006-НПА «Положения о социальных гарантиях депутата, осуществляющего свои полномочия


на постоянной основе, выборного должностного лица муниципального образования Скоропусковский», устанавливающий дополнительные гарантии депутатам, противоречит действующему законодательству, ст. 136 БК РФ, Уставу муниципального образования «Городское поселение Скоропусковский». На основании с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения этого муниципального правового акта не подлежат применению. Считают, что норма, установленная в п. 2 Положения от 27.12.2006 г. № 29/2006-НПА, направлена на предоставление ничем не обоснованных льгот. Просят в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре...

Судом установлено, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Пикулин Ю.Н. являлся Председателем Совета депутатов городского поселения Скоропусковский на постоянной основе. Дата обезличена года его полномочия были прекращены. Обратившись в суд, Пикулин Ю.Н. просит взыскать с Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ежемесячное денежное содержание за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере ... рублей ... копеек.

В обоснование заявленных требований Пикулин Ю.Н. ссылается на п.З ст.З
Закона Московской области «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Совета депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области» и на п. 2 Положения о социальных гарантиях депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица муниципального образования Скоропусковский от 27 декабря 2006 года, принятого решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Скоропусковский.

Суд считает исковые требования Пикулина Ю.Н. не основанными на законе.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.


Согласно подп. 5.1 п. 5 ст. 40 ФЗ № 131 гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования,. ..нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования... (ст. 43).

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования...

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан... л.д. 47).

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (ст. 53).

Анализ приведенных выше норм ФЗ № 131 говорит о том, что муниципальные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции, ФЗ № 131 и законам субъектов РФ.

В соответствии с Законом МО «О гарантиях осуществления полномочий
депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области» (далее Закон МО) гарантии осуществления полномочий депутатами, членами выборных органов и выборными должностными лицами устанавливаются Уставами муниципальных образований Московской области в соответствии с федеральными Законами и настоящим Законом (ст. 1).

Согласно подп. 3 п. 3 Закона МО депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения их полномочий, может быть выплачено денежное содержание в размере и в порядке, установленных уставом, иными нормативными правовыми актами муниципального образования.

Таким образом, законодательство субъекта Московской области предусматривает возможность выплаты выборному должностному лицу денежного содержания в случае прекращения его полномочий в соответствии с Уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.

Устав городского поселения Скоропусковский является основным муниципальным правовым актом городского поселения, устанавливающим систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также гарантии его осуществления на территории городского поселения.

Статьей 27 Устава определена компетенция Совета депутатов городского поселения Скоропусковский л.д. 94-95). Указанная норма Устава муниципального образования Скоропусковский не наделила Совет депутатов полномочиями по установлению социальных гарантий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица с учетом подп. 3 ст. 3 Закона МО.

В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования Скоропусковский в систему муниципальных правовых актов входят: Устав; правовые акты Совета депутатов муниципального образования, носящие нормативный характер...

В соответствии с п. 7 названной статьи Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами МО, Уставом городского поселения, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения Скоропусковский, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов городского поселения.

Статьей 41 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Судом установлено, что Советом депутатов муниципального образования городское поселение Скоропусковский принято Положение о социальных гарантиях депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица муниципального образования городское поселение Скоропусковский, в соответствии с п. 2 которого депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу по истечении установленного срока полномочий...гарантируется в течение календарного года выплата ежемесячного денежного содержания, установленного соответственно для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица или доплата до указанного уровня денежного содержания к заработной плате по другому месту работы л.д. 78-79 ).

Суд не может принять во внимание указанное Положение в качестве основания для удовлетворения исковых требований Пикулина Ю.Н., так как Уставом муниципального образования Скоропусковский такая социальная гарантия не предусмотрена, а Совет депутатов не вправе был принимать такое Положение поскольку, как указывалось выше, установление социальных гарантий в его компетенцию не входит.

Кроме того, суд считает, что указанное положение в законную силу не вступило, так как в ходе судебного разбирательства не установлено, что оно было опубликовано (обнародовано). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено доказательств в подтверждении своего довода об обнародовании этого Положения.

В подтверждение обоснованности своих требований Пикулин Ю.Н. представил в материалы дела ответ Московской областной Думы на его обращение о разъяснении порядка установления гарантий осуществления полномочий депутатами Совета депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (л.д. 53-54 ). Изучив указанный ответ, суд приходит к выводу о том, что он не подтверждает обоснованность требований истца, а наоборот согласуется с позицией суда, изложенной выше, о необоснованности предъявленных Пикулиным Ю.Н. исковых требований.

В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что получает военную пенсию в размере около ... рублей. Указанное обстоятельство суд не может оставить без внимания, поскольку социальная гарантия — это определенного вида поддержка и защита прав гражданина, оставшегося без средств к существованию. Получая военную пенсию, Пикулин Ю.Н. имеет средства к существованию и не лишен возможности осуществлять другую трудовую деятельность.

С учетом изложенного выше суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Пикулина Ю.Н.

Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», Законом МО «О гарантиях
осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных
образований Московской области, членами выборных органов местного
самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области», Уставом муниципального образования Скоропусковский, ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Пикулину Ю.Н. в иске к Администрации городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о взыскании ежемесячного денежного содержания.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.

Федеральный судья И.А. Белова

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2010 года

Федеральный судья И.А. Белова