Дело № 2-1588/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2013 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лебедевой О.Ю.
при секретаре Корсаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению ОАО «Томскэнергосбыт» об оспаривании представления прокурора,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Томская энергосбытовая компания» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование своих требований, что 10.06.2013 в адрес ОАО «Томскэнергосбыт» вынесено представление №321-ж об устранении нарушений жилищного законодательства. В соответствии с представлением установлено, что начисления жильцам многоквартирных домов по <адрес обезличен>, произведены с нарушением Федерального закона № 261 ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее ФЗ «Об энергосбережении). Данный вывод сделан на основании того, что решений об установки общедомовых приборов учета (далее ОДПУ) не принимались, договоры на установку приборов учета не заключались, а обязанность по установке ОДПУ до 01.01.2012 возложена на жильцов. В связи с этим, прокуратура Ленинского района г. Томска делает вывод, что ОАО «Томскэнергосбыт» неправомерно производит начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам многоквартирных домов. Заявитель указывает, что общедомовые приборы учета установлены ООО «Горсети», но не в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», а взамен ранее установленных, таким образом, нарушений законодательства не допущено. По мнению заявителя, оспариваемое представление прокурора не соответствует действующему законодательству, а именно ст. ст. 153, 155, 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 539, 541 ГК РФ, пункт 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 216-ФЗ от 23.11.2009 и нарушает права и законные интересы ОАО «Томскэнергосбыт», незаконно возлагая на заявителя обязанность по не выставлению потребителю, стоимости потребленной электрической энергии определенной на основании показании приборов учета, в то же время нарушая право заявителя на осуществление расчетов за потребленную электрическую энергию в соответствии с приложением N 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. Ссылаясь на ст. ст. 21, 22, 24, 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Правила № 307 и Основными положениями № 530, ст. 245, 254, 255 ГПК РФ, заявитель просит признать незаконным представление Прокурора Ленинскою района г. Томска № 321ж-2013 от 10.06.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства регламентирующего порядок расчета размера платы за коммунальные услуги и отменить его.
Представитель ОАО «Томская энергосбытовая компания» ФИО1, действующий на основании доверенности № 125 от 01.01.2013 сроком до 31.12.2013, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в доме установлены во всех квартирах новые приборы учета, заключены договоры на обслуживание.
Помощник прокурора Ленинского района г. Томска Тузова О.О., действующая на основании доверенности от 18.09.2013, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с актом осмотра указанного жилого дома от 08.02.2013, составленным специалистами администрации Ленинского района г. Томска, в деревянном жилом доме восемь квартир, имеющих отдельные входы. Дом запитан с воздушной линии электропередач, на каждом вводе установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. Учет электроэнергии производится двумя общедомовыми приборами учета. На основании акта от 13.02.2013 об осмотре электроустановки потребителя, составленного ОАО «Томскэнергосбыт», под общедомовые приборы учета попадают только жилые помещения (квартиры). Таким образом, правовые основания для выставления в счетах – квитанциях ОАО «Томскэнергосбыт» собственникам квартир по указанному адресу платы за коммунальные услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, отсутствуют. ОАО «Томскэнергосбыт» начисление жильцам дома по <адрес обезличен> платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, осуществляется исключительно за технологические потери в электрических сетях жилого дома. Технологические потери в электрических сетях жилого дома не могут рассматриваться в качестве потребления коммунальной услуги по электроснабжению и основания для взыскания с жильцов дома по <адрес обезличен> платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, в данном случае отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности от 24.04.2013 сроком полномочий на три года, полгала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что актом проверки установлено, что никто кроме жильцов электроэнергию не потребляет. В акте ОАО «Томскэнергосбыт» указано, что в некоторых квартирах не опломбированы счетчики и расчет производится по нормативам. Сложилась ситуация, при которой из объема электроэнергии, который учитывают два общедомых приборов учета, вычитается объем который насчитывается по индивидуальным приборам и который был потреблен по нормативам у кого нет приборов учета. Эта величина и входит в ОДН и предъявляется ко всем собственникам, в отсутствии потребления ОДН, то есть фактически данное потребление имеется за счет разницы между нормативами и общедомовыми приборами.
Заинтересованное лицо ФИО2, представители заинтересованных лиц ООО «УК «Ремстройсбыт», ООО «Горсети», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка по обращению ФИО2, проживающей по адресу: <адрес обезличен> по факту начисления ОАО «Томскэнергосбыт» платы за электроэнергию на общедомовые нужды в размере, значительно превышающем плату за индивидуально потребляемую энергию.
В ходе проверки прокуратурой района было установлено, что 17.02.2011 в жилом доме по <адрес обезличен>, 29.02.20111 в жилом доме по <адрес обезличен> и 07.06.2011 в жилом доме по <адрес обезличен> были установлена общедомовые приборы учета типа РиМ 114.01, показания которых в настоящее время используются ОАО «Томскэнергосбыт» для начисления жильцам платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
21.02.2012 на изоляторах жилого дома по адресу: <адрес обезличен> взамен снятого установлен расчетный прибор учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию актом приема электроучета № 20-02-21-01 от 21.02.2012, составленным комиссией из представителей ООО «Горсети», Энергосбытовой компании и представителя ООО УК М»Ленинский массив». Из данного акта следует, что в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 114.01 № 884469, который находится в собственности ООО «Горсети». Акт разграничения балансовой принадлежности разграничил эксплуатационную ответственность сетевой организации.
Согласно сообщению ООО «Горсети» № 3210 от 24.05.2013 организация 07.07.2011 как сетевая организация в целях осуществления коммерческого учета электрической энергии установила на границе балансовой принадлежности своих электрических сетей и электрических сетей жилого дома по <адрес обезличен> прибор учета электрической энергии. Прибор учета электрической энергии был установлен за счет собственных средств, в рамках действовавшей в 2010-2013 г.г. программы модернизации электроучетов. Договор на установку указанного прибора учета жильцам дома не направлялся, информацией о том, проводились ли общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, ООО «Горсети» не располагает, так как является сетевой организацией и имеет договорные отношения только с Гарантирующим поставщиком электрической энергии и со Смежной сетевой организацией.
Из ответа ООО Управляющая компания «Ленинский массив» № 688 от 16.05.2013 следует, что решение об установке на вводе в дом общедомового прибора учета электроэнергии собственниками жилого дома по адресу: <адрес обезличен> не принималось.
17.02.2011 на изоляторах жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, установлен расчетный прибор учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию актом приема электроучета № Е709 от 17.02.2012 комиссии из представителей ООО «Горсети», Энергосбытовой компании и ООО УК «Жилищник». Согласно данному акту в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 114.01 № 768616, который находится в собственности ООО «Горсети».
Также 29.02.2012 на изоляторах жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, установлен расчетный прибор учета электроэнергии, введенный в эксплуатацию актом приема электроучета № 9-31-02-29-03 от 29.02.2012, составленным комиссией из представителей ООО «Горсети», Энергосбытовой компании и ОО «УК «Ремстройбыт», согласно которому в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 614.01 № Ф-А 786349, Ф-В766937, который находится в собственности ООО «Горсети».
В данном случае ОАО «Томскэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса - электрической энергии, управляющие компании, в частности, ООО УК «Ленинский массив», ООО УК «Ремстройбыт» и ООО УК «Жилищник» являются исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, а собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов являются потребителями этой услуги.
Показания установленных приборов электроучета используются гарантирующим поставщиком - ответчиком ОАО «Томскэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии в домах и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения, что не оспаривалось сторонами.
Согласно счету - квитанции на оплату электроэнергии за декабрь 2012 год, выставленного ОАО «Томскэнергосбыт» ФИО2 по адресу: <адрес обезличен> расчет данной оплаты производится с учетом расхода электроэнергии по показаниям ОДН и суммарного поквартирного расхода в доме.
В соответствии с требованиями ст. 154 ЖК РФ электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг. Согласно со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13,14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч. 10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (в редакции закона от 23.11.2009) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Как видно из дела, жилые дома до 01.07.2012 для расчета с ООО «Томскэнергосбыт» оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии за счет средств ответчика ООО «Горсети» в порядке замены, а не первоначального установления, являются собственностью сетевой организации ООО «Горсети», собственники помещений вышеуказанных многоквартирных домов освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилых домов указанными приборами учета электроэнергии.
Из вышеприведенных положений закона следует, что законом установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления; на установку и замену приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, обязательного согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена, процедура принятия решений об установке и замене таких приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, о нарушении которой указывает прокурор, вышеприведенными положениями закона не предусмотрена.
Указанное обстоятельство не было учтено прокурором при принятии оспариваемого представления, в связи с чем оно является незаконным и необоснованным.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В этой связи способом устранения допущенного нарушения прав будет являться отмена оспариваемого представления прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ОАО «Томскэнергосбыт» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить представление прокурора от 10.06.2013г. № 321-ж-2013 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Ю. Лебедева.