ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1588/2014 от 09.07.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 9 июля 2014 года г. Ставрополь

 Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Эминова А.И.,

 при секретаре Бутовой К.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя, о признании незаконными действия ответчиков, признании незавершенных строительством капитальных объектов самовольной постройкой, об обязании за свой счет снести незавершенные строительством самовольные капитальные объекты,

У С Т А Н О В И Л :

 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обратилось в суд с иском к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя, о признании незаконными действия ответчиков, признании незавершенных строительством капитальных объектов самовольной постройкой, об обязании за свой счет снести незавершенные строительством самовольные капитальные объекты, обосновав свои требования тем, что арендаторами земельного участка по улице ***, города Ставрополя, ЖСК «Восток-7» и ФИО1 осуществляется строительство многоквартирных жилых домов. Указанное строительство министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края считает самовольным по следующим основаниям. 15.09.2006 года постановлением главы города Ставрополя № 3106 ООО «Стройуниверсал» предоставлен в аренду на срок 3 года земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., для проектирования и строительства многофункционального комплекса по улице ***, ***, в городе Ставрополе. 20.11.2006 года на основании вышеуказанного постановления заключен договор аренды № 5466 земельного участка на срок до 14.09.2009 года, зарегистрированный в УФРС по СК 01.03.2007 года. 14.04.2009 года ООО «Стройуниверсал» выдано разрешение № *** на строительство 1 очереди комплекса - административного здания. 16.06.2009 года ООО «Стройуниверсал» зарегистрировало право собственности на незавершенный строительством объект - многофункциональный комплекс «административное здание», литере А, площадью 402 кв.м., степень готовности 8 %, что подтверждается свидетельством о регистрации ***, выданным УФРС по СК. 16.02.2010 года постановлением администрации города Ставрополя № 250 земельный участок по ул. ***, ***, предоставлен ООО «Стройуниверсал» на новый срок для продолжения строительства. 17.02.2010 года на основании указанного постановления заключен договор аренды № 8026 земельного участка сроком до 15.02.2013 года, зарегистрированный Управлением Росреестра по СК 31.03.2010 года. 05.10.2012 года ООО «Стройуниверсал» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества продал ЖСК «Восток-7» объект незавершенного строительства и передал права по действующему договору аренды земельного участка. Переход права зарегистрирован 30.10.2012 года. 16.11.2012 года ЖСК «Восток-7» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества продал ФИО1 1/5 долю в праве на объект незавершенного строительства и передал покупателю права по действующему договору аренды земельного участка. Переход права зарегистрирован в Управлении Росреестра по СК 10.02.2013 года. 26.11.2012 года ЖСК «Восток-7» выдано разрешение № *** на строительство 1 очереди многофункционального комплекса на земельном участке по ул. ***, ***, города Ставрополя. 24 июля 2013 года инспекцией государственного строительного надзора проведена проверка в отношении ЖСК «Восток-7» в результате которой выявлено нарушение п. 1 ст. 49 ГрК РФ - отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, а также нарушение п. 5 ст. 52 ГрК РФ – своевременное непредоставление извещения о начале строительства. По результатам проверки 24.07.2013 года были составлены протоколы № 31/05-2013-А по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ - за строительство без разрешения, № 31/05-2013-Б - за отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, № 31/05-2013-В - за несвоевременное предоставление извещения о начале строительства. Кроме того, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 24.09.2013 года. В последующем в связи с неполучением определений о назначении рассмотрения дела производство по делам об административных правонарушениях по составленным протоколам было прекращено на основании ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности. Постановлением администрации города Ставрополя от 01.10.2013 года № 3319 ЖСК «Восток-7» и ФИО1 предоставлен в аренду на срок 3 года земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., для продолжения строительства многофункционального комплекса по улице ***, ***, в городе Ставрополе. 29.11.2013 года прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении председателя ЖСК «Восток-7» ФИО2 по ч. 1 ст. 9.5 строительство без разрешения. В постановлении зафиксирован факт строительства в северо-западной части земельного участка двух объектов капитального строительства: одного примерными размерами 33 м х 13 м, состоящего из одного подвального этажа и двух подземных, и второго примерными размерами 33 м х 15 м, состоящего из одного подвального и одного надземного этажа, на момент проверки велась кладка второго этажа. По результатам рассмотрения данного постановления начальником отдела инспекции государственного строительного надзора вынесено постановление об административном правонарушении от 18 декабря 2013 года о привлечении председателя ЖСК «Восток-7» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере *** рублей. В отношении застройщика неоднократно выносились предписания об устранении нарушений, которые не были исполнены. В связи с неисполнением предписаний органа государственного строительного надзора на основании протокола № 31/05-2013 от 16.12.2013 года решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2014 года ЖСК «Восток-7» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за правонарушение против порядка управления с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей. В настоящий момент на решение арбитражного суда ЖСК «Восток» подана апелляционная жалоба. 4 марта 2014 года на земельном участке инспекцией государственного строительного надзора министерства проведена проверка, в ходе которой установлено, что на северном здании выполнены конструкции 3 этажа и ведется строительство 4 этажа, а на южном здании ведутся работы по устройству 3 этажа. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, который находится на рассмотрении в инспекции государственного строительного надзора. Факт строительства многоквартирных жилых домов подтверждается, в том числе, незаконным привлечением денежных средств для строительства многоквартирных жилых домов в нарушение требований федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем, председатель ЖСК «Восток-7» ФИО2 постановлениями заместителя министра - начальника инспекции государственного строительного надзора министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 01 и № 02 от 11.03.2014 года привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафов в размере *** рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт. В соответствии с информацией комитета градостроительства администрации города Ставрополя земельный участок расположен в зоне Р-2 - городские озелененные территории общего пользования, градостроительный регламент которой не предусматривает строительства многоквартирных жилых домов ни в качестве основных, ни в качестве условно-разрешенных видов использования. В силу статьи 222 ГК РФ самовольной является постройка, осуществленная без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу (Пункт 2 статьи 222 ГК РФ). Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе. Таким образом, возводимые ответчиками объекты капитального строительства имеют все признаки самовольной постройки, содержащиеся в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: объект создан на земельном участке, не отведенном для этих целей (земельный участок предоставлен для строительства многофункционального комплекса, градостроительный регламент территориальной зоны не предусматривает строительство многоквартирных жилых домов); объект создан без получения на это необходимых разрешений (разрешение на строительство выдано на продолжение строительства административного здания, работы по строительству которого в настоящее время не ведутся, на возводимые объекты, расположенные в северо-западной части земельного участка разрешение на строительство не выдавалось); отсутствуют документы, подтверждающие, что не нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц либо угроза жизни и здоровью граждан (отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации, государственный строительный надзор предусмотренный ст. 54 ГрК РФ на объекте не осуществляется, т. к. с извещением о начале строительства в порядке предусмотренном ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ застройщик в инспекцию госстройнадзора не обращался). Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Правовым последствием самовольной постройки является то, что лицо не приобретает право собственности на нее. Сама же постройка не считается недвижимостью и не подлежит государственной регистрации. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, ничтожны как противозаконные на основании статей 168, 169 ГК РФ. К ним должны применяться последствия, указанные в статье 169 ГК РФ. Статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» устанавливаются правовые основы создания архитектурного объекта, на основании которых заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Кроме того, статья 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. В силу ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей более чем два, общая площадь которых составляет более чем 1 500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей экспертизу. Таким образом, объекты недвижимости возводятся ответчиками в отсутствии проектной документации отсутствии положительного заключения экспертизы проекта, без разрешения на строительство. Строительство крупных объектов недвижимости является сложным технологическим процессом, как правило, связанным с широким применением значительного количество машин и механизмов, которые в движении могут представлять потенциальную опасность для окружающих, связанную с причинением вреда. Не случайно, поэтому законодатель отнес осуществление строительства, а также иной связанной с ним деятельности к источнику повышенной опасности и предусмотрел специальный деликт, основанный на отсутствии вины в действиях лица, которое причиняет вред (ст. 1079 ГК РФ). Особенность строительства также проявляется в том, что угроза причинения вреда третьим лицам может возникнуть по причине неверно составленного проекта, нарушения технологии проведения строительных работ, применения некачественных материалов. В рассматриваемом случае строительство объектов ведется вообще без проектной и разрешительной документации. В силу ст. 1 065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем, а в данном случае неизвестно как осуществляется строительство с точки зрения надежности и капитальности конструкций объектов, исключена ли возможность его обрушения, возгорания при эксплуатации, соблюдены ли градостроительные нормы и правила, является основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если вред является последствием производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать лицо приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Решение суда возможно по требованию любого заинтересованного субъекта, который считает, что осуществляемая посторонними деятельность представляет потенциальную опасность причинения вреда. В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Градостроительный кодекс РФ определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций. Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности. К принципам законодательства о градостроительной деятельности согласно статье 2 ГрК РФ, в частности, относятся осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, результатом проведения строительного надзора может быть установление факта существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, что является одним из оснований отнесения постройки к самовольным. В связи с этим за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признано право на предъявление в публичных интересах в суд иска о сносе самовольной постройки. ГрК РФ определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций. В соответствии с подп. 1 пункта 10.6. Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства на территории Ставропольского края. Истец просил признать незаконными действия ответчиков ЖСК «Восток-7», ФИО1 по строительству самовольных капитальных объектов, расположенных в северо­-западной части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя, запретить ответчикам ЖСК «Восток-7», ФИО1 строительство самовольных капитальных объектов, расположенных в северо-западной части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя, признать незавершенный строительством капитальный объект, этажность 4, размерами 30 м х 15 м, расположенный в северо-западной части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, 451, города Ставрополя, самовольной постройкой, признать незавершенный строительством капитальный объект, этажность 3, размерами 30 х 15 м, расположенный южнее в северо-западной части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, 451, города Ставрополя, самовольной постройкой, обязать ответчиков ЖСК «Восток-7», ФИО1 за свой счет снести указанные незавершенные строительством самовольные капитальные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя.

 Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что постановлением губернатора Ставропольского края от 26.03.2014 года № 128 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция переименована в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, с передачей ему функций министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора, государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Постановление правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края» признано утратившим силу согласно постановлению правительства Ставропольского края от 18.06.2014 года № 243-п «О признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Ставропольского края. Новое «Положение о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края» утверждено постановлением губернатора Ставропольского края от 18.06.2014 года № 328 «Об утверждении Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, которое вступило в силу 3.07.2014 года. Указанное положение не предусматривает полномочий по осуществлению государственного строительного надзора. Указанные полномочия переданы в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору согласно постановлению правительства Ставропольского края от 18.06.2014 года «Об утверждении положения об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору». Следовательно, новое положение о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края не имеет полномочий по осуществлению регионального государственного строительного надзора. У неё на настоящее время не имеются полномочия министерства по данному предмету иска, поскольку они перешли в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору 3.07.2014 года, и она не может представлять интересы Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, так как у нее нет на это полномочий. В настоящее время Управление еще не прошло регистрацию в качестве юридического лица. В связи с тем, что постройка возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей, поскольку изначально был запроектирован другой объект, и разрешение выдавалось для строительства другого объекта, данная постройка угрожает третьим лицам, поскольку к ним поступали многочисленные жалобы относительно этой постройки, ими неоднократно составлялись протоколы о нарушениях, в связи с чем, они и вышли с данным иском. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

 Представители ЖСК «Восток-7» по доверенности ФИО4 и ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что в соответствиями с разъяснениями, изложенными в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, а с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Поскольку Министерство не является субъектом вещного либо обязательственного права на земельный участок, на котором находятся спорные объекты, не является смежным землепользователем и/или владельцем объектов недвижимого имущества, находящихся на соседних земельных участках, а, значит, не является лицом, чьи права и законные интересы нарушает сохранение спорных объектов, то его обращение с иском об их сносе в публичных интересах возможно только при условии наличия у Министерства полномочий обращаться с указанными исками в соответствии с федеральным законом. Таких прав и полномочий у Министерства нет, что подтверждается следующим. Согласно пункту 4 статьи 7 Градостроительного кодекса, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности кроме прочего относится осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Министерство в силу Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п, является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор. Порядок осуществления государственного строительного надзора урегулирован в статье 54 Градостроительного кодекса. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (часть 1). Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, а также выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2). Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством (часть 4). К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей, с учетом особенностей, установленных положениями части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса. Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 4 и 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.02.2006 года N 54. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений (часть 6 статьи 54 Градостроительного кодекса). В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункты 9 и 14 Положения N 54). Аналогичные положения содержаться в Административном регламенте исполнения государственной функции "Региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора", утвержденном приказом Минстроя Ставропольского края от 4.05.2012 № 156. Согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом. Таким образом, полномочия Министерства в сфере государственного строительного надзора установлены и, одновременно, ограничены указанными нормами, которые не предусматривают права Министерства на обращение с исками о сносе самовольных построек в публичных интересах. И если права органов местного самоуправления на предъявление таких исков прямо следует из содержания положений Закона об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 14, 15, 16) и Градостроительного кодекса (ст. ст. 8, 51), то Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия таких органов, определяет в самом общем смысле, указывая на их закрепление в соответствующих федеральных законах. Градостроительным кодексом, как единственным законодательным актом в системе федеральных законодательных актов, установлены и одновременно ограничены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности в общем, и в сфере государственного строительного надзора в частности, о чем выше, и из его вышеуказанных положений не следует наличие у таких органов прав на предъявление исков о сносе самовольных построек в публичных интересах. Данный вывод полностью подтверждается постановлением правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года N 409-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края». Так, в п. 10.6 и п. 11 указанного положения закреплено, что Министерство осуществляет региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, и с целью реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им положений Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Иных полномочий по обращению в суд в результате осуществления Министерством государственного строительного надзора указанным положением не предусмотрено. На настоящий момент в отношении спорных объектов недвижимости Министерство реализовало свои полномочия, установленные вышеуказанными правовыми актами, по проверке в отношении ЖСК «Восток-7». Так, 24 июля 2013 года инспекцией государственного строительного надзора в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса была проведена проверка, в результате которой выявлено нарушение ЖСК «Восток-7» требований п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса (отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации), п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса (отсутствие заблаговременного извещения о начале строительства), в связи с чем, в соответствии с п. 14 Положения № 54 ЖСК «Восток-7» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, и на которые ссылается Министерство, уже были установлены вступившими в законную силу судебными решениями по делам, в которых принимали участие ответчики и администрация города Ставрополя, по искам к ответчикам комитета градостроительства администрации города Ставрополя: о признании спорных объектов самовольными постройками и их сносе (решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.09.2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2-1582/2013), о запрете строительства спорных объектов и об их демонтаже (решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14.02.2014 года об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2-31/2014 (2-2769/2013). Таким образом, уполномоченный федеральными законами (ст. ст. 14, 15, 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. ст. 8, 51 Градостроительного кодекса) орган реализовал свое право обратиться в суд с иском о сносе спорных объектов как самовольной постройки в публичных интересах. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, в случае наличия при возведении спорных объектов существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, и/или в случае установления факта, что спорные объекты создают угрозу жизни или здоровью граждан, вышеуказанные решения об отказе органу местного самоуправлении в удовлетворении заявленных требований не могли быть приняты либо были бы признаны необоснованными. Решение от 26.09.2013 года проверялось в апелляционном порядке, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.12.2013 года было оставлено без изменения. В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вышеуказанные решения суда в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Частью 4 этой же статьи установлено, что обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы. Поскольку Министерством указанные судебные постановления обжалованы не были, права и законные интересы Министерства ими не нарушены, так как Министерство не является субъектом вещного либо обязательственного права на земельный участок, на котором находятся спорные объекты, не является смежным землепользователем и/или владельцем объектов недвижимого имущества, находящихся на соседних земельных участках, Министерство не является субъектом (участником) спорного материального правоотношения, положения ч. 4 ст. 13 ГПК РФ при вышеизложенных обстоятельствах не распространяются на Министерство в случае подачи указанного иска. Иск предъявлялся в суд до 18.06.2014 года, когда было утверждено новое положение о Министерстве строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, поэтому считают, что полномочия на предъявление искового заявления у министерства были. Таким образом, данный иск должен рассматриваться, к тому же у представителя имеется доверенность для представления интересов Министерства, когда они обращались в суд с иском, они имели полномочия на проведение государственно-строительного надзора. На основании вышеизложенного, поскольку Министерство не является субъектом (участником) спорного материального правоотношения, и не обладает в силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ч. 4 ст. 13 ГПК РФ процессуальным правом на подачу иска о признании самовольной постройкой и сносе спорных объектов, просили суд отказать Министерству в иске полностью.

 Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и просил их удовлетворить в полном объеме.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

 В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

 В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, а с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

 Согласно ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

 Согласно ч. 2 указанной статьи в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обратилось с иском к ЖСК «Восток-7» и ФИО1 о признании незаконными действий ответчиков по строительству самовольных капитальных объектов, запрете их строительства, признании их самовольными и обязании снести за свой счет, в публичных интересах.

 В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п, действующим на момент обращения министерства в суд с иском, оно на момент такого обращения являлось органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

 Согласно п. 4 ст. 7 Градостроительного кодекса, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности кроме прочего относится осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством (ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса).

 В соответствии с п. 10.6 указанного Положения, к полномочиям Министерства относился региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (подп. 1).

 Порядок осуществления государственного строительного надзора урегулирован в ст. 54 Градостроительного кодекса. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса (часть 1).

 Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, а также выполнения требований частей 2 и 3 ст. 52 настоящего Кодекса (часть 2). К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей, с учетом особенностей, установленных положениями части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Аналогичные положения содержатся в п.п. 2, 4 и 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 года N 54.

 Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений (часть 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ). В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункты 9 и 14 Положения N 54).

 Аналогичные положения содержаться в Административном регламенте исполнения государственной функции "Региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора", утвержденном приказом Минстроя Ставропольского края от 04.05.2012 года № 156.

 Согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом.

 Таким образом, частью 6 ст. 54 Градостроительного кодекса, пунктами 2, 4, 5, 9, 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.02.2006 года N 54, пунктом 10.6 Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п, подп. б п. 5, подп. б п. 9, п.п. 30.1 и 30.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минстроя Ставропольского края от 4.05.2012 года № 156 министерству было предоставлено право выдавать по результатам проведенных проверок предписания лицам, осуществляющим строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

 Невыполнение в установленный срок законного предписания административного органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

 Таким образом, нормы действующего федерального законодательства определяют способ реализации министерством права на защиту публичных интересов при неисполнении каким-либо лицом предписания путем привлечения его к административной ответственности.

 Из представленных министерством в дело доказательств следует, что указанное право министерство в отношении проверяемого им ЖСК «Восток-7» в полной мере реализовало.

 С целью реализации полномочий, определенных пунктом 2 Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п, министерство в соответствии с п. 11 указанного Положения имело право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (подп. 4), обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (подп. 5), обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им положений Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях (подп. 6).

 Полномочий по обращению в суд с иными, кроме указанных, заявлениями министерство в соответствии с указанным Положением не имело.

 В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ч. 1 ст. 23)» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (ч. 2 ст. 23).

 В соответствии с п. 11 ч. 6 ст. 23 указанного Федерального закона контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.

 Данное полномочие согласуется с положениями ч. 2 ст. 4, ст. 46 ГПК РФ об обращении государственного органа в суд в защиту публичных интересов (интересов неопределенного (широкого) круга лиц).

 При этом в частях 15 и 16 ФЗ № 214-ФЗ определен способ реализации министерством как контролирующим органом права на защиту публичных интересов - путем подачи в арбитражный суд заявления о приостановлении деятельности застройщиком или о ликвидации застройщика.

 Положения подпунктов 5 и 6 пункта 11 Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п, коррелируют с указанными нормами ФЗ № 214-ФЗ.

 Таким образом, нормы действующего федерального законодательства определяют способ реализации контролирующим органом, осуществляющим государственный строительный надзор права на защиту публичных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости - путем подачи в арбитражный суд заявления о приостановлении деятельности застройщиком, либо о ликвидации застройщика.

 Исходя из взаимосвязи вышеназванных функций и полномочий министерства на осуществление своих функций, обращение в суд в публичных интересах со стороны министерства было возможно лишь в связи с подачей заявления о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, либо о ликвидации застройщика.

 В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 26. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

 В силу положений ст. ст. 8, 51 Градостроительного кодекса и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

 В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования города Ставрополя администрация города Ставрополя наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии с п. 1.1. Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 20.06.2013 года N 2008, комитет градостроительства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования города Ставрополя.

 В соответствии с п. 2.1. указанного Положения о комитете градостроительства комитет реализует полномочия администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя и настоящим Положением.

 В соответствии с п. 3.2.15. указанного Положения Комитет реализует свои функции в области градостроительства, в том числе, путем обращения в суд с исками о сносе самовольно возведенных объектов капитального строительства.

 Таким образом, с иском о сносе самовольной постройки на территории города Ставрополя в публичных интересах вправе обратиться администрация города Ставрополя непосредственно, либо комитет градостроительства администрации города Ставрополя в силу указанных норм Положения о комитете, в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, ст. ст. 8, 51 Градостроительного кодекса, ст. 3 ФЗ № 169-ФЗ.

 Указанные полномочия в отношении спорных объектов были реализованы комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя путем обращения в 2013 и 2014 году в суд с исками к ЖСК «Восток-7», ФИО1 о признании спорных объектов самовольной постройкой и их сносе.

 Вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.09.2013 года по делу № 2-1582/2013 и от 14.02.2014 по делу № 2-31/2014 (2-2769/2013) комитету градостроительства администрации г. Ставрополя отказано в удовлетворении заявленных требований.

 Постановлением правительства Ставропольского края от 18.06.2014 года № 243-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Ставропольского края» признано утратившим силу постановление правительства Ставропольского края от 15.11.2013 года № 409-п «Об утверждении положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края».

 Новое Положение о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края утверждено постановлением Губернатора Ставропольского края от 18.06.2014 года № 328, вступившим в силу с 03.07.2014 года.

 Данное положение не предусматривает полномочий министерства по осуществлению государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

 Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 июня 2014 года № 244-п «Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору» функции министерства по осуществлению государственного строительного надзора и государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости переданы управлению Ставропольского края по строительству и жилищному надзору.

 Таким образом, министерство, в соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, разъяснениями п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» не обладает, и не обладало на момент обращения с иском о признании спорных объектов самовольными постройками и их сносе, правом обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах в защиту неопределенного круга лиц.

 Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, и на которые ссылается министерство в иске, были установлены вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.09.2013 по делу № 2-1582/2013 и от 14.02.2014 по делу № 2-31/2014 (2-2769/2013), которыми комитету отказано в удовлетворении заявленных требований.

 В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, в случае наличия при возведении спорных объектов существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, и/или в случае установления факта, что спорные объекты создают угрозу жизни или здоровью граждан, вышеуказанные решения об отказе органу местного самоуправлении в удовлетворении заявленных требований не могли быть приняты либо были бы признаны необоснованными. Решение суда от 26.09.2013 года проверялось в апелляционном порядке, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.12.2013 года было оставлено без изменения.

 В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Пленум Верховного Суда РФ в абз. 4 п. 9 Постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что, исходя из смысла ч. 2 и 3 ст. 61 ГПК РФ, лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать установленные этими судебными актами обстоятельства.

 Объективные пределы законной силы судебного решения распространяются на факты и правоотношения и означают, что они не подлежат ревизии (пересмотру), пока решение не отменено в надлежащем порядке. Субъективные пределы законной силы решения означают, что выводы суда о фактах имеют значение истинных лишь при условии, что заинтересованные лица были привлечены в процесс и могли участвовать в деле в качестве сторон или третьих лиц. Таким образом, если в новом процессе нет тождества лиц (сторон и третьих лиц), то ранее не привлеченные в судебный процесс заинтересованные в исходе дела лица могут в новом процессе опровергать факты, установленные судом по ранее рассмотренному делу, но не произвольно, а в том порядке, как это предусмотрено процессуальным законом, поскольку выводы суда о фактах (с чем связаны субъективные пределы законной силы решения) могут существенно измениться только в том случае, если ранее постановленное судом решение отменено и заинтересованное лицо доказало в судебном процессе, что эти выводы с учетом его интересов должны быть иными. Преюдициальность означает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства и запрещение их опровержения. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном законом.

 Решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.09.2013 года по делу № 2-1582/2013 и от 14.02.2014 года по делу № 2-31/2014 (2-2769/2013) в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Частью 4 указанной статьи установлено, что обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

 Министерством указанные судебные постановления обжалованы не были, права и законные интересы министерства ими не нарушены, так как оно не является субъектом вещного либо обязательственного права на земельный участок, на котором находятся спорные объекты, не является смежным землепользователем и/или владельцем объектов недвижимого имущества, находящихся на соседних земельных участках, министерство не является и не являлось лицом, имеющим право обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах в защиту неопределенного круга лиц, в связи, с чем положения ч. 4 ст. 13 ГПК РФ не распространяются на министерство в случае подачи указанного иска.

 В судебном заседании представитель министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края пояснила, что министерство не может представлять интересы Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, которому переданы полномочия по строительному и жилищному надзору согласно постановлению правительства Ставропольского края. Согласно нового положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края оно не имеет полномочий по осуществлению регионального государственного строительного надзора. У неё на настоящее время не имеются полномочия министерства по данному предмету иска, поскольку они перешли в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору 3.07.2014 года, и она не может представлять интересы Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, так как у нее нет на это полномочий. В настоящее время Управление еще не прошло регистрацию в качестве юридического лица.

 В соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

 Суд приходит к изложенным выше выводам исходя из материалов данного гражданского дела, а также пояснениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления в суд доказательств по данному гражданскому делу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

 Исковые требования министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя, о признании незаконными действия ответчиков по строительству самовольных капитальных объектов, расположенных в северо-западной части земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, г. Ставрополя, - оставить без удовлетворения.

 Исковые требования министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя, о признании незавершенного строительством капитального объекта, этажностью 4, размерами 30 м х 15 м, расположенного в северо-западной части земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя, самовольной постройкой, оставить без удовлетворения.

 Исковые требования министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя, о признании незавершенного строительством капитального объекта, этажностью 3, размерами 30 м х 15 м, расположенного южнее в северо-западной части земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя, самовольной постройкой, оставить без удовлетворения.

 Исковые требования министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края к ЖСК «Восток-7», ФИО1, третье лицо администрация г. Ставрополя об обязании за свой счет снести указанные незавершенные строительством самовольные капитальные объекты, расположенные на земельном участке, с кадастровым номером ***, площадью 25 000 кв.м., по адресу: ул. ***, ***, города Ставрополя, - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

 Мотивированное решение суда изготовлено 14 июля 2014 года.

Судья А.И.Эминов