ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1588/2016 от 12.09.2016 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-1588/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 12 сентября 2016 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Губренко Е.С.,

при секретаре Анохиной В.С.,

с участием помощника прокурора Ольского района Игумнова А.Г.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1, действующей на основании доверенности от 04.04.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» об обязании разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ольского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» об обязании до 01 ноября 2016 года разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения администрацией законодательства при подготовке к отопительному периоду 2016-2017 годов, было установлено не получение ответчиком паспорта готовности к отопительному периоду по причине отсутствия указанного плана действий, что не соответствует критериям надежности теплоснабжения потребителей и нарушает права граждан, проживающих на территории Ольского городского округа на обеспечение надежного теплоснабжения.

В судебном заседании участвующий в разбирательстве дела прокурор Игумнов А.Г. исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на обязании ответчика разработать указанный план в срок до 01.11.2016.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала обязанности ответчика совершить требуемые прокурором действия, однако указала, что для выполнения указанной обязанности требуется установка программного комплекса, что является существенно дорогостоящим мероприятием, в связи с чем просила установить срок выполнения обязанности до 01 июня 2017 года.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно п.п.1 и 4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103.

Пунктами 5,7,8,10,11,12 и 18 правил установлено, что проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до установленной даты, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2016-2017 годов подтверждается информацией администрации МО «Ольский городской округ» от 02.06.2016 о том, что план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций в муниципальном образовании отсутствует в связи с тем, что установка данного комплекса является дорогостоящим мероприятием, неподъемным для бюджета муниципального образования. В целях установки данного комплекса администрация округа обратилась в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

Учитывая приведенные требования законодательства, суд считает правомерным заявленное прокурором требование об обязании администрации МО «Ольский городской округ» разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.

Рассматривая требования прокурора относительно срока исполнения установленной обязанности, который прокурором определен до 01.11.2016, суд приходит к следующему.

Как орган местного самоуправления, ответчик, в силу своего статуса ограничен бюджетными средствами, выделяемыми в соответствии с ведомственной структурой расходов муниципального образования на очередной финансовый год, вследствие чего суд полагает, что возможность исполнения решения в текущем 2016 году у ответчика отсутствует.

Однако заявленный ответчиком срок для исполнения обязанности до 01 июня 2017 года, по мнению суда, является чрезмерно увеличенным и не отвечающим требованиям разумности, вследствие чего суд находит достаточным установить срок для исполнения ответчиком обязанности по разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций до 01 апреля 2017 года.

Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина с ответчика, являющегося органом местного самоуправления, взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций в срок до 01 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Е.С. Губренко