ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1589/19 от 21.07.2020 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-305/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2020 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Донских Е.А.,

с участием помощника Керченского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым ФИО5, представителя Министерства экологии и природных ресурсов ФИО7, представителя ФИО19» ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Дельфинарий Немо», третьи лица Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о приостановке использования в культурно-просветительных целях объектов животного мира до получения разрешений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, который по существу мотивирован тем, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Дельфинарий Немо» требований законодательства об охране животного мира при содержании морских млекопитающих, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на территорий муниципального образования городского округа ФИО3 ООО «Дельфинарий Немо» осуществляет в помещении дельфинария с месторасположением, согласно ответу администрации <адрес>, на земельном участке в районе автокемпинга «Золотой пляж» по <адрес> в <адрес>, на который отсутствуют правоустанавливающие документы на землю и без присвоения, адреса объекту недвижимости.

Для осуществления зрелищно-развлекательной деятельности используется 12 морских млекопитающих, а именно: 1. Тихоокеанский бутылконосый дельфин самец микрочип ; 2. Тихоокеанский бутылконосый дельфин самка микрочип ; 3. Тихоокеанский бутылконосый дельфин самка микрочип ; 4. Тихоокеанский бутылконосый дельфин самка микрочип ; 5. Тихоокеанский бутылконосый дельфин самка микрочип ; 6. Южный морской лев, самка Адель микрочип ; 7. Южный морской лев, самка Шпулька микрочип ; 8. Южный морской лев, самка Елка микрочип ; 9. Южный морской лев, самка Пончик микрочип ; 10. Южный морской лев, самец Чарли микрочип ; 11. ФИО2, самец ФИО2 микрочип ; 12. ФИО2, самец Гена микрочип .

При этом, самцы ФИО2 и Гена (микрочипы , ) в соответствии с Перечнем (списком) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ являются видом, занесенным в Красную книгу Российской Федерации».

Таким образом, ООО «Дельфинарий Немо» осуществляет использование вышеуказанных морских млекопитающих в культурно-зрелищных целях.

Основные мероприятий в сфере охраны объектов животного мира предусмотрены Главой III Федерального закона № 52-ФЗ.

Так, ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов но охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 24 вышеуказанного федерального закона оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии); выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской ФИО1.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 24, ч.1 ст. 26, ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 52-ФЗ ООО «Дельфинарий Немо» осуществляет содержание и использование вышеуказанных морских млекопитающих в отсутствие разрешений на использование диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, выдаваемых Росприродназором и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, в соответствии с регламентами.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Дельфинарий Немо» внесено представление об устранении нарушений закона .

Однако, по результатам рассмотрения представления, согласно ответу ФИО18» от ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению нарушений законодательства не приняты.

На основании изложенного, прокурор, уточнив исковые требования, просит суд приостановить обществу с ограниченной ответственностью «Дельфинарий Немо» (ИНН , ОГРН ) использование в культурно-просветительных целях до получения: в соответствии с административным, регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и, разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящейся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, утвержденным приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на: Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самку микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самку микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Южного морского льва самку Адель микрочип ; Южного морского льва микрочип ; Южного морского льва, микрочип ; Южного морского льва, ; Южного морского льва микрочип ;

Приостановить обществу с ограниченной ответственностью «Дельфинарий Немо» (ИНН , ОГРН ) использование культурно-просветительных целях до /получения в соответствии с административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов; животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на: ФИО2, микрочип .0819101; ФИО2, микрочип .

В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 иск поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивал на удовлетворении иска, при этом полагал что Министерство экологии и природных ресурсов РК противоправно уклоняется от выдачи таких разрешений неверно толкуя законодательство.

Представитель ответчика ФИО17» ФИО6, против удовлетворения иска возразила, по существу указав, что разрешения которые требует получить прокурор им не выдадут, поскольку необходимости в их выдаче не имеется. Разрешения на краснокнижных животных получены собственником, в установленном порядке и предоставлены прокурору, животные были взяты в аренду, что не предусматривает повторного получения разрешения владельцем животных. Кроме того, краснокнижные животные вывезены из дельфинария. На вопрос суда пояснила, что животные используются только в развлекательных целях, в просветительных целях животные не используются.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов ФИО7 пояснил, что регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), утвержденным приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не предполагает выдачу разрешений на водные биологические ресурсы, к которым относится дельфины, в связи с чем такое разрешение министерством не может быть выдано.

Представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

Согласно выписки из ЕГРН ООО «ФИО16»: основным видом деятельности является деятельность 93,29 зрелищно - развлекательная прочая.

Из информационной справки главного специалиста эксперта отдела надзора Восточного региона ФИО8 усматривается, что на момент проверки в дельфинарии содержалось 8 дельфинов, 2 особи ФИО2 и 6 тихоокеанских бутылконосых.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривает что водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Пунктом 3.7 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 136 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым" предусмотрено что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира, за исключением водных биологических и охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Республики Крым, в том числе государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) действие Административного регламента не распространяется на содержание и разведение домашних и сельскохозяйственных животных, охотничьих и водных биологических ресурсов.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" предусматривает, что отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В силу п. 3, 7, 12 статьи 3 данного Закона:

- дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также - дикие животные в неволе), - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

- использование животных в культурно-зрелищных целях - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

- условия неволи - искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Из вышеуказанного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств суд усматривает, что все указанные прокурором животные содержались в условиях неволи и использовались ответчиком в культурно-зрелищных целях.

Пунктом 5 части 1 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию".

Пунктом 1.1 Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Крым государственного надзора в области обращения с животными утвержденном Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 18 Предусмотрено что настоящий Порядок устанавливает правила организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Крым государственного надзора в области обращения с животными (далее - государственный надзор).

Пункт 1.3 данного порядка устанавливает что Государственный надзор осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма) при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Республики Крым и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);

Согласно п. 1 Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1560 настоящие Правила устанавливают порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области обращения с животными (далее - государственный надзор).

П.п. б) п. 3 данных правил предусматривают, что Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

Кроме того часть 9 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает что деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Часть 4 статьи 27 данного закона устанавливает что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку для использования в культурно-зрелищных целях Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самку микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самку микрочип ; Тихоокеанского бутылконосого дельфина самца микрочип ; Южного морского льва самку Адель микрочип ; Южного морского льва микрочип ; Южного морского льва, микрочип ; Южного морского льва, ; Южного морского льва микрочип , получения разрешения в соответствии с административным регламентом утвержденным приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не требуется.

В отношении животных занесенных в Красную книгу, судом также принято во внимание, что Статья 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относятся: предоставление разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также предоставление разрешений на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Согласно Разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской ФИО1, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, от 29.04.2013г., выданной Росприроднадзором субъекту хозяйственной деятельности ФИО14» разрешено содержание ФИО2 (Tursiops truncatus ponticus) в количестве 1 (одной) особи самца, кличка ФИО15, 2008г.р., микрочип .

Как следует из товарно-транспортной накладной ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ФИО11» возвратило ООО «Экологический центр» дельфина ФИО2 чип .

Таким образом, поскольку ответчиком подтверждено суду относимыми и допустимыми доказательствами, которые не были оспорены либо поставлены под сомнения истцом, что ими прекращено использование дельфина ФИО2 чип , который выбыл из их владения путем возвращения собственнику, суд не усматривает правовых оснований для разрешения иска в части приостановления деятельности ответчика по использованию данного дельфина, в связи с тем, что она была прекращена добровольно и на момент рассмотрения дела такого использования не происходит.

Согласно Разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской ФИО1, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Росприроднадзором, выдано субъекту хозяйственной деятельности ФИО12», разрешено содержание ФИО2 (Tursiops truncatus ponticus) в количестве 1 (одной) особи самца, кличка ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ г.р., микрочип , в особых отметках прямо указано место содержания дельфина - ФИО13» ФИО9, <адрес>, 9А., что, очевидно, исключает необходимость повторного получения данного разрешения.

Кроме того, прокурор просил суд приостановить ответчику использование животных в культурно-просветительных целях, вместе с тем, истцом не приведено относимых и допустимых, а равно вообще каких либо доказательств использования животных именно в культурно-просветительных, а не культурно-зрелищных целях, более того, прокурор в уточненном иске утверждал об использовании ответчиком животных именно в культурно-зрелищных целях, представитель ответчика отрицал в судебном заседании использование животных в просветительных целях, указывая, что цели их использования исключительно развлекательные и зрелищные.

Данное обстоятельство, в силу принципа диспозитивности, который обязывает суд к рассмотрению спора исключительно в рамках заявленных исковых требований, само по себе исключает возможность удовлетворения иска о запрете использование животных в культурно-просветительных целях ввиду недоказанности их использования либо намерения использования в таких целях.

Суд также обращает внимание, что такие исковые требования, даже в случае их удовлетворения не предполагают каких либо ограничений для ответчика по использованию животных в каких либо иных целях, в том числе культурно-зрелищных, в связи с чем, не смогут привести к восстановлению тех законных интересов, о которых указал прокурор в своем иске, ввиду несоответствия избранного способа защиты указанному в иске нарушению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Крым к ФИО10», третьи лица Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о приостановке использования в культурно-просветительных целях объектов животного мира до получения разрешений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 июля 2020 года.

Судья Алуштинского

городского суда Д.А. Изотенко