ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-158/14 от 18.02.2014 Карталинского городского суда (Челябинская область)

 Дело № 2-158/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 «18» февраля 2014 года гор. Карталы

 Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

 Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

 при секретаре Гончаровой С.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киприяновой Людмилы Леонтьевны, Киприяновой Зои Александровны к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района о признании проживавшими и пострадавшими во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, признании права на получение финансовой помощи,

 У С Т А Н О В И Л :

 Истцы Киприянова Л.Л., Киприянова З.А. обратились в суд к ответчикам о признании их проживавшими в жилом доме по адресу <адрес> признании их пострадавшими во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, признать за ними право на получение финансовой помощи, как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

 В обоснование заявленных требований указали, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является истица Киприянова Л.Л.. Совместно с ней с 1998 года в данном жилом доме проживает и ее дочь Киприянова З.А., проживавшая на момент затопления и по настоящее время. Указанный выше жилой попал в зону подтопления в период с 07.08.2013 года по 15.08.2013г.. В связи с прохождением паводковых вод, в Карталинском муниципальном районе был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. В следствии ЧС пострадал жилой дом, имущество, одежда, обувь, бытовая техника, принадлежащая истцам. Жилой дом, где проживают, истцы включен в зону подтопления. Администрацией Карталинского муниципального района в выплате финансовой помощи истцам было отказано по причине отсутствия регистрации в данном жилом помещении на момент подтопления. Истцы считают, что данный отказ не обоснован, т.к. они проживают в указанном в иске, жилом доме. Это является их единственным местом жительства. Таким образом, истцы проживают постоянно по адресу- <адрес>, соответственно они имеют право на получение финансовой помощи. Основание отказа в выплате- отсутствие регистрации, не может являться законным, т.к. такой оговорки ни содержится ни в одном нормативном документе.

 В судебное заседание истица Киприянова З.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивала.

 В судебном заседании истица Киприянова Л.Л. на заявленных требованиях настаивала, подтвердив обоснования указанные письменно. Дополнительно указала, что она является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, и постоянно проживает в данном доме, но до декабря 2013 года в указанном жилом доме зарегистрирована не была. Указанный дом семья истцов приобрела в 1997 году, с 1998 года была там зарегистрирована и проживала, затем в 2005 году, она снялась с регистрационного учета, в связи с приватизацией квартиры в <адрес>, хотя фактически продолжала проживать по <адрес>. В августе 2013 года ее дом попал в зону подтопления, из дома ее эвакуировали спасатели на лодке, т.к. уровень воды достигал более полутора метров. Истец получала финансовую помощь в размере 20 тыс.рублей и 50 тысяч рублей, в предоставлении остальной финансовой помощи им было отказано по причине отсутствия регистрации в жилом доме.

 В судебное заседание представитель ответчика- администрация Карталинского муниципального района не явились, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя, представлен письменный отзыв из которого следует, что истцы по постоянному месту проживания <адрес> были зарегистрированы после возникновения чрезвычайной ситуации, а именно 05.10.2013г.. На момент затопления истцы не были зарегистрированы, в связи с чем, не были включены в списки на получение из резервного фонда Правительства РФ единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.

 В судебное заседание представитель ответчика УСЗН Карталинского муниципального района не явился, о слушании дела был надлежащим образом извещен. Представили письменный отзыв, в котором указали, что помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Киприяновой Л.Л. были выплачены следующие виды помощи: единовременная материальная помощь в сумме 20тыс.рублей, на предметы первой необходимости, продукты питания; единовременная выплата на ремонт домовладения в сумме 50тысрублей. В связи с отсутствием регистрации Киприяновой З.А., Киприяновой Л.Л. по месту жительства <адрес> в зоне затопления, оказать помощь не представляется возможным.

 В судебное заседание представитель третьего лица - Министерство социальных отношений Челябинской области не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. В письменном отзыве указал, что после

 установления факта проживания истцов в зоне подтопления, вошедшему в перечень зон затопления по г. Карталы во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013г. по 15.08.2013г. в судебном порядке, они будут включены в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке.

 В судебное заседание представитель третьего лица Министерство финансов Челябинской области, не явился, представил заявления о рассмотрении дело в его отсутствие.

 Третье лицо Киприянов А.И. в судебном заседании полагал заявленные требования обоснованными, указав, что его супруга Киприянова Л.Л. и дочь Киприянова З.А. проживают в жилом доме по адресу: <адрес>.

 Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Сторонам при подготовке дела к слушанию разъяснялась статья 56 ГПК РФ о представлении доказательств в обоснование своих исковых требований и имеющихся возражений, в связи с чем, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.

 В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право:

 на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

 на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ст.18).

 Согласно п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

 Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

 В соответствии с пп. "г, д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

 Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Согласно названных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пп. "г" п. 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.

 При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

 Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной пп. "д" п.9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. В списках граждан, имеющих право на материальную поддержку указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.

     В соответствии с Распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области № 682-р от 06.09.2013 года, «О внесении изменений в распоряжение администрации Карталинского муниципального района от 23.08.2013года № 626-р, в приложении к распоряжению № 626-р от 23.08.2013г. «Об утверждении зон затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013г. по 15.08.2013г.», в перечне улиц попавших в зону затопления в г. Карталы, указана <адрес>.

 Из справки администрации Карталинского муниципального района № от 25.09.2013г. следует, что жилой дом по адресу: <адрес> попал в зону подтопления.

 Собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Киприянова Л.Л., что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 06.11.2009г. и 07.03.2012г.

 Из справки ООО УК «Домоуправление» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истица Киприянова Л.Л. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу :. <адрес>; Киприянова З.А. была зарегистрирована по данному адресу с 27.05.2005г. по 03.12.2013г.

 Из представленной домовой книги, паспортов на имя Киприяновой Л.Л., Киприяновой З.А. следует, что они зарегистрированы по адресу: <адрес> декабря 2013г.

 Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в иске истцам.

 В соответствии с п.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 В судебном заседании истица Киприянова ЛД.Л. показала, что они с дочерью Киприяновой З.А. постоянно проживают по адресу <адрес>, однако были зарегистрированы по адресу <адрес>, что нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, сторонами это не оспаривалось.

 Согласно справки УПФР в <адрес> от 06.02.2014г. № Киприянова Л.Л., проживающая по адресу: <адрес>, получает пенсию по старости с 01.06.2001г.

 Из карты № от ДД.ММ.ГГГГ об обслуживании вызова больного бригадой скорой помощи следует, что ДД.ММ.ГГГГ был выезд бригады скорой помощи по адресу <адрес>, обслужен больной Киприянова Л.Л.. Кроме того, имели место факты вызова скорой помощи на имя Киприяновой Л.Л. по адресу: <адрес>, в

 августе, сентябре 2013 года, феврале 2014г., что подтверждено картами об обслуживании вызова больного бригадой скорой помощи.

 Из рапорта ст. УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Карталинский» ФИО5 следует, что Киприянова Л.Л. и ее дочь Киприянова З.А. проживают по адресу: <адрес>.

 Согласно справки ООО «Новатэк- Челябинск» от 12.09.2013г. № Киприяновой Л.Л. произведена оплата за природный газ по адресу: <адрес>.

 Истец Киприянова Л.Л. производила оплату за потребляемую электроэнергию в Магнитогорский филиал ОАО «Челябэнергосбыт», что подтверждается соответствующими квитанциями. Согласно представленных платежных документов за потребленную электроэнергию по адресу <адрес>, плательщиком указана Киприянова Л.Л.

 Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 показал, что является работником МЧС с. Варна, в период ЧС в Карталинском районе, находился в г. Карталы, исполняя свои служебные обязанности спасателя. 8-ДД.ММ.ГГГГ проводил эвакуацию граждан из зоны затопления в микрорайоне Полтавка, в том числе, он вывез на лодке из дома по <адрес>, Киприянову Л.Л., т.к. самостоятельно она не смогла покинуть свой жилой дом.

 Свидетель ФИО7, допрошенный в судебном заседании показал, что является знакомым Киприяновой Л.Л., в период затопления ее дом попал в зону подтопления, вода была в доме более 150 см, в результате чего пострадало ее имущество- мебель, вещи, а также пострадал сам жилой дом.

 Ответчик ссылается в своем возражении на рекомендательные письма Министерства социальных отношений Челябинской области от 13.08.2013 года № 604-ООПСУ, от 19.08.2013 года № 4078-У, что оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

 В соответствие с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чуприянова А.П. от 02.11.2012 года № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения в размере 10 тыс.руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированном на занимаемой площади. Финансовая помощь физическим лицам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного в размере за частично утраченное имущество- 50 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество-100 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади.

 Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области в письменном отзыве указал, что удовлетворение требований истцов возможны после установления факта проживания в зоне подтопления, вошедшему в перечень зон затопления по г. Карталы во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.по 15.08.2013 года, в судебном порядке. После чего истец будет включен в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке. Вышеуказанные списки направляются в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, для принятия решения о возможности выделения денежных средств.

 Также, суд находит необходимым учесть и принять во внимание Протокол совместного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и коллегии МЧС России от 26.09.2013 года № 17, согласно которого настоящее временное положение по подготовке документов для выплат единовременной материальной помощи и финансовых выплат за утрату имущества при чрезвычайных ситуациях рекомендуется для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право признания его пострадавшим (отсутствие регистрации по месту жительства, правоустанавливающих документов на собственность), организуется включение граждан в списки, на основании принятых судебных решений.

 Таким образом, при таких обстоятельствах оснований для отказа истцам в удовлетворении заявленных требований, не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

 Р Е Ш И Л :

 Иск удовлетворить.

 Признать Киприянову Людмилу Леонтьевну, Киприянову Зою Александровну, проживавшими и пострадавшими во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года, по адресу- <адрес>.

 Признать за Киприяновой Людмилой Леонтьевной, Киприяновой Зоей Александровной право на получение финансовой помощи, как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

 Председательствующий : Г.В. Крафт