ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-158/18 от 18.06.2018 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-158/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Гайны 18 июня 2018 года

Судья Гайнского районного суда Пермского края Зубова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,

с участием истца Вебера В.В.,

представителя истца Якимова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального района Ваньковой Л.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вебера Виктора Владимирович к администрации Гайнского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края об обязании восстановить в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2015-2020 годы,

у с т а н о в и л:

Вебер В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края об обязании восстановить в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2015-2020 годы, мотивируя свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при Администрации Гайнского муниципального района он был исключен из списка участников программы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2015-2020 годы в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отсутствие не менее 15 летнего стажа работы, поскольку на период обращения его стаж составлял 11 лет 11 месяцев и 4 дня. Считает, исключение его из вышеуказанных списков, незаконным и необоснованным: с момента рождения (ДД.ММ.ГГГГ) проживает и работает в Гайнском районе приравненном к районам Крайнего Севера, с 1999 года состоял в списках на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (учетное дело от ДД.ММ.ГГГГ). В списках очередников, на получение мер социальной поддержки для приобретения жилья, категории «работающие», он на 2018 год был зарегистрирован за . Комиссия при исключении его из списков не учла факт того, что в соответствии с действовавшим до вступления в действие Федерального закона от 25.07.1998 года № 131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» он имел право на получение соответствующей субсидии, так как проживал и работал в районе Крайнего Севера более 10 календарных лет и что реализация данного права не была ограничена временными рамками. Ежегодно подавал подтверждал и предоставлял требуемые сведения. Право на получение жилищной субсидии он приобрел в декабре 1997 года, поскольку в этот период времени стаж работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет. До настоящего времени он этого права не использовал. Произвольное исключение его из списка на получение жилищной субсидии при тех же обстоятельствах и отсутствие каких- либо изменений, влияющих на возможность получение жилищной субсидии считает незаконным.

Просит суд восстановить в список граждан, имеющих право на предоставление субсидий как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севре и приравненных к ним местностей с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Вебер В.В. заявленные исковые требования поддержал, указав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО10 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал и дополнительно пояснил, что на основании имеющихся справок, выданных администрацией Усть-Черновского сельского поселения истец Вебер В.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим, право на получение жилищной субсидии истец приобрел в декабре <данные изъяты>., по достижению стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 10 лет.

Представитель ответчика –администрации Гайнского муниципального района Ванькова Л.М. действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Вебер В.В. состоял в очереди на получение жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ На дату подачи заявления в качестве членов семьи Вебер В.В. указал супругу ФИО6,, детей ФИО7, ФИО8 Проживали они в муниципальном жилом помещении по адресу <адрес>, общей площадью 48,6 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Вебер В.В, и члены его семьи приватизировали жилое помещение в общую долевую собственность по ? доли каждому. На момент приватизации на каждого члена семьи приходилось по 12,15 кв.м.. следовательно нуждающимися в улучшении жилищных условий они не нуждались. На момент постановки Вебера В.В. на учет стаж его работы районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях составлял менее 15 лет, в связи с чем он был исключен из списка участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2015-2020 г.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Сидорова Д.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв. Из отзыва следует, что Министерство считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку до момента принятия и вступления в законную силу 1 января 2003 г. ныне действующего Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» действовал ФЗ № 131-ФЗ от 25.07.1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с положениями которого правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жиль в других регионах РФ. В соответствии с требованиями ныне действующего Федерального закона № 125-ФЗ также предусмотрено наличие 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Истец был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ На момент постановки на учет имел 11 лет 11 месяцев 4 дня стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, на основании ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ отсутствовали правовые основания для признания за ним права на получение жилищной субсидии. Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ Истец был правомерно исключен, поскольку на дату подачи заявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ не соответствовал условию об обязательном 15-летнем стаже в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работы для постановки на учет. Таким образом, на дату подачи заявления право на получение жилищной субсидии не возникло. Также указывают на то, что Министерство является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика - администрации Гайнского муниципального района, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Статья 1 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Вебер В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на получение субсидии на строительство или приобретение жилья для граждан, выезжающих из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 55). В соответствии записями в трудовой книжке (л.д. 19-22) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истца в <адрес>, т.е. районе, приравненном к районам Крайнего севера 11 лет 11 месяцев 4 дня, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальный выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, так как на первоначальную дату постановки стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял менее 15 лет (л.д. 7).

На момент возникновения спорных правоотношений - дату постановки истца на учет и включения его в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, действовал Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоящим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).

Доводы истца о том, что на день постановки на учет достаточно было проработать в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, суд признает необоснованными.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшим на дату постановки истца на учет, продолжительность трудового стажа работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях должна составлять 15 лет.

В соответствии с частью второй статьи 6 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. В связи с чем, доводы комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальный выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Гайнского муниципального района являются обоснованными.

В обоснование своих требований истец и его представитель указывают на то, что с 23.07.1998 г. (т.е. до вступления в силу ФЗ № 131-ФЗ от 25.07.1998 г.) до 21.07.2006 г. (приватизация жилого помещения) истец Вебер В.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справками, выданными администрации Усть-Черновского сельского поселения (л.д. 14, 15, 17).

Согласно статьям 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Пунктом 7 этих Правил был установлен ряд оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Пунктом 9 Правил предусматривалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления.

В соответствии с п. 12 Правил для принятия на учет гражданами подаются заявления по установленной форме (приложение N 1). К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, справка бюро технической инвентаризации и, в необходимых случаях, справка учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявления регистрируются в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (приложение N 2).

Согласно п. 13 Правил поступившие заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяются на месте общественной комиссией по жилищным вопросам органа местного самоуправления, а в организациях - комиссией по жилищно-бытовой работе профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение N 3).

После этого соответствующая комиссия рассматривает заявления и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии граждан на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету организации.

Исходя из п. 14 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета организации.

Вместе с тем, статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию (часть 2). О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (часть 3). Иного порядка для постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодателем не предусмотрено.

Принимая во внимание, что статьей 38 ЖК РСФСР была установлена норма жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека, истец, вопреки доводам представителя, не мог являться нуждающимся в улучшении жилищных условий по указанному основанию, поскольку площадь жилого помещения, занимаемого истцом составляет 48,6 кв.м. (л.д. 94), т.е. 12,15 кв.м. на каждого члена семьи.

При рассмотрении дела судом были изучены истребованные из архива Гайнского муниципального района наряды распоряжений и постановлений главы администрации Усть-Черновского сельского поселения за 1998-2000 г. (л.д.78). Решений о признании истца Вебера В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий указанные наряды не содержат. Кроме того, согласно информации администрации Усть-Черновского сельского поселения (л.д. 95) в книгах регистрации заявлений на 1998-2005 г. о постановке на жилищный учет заявления Вебера В.В. не обнаружено, в протоколах заседаний жилищно-бытовой комиссии за 1995-2005 г. информации о постановке истца на жилищный учет не обнаружено.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до вступления в силу ФЗ № 131-ФЗ, у суда не имеется.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Вебер более 18 лет состоял в очереди лиц, желающих выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Каких-либо действий направленных на необоснованное получение субсидии не предпринимал. Жилья за пределами местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеет. Поскольку при постановке на учет истец Вебер В.В. не был уведомлен о недостаточности стажа, исключение из очереди в настоящее время по истечении более восемнадцать лет не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Также суд учитывает фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что в течение длительного времени органы власти ошибочно признавали право истца на получение жилищной субсидии, что исключало для него необходимость обращения с заявлением в период возникновения соответствующего права.

Учитывая, что неправомерными действиями ответчика, имевшими место в 1999 году, истец был введен в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления он лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, исключение истца из очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным.

Исходя из требований законодательства, действовавшего на протяжении всего периода нахождения истца на учете, требуемый стаж работы приобретен им ДД.ММ.ГГГГ.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливается Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (ред. от 30.12.2017).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из системного толкования указанных нормативных положений следует, что право работающих граждан, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности - не позднее 01.01.1992 года, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации, а также которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели это право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Вебера Виктора Владимирович к администрации Гайнского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края об обязании восстановить в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2015-2020 годы, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Гайнского муниципального района обязанность восстановить Вебера В.В. в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с датой постановки на учет 01 декабря 2002 года по категории «работающие».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд.

Судья: Е.Н. Зубова