ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-158/19 от 26.02.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 26 февраля 2019 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре Легуновой Я.Д.,

с участием истца ФИО1,

истца ФИО2,

истца ФИО3,

представителя ответчика - Администрации МО г. Братска - Б.,

действующего на основании доверенности № Д***,

представителя третьего лица - МБУ «Дорожная служба города Братска»

муниципального образования г. Братска - К.,

действующей на основании доверенности ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело № 2-158/2019 по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации муниципального образования г. Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику -Администрации МО г. Братска, в котором, с учетом уточнений, просит обязать Администрацию МО г. Братска в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по улице пер. 2-ой Рабочий, ж.р. Падун, в городе Братске Иркутской области, путем сооружения «Дамбы» асфальтобетонной (или из других материалов) искусственной дорожной неровности высотой, достаточной для перекрытия ливневых и сточных вод, длиной достаточной для перекрытия ливневых и сточных вод на перекрестке переулков 3-ий Химлесхозовский и 1-ый Рабочий, по правой стороне улице 1-ой Рабочей до развилки улицы 1-ой Рабочей, путем укладки бетонных водоотводных лотков высотой не менее 70 см., шириной не менее 70 см. по левой стороне правой части дороги от развилки улицы 1-ой Рабочей, по ходу движения воды вдоль улицы 1-ой Рабочей, до пересечения с улицей 1-ой Химлесхозовской.

Истцы ФИО3, ФИО2 обратились в суд с исковыми заявлениями к ответчику - Администрации МО г. Братска, в которых просят обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по улице пер. 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в городе Братске Иркутской области.

В обоснование исковых требований истцы указали, что являются собственниками жилых домов и земельных участков, а именно, ФИО1 является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>; ФИО3 является собственником дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г. Братска, утвержденным постановлением Администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ***, переулок 2-ой Рабочий отнесен к дорогам местного значения общего пользования, следовательно, обязанность по содержанию указанного участка возложена на Администрацию МО г. Братска. Дорога в ж.р. Падун, переулок 2-ой Рабочий, находящаяся на улице, где расположены домовладения истцов, не оборудована ливневой канализацией, дренажные канавы вдоль автодороги отсутствуют. Уровни земельных участков домовладений истцов по отношению к профилю дорожного полотна местного проезда по улице переулок 2 - ой Рабочий находятся ниже, в результате чего, во время сильных ливневых дождей и в период интенсивного весеннего таяния снежного покрова, вода с примыкающих и пересекающих улиц 1-я Рабочая в ж.р. Падун сильным потоком стекается на улицу 3-я Химлесхозовская в ж.р. Падун, после чего, огромным потоком попадает на среднюю часть улицы переулок 2-ой Рабочий, с которой попадает на придомовые участки истцов, где и происходит затопление подвалов жилых домов истцов, что может привести в дальнейшем к разрушению фундаментов и осадке домов в целом. Также вода от сточных вод попадает в огороды жилых домов истцов, что приводит к размытию плодородного слоя почвы. Отсутствие водоотвода с проезжей части автомобильной дороги в ж.р. Падун, переулок 2-ой Рабочий, где расположены домовладения истцов, и наличие талых вод на её поверхности приводит к разрушению дорожного полотна и затоплению смежных с истцами придомовых участков на указанной выше улице. По данному вопросу истцы неоднократно обращались в различные инстанции для разрешения сложившейся проблемы, путем устройства ливневых отводов на автомобильной дороге в ж.р. Падун, переулок 2-ой Рабочий, однако до настоящего времени, никаких действий со стороны надзорных органов принято не было. Таким образом, на данном участке дороги необходимо обеспечить отвод талых и ливневых вод. Поскольку указанные работы связаны с необходимостью обеспечения водоотведения на дороге в ж.р. Падун, переулок 2-ой Рабочий, где расположены домовладения истцов, ливневой канализации, дренажных канав вдоль дороги, а не с содержанием земельных участков, то данная обязанность в силу положений закона должна быть возложена на собственника дороги, т.е. на ответчика. Отсутствие финансирования на проведение работ по устройству системы водоотведения не может служить основанием для отказа в исковых требованиях.

Определением Братского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № 2-158/2019 (№ 2-4320/2018) по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования г. Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения, гражданское дело № 2-975/2019 по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования города Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения, гражданское дело № 2-974/2019 по иску ФИО3 к Администрации муниципального образования города Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения - объединены в одно производство.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просит суд их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дорога в ж.р. Падун по переулку 2-ой Рабочий не оборудована ливневой канализацией, дренажные канавы вдоль автодороги отсутствуют. При этом, уровень земельного участка, на котором расположен его дом, по отношению к профилю дорожного полотна местного проезда по переулку 2-ой Рабочий находится ниже, в результате чего, во время сильных ливневых дождей и в период интенсивного весеннего таяния снежного покрова вода с примыкающих и пересекающих улиц потоком попадает на его придомовой участок, где и происходит затопление его жилого дома. Также вода от сточных вод попадает в огород, что приводит к размытию плодородного слоя почвы. При строительстве данной дороги никаких водоотводов предусмотрено не было, их никогда не существовало. При этом, по распоряжению Администрации МО г. Братска указанная дорога была покрыта асфальтом и поднята, кюветов не сделали на переулке 1-ый Рабочий, в связи с чем, проблема затопления переулка 2-ой Рабочий увеличилась, так как половина воды стала стекать с переулка 1-ый Рабочий. Чтобы обеспечить отвод воды от своего дома он вдоль земельного участка установил бетонное и земельное ограждение, однако, вода продолжает стекать к нему во двор, поскольку каждый год Администрация МО г. Братска отсыпает и поднимает дорогу.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что на протяжении 17 лет владеет на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. При этом, каждый год происходит затопление ее участка из-за отсутствия отвода ливневых и талых вод вдоль дороги по переулку 2-ой Рабочий. Жители вынуждены различными способами предотвращать затопление домов, в том числе, создавать искусственные насыпи из щебня, которые преграждают путь потоку талых и ливневых вод.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просит обязать Администрацию МО г. Братска обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по переулку 2-ой Рабочий в ж.р. Падун города Братска Иркутской области, любым, предусмотренным действующим законодательством способом. Ранее суду пояснила, что она и истец ФИО1 являются соседями, проживают на одной улице. Её дом расположен по адресу: <адрес>. При этом, с переулков 1-ый Рабочий и 3-ий Рабочий на протяжении многих лет во время ливневых дождей и весеннего таяния снежного покрова вода потоком стекается на переулок 2-ой Рабочий и затопляет их земельные участки и дома, поскольку дорогу по переулку 1-ый Рабочий подняли и вся вода стекает к ней во двор и подмывает фундамент дома.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации МО г. Братска - Б. исковые требования не признал, суду пояснил, что истцами не доказан факт того, что подтопление их жилых домов, расположенных на переулке 2-ой Рабочий в ж.р. Падун г. Братска, происходит именно в связи с отсутствием на указанной улице канализации и отвода ливневых и талых вод. При этом, истцы не обосновали избранный способ проведения работ по отводу воды с указанной улицы, не указали способ устранения нарушений их прав.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика - Администрации МО г. Братска - Н. действующий на основании доверенности № Д***, исковые требования не признал, суду пояснил, что на переулке 2-ой Рабочий невозможно установить отводы ливневых и талых вод, поскольку они не предусмотрены градостроительным проектом. По мнению Комитета ЖКХ Администрации МО г. Братска, производство работ способом, предложенным истцом ФИО1, приведет к затоплению домов на переулке 1-ый Рабочий, в связи с чем, Администрация МО г. Братска не может производить работы в интересах одних граждан, которые будут ущемлять интересы других граждан.

В судебном заседании представитель третьего лица - МБУ «Дорожная служба города Братска» - К. суду пояснила, что МБУ «Дорожная служба г. Братска» занимается комплексом работ по текущему содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, поддержанием элементов системы водоотвода в чистоте и порядке, восстановлением дорожных покрытий. При этом, МБУ «Дорожная служба г. Братска» не проводит ремонтные работы, а только занимается содержанием и обслуживаем дороги. С 2013 года переулок 2-ой Рабочий в ж.р. Падун находится в обслуживании МБУ «Дорожная служба г. Братска». Каждый год по указанной улице проводится сбор снега. Работники дорожной службы подтверждают факт наличия на переулке 2-ом Рабочем в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области технических нарушений, в результате которых затапливаются жилые дома, поскольку каждый год сотрудниками службы ведутся работы по восстановлению указанной дороги, в связи с разрушением дорожного полотна. Вид проводимых работ по восстановлению дорожного полотна определяет начальник участка на основании муниципального задания Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Братска.

В судебное заседание представители третьих лиц - Комитета по градостроительству Администрации МО г. Братска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Братска не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив предмет, основание и доводы исков, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из судебного решения, установившие права и обязанности; в результате приобретения имущества, по основаниям, допускаемым законом.

В силу положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 4.3 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с положениями ч.ч. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно положениям ч.ч 1, 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно положениям ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно положениям п. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу положений ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.п. 3, 5 ст. 8 Устава муниципального образования города Братска, утвержденного решением Братской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ***/г-Д, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ***, к вопросам местного значения города Братска относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Братска, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Братска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Братска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Главы 1 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска, утвержденного решением Думы г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ N 555/г-Д, Комитет является отраслевым органом администрации муниципального образования города Братска (далее - администрация города Братска) и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории муниципального образования города Братска (далее - город Братск).

Согласно пп. 3 п. 1 Главы 3 указанного Положения, одной из основных задач Комитета является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Братска, включая обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Братска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Главы 1 Положения о Комитете по градостроительству Администрации города Братска, утвержденному решением Думы города Братска от 08.04.2008 N 480/г-Д, Комитет является отраслевым органом администрации муниципального образования города Братска (далее - администрация города Братска) и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования города Братска в области градостроительства, архитектуры, землепользования и рекламы.

Согласно пп. 2, 5 п. 1 Главы 3 указанного Положения, основными задачами Комитета являются, в том числе, обеспечение подготовки генерального плана города Братска, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Братска, обеспечение подготовки местных нормативов градостроительного проектирования города Братска, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Братска, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; обеспечение разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры города Братска.

В силу положений ст. 1 Главы 1 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Братска, утвержденных решением Думы г. Братска от 29.06.2012 N 421/г-Д, ливневая канализация - система канализации, предназначенная для приема, транспортировки, очистки и отведения поверхностных (дождевых и талых), поливомоечных, дренажных сточных вод; обслуживающие организации - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в соответствии с договором, предусмотренным статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, мероприятия по содержанию имущества владельца (за исключением общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) либо территории общего пользования.

Согласно положениям ст. 3 Главы 2 указанных Правил, владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании территорий, прилегающих к соответствующим зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам в объеме, обозначенном частью 2 настоящей статьи. Содержание прилегающей территории в летний период включает в себя: 1) санитарную очистку территории; 2) подметание тротуаров; 3) своевременный покос травы, уборку и вывоз скошенной травы; 4) очистку канав и труб для стока воды и обеспечения прохода талых вод. Содержание прилегающей территории в зимний период включает в себя: 1) санитарную очистку территории; 2) уборку снега на тротуарах по всей ширине; 3) обработку тротуаров противогололедным материалом при появлении гололеда и скользкости.

Согласно ст. 27 Главы 10 указанных Правил, содержание сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений обеспечивают их владельцы в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Согласно ст. 37 Главы 14 указанных Правил, должностные лица, физические и юридические лица несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством.

Из материалов гражданского дела судом установлено следующее.

Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию ***, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, перешедшего к нему в порядке наследования.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ***, ФИО2 является собственником одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ответу и.о. заместителя прокурора г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***ж-2018, ФИО1 разъяснено, что ранее проводимыми прокуратурой города проверками установлены факты несвоевременной и выборочной очистки дорожного полотна в рамках муниципального задания МБУ «ДСГБ», а также непринятии достаточных мер в сфере содержания дорог местного значения. По результатам рассмотрения мер реагирования требования прокурора удовлетворены, в летний период 2018 года администрацией МО г. Братска приняты меры к увеличению парка снегоуборочной техники, а также увеличения расходов на содержание и эксплуатацию дорог общего пользования местного значения. По данным администрации МО г. Братска в рамках исполнения муниципального задания МБУ «ДСГБ» запланированы работы по отсыпке и планировке проезжей части ул. 2-я Рабочая в г. Братске, проведение которых будет осуществляться в октябре 2018 года. Разработка проектно-сметной документации на обустройство ливневой канализации на данном участке дороги не включена в мероприятия муниципальных программ, реализуемых на территории г. Братска.

Согласно сообщению и.о. прокурора г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***ж-2018, на обращение ФИО1 о не включении в перечень мероприятий муниципальных программ, реализуемых на территории г. Братска, работ по разработке проектно-сметной документации на обустройство ливневой канализации по ул. 2-Рабочая разъяснено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения. Финансирование расходов на реализацию полномочий муниципалитета по вопросам местного значения осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из принципа программно-целевого планирования бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Реализация на территории МО г. Братска полномочий по содержанию и ремонту дорог общего пользования местного значения осуществляется в рамках исполнения муниципальной программы г. Братска «Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура» на 2014-2019 гг., утвержденной постановлением администрации МО г. Братска от 15.10.2013 № ***. В случае несогласия с действиями администрации МО г. Братска рекомендовано обратиться в суд.

Согласно сообщению заместителя прокурора г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в связи с обращением ФИО1 в администрацию МО г. Братска в июле 2017 года было организовано комиссионное обследование улицы 2 Рабочей, по результатам которого выявлено отсутствие кюветов для отвода ливневых и талых вод, а также наличие близкой расположенности линий электропередач и инженерных коммуникаций к автомобильной дороге, что требует организации отвода воды с улицы в несколько этапов. Администрацией в текущем году запланировано весеннее комиссионное обследование улично-дорожной сети на предмет состояния автомобильных дорог и элементов обустройства автодорог (после схода снежного покрова), по результатам которого будет рассмотрен вопрос по разработке проектно-сметной документации по отводу ливневых и талых вод. Работа администрации МО г. Братска по данному вопросу поставлена прокуратурой города на контроль.

Согласно сообщению заместителя прокурора г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***, в результате проверки по обращению ФИО1 установлено, что в план-график производства работ МБУ «ДСГБ» на март 2018 года включены работы по грейдированию и вывозу снега по ул. 2-я Рабочая ж.р. Падун. Работы по очистке дороги МБУ «ДСГБ» выполнило, но несвоевременно.

Согласно сообщению председателя Комитета по управлению Падунским районом администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ***17, на обращение ФИО1 по вопросу отвода ливневых и талых вод с переулка 2-ой Рабочий сообщено, что Комитетом направлены запросы в Комитет по градостроительству и Комитет жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие функции организации проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения города Братска и управленческие функции по регулированию и межотраслевой координации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства на территории МО г. Братска соответственно.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ***/17, на обращение ФИО1 по вопросу отвода ливневых вод с переулка 2-ой Рабочий сообщено, что план работ в рамках подпрограммы «Дорожная деятельность и транспортное обслуживание» муниципальной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура» сформирован и находится в заключительной стадии исполнения в рамках выделенного финансирования. В связи со сложившейся застройкой частного сектора и рельефом данной местности, учитывая существующие опоры электрических сетей, прохождением инженерных сетей в непосредственной близости, примыкания подъездных путей от частной застройки к автомобильной дороге и большими финансовыми затратами, отвод воды с улиц необходимо выполнять в несколько этапов. Для отвода ливневых вод первоначально необходимо разработать проектно-сметную документацию на обустройство кюветов, учитывая сложившуюся ситуацию. Вопрос по разработке проектно-сметной документации по отводу талых и ливневых вод в целях дальнейшего обустройства кюветов по вышеуказанной улице будет рассмотрен при формировании плана на 2018 год с учетом выделяемого финансирования.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ОГ-***, на обращение ФИО1 по вопросу отвода ливневых вод с переулка 2-ой Рабочий сообщено, что в рамках подпрограммы «Дорожная деятельность и транспортное обслуживание» программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктуры» на 2014-2019 гг. формируется план мероприятий на 2018 год с учетом выделенного финансирования. В текущем году администрацией МО г. Братска будет рассмотрен вопрос по разработке проектно-сметной документации на отвод ливневых и талых вод с пер. 2-Рабочий, в рамках выделенного финансирования.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ОГ-***, на обращение ФИО1 по вопросу содержания автомобильной дороги и отвода ливневых и талых вод с переулка 2-ой Рабочий сообщено, что в весенний период текущего года проведено комиссионное обследование улично-дорожной сети на предмет состояния автомобильных дорог и элементов обустройства автодорог. По результатам комиссионного обследования администрацией МО г. Братска утверждено постановление «Об утверждении Перечня автомобильных дорог города Братска, в отношении которых планируется осуществить капитальный ремонт в 2018 году» в рамках подпрограммы «Дорожная деятельность и транспортное обслуживание» муниципальной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура» на 2014-2018 годы. При включении автомобильных дорог в Перечень автомобильных дорог города Братска, в отношении которых планируется осуществить капитальный ремонт и ремонт в 2018 году отдавался приоритет автомобильным дорогам общего пользования местного значения, по которым осуществляется движение маршрутного пассажирского транспорта, и наиболее социально значимым дорогам, в рамках выделенного финансирования. Мероприятия по разработке проектно-сметной документации по отводу ливневых и талых вод по переулку 2-Рабочий не включены в вышеуказанный Перечень, так как данный переулок является дорогой общего пользования местного значения, без осуществления движения маршрутного пассажирского транспорта. 01.10.2018 проведено очередное комиссионное обследование данного переулка, в результате которого подтвердилась невозможность устройства водоотводных кюветов, лотков и т.д., ввиду сложившейся застройки частного сектора и рельефа данной местности, существующих опор электрических сетей, прохождения инженерных сетей в непосредственной близости, примыкания подъездных путей от частной застройки к автомобильной дороге. Вместе с тем, в текущем году запланированы мероприятия по отсыпке и планировке проезжей части в гравийном исполнении по пер. 2-ой Рабочий в срок до 15.10.2018, при своевременной очистке проезжей части от складированного пиломатериала и дров владельцами индивидуальных жилых домов.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ОГ-***, на обращение ФИО1 по вопросу отвода ливневых и талых вод с переулка 2-ой Рабочий сообщено, что 01.10.2018 проведено очередное комиссионное обследование данного переулка 2-ой Рабочий, в результате которого подтверждено отсутствие технической возможности устройства водоотводных кюветов, лотков и т.д., ввиду сложившейся застройки частного сектора и рельефа данной местности, существующих опор электрических сетей, прохождения инженерных сетей в непосредственной близости, примыкания подъездных путей от частной застройки к автомобильной дороге. Вместе с тем, в соответствии с перечнем инвестиционных проектов на 2018-2020 годы в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды» в 2019 году предусмотрено финансирование мероприятий «Разработка схемы ливневой канализации города Братска и очистных сооружений» в сумме 2 800 000 руб., в 2020 году предусмотрено финансирование мероприятия «Разработка проектной документации для строительства ливневой канализации и очистных сооружений» в сумме 4 000 000 руб. Реализация данного мероприятия позволит в дальнейшем приступить к планомерному строительству системы ливневой канализации на всей территории города Братска, включая ж.р. Падун. Также в целях избежания подтопления талыми водами домов данного района и размывания дорожного полотна проезжей части в марте текущего года по вышеуказанному адресу проведены работы по очистке пер. 2-ой Рабочий, прилегающих улиц от снега. В октябре текущего года проведены мероприятия по отсыпке и планировке проезжей части в гравийном исполнении по пер. 2-й Рабочий. Отвод потоков талых и ливневых вод, поступающих с пер. 1-ый Рабочий на пер. 2-й Рабочий, путем сооружения «дамбы» в виде асфальтобетонной (или из других материалов) искусственной дорожной неровности высотой достаточной для перекрытия ливневых и сточных вод на перекрестке переулков 3-ий Химлесхозовский и 1-ый Рабочий, не решает проблемы и фактически ведет к затоплению электрической трансформаторной подстанции и других частных домовладений, что создаст угрозу безопасности жителей.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Ис-***, проблема отвода талых и ливневых вод стоит остро во всех районах города Братска. Для решения указанной проблемы администрацией города определен поэтапный порядок действий реализации мероприятия «Строительство сетей ливневой канализации на территории города Братска». первым этапом планируется создание единой схемы ливневой канализации на территории города. На основании разработанной схемы будет выполнена проектно-сметная документация на строительство сетей для каждого района города Братска. В дальнейшем, учитывая финансовые возможности бюджета города Братска будет осуществлено строительство. После формирования стоимости (начальной максимальной цены контракта) будет начата работа по определению источников финансирования с целью реализации 1-го этапа мероприятия уже в 2019 году.

Согласно сообщению начальника Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике от ДД.ММ.ГГГГ***, на обращение ФИО3 по вопросу отвода ливневых вод с пер. 2-й Рабочий в г. Братске разъяснено, что сложность реализации данного вопроса заключается в стесненных условиях сложившейся застройки частного сектора, сложного рельефа данной местности, а также невозможностью переноса опор электрических сетей, инженерных сетей, примыкания подъездных путей к индивидуальным жилым домам. В связи с этим первоначально необходимо разработать проектно-сметную документацию на обустройство кюветов для отвода ливневых вод с пер. 2-й Рабочий. По информации администрации МО г. Братска вопрос о разработке проектно-сметной документации по отводу талых и ливневых вод в целях дальнейшего обустройства кюветов по вышеуказанной улице будет рассмотрен при формировании плана на 2018 год с учетом выделяемого финансирования.

Согласно сообщению начальника Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике от ДД.ММ.ГГГГ***, на обращение ФИО1 разъяснено, что по информации администрации МО г. Братска в целях решения вопроса отвода ливневых вод с пер. 2-ой Рабочий необходимо произвести комплекс работ, включая смежные переулки - 1-ый Рабочий и 3-Химлесхозовский. Для устройства кюветов вдоль вышеуказанных переулков в целях отвода ливневых и талых вод требуется разработка проектно-сметной документации. Вопрос разработки проектно-сметной документации по отводу талых и ливневых вод в целях дальнейшего обустройства кюветов по вышеуказанным переулкам будет рассмотрен администрацией МО г. Братска при формировании плана на 2018 год с учетом выделяемого финансирования.

Согласно сообщению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Ис-***, в Комитете ЖКХ отсутствуют документы, предусматривающие устройство системы отвода талых и ливневых вод на указанных судьей улицах и переулках. Должностным лицом, ответственным за содержание дорог, является директор МБУ «ДСГБ» Л. Содержание централизованных сетей ливневой канализации в 2018 году осуществляет ООО КрасЦИЭБ «РУСИЧ» в соответствии с муниципальным контрактом № Ф.2018.***. Предметом муниципального контракта является содержание существующих централизованных сетей ливневой канализации. На спорных переулках и улицах отсутствуют централизованные сети ливневой канализации. Восстановление, прочистка и профилирование неукрепленных кюветов и водоотводных канав осуществляет МБУ «ДСГБ» в рамках муниципального задания. Муниципальным заданием МБУ «ДСГБ» предусмотрены работы в отношении существующих водоотводных канав, расположенных вдоль автомобильных дорог, по которым осуществляется движение маршрутного транспорта. Из интересующих суд улиц, движение маршрутного транспорта осуществляется по ул. Вихоревская, пер. 1-ый Рабочий в границах улицы Вихоревская.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, серии 38 ***, администрация города Братска зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за ***.

Согласно п. 1 Главы 1 Положения об администрации МО г. Братска, утвержденного решением Думы г. Братска № 193/г-Д от 28.08.2006, администрация муниципального образования города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО города Братска, наделенным Уставом МО города Братска полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области. Согласно Главе 3 Положения, деятельность администрации города Братска основывается, в том числе, на принципах соблюдения прав и свобод человека и гражданина; ответственности администрации города Братска и должностных лиц администрации города Братска перед населением города Братска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством. Согласно Главе 4 Положения, одной из основных задачи администрации города Братска является исполнение полномочий по решению вопросов местного значения города Братска в соответствии с федеральными законами, законами Иркутской области, муниципальными правовыми актами города Братска.

Согласно Выписке из Реестра муниципального имущества города Братска от ДД.ММ.ГГГГ***, автомобильная дорога общего пользования местного значения - переулок 2-й Рабочий в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области является муниципальным имуществом и по договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 31.12.2014 № *** передана Комитету ЖКХ администрации МО г. Братска.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г. Братска, утвержденному постановлением администрации МО г. Братска *** от ДД.ММ.ГГГГ, переулок 2-й Рабочий, протяженностью 0,7 км., идентификационный ****** отнесен к автомобильным дорогам общего пользования местного значения МО г. Братска.

Согласно акту комиссионного обследования автомобильной дороги пер. 2-ой Рабочий Падунского района МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования автомобильной дороги пер. 2-ой Рабочий в Падунском районе МО г. Братска установлено, что проезжая часть автомобильной дороги в гравийном исполнении находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: промоины, наплывы грунта. Устройство водоотводных кюветов, лотков, каналов и т.д., отвечающих требованиям СП 32.13330.2012 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» невозможно, ввиду сложившейся застройки частного сектора и рельефа данной местности, существующих опор электрических сетей, прохождения инженерных сетей в непосредственной близости, отсутствия центральной ливневой канализации, примыкания подъездных путей от частной застройки к автомобильной дороге.

Согласно информации производства работ по переулку 2-ой Рабочий в индивидуальной части ж.р. Падун в 2018 году, 22 и 23 марта 2018 года производили вывоз снежных куч от частных домов переулка 2-ой Рабочий на протяженности от переулка 1-ый Химлесхозовский до переулка 3-тий Химлесхозовский. 11.10.2018 от переулка 1-ый Химлесхозовский до переулка 4-ый Химлесхозовский по переулку 2-ой Рабочий производились работы по восстановлению профиля дороги гравийно-песчаной смесью.

Согласно Уставу МБУ «ДСГБ», утвержденному распоряжением председателя Комитета ЖКХ администрации МО г. Братска ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ДСГБ» создано на основании постановления администрации МО г. Братска от 06.05.2011 № ***, в своей деятельности подотчетно Администрации, КУМИ, КЖКХ, является некоммерческой организацией, юридическим лицом. Согласно п. 2.1 Устава, учреждение создано в целях выполнения работ, оказания услуг для обеспечения реализации полномочий администрации МО г. Братска по организации благоустройства и озеленения территории МО г. Братска, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО г. Братска. Согласно п. 2.2 Устава, предметом деятельности является выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах города Братска, содержанию объектов благоустройства и озеленению территории города Братска. Согласно п. 2.3 Устава, одними из основных видов деятельности МБУ «ДСГБ» является комплекс работ по текущему содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке. Согласно п. 2.4 Устава, учреждение осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, сформированного и утвержденного КЖКХ, в соответствии с предметом и целями деятельности учреждения. Согласно п. 6.2 Устава, контроль за деятельностью МБУ «ДСГБ» осуществляется Администрацией, а также КЖКХ и КУМИ.

Согласно муниципальному заданию *** от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному председателем комитета ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ДСГБ» поручены муниципальные работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения на 2018 финансовый год и плановый период 2019-2020 гг., в том числе, в зимний период с 15 октября по 15 апреля вывоз снега с обочин дорог самосвалами на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутного транспорта; осуществление мониторинга искусственных сооружений и элементов благоустройства автодорог (мосты, путепроводы, элементы водоотвода, искусственные неровности, урны, скамьи и т.д.) на предмет исправности обследуемых объектов с занесением соответствующей информации в журнал осмотра, своевременное предоставление информации заказчику об обнаруженных неисправностях. В летний период с 16 апреля по 14 октября восстановление, прочистка и профилирование неукрепленных кюветов и водоотводных канав на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутного транспорта.

Согласно муниципальному заданию *** от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному председателем комитета ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ДСГБ» поручены муниципальные работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 гг., в том числе, в зимний период с 15 октября по 15 апреля не реже одного раза за период вывоз снега с обочин дорог самосвалами на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутного транспорта, на дорогах без маршрутного транспорта; осуществление мониторинга искусственных сооружений и элементов благоустройства автодорог (мосты, путепроводы, элементы водоотвода, искусственные неровности, урны, скамьи и т.д.) на предмет исправности обследуемых объектов с занесением соответствующей информации в журнал осмотра, своевременное предоставление информации заказчику об обнаруженных неисправностях. В летний период с 16 апреля по 14 октября восстановление, прочистка и профилирование неукрепленных кюветов и водоотводных канав на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутного транспорта.

Согласно муниципальному контракту № Ф.2018.*** на выполнение работ по содержанию сетей ливневой канализации на автомобильных дорогах общего пользования местного значения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом ЖКХ администрации МО г. Братска (заказчик) и ООО Красноярский Центр Инженерно-Экологической Безопасности «РУСИЧ» (подрядчик), последний обязался выполнить работы по содержанию сетей ливневой канализации на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а заказчик - принять результат работ и оплатить его. Срок выполнения работ с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ. Место выполнения работ: <адрес>, в соответствии с Перечнем обслуживаемых объектов, указанным в приложении *** к настоящему контракту.

Согласно сообщению председателя КУМИ администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ № Ис-***, проект детальной планировки п. Падун разработан МинЭнерго СССР ВО ГИДРОПРОЕКТ Братское отделение. Информация об утверждении вышеуказанного проекта, а также информация о наличии проектной документации, предусматривающей устройство системы отвода талых и ливневых вод в жилом районе Падун г. Братска на переулках 1-й Химлесхозовский, 2-й Химлесхозовский, 3-й Химлесхозовский, 4-й Химлесхозовский, 5-й Химлесхозовский, 6-й Химлесхозовский, ул. Вихоревская, ул. Надежды, переулках 1-й Рабочий, 2-й Рабочий, 3-й Рабочий, в комитете по градостроительству отсутствует.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Х. суду показал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С переулка 1-ый Рабочий и 3-ий Рабочий на протяжении многих лет во время ливневых дождей и весеннего таяния снежного покрова вода сильным потоком стекается на переулок 2-ой Рабочий, поскольку на нем не установлены отводы ливневых и талых вод, в связи с чем, вода беспрепятственно стекает во дворы жилых домов.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Г. суду показал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, может подтвердить, что длительное время в период ливневых дождей и весеннего таяния снега с переулка 1-ый Рабочий и переулка 3-ий Рабочий вся вода стекается на переулок 2-ой Рабочий во дворы жилых домов, затапливая их, поскольку на переулке 2-ой Рабочий не оборудованы соответствующие водоотводы и ливневые канализации.

Анализируя представленные доказательства, судом достоверно установлено, что истцы ФИО1, ФИО2 являются собственниками, а истец ФИО3 - владельцем, жилых домов, расположенных на переулке 2-й Рабочий ж.р. Падун г. Братска Иркутской области. Указанный переулок отнесен к автомобильным дорогам общего пользования местного значения МО г. Братска и является муниципальным имуществом. Данные обстоятельства подтверждены документально и не оспорены ответчиком.

Кроме того, из представленных доказательств судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО3 неоднократно обращались в различные инстанции по вопросу нарушения их прав вследствие не оборудования администрацией МО <...> в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области водоотводами и ливневыми канализациями, в связи с чем, при таянии снега и во время дождей происходит затопление их домовладений и земельных участков, на которых они расположены.

Как следует из ответов на обращения истцов со стороны прокуратуры г. Братска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска, Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области факты несвоевременной и выборочной очистки дорожного полотна в рамках муниципального задания МБУ «ДСГБ», а также непринятия достаточных мер в сфере содержания дорог местного значения в виде отсутствия обустройства ливневой канализации по переулку 2-й Рабочий в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области, в результате чего происходит подтопление жилых домов и земельных участков истцов, установлены в ходе проведения прокурорских проверок и подтверждены актом комиссионного обследования автомобильной дороги - переулок 2-ой Рабочий ж.р. Падун г. Братска Иркутской области от 01.10.2018.

Также данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных свидетелей, пояснениями истцов и представителя третьего лица МБУ «ДСГБ».

Объективных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

Утверждения Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска о невозможности принятия мер по организации водоотведения на вышеуказанном участке дороги в силу отсутствия финансирования и специфики застройки данного участка в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области, изложенные в ответах на обращения истцов, по мнению суда, являются безосновательными, поскольку они не подтверждены объективными доказательствами, в том числе, с учетом установленного факта нарушения прав истцов.

В силу вышеприведенных норм права, а также установленных в ходе рассмотрения гражданского дела обстоятельств, Администрация МО г. Братска, как собственник автомобильной дороги общего пользования местного значения - переулка 2-й Рабочий в ж.р. Падун г. Братска Иркутской области, обязана обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения и водоотведение на подконтрольной ей территории, в том числе, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сооружений водоснабжения и водоотведения. При этом, у собственников и владельцев жилых домов обязанность строительства ливневой канализации для обеспечения водоотвода талых и ливневых вод с дорог и территории общего пользования отсутствует.

Вместе с тем, реальные меры для устранения создавшейся ситуации органом местного самоуправления, на который возложена такая обязанность, несмотря на многочисленные обращения ФИО1 до настоящего времени не предприняты.

При этом, система сетей и сооружений водоотведения, в том числе, ливневой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, в связи с чем, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы ливневой канализации на территории муниципального образования является обязанностью Администрации МО г. Братска. Отсутствие ливневой канализации нарушает права истцов, проживающих и находящихся в частных домах на переулке 2-й Рабочий ж.р. Падун г. Братска Иркутской области на свободное, беспрепятственное, безопасное пользование своими жилыми помещениями и участком дороги.

При таких обстоятельствах, суд считает установленной причинно-следственную связь между подтоплением жилых домов и земельных участков истцов и непринятием ответчиком мер по организации водоотведения, в связи с чем, приходит к выводу о том, что требования истцов о возложении на администрацию МО г. Братска обязанности по организации водоотведения талых и ливневых вод на указанной территории подлежат удовлетворению.

При этом, с учетом особенностей и условий выполнения возложенных настоящим решением суда на ответчика обязанностей и действий, а также природно-климатических условий г. Братска Иркутской области, суд считает разумным установить срок для устранения допущенных ответчиком нарушений в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Разрешая исковые требования в части способа устранения допущенных нарушений, а именно, в части обеспечения отвода талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по улице пер. 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в городе Братске Иркутской области, путем сооружения «Дамбы» асфальтобетонной (или из других материалов) искусственной дорожной неровности высотой, достаточной для перекрытия ливневых и сточных вод, длиной достаточной для перекрытия ливневых и сточных вод на перекрестке переулков 3-ий Химлесхозовский и 1-ый Рабочий, по правой стороне улице 1-ой Рабочей до развилки улицы 1-ой Рабочей, путем укладки бетонных водоотводных лотков высотой не менее 70 см., шириной не менее 70 см. по левой стороне правой части дороги от развилки улицы 1-ой Рабочей, по ходу движения воды вдоль улицы 1-ой Рабочей, до пересечения с улицей 1-ой Химлесхозовской, суд считает исковые требования в указанной части необоснованными.

Так, суд принимает во внимание сообщение председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ОГ-***, согласно которому вышеуказанный способ обеспечения отвода талых и ливневых вод фактически ведет к затоплению электрической трансформаторной подстанции и других частных домовладений, что создаст угрозу безопасности жителей.

При этом, согласно положениям ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Объективных доказательств утверждений истцов о допустимости указанного ими способа устранения нарушения их прав, суду не представлено, в том числе, с учетом отсутствия документальных доказательств наличия у истцов специальных знаний в области создания и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, а также специфики функций, возложенных на Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Братска, и компетентности данного органа в сфере благоустройства муниципального образования.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым возложить на Администрацию МО г. Братска обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по улице переулок 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в г. Братске Иркутской области в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Таким образом, исковые требования ФИО1, ФИО3, ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования г. Братска в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по улице переулок 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в г. Братске Иркутской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.В. Щербакова