Решение
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 г. гп.Березово
Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Давыдова А.А., при секретаре Нахошкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2№ по иску <данные изъяты>, действующего в интересах ФИО15 к ответчику Администрации Березовского района «О признании приказа незаконным, исключении истца из лиц, участвовавших в получении субсидии, обязать произвести перерасчет», третье лицо ФИО1,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Березовский районный суд поступил административное исковое заявление ФИО20, действующего в интересах ФИО3 к административному ответчику Администрации Березовского района «О признании приказа незаконным, исключении истца из лиц участвовавших в получении субсидии, обязать произвести перерасчет»
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации Березовского района по вопросам МНС было принято решение о предоставлении субсидии ФИО1 на состав семьи из четырех человек в том числе истца. Приказом администрации Березовского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилья в <адрес> на состав семьи 4 человека. Истец ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» утвержденной законом №103-оз. ДД.ММ.ГГГГ истцу поступило уведомление от АО «Ипотечное агентство Югры» о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году. ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипотечное агентство Югры» уведомило истца о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы 3 и о признании недействительным уведомления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, решения о признании участником подпрограммы и уведомления о возникновении права на получение субсидии. Отказ был мотивирован тем, что согласно сведениям, поступившим из администрации Березовского района в 2004 году истец получила субсидию в составе семьи своей матери – ФИО1 на оплату жилого помещения.Истец на момент заседания жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ был совершеннолетним, проживал отдельно от ФИО1, не вела с ней совместного хозяйства, тем самым не являлась членом ее семьи. Права собственности на долю в квартире, приобретенную ФИО1 за счет предоставленной субсидии у истца не имеется.
Считает, что ответчик в нарушение действовавших правил принял решение о предоставлении субсидии и определении круга лиц, участвовавших в определении размера субсидии, и просит признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать исключить ФИО15 из числа лиц участвовавших в определении размера субсидии, предоставленной ФИО1, обязать произвести перерасчет размера субсидии с учетом измененного состава семьи ФИО1
Истец ФИО15 и ее представитель ФИО13 действующий на основании доверенностив судебном заседании просили иск удовлетворить по доводам указанным в иске. Считают, что документы, которые были представлены ФИО1 для получения субсидии уже устарели, в том числе была представлена справка о составе семьи, которая была оформлена на имя ФИО7, а не на заявителя. Распределение данной субсидии повлияло в дальнейшем на невозможность воспользоваться мерами господдержки истца. Считает, что ФИО1 действовала не в ее интересах при получении субсидии. О том, что ФИО1 была предоставлена субсидия в том числе на нее она узнала из отказа АО «Ипотечное агентство Югры» при отказе в получении мер господдержки и снятии с учета, в том числе после вступления в законную силу решения Ханты-Мансийского районного суда по обжалованию решения АО «Ипотечное агентство Югры». Считает, что с данного момента следует исчислять срок исковой давности и в данном случае он не нарушен.
Представитель ответчика Администрации Березовского района ХМАО-Югры ФИО16, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, так как субсидия была выдана на основании заявления матери истца ФИО1 На момент подачи заявления истец была несовершеннолетней, зарегистрирована по месту жительства ФИО1, являлась членом ее семьи, находилась на ее иждивении, выехала временно на период учебы. Кроме того, считает, что истец знала о предоставлении ФИО1 субсидии на всех членов семьи в 2004 году и пропустила сроки исковой давности для обжалования приказа, которым была выделена субсидия. Просит применить сроки исковой давности и отказать в иске.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседанииуказала, что при подаче заявления на получении субсидии рассчитывала на ее получение на всех членов семьи, в том числе на ФИО3, но не предполагала, что в дальнейшем та не сможет воспользоваться другими мерами господдержки. В настоящее время ФИО3 зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>– квартире, для приобретения которой была использована субсидия. Для приобретения квартирыв том числе были дополнены собственные денежные средства.
Представитель третьего лица АО «Ипотечное агентство Югры», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен посредством опубликования сведений о времени и месте судебного заседания на сайте Березовского районного суда, ранее предоставлял заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято решение о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившегося третьего лица, так как он о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с утвержденной Правительством ХМАО сметой расходов на строительство и приобретение жилья для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера на территории Березовского района и на основании протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указано предоставить ФИО1 безвозмездную субсидию в размере 352 800 рублей для приобретения жилья в п.Березово. Предоставление субсидии произвести в соответствии с Положением.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Заседания жилищной комиссии по решению проблем социально-экономического и культурного развития малочисленных народов Севера Березовского района по повестке дня предоставление субсидий для приобретения и строительство жилья указана ФИО1, адрес <адрес> социальное положение семьи 4 человека, результат предоставить субсидию на приобретение жилья в сумме 352 800 рублей.
Согласно заявления ФИО2 на имя и.о.председателя комитета по вопросам малочисленных народов Севера от ДД.ММ.ГГГГ просит предоставить субсидию на приобретение жилья. Имеется виза – «согласно решения комиссии»
Согласно копии паспорта №ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии справки о составе семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживающие по адресу <адрес> в состав семьи ФИО7 входят ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. – жена, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р. дочь, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р. – сын. Справка предоставлена в Комитет МНС.
Согласно копии свидетельства о госрегистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2-комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу <адрес>
Согласно копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО17 продал а ФИО1 купила двухкомнатную квартиру по адресу <адрес> за <данные изъяты> рублей, которые были переданы продавцу до подписания договора купли продажи
Согласно копии паспорта № (из учетного дела) ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о рождении № на имя ФИО6 она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются ФИО7 и ФИО1.
Согласно копии учетного дела ФИО1 по предоставлению субсидии, предоставленного ответчиком в нем находится: справки о доходе ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, справка о доходе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, копия трудовой книжки ФИО1, сведения с Росреестра по ХМАО-Югре и ФФГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии сведений о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество ФИО1, ФИО4, ФИО9, ФИО7, представлены копии документов удостоверяющих личности указанных лиц – паспорта, копия свидетельства о заключении брака ФИО7 и ФИО18, которой присвоена фамилия ФИО21 после регистрации брака.
Согласно копии акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживает по адресу <адрес>, вместе с ней проживают члены семьи ФИО8 пенсионер ДД.ММ.ГГГГ г.р. - свекровь, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р. – муж, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р. – дочь (студентка ТНГУ), ФИО9ДД.ММ.ГГГГ г.р. – сын (учащийся Березовской СОШ).
Согласно сведений из отдела по вопросам МНС сообщено, что мерами господдержки на улучшение жилищных условий по программе Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры до 2010 года не пользовались ФИО11, ФИО12, ФИО19 Улучшением жилищных условий по программе Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры до 2010 года воспользовалась семья ФИО1 с составом: ФИО14 С.К., ФИО21 (ФИО23) Л.С., ФИО14 А.С. – предоставлена безвозмездная субсидия в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилого помещения по адресу <адрес>, представлен порядок расчета субсидии.
Согласно решенияАО «Ипотечное агентство» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 была признана участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения МАО-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» с составом семьи: ФИО3, ФИО10 (дочь), ФИО11 (муж), ФИО12 (сын).
Уведомлениемот ДД.ММ.ГГГГФИО3 была уведомлена АО «Ипотечным агентством Югры», что произведен предварительный расчет субсидии для приобретения жилья в деревянном и капитальном исполнении.
Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 снята с учета и исключена из Единого списка участников подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре» ввиду того, что по полученным сведениям из администрации Березовского района в 2004 году получала субсидию в составе семьи матери ФИО1 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> рамках программы «Социально экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры»
Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в иске к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о снятии с учета и исключении из списков участника программы, о признании незаконным решения о недействительности уведомления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, уведомления о возникновении права на получение субсидии, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст.27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
В соответствии со ст.64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Согласно ст.53 ЖК РСФСР (действовал на момент предоставления субсидии) члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
На момент спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 27 июля 2001 г. №371-п, которым утверждено Положение о порядке управления материальными и финансовыми средствами, выделяемыми на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа.
В соответствии с указанным Положением управление и распоряжение средствами осуществлялось Департаментом по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе, с целью обеспечения гарантий малочисленных народов Севера на жилье посредством финансирования строительства жилья либо приобретения жилья лицам из числа коренных малочисленных народов; отдельный учет лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилье с целью улучшения жилищных условий за счет средств Департамента, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований (п.6.1); размер субсидии рассчитывался согласно нормативам расчета выдачи жилищных субсидий, установленным законодательством автономного округа из расчета стоимости 1 квадратного метра с учетом социальной нормы площади жилья. Предоставление субсидии осуществляется решением комиссии в соответствии с устанавливаемой очередностью. Субсидия на приобретение жилья выделяется путем перечисления денежных средств по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве на счет продавца квартиры через уполномоченный орган местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением. (п.6.2.2)
Субсидия предоставляется правоспособным гражданам на строительство или приобретение жилья по социальной норме площади жилья на семью. (п.6.2.4)
Предоставление субсидии осуществляется решением комиссии в соответствии с устанавливаемой очередностью получения субсидии, с условием сдачи вторичного жилья либо выдается на недостающую площадь по социальной норме. Субсидия на приобретение жилья выделяется путем перечисления средств по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве на счет продавца квартиры (дома, части дома) через уполномоченный орган местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением. (п.6.2.9)
Получатель субсидии совместно с уполномоченным органом местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением представляют следующие документы:
- заявление о предоставлении безвозмездной субсидии на участие в долевом строительстве или приобретении жилья;
- копии извещений о постановке на учет по улучшению жилищных условий и на получение безвозмездной субсидии по месту жительства;
- справку о проверке жилищных условий;
- справку о составе семьи и регистрации (прописке);
- выписку из домовой книги;
- копию финансового лицевого счета;
- документы, подтверждающие совокупный доход семьи за предшествующие 6 календарных месяцев (справки с места работы, справки из органов соцобеспечения о размерах пенсии и пособий, справки из органов занятости населения о размерах пособия и т.д.);
- заявления граждан о размерах других доходов за предшествующие 6 календарных месяцев (алименты, денежные переводы, дивиденды на вложенные средства, иные доходы);
- копию трудовой книжки;
- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
- ходатайство уполномоченного органа местного самоуправления по работе с коренными малочисленными народами Севера о предоставлении субсидии;
- справку о стоимости 1 кв. метра жилья по соответствующему муниципальному образованию;
- документы о наличии собственных или заемных средств;
- предварительный договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве жилья;
- предварительный договор-обязательство об использовании безвозмездной жилищной субсидии;
- справки на каждого члена семьи из учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из бюро технической инвентаризации;
- иные документы по усмотрению Департамента. (п.6.2.1)
В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Обсуждая заявление ответчика о применении срока исковой давности при разрешении данного спора, суд считает, что истцом не пропущен срок исковой давности за обращением в суд за защитой своего нарушенного права, как считает ответчик.
Как установлено в судебном заседании истец узнала о нарушенном праве – в январе 2019 года ввиду снятия с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы, в котором было указано, что она являясь членом семьи ФИО1 уже воспользовалась субсидией.
С настоящим иском истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, тем самым срок исковой давности не прошел. Ссылка ответчика, что истец должна была знать о нарушенном праве с момента ее совершеннолетия, суд не принимает, так как на истца, право собственности на квартиру, приобретенную за счет средств субсидии оформлено ее матерью не было, она была поставлена на учет АО «Ипотечное агентство Югры» в качестве участника программы, ей направлялись соответствующие уведомления об этом, тем самым у нее отсутствовали какие либо достоверные сведения, что в том числе на нее как члена семьи ФИО1 была распределена субсидия.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 является дочерью ФИО1, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предоставила пакет документов, подтверждающих основания предоставления субсидии, в том числе обстоятельства проживания в ХМАО, состав семьи – 4 человека, отсутствие у заявителя и членов семьи собственных жилых помещений. На тот момент проживали в квартире у ФИО8 (свекровь). На момент подачи заявления истец являлась несовершеннолетней – 17 лет, являлась студенткой Тюменского нефтегазового университета.После окончания обучения, истец вернулась в Березово и продолжила проживать совместно с матерью, в приобретенной на субсидию квартире по адресу <адрес>. Тем самым была вселена в жилое помещение, приобретенное за счет средств субсидии в качестве члена семьи.
Доводы истца о неполучении субсидии как член семьи получателя субсидии основаны на том, что лично она субсидию не получала, в документах о ее получении не расписывалась, права собственности на приобретенное в результате выплаты субсидии жилое помещение не приобрела. В момент рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии уже являлась совершеннолетней, с мамой не проживала, проходила обучение в г.Тюмень.Документы, представленные ФИО1 на момент рассмотрения комиссией устарели. Распределение субсидии в том числе на истца в 2004 году лишило ее права в настоящее время воспользоваться мерами господдержки.
Суд считает, что в момент расчета субсидии, обращения за ее предоставлением истец ФИО3 являлась членом семьи ФИО1, так как являлась несовершеннолетней. Доказательств, того что ФИО24 была объявлена полностью дееспособной в момент предоставления субсидии (издания приказа) суду не предоставлено.
Исходя из анализа законов, действовавших на момент обращения ФИО1 за получением субсидии и ее назначении (вынесения обжалуемого приказа), в их взаимосвязи с действующими в настоящее время законами, ее дочь ФИО23 (ФИО25 на тот момент являлась членом ее семьи, так как фактически находилась на иждивении свой матери ФИО1, выехала в <адрес> временно на обучение, затем вернулась обратно и стала проживать со своей семьей.
Доводы истца, что она не проживала с матерью в момент вынесения приказа, тем самым не являлась членом ее семьи, не обоснованы, так как на тот момент она являлась несовершеннолетней, проходила учебу, находилась на иждивении матери.
Довод истца о том, что документы, представленные ФИО1 на получение субсидии – справка о составе семьи устарели, были предоставлены иному лицу и не могли быть приняты комиссией суд не принимает, так как данные документы были предоставлены заявителем получателем субсидии в целях ее получения, всеми представленными документами в совокупности подтверждались обстоятельства того, что семья ФИО1 не имела в собственности жилья, имела состав семьи 4 человека (в том числе ФИО23 (ФИО26 заявитель нес ответственность за достоверность предоставляемых сведений и документов.
Таким образом, суду не предоставлено доказательств того, что истец на момент обращения ФИО1 за субсидией или рассмотрением данного заявления (издания приказа) перестала быть членом семьи ФИО1
Суд считает, что доводы истца о незаконности приказа администрации Березовского района № от ДД.ММ.ГГГГ не нашли своего подтверждения, так как субсидия распределялась на основании заявления матери истца, в том числе и на истца как члена семьи заявителя.
Истец каких-либо требований к ФИО1 не предъявляет.
Так как суд не нашел оснований для признания приказа администрации Березовского района № от ДД.ММ.ГГГГ в части размера предоставлении субсидии ФИО1 незаконным, следовательно, отсутствуют основания для исключения ФИО3 из числа лиц участвовавших в определении размера субсидии, предоставленной ФИО1 и отсутствуют основания для перерасчета размера субсидии с учетом измененного состава семьи ФИО1, так как данный состав на момент расчета субсидии не изменился.
Таким образом, исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО13, действующего в интересах ФИО15 к ответчику Администрации Березовского района «О признании приказа незаконным, исключении истца из лиц, участвовавших в получении субсидии, обязать произвести перерасчет», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры черезБерезовский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А.Давыдов