Дело № 2-158/2013РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2013 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Яроцкого А.Д..
при секретаре Миненко В.А.,
с участием: помощника прокурора Туркменского района Пихуля А.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Туркменского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края
установил:
Прокурор Туркменского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обязательном экземпляре документов, о противодействии экстремисткой деятельности. На территории Кендже-Кулакского сельсовета действует 2 библиотеки КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: <...> и КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: а. Сабан-Антуста, ул. Мира. Вместе с тем, по информации главы муниципального образования администрацией поселения муниципальные правовые акты, устанавливающие обязанности библиотеки по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, не издавались. Данное бездействие посягает на основные принципы противодействия экстремисткой деятельности, установленные ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», среди которых приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основополагающих. Непринятие органом местного самоуправления мер по надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а именно непринятие муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязанности библиотек по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, нарушает политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривающей обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Указанное бездействие посягает также на государственную политику в области профилактики оборота экстремистских материалов, а также права граждан на защиту от информации экстремистского содержания в силу того, что не позволяет оценить содержание издаваемых информационных материалов на предмет наличия экстремистских материалов. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Круг лиц, в силу гарантированного Конституцией РФ права на передвижение, постоянно меняется, его невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца, кроме того, невозможно индивидуализировать круг лиц, которые могут пострадать от возможной аварии. Поэтому просит признать бездействие муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязанности библиотек по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, согласно части 2.1. статьи 17 Федерального закона №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» - незаконным. Обязать главу Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступлении решения суда по настоящему делу в законную силу разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающего обязанности библиотек КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: <...> и КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: а. Сабан-Антуста, ул. Мира, по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, согласно части 2.1. статьи 17 Федерального закона №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
В судебном заседании помощник прокурора Туркменского района Пихуля А.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кулакского сельсовета ФИО1 в судебном заседании признала заявленные прокурором требования и не возражала против их удовлетворения.
Суд, выслушав участвующих лиц и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.
В целях определения политики государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, обеспечению сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование, принят Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Статьей 1 указанного закона, определены основные применяемые понятия.
Понятие «обязательный экземпляр документов» это - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом, «обязательный экземпляр муниципального образования» - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на производителей и получателей обязательного экземпляра, включая организации, распределяющие обязательный экземпляр.
В ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», определены цели формирования системы обязательного экземпляра, к которым относятся: комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия; осуществление государственного библиографического учета; организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации; использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей; государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации; подготовка и выпуск сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации в соответствии с видами получаемых документов; информирование общества о получаемых документах всех видов; формирование комплекта документов муниципальных образований и краеведческих фондов; ведение централизованной каталогизации в соответствии с видами получаемых документов; обеспечение доступа к информации о получаемых документах, в том числе доступа через информационно-телекоммуникационные сети.
В статье 17 указанного закона определены обязанности организаций, централизованно получающих и распределяющих обязательный экземпляр.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 17 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», обязанности библиотек муниципальных образований по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой устанавливают органы местного самоуправления.
Прокуратурой Туркменского района Ставропольского края в ходе проверки установлено, что на территории Кендже-Кулакского сельсовета действует две библиотеки: КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: <...> и КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: а. Сабан-Антуста, ул. Мира.
Согласно информации главы Кендже-Кулакского сельсовета администрацией поселения муниципальные правовые акты, устанавливающие обязанности библиотек по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, не издавались.
Данное бездействие посягает на основные принципы противодействия экстремисткой деятельности, установленные ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», среди которых приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основополагающих.
Непринятие органом местного самоуправления мер по надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а именно непринятие муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязанности библиотек по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, нарушает политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривающей обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Указанное бездействие посягает также на государственную политику в области профилактики оборота экстремистских материалов, а также права граждан на защиту от информации экстремистского содержания в силу того, что не позволяет оценить содержание издаваемых информационных материалов на предмет наличия экстремистских материалов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд
решил:
Признать незаконным бездействие муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязанности библиотек по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой, согласно части 2.1. статьи 17 Федерального закона №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Обязать главу муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступлении решения суда по настоящему делу в законную силу разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающего обязанности библиотек КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: <...> и КМУК «Кендже-Кулакское социально-культурное объединение», расположенное по адресу: а. Сабан-Антуста, ул. Мира по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр муниципального образования, и контролю за их распределением и доставкой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Д. Яроцкий