Дело № 2-158/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 апреля 2016 года город Нюрба
Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семеновой С.Н. единолично,
с участием прокурора – помощника прокурора Нюрбинского района Винокурова И.М.,
представителя ответчика ФИО1,
при секретаре Андреевой У.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нюрбинского района в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района о возложении обязанности устранить нарушения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда путем принятия мер по разработке и утверждению в установленном законом порядке схем теплоснабжения с. Кюндядя, с. Аранастах МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района,
установил:
Прокурор Нюрбинского района в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района о возложении обязанности устранить нарушения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда путем принятия мер по разработке и утверждению в установленном законом порядке схем теплоснабжения с. Кюндядя, с. Аранастах МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района, указывая, что не разработка и не принятие указанных мер препятствует принятию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций по развитию и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, что может повлечь за собой нарушение гарантированных законом прав граждан.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, и пояснил, что в нарушение федерального и регионального законодательства схема теплоснабжения сел Кюндядя и Аранастах Нюрбинского района не разработана и не утверждена, что может повлечь за собой нарушение гарантированных законом прав граждан на теплоснабжение.
Представитель ответчика ФИО1 исковое заявление не признал в полном объеме, так как с 2010 года по республиканской программе 95% населения указанных населенных пунктов его наслега перешли на электроотопление, таким образом, в названных селах нет котельных, тепловых сетей, и нет необходимости и обязанности разрабатывать схему теплоснабжения.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Прокуратурой Нюрбинского района проведена проверка принятия органами местного самоуправления схем теплоснабжения, при этом установлено, что схемы теплоснабжения в с. Кюндядя, с. Аранастах МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района не разработаны и не утверждены (л.д. л.д. 5,6,7,8).
МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) является юридическим лицом, в соответствии с Уставом решает вопросы местного значения, в том числе, вопросы теплоснабжения (л.д. л.д. 9-15,16-46).
Прокурор района в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, имеются установленные законом основания для обращения прокурора с исковым заявлением в суд.
Пунктом 4 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее ФЗ № 131) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, если это принято законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (Далее ФЗ № 190) «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В силу ч. 1.1. ст. 6 ФЗ № 190 полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 1367 № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ФЗ № 131, об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ № 190 утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.
Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154.
Согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ № 190 развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Система теплоснабжения, согласно п. 3 ст. 2 Федерального Закона "О теплоснабжении" – это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Источник теплоснабжения - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (п. 4 ст. 2 Закона "О теплоснабжении").
В соответствии с ч. 3 ст. 29 указанного выше Закона, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31.12.2011 г.
Исходя из предмета регулирования Федерального закона "О теплоснабжении", он устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Как видно из Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.12.2009 № 1731 (в редакции от 27.05.2010), в рамках реализации ведомственной целевой программы "Перевод на электроотопление социальных, жилых и производственных объектов Сунтарского и Нюрбинского улусов Республики Саха (Якутия) на период 2007 - 2012 годы", перевод населения с. Кюндядя Нюрбинского района на электроотопление завершен в декабре 2010. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 утверждена тарифная политика перевода на электроотопление объектов жилого фонда Сунтарского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия).
Учитывая выше изложенные положения Федерального закона "О теплоснабжении", а также Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006, суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителя ответчика о том, что в населенных пунктах Кюндядя и Аранастах в 2010 году завершен переход на электрическое отопление, и полное отсутствие в населенных пунктах источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, тепловых сетей, нельзя расценивать как функционирование в поселении системы теплоснабжения. В силу же приведенных выше положений закона утверждение схем теплоснабжения необходимо только в тех поселениях, где функционируют системы теплоснабжения.
Таким образом, исковое заявление прокурора не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении искового заявления прокурора Нюрбинского района в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района о возложении обязанности устранить нарушения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда путем принятия мер по разработке и утверждению в установленном законом порядке схем теплоснабжения с. Кюндядя, с. Аранастах МО «Кюндядинский наслег» Нюрбинского района, за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения через Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: п/п
Копия верна:
Судья Нюрбинского районного суда
Республики Саха (Якутия): С.Н. Семенова