Дело № 2-158/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2017 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.
с участием прокурора Тарасовой Э.Н.,
при секретаре Охотниковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Победа» об обязании провести мероприятия по очистке дороги от захламления,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Победа», указав, что по результатам проведенной проверки при осмотре автомобильной дороги общего пользования Иннолово-Капорское установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Свалка расположена вдоль и на обочине дороги (по обе стороны) протяженностью 200-250 м, объем отходов около 150-250 куб.м. Собственник отходов, а также лицо, разместившее отходы, установить не представилось возможным. По информации, полученной от администрации МО Аннинское сельское поселение, собственником дороги является ЗАО «Победа», кроме того свалка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами **, находящихся в аренде у ответчика ЗАО «Победа».
Прокурор ссылается на ненадлежащее выполнение возложенных на ЗАО «Победа» законом обязанности по очистке земель, на угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ЗАО «Победа» провести мероприятия по очистке автомобильной дороги «Иннолово-Капорское» от захламления путем вывоза на лицензированный полигон бытовых отходов, незаконно размещенных на этой дороге, а также на её обочинах, около земельных участков с кадастровыми номерами **
Помощник Ломоносовского районного прокурора Ленинградской области Тарасова Э.Н., действующая на основании доверенности по представлению Ленинградской межрайонной природоохранной прокуроры (л.д. 69-70), в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Представители ответчика ЗАО «Победа» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей (л.д. 49, 50, 117, 118), в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, поддержали позицию, изложенную в отзыве на иск (л.д. 51), о том, что ЗАО «Победа» не размещало отходы на дороге и прилегающих к ней участках. Дорога является полевой между паевыми землями, примыкающие к дороге земельные участки не являются собственностью ЗАО «Победа». Земельный участок с кадастровым номером ** находится в аренде у ЗАО «Победа», и договором не предусмотрена обязанность охранять участок от свалки мусора. Земельный участок с кадастровым номером ** собственностью ЗАО «Победа» не является и не используется ответчиком.
Представитель привлеченной *** судом к участию в деле в качестве соответчика Буниной Н.А., как собственника земельного участка с кадастровым номером ** (л.д. 58, 135-137, 138), действующий на основании доверенности ФИО3 (л.д. 171-172) оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Исковые требования к Буниной Н.А. прокурором не предъявлены.
Представители третьего лица – местной администрации МО Аннинское сельское поселение ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей (л.д. 167, 168), в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыв (л.д. 152)
Представитель третьего лица – Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в судебное заседание также не явился, о месте и времени слушания дела третье лицо извещено, требование прокурора поддержало и просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 115).
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из содержания ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, хранению, захоронению, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Частью 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст) собственниками отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальное предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком ЗАО «Победа», подтверждается актом осмотра, составленного *** специалистом Юго-западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (л.д. 11-12), актом проверки от ***, составленным помощником Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 17-18) и справками по обследованию земельных участков в Ломоносовском районе Ленинградской области (л.д. 19-21, 72), составленной главным специалистом юго-западного отдела Департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, при осмотре 5 и *** и *** полевой, грунтовой дороги установлено несанкционированное размещение отходов. Свалка расположена непосредственно на дороге и прилегающих обочинах (до мелиоративных канав). Дорога прилегает к земельным участкам с кадастровым номером **. Протяженность захламления до 300 метров. По морфологическому составу отходы представляют собой: строительный мусор, пищевые отходы, мусор из жилищ несортированный, автомобильные шины. Объем отходов не менее 450 куб.м. Собственник отходов не установлен. По сведениям администрации МО Аннинское сельское поселение дорого принадлежит ЗАО «Победа».
Из ответа администрации МО Аннинское сельское поселение на запрос Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от *** усматривается, что землепользователем участка, захламленного несанкционированно сброшенными отходами на территории МО Аннинское сельское поселение является ЗАО «Победа» (л.д. 10).
Согласно ответу администрации МО Аннинское сельское поселение от *** на запрос Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, несанкционированная свалка расположена вдоль автомобильной дороги Иннолово-Капорское протяженностью 2 км, которая передана ЗАО «Победа» в собственность на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от ***** (л.д. 13).
Принадлежность ЗАО «Победа» указанной автомобильной дороги Иннолово-Капорское, подтверждается перечнем дорог, находящихся в собственности ЗАО «Победа», подписанным главным бухгалтером и генеральным директором ЗАО «Победа» (л.д. 154).
Из Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом по запросу суда представлены документы по приватизации земли и реорганизации совхоза «Победа» (в настоящее время ЗАО «Победа»), из которых невозможно однозначно установить факт передачи в собственность ответчика ЗАО «Победа» конкретной дороги, однако представленные документы свидетельствуют о передаче дорог АОЗТ «Победа» (в настоящее время ЗАО «Победа» (л.д.87-113), что не противоречит ответу администрации МО Аннинское сельское поселение и указанному перечню дорог, подписанному должностными лицами ЗАО «Победа».
Из представленных в дело документов, в том числе выкопировки из картографического материала МО Аннинское сельское поселение (л.д. 160-164), отзыва администрации МО Аннинское сельское поселение (л.д. 152) следует, что спорная дорога соединяет населенные пункты д.Капорское и д.Иннолово, протяженность дороги 2 км, расположена за пределами границ населенного пункта, что также не оспаривалось сторонами по делу. Кроме того, усматривается наличие второй дороги между этими населенными пунктами, протяженность которой составляет 4 км, также указанной в перечне дорог, подписанном должностными лицами ЗАО «Победа».
Таким образом, судом установлено, что бытовые отходы незаконно размещены на автомобильной дороге «Иннолово-Капорское», протяженностью дороги 2 км, а также на её обочинах, около земельных участков с кадастровыми номерами **. Эта дорога находится в ведении ЗАО «Победа» после реорганизации совхоза «Победа», в связи с чем на основании положений ст. 210 ГК РФ, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от *** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» именно ответчик ЗАО «Победа», как балансодержатель дороги, несет ответственность по содержанию этой дороги.
Ликвидация несанкционированной свалки на день рассмотрения дела не осуществлена, поскольку доказательств обратного ответчиком ЗАО «Победа» не представлено.
Обязанность по очистке земельных участков от захламления и вывозу бытовых отходов на лицензированный полигон ТБО в силу вышеизложенных положений действующего законодательства возлагается на ЗАО «Победа», как на владельца дороги, ответственного за территорию, на которой находятся отходы.
Ненадлежащее выполнение ЗАО «Победа» этой обязанности по очистке земель, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику ЗАО «Победа», подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Победа» удовлетворить.
Обязать ЗАО «Победа» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке автомобильной дороги «Иннолово-Капорское» от захламления путем вывоза на лицензированный полигон бытовых отходов, незаконно размещенных на этой дороге, а также на её обочинах, около земельных участков с кадастровыми номерами **
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 07 марта 2017 года.
Судья: А.С.Смирнов