ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-158/2018 от 14.05.2018 Яйского районного суда (Кемеровская область)

Дело копия

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пгт. Яя 14 мая 2018 года

Яйский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Коньковой Т.Ю.,

с участием помощника прокурора <адрес> Зиминой Т.В.,

представителя ответчика Администрации Яйского муниципального района – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Администрации Яйского муниципального района о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с иском к Администрации Яйского муниципального района о понуждении к совершению действий.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой района по итогам рассмотрения обращения и.о. заместителя <адрес>ФИО4 о нарушении органами местного самоуправления требований градостроительного законодательства в деятельности исполнительного органа местного самоуправления - администрации Яйского муниципального района установлены факты бездействия в области разработки и утверждения, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования.

Согласно частей 1, 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается, в том числе государственная поддержка развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в силу пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ предусмотрено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализаций муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией. Представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Согласно статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Согласно требованиям статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципального образования являются, в том числе, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений.

Согласно 1, 2 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит, в том числе: карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

На указанных картах соответственно отображаются, планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, в том числе в сфере электро- и газоснабжения поселений.

На схемах инженерной инфраструктуры показываются сети и сооружения водоснабжения, канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, наружного освещения, телефонизации- радиофикации и телевидения с их основными параметрами, дренажная сеть, а также места подключения коммуникаций к внеплощадочным сетям и сооружениям.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, или в установленном местной администрацией поселения порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к составу и содержанию программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Начало действия данных нормативных документов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Пункты 4, 5 данных Постановлений устанавливают условие о том, что в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то вышеуказанные программы в отношении такого сельского поселения подлежат разработке и утверждению органами: местного самоуправления указанного муниципального района.

В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, то программа в отношении такого сельского поселения не подлежит разработке и утверждению.

Проверкой установлено, что генеральные планы Безлесного и Дачно- Троицкого сельских поселений утверждены администрацией Яйского муниципального района, при этом в нарушении вышеуказанных требований законодательства органами местного самоуправления Яйского муниципального района программы комплексного развития систем транспортной, социальной инфраструктуры вышеуказанных сельских поселений до настоящего времени не разработаны.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования).

Пунктом 2 данного Постановления установлено, что программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 Требований программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы: срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.

На основании статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Однако на момент настоящей проверки в нарушении указанных требований законодательства Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений администрацией Яйского муниципального района <адрес>, а также сопутствующие схемы ресурсоснабжения (схема водоснабжения и водоотведения, схема электроснабжения и газоснабжения) также не разработаны и не утверждены.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, согласно которой градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских, и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации, выдаваемого соответствующим органом местного самоуправления или по согласованию с ним иными заказчиками. К подготовке задания на разработку градостроительной документации могут привлекаться. разработчики градостроительной документации.

На схемах инженерной инфраструктуры показываются сети и сооружения водоснабжения, канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, наружного освещения, телефонизации, радиофикации и телевидения с их основными параметрами, дренажная сеть, а также места подключения коммуникаций к внеплощадочным сетям и сооружениям.

Из анализа вышеуказанных правовых норм действующего законодательства следует, что разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, схем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения территорий Дачно-Троицкого и Безлесного сельских поселений должны производится исполнительным органом местного самоуправления муниципального района - Администрацией Яйского муниципального района.

В рассматриваемом случае исполнение органом местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации вышеуказанных документов территориального планирования не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе, отсутствия бюджетных средств.

Факт недостаточности бюджетных ассигнований не является условиями невозможности или крайней затруднительности исполнения вышеуказанной обязанности, поскольку данные обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые, орган муниципальной власти должен учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.

Вышеуказанные факты установленных нарушений свидетельствуют о ненадлежащем исполнении норм законодательства о градостроительной деятельности, в связи с неисполнением органом местного самоуправления предусмотренных законом обязанностей.

Указанное бездействие влечет дискредитацию органа муниципальной власти, препятствует реализации установленных законом требований к повышению эффективности функционирования коммунальной, социальной и транспортной систем жизнеобеспечения поселения, повышению качества предоставляемых услуг, привлечению внебюджетных средств, в том числе частных инвестиций, способствует увеличению износа объектов социальной и транспортной инфраструктур и создает угрозу для нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц, что является недопустимым.

Установленные нарушения законодательства наносят не только существенный вред правам и охраняемым законам интересам граждан, но и влекут нарушение интересов государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации, что в свою очередь является правовым основание для обращения прокурора в суд общей юрисдикции.

Просит обязать администрацию Яйского муниципального района исполнить обязанность в области разработки и утверждения, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ документов территориального планирования, а именно:

- программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений;

- программ социальной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений;

- программ комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений, а также сопутствующих схем ресурсоснабжения (схем водоснабжения и водоотведения, схем газоснабжения, схем электроснабжения).

<адрес> в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме, установив разумный срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Администрация Яйского муниципального района, в лице ее представителя ФИО2 в судебном заседании признала исковые требования, о чём представила адресованное суду заявление в письменной форме, которое по её просьбе приобщено к материалам дела, о чём указано в протоколе судебного заседания.

Представителю ответчика разъяснены и понятны последствия признания им исковых требований, и она согласна с вынесением решением об удовлетворении требований <адрес> о понуждении к совершению действий, в том числе со сроком его исполнения.

<адрес> в судебном заседании не возражал относительно принятия судом признания иска ответчиком.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Часть 4 статьи 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

У суда нет оснований не принять признание иска ответчиком, так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

При указанных обстоятельствах, на основании ст.ст.39, 173 ГПК РФ суд приходит к выводу, что признание представителем ответчика ФИО2 исковых требований прокурора <адрес> к Администрации Яйского муниципального района о понуждении к совершению действий обдумано, правовые последствия признания иска и принятия его судом, ему понятны, кроме того признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет исковые требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 103, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска представителем ответчика Администрации Яйского муниципального района в лице ФИО2 по иску <адрес> к Администрации Яйского муниципального района о понуждении к совершению действий.

Обязать администрацию Яйского муниципального района, в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить обязанность в области разработки и утверждения, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ документов территориального планирования, а именно:

- программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений;

- программ социальной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений;

- программ комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Безлесного и Дачно-Троицкого сельских поселений, а также сопутствующих схем ресурсоснабжения (схем водоснабжения и водоотведения, схем газоснабжения, схем электроснабжения).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение месяца со дня оглашения.

Председательствующий: подпись Т.Ю. Конькова

Копия верна: Судья Т.Ю. Конькова