ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-158/2021 от 14.03.2022 Ягоднинского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-20/2022 (2-158/2021)

49RS0009-01-2021-000452-31

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ягодное 14 марта 2022 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной А.А.,

при секретаре – Искаковой А.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Ягоднинского района Николаевой Т.В.,

представителя ответчика - администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области Агаркова Н.И., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика - Управления жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области Волкова О.С., действующего на основании доверенности,

представителей ответчика - общества с ограниченной ответственности «Теплоэнергия» Карпенко Л.С. и Олейника Е.В., действующих на основании доверенностей,

представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Ягоднинская управляющая компания «Содружество-1» Липчанского И.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ягоднинского района Магаданской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ягоднинского городского округа, Управлению жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия», обществу с ограниченной ответственностью ЯУК «Содружество-1» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Ягоднинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, первоначально обратился в Ягоднинский районный суд с исковыми требованиями к администрации Ягоднинского городского округа (далее – администрация), Управлению жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа (далее – Управление ЖКХ), обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» (далее – ООО «Теплоэнергия») о возложении обязанности установить причины ненадлежащего теплоснабжения в домах 19, 13, 23 по улице Спортивной в пгт. Ягодное и обеспечить надлежащее теплоснабжение в домах в домах 19, 13, 23 по улице Спортивной в пгт. Ягодное в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, а именно обеспечить давление во внутридомовой системе отопления не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с превышением статистического давления, необходимого для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем в течении всего отопительного периода.

В обоснование указанных исковых требований указано, что 3 декабря 2021 года прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства по обеспечению надлежащего теплоснабжения в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное Ягоднинского района Магаданской области, с участием заместителя генерального директора – главного инженера НКО «Фонд капитального ремонта» СВГ представителя управляющей компании ООО «Ягоднинская управляющая компания «Содружество-1» Липчанского И.Н., генерального подрядчика ИП Енаки Ф.Г., руководителя и главного специалиста Управления ЖКХ Волкова О.С. и БТВ директора ООО «Теплоэнергия» Мезинцева А.Я., заявителя АВВ в ходе которой выполнены замеры параметров теплоносителя в тепловой камере на вводе в здание Р1=5.1 кГс/см?; Р2=5,1 кГс/см? и установлено, что давление в тепловой сети одинаково как в трубе подачи, так и в трубе обратной подачи, разница в давлении (перепад) отсутствует.

Со ссылками на нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), норм постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), Федерального закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»), постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 808) в исковом заявлении сделан вывод о том, что отсутствие перепада давления в трубах подачи и обратной подачи тепла в доме, в котором была проведена проверка, свидетельствует о том, что теплоноситель в системе отопления не циркулирует, следовательно, отапливаемое здание не нагревается. Замеры параметров теплоносителя производились в тепловой камере на вводе в дом № 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, то есть в зоне ответственности ООО «Теплоэнергия».

Указано также, что администрацией, Управлением ЖКХ не обеспечена организация надлежащего теплоснабжения, поскольку отсутствие перепада давления на вводе в дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное привело к неблагоприятным последствиям - в жилых помещениях указанного дома сохраняются низкие температуры, что напрямую влияет на благоприятную окружающую среду для неопределенного круга лиц, находящихся постоянно или временно в указанном доме. Аналогичные нарушения имеются при организации теплоснабжения домов 13, 23 по ул. Спортивной в пгт. Ягодное

В связи с выявленными нарушениями, прокурор в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 17 января 2022 года производство по делу в части исковых требований к ответчикам

В судебном заседании от помощника прокурора Николаевой Т.В. поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части возложения обязанности на администрацию Ягоднинского городского округа, Управление жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» установить причины ненадлежащего теплоснабжения в домах 19,13,23 по улице Спортивной в поселке Ягодное и обеспечить надлежащее теплоснабжение в домах 13,23 по улице Спортивной в поселке Ягодное в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, а именно обеспечить давление во внутридомовой системе отопления не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с превышением статистического давления, необходимого для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем, которое было удовлетворено судом, и производство в указанной части исковых требований прекращено определением суда от 17 января 2022 года.

Далее определением суда от 25 января 2022 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, определено исковые требования в окончательной редакции считать: обязать администрацию Ягоднинского городского округа, Управление ЖКХ, ООО «Теплоэнергия» обеспечить надлежащее теплоснабжение в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное в течении всего отопительного периода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 и требованиями таблицы 5.27 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - таблица 5.27 СанПин 1.2.3685-21). В этом же судебном заседании согласно определению суда процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика – ООО ЯУК «Содружество-1» (далее – Управляющая компания, ООО «Содружество-1») изменен на соответчика по рассматриваемому гражданскому делу.

Определением суда от 1 февраля 2022 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечены НО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» и ИП Енаки Ф.Г.

Помощник прокурора в судебном заседании заявленные исковые требования в окончательной редакции поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. В прениях указала о том, что в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств, установленных в процессе рассмотрения дела, просит исковые требования удовлетворить к администрации и ООО «Теплоэнергия».

Представитель ответчика – администрации в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований к администрации по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что ООО «Теплоэнергия» осуществляет свою уставную деятельность в виде предоставления услуг теплоснабжения населению, в связи с этим полагает, что указанные требования прокурора к администрации не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что указанное имущество передано ООО «Теплоэнергии». ООО «Теплоэнергия» пользуется, распоряжается этим имуществом, получает денежные средства за предоставленные услуги. Полагает, что не проведение текущего ремонта имущества многоквартирного дома в течение достаточно продолжительного периода времени привело к тому, что потребителям тепловой энергии предоставляются услуги ненадлежащего качества. Со ссылкой на статью 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» полагает, что администрацией полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ в части организации в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выполнены в полном объеме путем заключения соответствующего договора.

В отзыве на исковое заявление указывает о том, что 18 июня 2015 года администрацией с ООО «Теплоэнергия» был заключён договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом №41-бвн/2015 для обеспечения населения услугами теплоснабжения. Несмотря на то, что срок данного договора истек 16 июня 2020 года, полагает, что он считается продленным на неопределенный срок, поскольку переданное муниципальное имущество не было возвращено администрации, ООО «Теплоэнергия» не представило ссудодателю уведомления о расторжении или заключении нового договора.

Представитель ответчика – Управления ЖКХ в судебном заседании возражая относительно заявленных требований, указывает следующее. На дату подачи искового заявления Управление ЖКХ не осуществляло контроль за теплоснабжающей организацией, поскольку данными полномочиями Управление наделено с 27 декабря 2021 года. В отзыве на исковое заявление указано, что согласно пункту 2.2.1 положения об Управлении ЖКХ (далее – Положение ЖКХ), утвержденного решением собрания представителей Ягоднинского городского округа 28 февраля 2017 года №178, одной из основных функций Управления является организация в границах муниципального образования теплоснабжения населения. В рамках исполнения основных функций и задач Управлением ЖКХ была проведена проверка готовности к отопительному периоду, в ходе которой в том числе и дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное признан подготовленным к работе в отопительный период 2021/2022, на основании чего Управление ЖКХ полагает, что указанными действиями осуществило организацию теплоснабжения в границах поселка Ягодное, исполнив требования пункта 2.2.1 Положения ЖКХ. Кроме того, указывает, что в указанном спорном доме производятся работы по капитальному ремонту инженерных систем теплоснабжения. Проведение указанных работ подрядной организацией – ИП Енаки Ф.Г., не были должным образом согласованы с Управлением ЖКХ, в ООО «Теплоэнергия» не была подана заявка на выдачу технических условий присоединения к тепловым сетях при реконструкции. До начала проведения работ по капитальному ремонту требовалось составление и предоставление проектной документации, что было сделано только в декабре 2021 года.

Представители ответчика – ООО «Теплоэнергия» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, указав о том, что между ООО «Теплоэнергия» и ООО «Содружество-1» заключен договор теплоснабжения. На основании акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «Теплоэнергия» несет ответственность лишь до стены здания. Утверждает, что тепловой режим ООО «Теплоэнергия» соблюдается в соответствии с температурным графиком, утвержденным постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 20 июля 2021 года № 373. Перепад давления в трубопроводе на подаче в дом и обратном на выходе из дома соблюдено и на момент рассмотрения дела в суде составляет 0,03 МПа.

В отзыве на исковое заявление указывает, что для осуществления деятельности по теплоснабжению, горячему, холодному водоснабжению и водотведению администрацией муниципального образования «поселок Ягодное» по договорам от 1 сентября 2011 года №13 (без срока) и от 18 июня 2015 года №41-бвн/2015 со сроком действия до 18 июня 2020 года ООО «Теплоэнергия» передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество. Однако, срок действия договора от 2015 года истек и дополнительные соглашения о продлении срока действия не составлялись. В соответствии с постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 9 апреля 2019 года №259 ООО «Теплоэнергия» наделено статусом единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения и горячего, холодного водоснабжения и водотведения на территории поселков Ягодное и Сенокосный муниципального образования Ягоднинский городской округ. И с целью недопущения нарушения подачи теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в указанных населенных пунктах муниципальное имущество в виде объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения оставлено в пользовании ООО «Теплоэнергия» до заключения концессионного соглашения. Договором теплоснабжения от 1 января 2021 года №160-УК/т, заключенного между ООО «Теплоэнергия» и ООО «Содружество-1» разграничена балансовая принадлежность тепловых сетей и эксплутационной ответственности сторон. Согласно акта готовности тепловых сетей и эксплуатации в отопительном периоде 2021/2022 годов от 24 августа 2021 года и акта готовности центральной котельной поселка Ягодное от 25 августа 2021 года тепловые сети и центральная котельная филиала ООО «Теплоэнергия» «Ягоднинский» готовы к эксплуатации в отопительный сезон 2021/2022 годов. Не отрицая факт ненадлежащего теплоснабжения дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное указывает, что его причинами является то, что при проведении подрядной организацией ИП Енаки Ф.Г. капитального ремонта инженерных сетей теплоснабжения в указанном многоквартирном доме была нарушения циркуляция теплоносителя в системе отопления дома, а именно: убран ранее существовавший второй ввод теплоснабжения в дом; до проведения капитального ремонта ввод в дом теплоносителя обеспечивался трубой ППР 110х18,3, а после – трубой Ду(условный проход)73,4 мм, что является существенным заужением внутреннего диаметра трубы; согласно акту обследования от 24 ноября 2021 года, имеющемуся в материалах дела, установлено, что перепад давления в подающем и обратном трубопроводе составляет 0,5 Атм, что является нормой; расход воды на отопление дома является недостаточным и составляет 4 куб. м./час при необходимом расходе воды в 11-12 куб.м/час. Кроме того указывет, что при начале выполнения капитального ремонта указанного дома в ООО «Теплоэнергия» не была подана заявка на выдачу технических условий присоединения к тепловым сетях при реконструкции, утверждая, что в ходе капитального ремонта, проведенного ИП Енаки Ф.Г., была проведена именно реконструкция тепловых сетей в указанном доме, поскольку реконструкция предполагает замену изношенных трубопроводов, а при ее проведении требуется предоставление проектной документации. Проектная документация представлена ИП Енаки Ф.Г. только лишь в декабре 2021 года. Указывает о том, что в связи с большим расстоянием между многоквартирным домом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное и центральной котельной поселка Ягодное перепад давления в системе отопления на 23 декабря 2021 года между подающим и обратным трубопроводом составляет 0,03Мпа. Отмечает так же, что ранее (до произведенного капитального ремонта) при таком перепаде давления осуществлялось надлежащее теплоснабжение дома, жалоб от жильцов указанного выше многоквартирного дома не поступало.

Представитель ответчика – ООО «Содружество-1» в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований, указывая о том, что в настоящее время в доме 19 по улице Спортивной в посёлке Ягодное подрядчиком ИП Енаки Ф.Г. по договору с НО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» проводит работы по капитальному ремонту инженерных сетей теплоснабжения в доме, акт приемки дома после проведенных работ отсутствует, в связи с чем полагает, что не несет ответственности за надлежащее содержание общедомового имущества в соответствии с договором управления указанного дома № 037/2021 от 20 января 2010 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, - НО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (далее – Фонд) в судебном заседании 9 февраля 2022 года в части исковых вопроса об удовлетворении требований полагался на мнение суда. Кроме того, пояснил, что 25 марта 2021 года по поручению губернатора Магаданской области была осуществлена рабочая поездка в поселок Ягодное, в ходе которой поручено администрации, Фонду и Министерству ЖКХ совершить выезд и обследовать дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, составить проект ремонта системы теплоснабжения дома. 9 апреля 2021 года была проведена комиссионная проверка с участием представителей Фонда, администрации, ООО «Теплоэнергия», Управления ЖКХ, ООО «ЯУК «Сожружество-1», в ходе которой установлено, что система теплоснабжения разбалансирована, находится в неудовлетворительном состоянии и требует производства капитального ремонта. 14 и 19 апреля 2021 года администрацией в адрес Фонда было направлено письмо с предложением о переносе срока проведения капитального ремонта системы теплоснабжения указанного дома, также в письме было указано о том, что от жильцов указанного дома поступали неоднократные обращения о низких температурах в квартирах дома, что в свою очередь опровергает доводы ООО «Теплоэнергия», что система теплоснабжения дома находилась в надлежащем состоянии. Не соглашаясь с указанными доводами представитель ООО «Теплоэнергия» и Управления ЖКХ о том, что проведение капитального ремонта стали причиной ненадлежащего теплоснабжения указанного дома, поскольку неудовлетворительное состояние системы теплоснабжения было установлено в марте-апреле 2021 года, что и явилось поводом для проведения капитального ремонта. Также отмечает, что Енаки Ф.Г. является членом Ассоциации проектировщиков «Национальное Проектное Объединение» (далее – саморегулируемая организация, СРО) и является лицом, обладающим правом на подготовку проектной, рабочей документации. В свою очередь ни ООО «Теплоэнергия», ни Управление ЖКХ не являются членами саморегулируемой организации, а их выводы о проведении работ по капитальному ремонту ненадлежащего качества не подтверждены какими-либо экспертными заключениями. Указывает, что при проведении капитального ремонта производилась техническая оценка состояния систем теплоснабжения и разработка проектной документации, в рамках этих работ был произведен гидравлический расчет по программе Danfoss. Гидравлическим расчетом было подтверждено, что принятые в проектной документации диаметры трубопроводов соответствуют заложенным параметрам, удельные линейные потери напора находятся в рекомендуемом диапазоне по каждому в отдельности диаметру трубопроводов. Обращает внимание на то, что ООО «Теплоэнергия» в обоснование своих доводов указывает о том, что в ходе выполнения работ по капитальному ремонту подрядчиком ИП Енаки Ф.Г. был демонтирован второй ввод теплоснабжения в дом, что повлияло на теплоснабжение дома. Вместе с тем согласно существующей схемы дома 19 по улице Спортивная в поселке Ягодное предусмотрен только один трубопровод ввода подачи теплоснабжения. Доказательства того, что второй ввод каким-либо образом способствовал повышению температуры в помещениях дома, а также правомерность изменения существующей схемы теплоснабжения в поселке Ягодное (в части установки второго ввода в дом) ООО «Теплоэнергия» в материалы дела не представлены. Отмечает, что в ходе комиссионной проверки 9 апреля 2021 года выявлено, что второй ввод был смонтирован с нарушением СНиПов. Указывает о том, что остальные трубы от теплового колодца до входа в подвал дома и по подвалу дома в ходе работ подрядчиком не менялись. Была произведена замена стальных труб с диаметром 80 мм на полипропиленовые трубы с диаметром 73,2 мм, что не нарушает циркуляцию системы теплоносителя в системе отопления дома. Кроме того, полипропиленовые трубы имеют меньшее сопротивление по сравнению с остальными, и, соответственно, теплоноситель движется по ним быстрее, чем по остальным. 15 декабря 2021 года с участием специалиста МУП «Магадантеплосеть» был произведен осмотр дома 19, котельной, тепловых сетей поселка Ягодное, произведены замеры температуры с давлением теплоносителя на узлах управления №1 и №2 дома 19, а также проанализирована система теплоснабжения, и по результатам осмотра составлен акт. Комиссией установлено, что ресурсоснабжающей организацией не выполнены рекомендации по акту осмотра от 3 декабря 2021 года. Так, на дату повторного осмотра параметры теплоносителя не соответствуют температурному графику наружных тепловых сетей поселка Ягодное, отсутствует перепад давления в подающем и обратном трубопроводе, занижена температура поступающей сетевой воды, тепловые сети не отрегулированы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, – ИП Енаки Ф.Г. пояснил, что после заключения договора подряда с Фондом в июне 2021 года сразу приступили к проведению работ по капитальному ремонту инженерных сетей теплоснабжения в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное в отсутствие проектной документации, поскольку сокращённые сроки проведения таких работ обусловлены климатическими особенностями региона и малопродолжительным летним период, в течение которого можно проводить такие работы. Указывает о том, что проведенные работы соответствуют выполненному гидравлическому расчету, в соответствии с которым подрядчиком проведена замена стальных труб с внутренним диаметром 100 мм на вводе теплоносителя в здание на полипропиленовые с внутренним диаметром 74мм. Проведенные работы были выполнены в соответствии с проектными решениями и никаким образом не могут быть причиной ненадлежащего теплоснабжения дома. В то же время полагает, что причиной низких температур воздуха в жилых помещения указанного дома, является изношенная система теплоснабжения поселка и несоответствие имеющегося температурного графика подачи ООО «Теплоэнергия» тепловой энергии (80/62 градусов) климатическим условиям региона и полагает, что в он по аналогии с соседними районами Магаданской области с идентичными климатическим условиями он должен составлять 95/70 градусов. Вопреки доводам представителей ООО «Теплоэнергия», указывает о том, что при проведении капитального ремонта не была выполнена реконструкция инженерных сетей, а лишь произведена замена старых труб на новые – полипропиленовые.

Оценив в совокупности требования истца, представленные суду письменные доказательства, выслушав представителей сторон и третьих лиц, допросив специалистов, суд приходит следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно пунктами 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

На основании части 1.1 статьи 157 ЖК РФправила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы утверждены Правила № 354, согласно пункту 1 которых определено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 Правил №354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

На основании подпункта «в» пункта 3 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги поотоплению- круглосуточно в течениеотопительногопериода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Пунктом 4 Правил №345 установлено, что к коммунальным услугам относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Учитывая положения пунктов 8, 9, 10 Правил №354, исполнителями коммунальных услуг могут быть как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.

Согласно требованиям пункта 14 Правил №354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пунктом 15 Приложения № 1 к Правилам №354 температура воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C ниже, в жилых помещениях должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 утверждены санитарных правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», таблицей 5.27 которых установлены оптимальные и допустимые нормы параметров микроклимата в обслуживаемой зоне (зоне обитания) помещений жилых зданий и общежитий (в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 °C и ниже температура воздуха в жилых комнатах – оптимальная 21-23 град, допустимая 20-24; в кухне - оптимальная 19-21 град, допустимая 18-26; в туалете - оптимальная 18-21 град, допустимая 18-26; в ванной, санузле - оптимальная 24-26 град, допустимая 18-26).

Пунктом 16 приложения № 1 Правил №354 предусмотрено, что давление во внутридомовой системе отопления с любыми отопительными приборами должно не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) превышать статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем. Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.

Из указанного следует, что требования по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества распространяется на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы.

Согласно статей 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 16 ГК РФ предусматривает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт, переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не установлен или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Частью 1 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пунктом 1, 9 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т. ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения закреплены в статье 6 Федерального закона «О теплоснабжении».

Согласно пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлен Постановлением №808.

На основании пункта 122 Постановления №808 органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округов.

Правительством Магаданской области в целях гарантированного обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами в отопительный период 2021-2022 годов и предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, 23 апреля 2021 года принято постановление № 321-пп «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы Магаданской области к работе в осенне-зимний отопительный период 2021-2022 годов».

Во исполнение пункта 3 вышеуказанного постановления, администрацией Ягоднинского городского округа 31 мая 2021 года принято постановление № 312 «О подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду 2021-2022 годов на территории Ягоднинского городского округа», которым утвержден порядок проведения мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства округа к работе в осенне-зимней период 2021-2022 годов, согласно которому основные работы по подготовке объектов ЖКХ округа необходимо завершить к 01 сентября 2021 года.

Из материалов дела следует, что решениями собрания представителей Ягоднинского городского округа от 22 октября 2015 года № 23 и 3 декабря 2015 года №52 утверждены Положение об администрации Ягоднинского городского округа (далее – Положение об администрации) и Устав муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (далее – Устав) соответственно. Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения Ягоднинского городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения об администрации администрация в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие полномочия для решения вопросов местного значения, в том числе и организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Общим собранием учредителей ООО «Теплоэнергия» (протокол от 20 июня 2018) утвержден Устав ООО «Теплоэнергия», на основании пункта 1.9 которого предметом деятельности общества является насыщение потребительского рынка услугами, товарами, а также извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности. Общество в установленном порядке осуществляет, в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Решением администрации Ягоднинского городского округа 28 февраля 2017 года № 178 утверждено Положение об Управлении жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа (далее – Положение ЖКХ), согласно которого Управление ЖКХ является отраслевым органом администрации Ягоднинского городского округа. Основными задачами Управления ЖКХ являются, в том числе обеспечение единой политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, благоустройства, связи и экологической безопасности, осуществление отраслевого (функционального) регулирования с целью решения вопросов местного значения в указанных сферах и обеспечение их комплексного развития на территории муниципального образования. В соответствии с п. 2.2.1. Положения ЖКХ основными функциями Управления являются в том числе организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

18 июня 2015 года администрацией муниципального образования с ООО «Теплоэнергия» был заключен договор №41-бвп/2015 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения населения услугами теплоснабжения. В соответствии с пунктом 2.2.1 указанного договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Актами приема-передачи муниципального имущества ООО «Теплоэнергия» переданы здания (сооружения), входящие в комплекс центральной котельной в поселке Ягодное, комплекс оборудования центральной котельной, объекты и сооружения водопроводно-канализационного хозяйства тепловых, водопроводных и канализационных сетей поселка Ягодное. Согласно условиями пункта 3.1 указанного договора срок действия договора истек 18 июня 2020 года.

Постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 9 апреля 2018 года №259 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории населенных пунктов Ягодное и Сенокосный муниципального образования «Ягоднинский городской округ» ООО «Теплоэнергия» наделено статусом единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения в поселке Ягодное и должна обеспечить эксплуатацию центральных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории поселка Ягодное.

Представитель ответчика – администрации в судебном заседании указывает на то, что, несмотря на истечение срока действия договора №41-бвп/2015, возврат муниципального имущества переданного ООО «Теплоэнергия» произведен не был, уведомлений о расторжении или заключении новых договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом не поступало, а соответственно и срок действия указанного договора считается продленным на неопределённый срок. Представитель ответчика – ООО «Теплоэнергия» не оспаривая указанные представителем администрации факты, указывает, что несмотря на то, что срок действия договора №41-бвп/2015 от 18 июня 2015 года истек в 2020 году, ООО «Теплоэнергия», как организация, наделенная статусом единой теплоснабжающей организации в поселке Ягодное, продолжает пользоваться переданным муниципальным имуществом (зданиями и комплексом оборудования центральной котельной в поселке Ягодное) и осуществлять функции предприятия по организации теплоснабжения населения в поселке Ягодное.

20 января 2010 года ООО «Содружество-1» заключен договор №037/2010 управления многоквартирным домом 19, расположенного в поселке Ягодное по улице Спортивной. Срок действия договора продлен 9 января 2017 года в соответствии с дополнительным соглашением на три года.

Между ООО «Теплоэнергия» и ООО «Содружество-1» 1 января 2021 года заключен договор теплоснабжения № 160-УК/т (далее – Договор теплоснабжения), предметом которого является поставка коммунального ресурса тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения ООО «Содружество-1» в теплопотребляющих объектах.

Как определено в пункте 2.1.1 Договора теплоснабжения ООО «Теплоэнергия» обязуется продавать ООО «Содружество-1» в теплопотребляющие объекты, расположенные в поселке Ягодное, определенных Приложением №1 к настоящему договору, тепловую энергию в горячей воде, на границе раздела ответственности эксплуатации тепловых сетей между ООО «Теплоэнергия» и ООО «Содружество -1». Согласно Приложению №1 к Договору теплоснабжения дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное является теплопотребляющим объектом, в который ООО «Теплоэнергия» обязано поставлять тепловую энергию. Границы раздела ответственности за эксплуатацию тепловых сетей по каждому теплопотребляющему объекту, в том числе и к дому 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, определяются в Приложении № 7 к настоящему договору. На основании акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 7 к Договору теплоснабжения) границей раздела балансовой принадлежности является наружная стена здания. До наружной стены здания жилого дома по ходу теплоносителя в сторону подключаемого объекта по адресу, согласно прилагаемому перечню, обслуживается персоналом ООО «Теплоэнергия». Дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное входит в перечень жилых домов ООО «Содружество-1» согласно приложению к акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

3 декабря 2021 года помощником прокурора Ягоднинского района в рамках проведения проверки (решение от 3 декабря 2021 года №07-08-2021) соблюдения и исполнения жилищного законодательства по надлежащему теплоснабжению в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное с участием заместителя генерального директора – главного инженера НКО «Фонд капитального ремонта» СВГ представителя ООО «Содружество-1» Липчанского И.Н., генерального подрядчика ИП Енаки Ф.Г., руководителя и главного специалиста Управления ЖКХ Волкова О.С. и БТВ директора ООО «Теплоэнергия» Мезинцева А.Я., проведено обследование системы теплоснабжения указанного выше многоквартирного дома.

Выполненные замеры параметров теплоносителя в тепловой камере обследуемого дома составили: Р1=5.1 кГс/см?; Р2=5,1 кГс/см?, что свидетельствует о том, что давление в тепловой сети обследуемого дома одинаково как в трубе подачи, так и в трубе обратной подачи, разница в давлении (перепад) отсутствует. Зафиксировано давление на подаче 0,51 МПа, «обратка» 0,51 Мпа. Отсутствие перепада давления в трубах подачи и обратной подачи свидетельствует о том, что теплоноситель в системе отопления обследуемого дома не циркулирует, следовательно, отапливаемое помещение не нагревается. Зафиксированные в акте сведения и замеры сторонами не оспариваются.

Также 3 декабря 2021 года представителем Фонда Смирновым В.Г. с участием указанных выше членов комиссии при обследовании дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное установлено, что подрядной организацией ИП Енаки Ф.Г. в обследуемом доме проводятся работы по капитальному ремонту инженерных сетей дома. Работы выполнены на 70%, остаются незаконченными замены 11 стояков отопления, стояки полотенцесушителей. Выполнены замеры технических параметров теплоносителей на узлах управления №1 и №2 при температуре наружного воздуха -27 градусов: узел №1 – температура 1=60,49 град; температура 2= 42,0 град; Р1 = 5,1 кГс/см?; Р2=5,0 кГс/см?; узел №2 – температура 1=57,0 град; температура 2= 34,0 град; Р1 = 5,1 кГс/см?; Р2=5,1 кГс/см?. Далее выполнены замеры параметров теплоносителя в тепловой камере на вводе в здание: температура 1=60,0 град; температура 2= 38,0 град; Р1 = 5,1 кГс/см?; Р2=5,1 кГс/см?. Далее проведены замеры температур воздуха в квартирах 30,31,38, и установлено, что температуры в жилых посещениях не соответствуют нормам температур, установленных Правилами №354. Далее проведен осмотр центральной котельной в поселке Ягодное, установлены параметры теплоносителя: температура 1=63,0 град; температура 2= 52,2 град; Р1 = 7,2 кГс/см?; Р2=4,4 кГс/см?. Сделан вывод об отсутствии перепада давления в наружных сетях теплоснабжения, температурный график работы котельной составляет 60/62.

15 декабря 2021 года комиссией в указанном выше составе проведено обследование центральной котельной в поселке Ягодное и дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, в результате которого установлено, что на котельной отсутствуют приборы учета, отображающие показатели ее реальной работы, приборы учета тепловой энергии станции находятся в неисправном состоянии. Проведены работы по балансировке подачи теплоносителя в подающих и обратных трубопроводах возле Дома культуры в поселке Ягодное, в результате чего параметры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе на узле ввода в дом 19 по улице Спортивной в послеке Ягодное были значительно улучшены и составили: температура 1=62,0 град; температура 2= 48,0 град; Р1 = 5,1 кГс/см?; Р2=4,8 кГс/см?.

Данные проведенных обследований сторонами не оспариваются.

Согласно экспертным заключениям специалиста отделения гигиены и эпидемиологии Межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Сусуманском, Ягоднинском и Среднеканском районах, в результате проведенных 20 декабря 2021 года инструментальных измерениях показателей микроклимата в помещениях квартир №№31,34 дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное установлено, что температура воздуха в обследуемых квартирах была ниже допустимых значений и это не соответствует требованиям таблицы 5.27 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В целях реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области на период по 2044 год», утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 года №455-пп, в соответствии с Законом Магаданской области от 29 июля 2013 года №1638-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на основании протокола итогов рабочей поездки губернатора Магаданской области от 25 марта 2021 года, акта осмотра многоквартирного дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное постановлением Правительства Магаданской области от 25 декабря 2020 №937-пп (в редакции постановления Правительства Магаданской области от 25 мая 2021 года №404-пп) утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» на 2021-2023 годы» (далее – Краткосрочный план), в соответствии с которым в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное запланировано проведение капитального ремонта.

В соответствии с механизмом реализации Краткосрочного плана Фонд оказывает методическую помощь ОМС при реализации Краткосрочного плана; осуществляет отбор подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленном законодательством порядке; представляет в Министерство отчеты, информацию, необходимую для реализации Краткосрочного плана.

Во исполнение запланированного ремонта указанного дома 28 июня 2021 года Фонд заключил договор подряда №131-КР-2021 с подрядчиком – ИП Енаки Ф.Г. Предметом договора является выполнение комплекса работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Ягодное, ул. Спортивная, д. 19, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системы теплоснабжения и электроснабжения общего имущества указанного дома.

Как следует из пояснений третьего лица – ИП Енаки Ф.Г. подрядчик приступил к выполнению капитального ремонта указанного дома незамедлительно после заключения договора, а проектная документация была разработана в декабре 2021 года. В ходе выполнения работ по оценке технического состояния дома и разработке проектной документации подрядчиком был выполнен гидравлический расчет в программном комплексе Danfoss, которая производит расчет сопротивления системы, осуществляет подбор отопительных приборов и диаметров запорно-регулирующей арматуры, определяет настройки балансировочных клапанов и т.д. По результатам выполненного расчета были определены оптимальные проектные решения, предусматривающие в том числе неизменность существующей системы теплоснабжения здания, а также замену стальных труб на полипропиленовые. Как самим гидравлическим расчетом, там и пояснениями специалистов, допрошенных в судебных заседаниях, – инженера ИП Енаки Ф.Г. – ГИН главного инженера МУП «Магадантеплосеть» - ВВФ подтверждается, что принятые в проектной документации диаметры трубопроводов соответствуют заложенным параметрам ремонтируемого дома, а удельные линейные потери напора находятся в рекомендуемом диапазоне по каждому в отдельности диаметру трубопроводов.

Ввиду изложенного, доводы представителей ответчиков ООО «Теплоэнергия» и Управления ЖКХ о том, что причиной ненадлежащего теплоснабжения дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, низких температур в жилых помещениях дома, является заужение диаметра подающей трубы теплоносителя в здание, являются несостоятельными, поскольку основаны на их неправильных выводах о технических данных гидравлического расчета. Каких-либо доказательств, иных экспертных заключений, равно как и ходатайств о проведении судебной технической или иной экспертизы, допросе других специалистов, опровергающих технические данные имеющегося гидравлического расчета и выводы указанных выше специалистов ответчиками в ходе рассмотрения дела не представлены, в материалах дела отсутствуют. Виду изложенного, у суда не имеется оснований ставить под сомнение правильность проведенного гидравлического расчета, выводы специалистов.

Также одним из доводов представителей ответчика – ООО «Теплоэнергия» о причинах ненадлежащего теплоснабжения рассматриваемого объекта является то, что в ходе выполнения капитального ремонта объекта ИП Енаки Ф.Г. был демонтирован второй ввод подающего теплоносителя в дом. Однако, суд, оценивая все представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения всех участвующих в деле лиц, приходит к выводу о том, что указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверной оценке имеющихся у ООО «Теплоэнергия» сведений о том, что демонтированный второй ввод теплоносителя в дом был предусмотрен схемой теплоснабжения поселка Ягодное. По утверждениям представителей ответчика ООО «Теплоэнергия» в 90-х годах 20 века после так называемой «разморозки» поселка Ягодное для обеспечения рассматриваемого объекта теплом в дом было заведено два подающих трубопровода. Однако, материалами дела подтверждается, что в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года, утвержденной постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 20 июля 2021 года №373 (далее – схема теплоснабжения) предусмотрен один ввод трубопровода подающего теплоносителя в дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное. Других актуальных и действующих схем теплоснабжения в материалы дела не представлено.

Указанной схемой теплоснабжения на странице 20 определено, что температурный режим на центральной котельной п. Ягодное должен составлять 80/62 градусов, однако в указанном документе в пункте 5.8 установлен температурный график для каждого источника теплоснабжения, в том числе и в поселке Ягодное, который составляет 95/70 градусов. О причинах указанных разногласий в температурных графиках представители ответчиков пояснений дать не смогли.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика ООО «Теплоэнергия» следует, что у них имеется температурный график из расчета 80/62 градуса с указанием необходимых температурах теплоносителя в зависимости от наружной температуры воздуха в диапазоне от +5 до -55 градусов, которым они пользуются на протяжении более, чем 30 лет. О том, на основании чего, кем был составлен данный температурный график, пояснений дать не смогли. Схемой теплоснабжения указанный температурный график не утвержден, при этом по утверждению представителя ответчика ООО «Теплоэнергия», он был направлен в администрацию Ягоднинского городского округа для утверждения (согласования) лишь в декабре 2021 года, в то время как схема теплоснабжения утверждена в июле 2021 года. Кроме того, в ходе судебных заседаний представителями ООО «Теплоэнергия» указывалось о том, что вследствие заужения труб подающих теплоноситель с дом 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, в дом не поступает необходимое количество воды (теплоносителя). Согласно представленному в материалы дела акту от 8 февраля 2022 года, проведен осмотр индивидуального теплового пункта в указанном доме, и установлено, что объем воды составляет 4,497 м3/ч при необходимом объеме воды 15,47м3/ч.

Из показаний специалиста - главного инженера МУП «Магадантеплосеть» ВВФ допрошенного в судебном заседании следует, что причиной ненадлежащего теплоснабжения дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное является разбалансировка тепловых сетей поселка Ягодное, отсутствие их регулировки в течение отопительного периода. После ознакомления с температурным графиком, имеющимся в материалах дела, показал о том, что в представленном графике отсутствуют ссылки на нормативные акты, в соответствии с которыми он был разработан (п.4 гл. 4 «Справочник по наладке и эксплуатации водяных тепловых сетей» под ред. МВИ и др; свод правил ), в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о том, насколько он является верным. Также указал о том, что в ходе рабочей поездки в поселок Ягодное в декабре 2021 года и обследовании тепловых сетей поселка Ягодное, центральной котельной поселка Ягодное, от представителей ООО «Теплоэнергия» не было получено исходных технических данных работы котельной, имеющиеся приборы учета были в неисправном состоянии. В тоже время пояснил, что считает представленный в материалах дела гидравлический расчет и проектную документацию, выполненную в рамках проведения капитального ремонта дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, верными и соответственно проведенные работы по капитальному ремонту инженерных сетей теплоснабжения указанного здания выполнены надлежащим образом. Не согласившись с утверждением представителя ООО «Теплоэнергия» о том, для обеспечения надлежащего теплоснабжения дома необходимо поступление не менее 15 м3/ч воды (объем теплоносителя (воды) в час), пояснил, что для проведения данного расчета необходимо учитывать технические характеристики дома и котельной, которые в ООО «Теплоэнергия» отсутствуют. Считает проведенный осмотр индивидуального теплового пункта неверными.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергия» не представлено достоверных доказательств, подтверждающих правильность проведенного теплоснабжающей организацией расчёта температурного графика с разбивкой температур теплоносителя в зависимости от температур наружного воздуха в диапазоне от +5 до -55, а также и его надлежащего утверждения (согласования) схемой теплоснабжения поселка Ягодное.

Вывод представителей ООО «Теплоэнергия» о недостаточном объеме теплоносителя на вводе в дом 19 по улице Спортивной в посёлке Ягодное, расценивается судом, как не состоятельный, так как он не подтвержден экспертным заключением или заключением специалиста, а основан лишь на предполагаемом расчете инженера ООО «Теплоэнергия».

Кроме того, постановлениями государственной жилищной инспекции Магаданской области от 17 января 2022 года ООО «Теплоэнергия» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 РФ об административных правонарушениях, а именно неправомерные действия ООО «Теплоэнергия» привели к нарушению нормативного уровня обеспечения коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное. За указанное административное правонарушение ООО «Теплоэнергия» назначено административное наказание.

Доказательств тому, что в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное обеспечено надлежащее теплоснабжение, ответчиками не представлено.

Довод ответчиков – Управления ЖКХ, ООО «Теплоэнергия» о том, что согласно акта готовности тепловых сетей и эксплуатации в отопительном периоде 2021/2022 годов от 24 августа 2021 года и акта готовности центральной котельной поселка Ягодное от 25 августа 2021 года тепловые сети и центральная котельная филиала ООО «Теплоэнергия» «Ягоднинский» готовы к эксплуатации в отопительный сезон 2021/2022 годов, по мнению суда не имеет правового значения, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное обеспечено надлежащее теплоснабжение.

На основании изложенного, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, показаний специалистов, суд приходит к выводу, что в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное ООО «Теплоэнергия» в нарушение указанных выше норм ЖК РФ, Правил№354, таблицы 5.27 СанПин 1.2.3685-21, а также Устава Общества, не обеспечено надлежащее теплоснабжение, причиной которого явилось нарушение пункта 16 приложения №1 Правил №354, а именно необеспечение перепада давления во внутридомовой системе отопления дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное не менее, чем 0,05Мпа, а также разбалансировка тепловых сетей, отсутствие их регулировки, несоответствие температурного графика подачи теплоносителя нормативным документам, регламентирующих его составление, утверждение (согласование).

Относительно доводов представителя ответчика – администрации о том, что в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» администрацией полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ в части организации в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выполнены в полном объеме путем заключения соответствующего договора передачи объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом ООО «Теплоэнергия» суд полагает, что они основаны на неправильном толковании закона, поскольку указанная норма определяет лишь способ и особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не снимает с органов местного самоуправления, в рассматриваемом случае – администрации муниципального образования «Ягоднинский городской округ», обязанностей по организации надежного теплоснабжения потребителей, установленных Федеральным законом №131-ФЗ, Федеральным законом «О теплоснабжении», Уставом, принятию мер реагирования в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств по обеспечению надлежащего теплоснабжения населения в границах муниципального образования «Ягоднинский городской округ». В то же время муниципальное образование «Ягоднинский городской округ», являясь собственником муниципального имущества переданного ООО «Теплоэнергия» по договору №41бвп/2015 допустило бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащей организации теплоснабжения в границах поселка Ягодное, что и привело наряду с установленными нарушениями в деятельности ООО «Теплоэнергия», к ненадлежащему теплоснабжению дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное.

В соответствии со статьей 56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих доводы истца, и подтверждающих надлежащее теплоснабжение в доме 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, суду в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиками и их представителями не представлено.

Иные доводы, приведенные представителями ответчика в судебном заседании, судом исследованы и оценены, однако признаны не имеющими существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как в совокупности и взаимосвязи не влияют на выводы суда по делу.

Исследовав и оценив установленные фактические обстоятельства в совокупности с доказательствами по делу, суд пришел к выводу о доказанности факта ненадлежащего теплоснабжения дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, причиной которого явились указанные выше нарушения в деятельности ООО «Теплоэнергия» и бездействие администрации, ввиду чего исковые требования к этим ответчикам подлежат удовлетворению.

Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает необходимым установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено в течение отопительного периода.

Поскольку в деятельности ООО «Содружество-1» при рассмотрении дела не установлено нарушений, приведших к ненадлежащему теплоснабжению дома 19 по улице Спортивной в поселке Ягодное, а, напротив, установлено, что нарушения, повлекшие ненадлежащее теплоснабжение здания, выявлены в деятельности ООО «Теплоэнергия», то есть до границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ООО «Содружество-1», а проведенные работы по капитальном ремонту инженерных сетей теплоснабжения указанного дома в соответствии с заключением специалиста – главного инженера МАП «Магадантеплосеть» Вебер В.Ф. выполнены надлежащим образом, то в удовлетворении исковых требований к ответчику – ООО «Содружество-1» суд полагает необходимым отказать.

Учитывая, что Управление ЖКХ является отраслевым органом администрации, принимая во внимание указанные выше положения Федерального законом №131-ФЗ, Федерального закона «О теплоснабжении», заявленные исковые требования к ответчику – Управлению ЖКХ, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец и ответчик – администрация в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что требования прокурора удовлетворены судом, то с ответчика ООО «Теплоэнергия» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ягоднинского района Магаданской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ягоднинского городского округа, Управлению жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия», обществу с ограниченной ответственностью ЯУК «Содружество-1» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ягоднинского городского округа, общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» обеспечить надлежащее теплоснабжение в доме 19 по улице Спортивной в пгт. Ягодное в течение всего отопительного периода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 и требованиями таблицы 5.27 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» в доход муниципального образования «Ягоднинский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью ЯУК «Содружество-1» об обязании обеспечить надлежащее теплоснабжение в доме 19 по улице Спортивной в пгт. Ягодное в течение всего отопительного периода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 и требованиями таблицы 5.27 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда 19 марта 2022 года.

Председательствующий (подпись) А.А. Кошкина