Дело № 2-158/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 18 марта 2022 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием прокурора – старшего помощника Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Тарасенковой А.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» ФИО1, представителя третьего лица – Главного управления Смоленской области по культурному наследию ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с требованиями к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в котором с учетом уточненных требований просит возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда представить в Главное Управление Смоленской области по объектам культурного наследия проект зоны охраны на объект культурного наследия: Здание клуба железнодорожников, где в 1963-1964 г.г. в спектаклях Народного театра выступал народный артист СССР ФИО3, расположенное по адресу: <...>, и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области установлено, что в Едином государственном реестре объектов культурного наслоения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения Здание клуба железнодорожников, где в 1963-1964 г.г. в спектаклях Народного театра выступал народный артист СССР ФИО3, расположенное по адресу: <...>. Названный объект культурного наследия находится в собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. В нарушение требований Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, зона охраны указанного объекта не установлена, заключение государственной историко-культурной экспертизы в Главное управление Смоленской области не предоставлено.
Прокурор – старший помощник Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Тарасенкова А.А. в судебном заседании поддержала требования искового заявления.
Представитель администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1 требования не признал, представил письменный возражения на исковое заявление, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражении, пояснил, что данный объект находится в муниципальной собственности администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и в оперативном управлении Вяземского районного культурно-досугового центра. Разработка проекта зоны охраны объекта культурного наследия относится к полномочиям органа государственной власти субъекта. Постановление Правительств РФ № 972 не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по разработке зон охраны, а лишь предполагает возможность разработки зон охраны органом местного самоуправления.
Представитель третьего лица – Главного управления Смоленской области по культурному наследию ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в своих письменных объяснениях, представленных суду.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В силу п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Вяземского района Смоленской области находится объект культурного наследия, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения – Здание клуба железнодорожников, где в 1963-1964 г.г. в спектаклях Народного театра выступал народный артист СССР ФИО3, расположенное по адресу: <...>.
Данный объект культурного наследия (памятники истории и культуры), находится в собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д. 11-12).
На основании информации Главного управления Смоленской области по культурному наследию объект регионального культурного наследия – Здание клуба железнодорожников, где в 1963-1964 г.г. в спектаклях Народного театра выступал народный артист СССР ФИО3, расположенное по адресу: <...>, включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и находится в муниципальной собственности (л.д. 13-19).
Зона охраны данного объекта культурного наследия не установлена, проект зоны охраны и акт государственной историко-культурной экспертизы, содержащей вывод о его соответствии (положительное заключение) требованиям законодательства РФ, в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись.
Из положений п.п. 3, 4 ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Постановлением администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812 «О создании Главного управления Смоленской области по культурному наследию» утверждено Положение о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию (далее - Главное управление). В соответствии с п. 1.1 Положения Главное управление является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - объекты культурного наследия) на территории Смоленской области.
Пунктом 2.2.11 Положения определено, что Главное управление осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления муниципального района п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3)
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее Положение).
Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Смоленской области от 31.03.2009 № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области по представлению уполномоченного органа на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с указанными выше нормами, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанности разработать проект зоны охраны в отношении данного объекта культурного наследия, поскольку данная обязанность в силу закона возложена на орган местного самоуправления, как собственника объекта.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения для ответчика двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда представить в Главное Управление Смоленской области по культурному наследию проект зоны охраны на объект культурного наследия: Здание клуба железнодорожников, где в 1963-1964 г.г. в спектаклях Народного театра выступал народный артист СССР ФИО3, расположенное по адресу: <...>, и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Титова
Вступает в законную силу 19.04.2022