Дело № 2-1590/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 14 декабря 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Кострикина Н.В.,
представителя истца –Администрации Боровичского муниципального района ФИО1,
представителя ответчика ФИО2 ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Боровичского муниципального района к ФИО2 о принудительном изъятии недвижимого имущества,
установил:
Администрация Боровичского муниципального района обратилась в суд c указанным иском к ФИО2, в обоснование указав, что ответчик является собственником жилого помещения - квартиры №3, общей площадью 21,3 кв.м. в доме №8 по пер. Кирпичный в г. Боровичи Новгородской области на основании договора купли-продажи квартиры от 17.05.1999 года.
Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, изменен срок отселения жителей до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд в течение 3 лет со дня его принятия.
Расселение жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществляется в соответствии с Программой переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, путем предоставления собственникам помещений возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого определяется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) субсидии согласно ч.8.1 ст.32 ЖК РФ.
ООО «Деловой центр «Сова», на основании муниципального контракта, произведена оценка квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По заключению эксперта рыночная стоимость выкупной цены изымаемого жилого объекта недвижимости, в том числе доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном жилом доме, доли земельного участка, с учётом убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ, по состоянию на 07 апреля 2021 года составляет 319 000 рублей.
На дату признания 27.11.2013 года многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в собственности ФИО2 находились жилые помещения по адресам: <адрес>, общей площадью 78,1 кв.м.; <адрес>., общей площадью 35,9 кв.м.; <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м.
Таким образом, ФИО2 не может претендовать на получение дополнительных мер поддержки в виде субсидии.
16 июня 2021 года Администрацией Боровичского муниципального района вручено ФИО2 уведомление №2494/01-12, кадастровые паспорта, отчет об оценке. До настоящего времени ФИО2 не предоставила подписанное ею соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Учитывая, что с момента получения ответчиком уведомления о выкупе данного жилого помещения прошло более трех месяцев, ссылаясь на положения ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Администрация Боровичского муниципального района просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. <адрес><адрес>, путем выкупа у собственника с оплатой выкупной стоимости согласно Отчета об оценке 319 000 (триста девятнадцать тысяч) рублей.
В судебном заседании представитель истца –Администрации Боровичского муниципального района ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО3 в судебном заседании заявленный иск не признала, мотивируя тем, что поскольку жилой дом по адресу: <...> включен в Программу переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, поэтому предоставление возмещения за жилое помещение возможно только с согласия собственника. Поскольку ФИО2 возражает против выкупа, Администрация Боровичского муниципального района обязана предоставить ей жилое помещение, несмотря на то, что ответчица имеет иные жилые помещения.
Выслушав представителей сторон, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года « 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности квартира №, общей площадью 21,3 кв.м. в <адрес> по пер. <адрес> в <адрес>. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 17.05.1999 года и зарегистрировано в ЕГРН.
Заключением межведомственной комиссии от 27.11.2013 года №2589 многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 №109. Расселение дома планируется завершить до 31.12.2022 г.
Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 25.09.2020 года № 2451 принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме путем предоставления возмещения собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме. Отделу по жилищным вопросам (по учету и распределению жилья) Администрации муниципального района поручено организовать в установленном порядке проведение мероприятий, в том числе по оценке изымаемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, оформлению соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с собственниками жилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО «Деловой центр «Сова» на основании муниципального контракта, заключенного с Администрацией Боровичского муниципального района, рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка, включая убытки, причиненные собственнику изъятием имущества, составляет 319000 рублей.
Руководствуясь положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, Администрация Боровичского муниципального района направила ответчику Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающее возмещение взамен изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка, с учётом убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием.
18 августа 2021 года в адрес Администрации Боровичского муниципального района поступил отказ ФИО2 от подписания Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, поскольку положениями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставлено право выбора способа обеспечения ее жилищных прав, она просит предоставить ей другое жилое помещение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <...> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и, воспользовавшись право выбора, ответчик избрал предоставление другого жилого помещения на праве собственности.
При таких обстоятельствах выплата собственнику выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, на чем настаивает Администрация Боровичского муниципального района, противоречит воле ФИО2 и не соответствует п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
При этом, согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 г., допускается включение регионом в свою региональную программу условий, по которым на собственников, желающих получить другое жилое помещение взамен аварийного, может быть возложена обязанность произвести доплату при наличии разницы в стоимости аварийного и вновь предоставляемого жилого помещения по правилам статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, исковые требования Администрации Боровичского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Боровичского муниципального района к ФИО2 об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, путем выкупа,-отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.М. Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено «27» декабря 2021 года