Дело № 2-1590/2022
(УИД 44RS0001-01-2022-001189-34)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Комиссаровой ЕА.
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» об устранении нарушений законодательства о розничной реализации алкогольной продукции,
установил:
Прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства о реализации алкогольной продукции, о лицензировании деятельности ООО «24 градуса Кострома-2», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», установлено, что ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от <дата><адрес>, регистрационный номер в Едином реестре лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции 44РПО000183, сроком действия с <дата> по <дата>. На основании заявления организации от <дата> приказом департамента экономического развития Костромской области срок действия продлен до <дата>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№) срок действия лицензии продлен до <дата>. На основании лицензии ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объекте по адресу: 1 на первом этаже многоквартирного дома, время работы ежедневно с 22.00 до 9.00. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров. Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Законом Костромской области от 26.05.2020 № 693-6-ЗКО (в редакции от 26.05.2020 № 693-6-ЗКО) «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области» установлены дополнительные ограничения. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 50 квадратных метров (для городских округов). Установлено, что объект (бар) ООО «24 градуса Кострома-2» расположен на первом этаже многоквартирного дома по адресу: 1. В ходе проверки прокуратурой города с привлечением специалиста МКУ «Костромастройзаказчик» проведены осмотр и замеры площади помещения бара ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2», по результатам которого установлено, что общая площадь помещений, включая площади, занятые прилавком, витринами, рабочим местом продавца-кассира, составляет. ... кв.м., таким образом площадь зала непосредственно для обслуживания посетителей составляет менее 50 кв.м.. В силу части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Истец просит обязать ответчика привести объект общественного питания по адресу: 1 в соответствие с требованиями законодательства о розничной реализации алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и обеспечить площадь залов для обслуживания посетителей в указанном помещении не менее 50 квадратных метров в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качетсве третьего лица привлечен Родькин Ф.С..
В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представители ответчика ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» в судебном заседании иск не признали, представили письменный отзыв, в котором указывают, что на основании лицензии ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (бар) в объекте по адресу: 1 на первом этаже в пристройке к многоквартирному дому. Площадь помещения бара ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2» согласно чертежу части нежилого помещения и экспликации помещения составляет ... квадратных метра, в том числе площадь зала обслуживания посетителей 51,4 квадратных метров. В соответствии с п. 27 межгосударственного стандарта ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с <дата>, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> N 191-ст, бар - это предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в т.ч. табачные изделия. В соответствии с п. 16 межгосударственного стандарта ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с <дата>, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> N 191-ст, зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- это специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. Примечание - В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей. В зале обслуживания посетителей бара ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2» отсутствуют открытые производственные участки для доготовки продукции, станции раздачи, раздаточные зоны. Зал обслуживания бара оборудован барной стойкой, в которой с одной стороны установлено кассовое оборудование, а с другой стороны барная стойка используется как дополнительный стол для посетителей с придвижными барными стульями.
Третье лицо Родькин Ф.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определяет правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации (пункт 1 статьи 1).
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа продукции, на которую распространяется действие названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 названного Федерального закона лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом установлено, что ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от <дата><адрес>, регистрационный номер в Едином реестре лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции 44РПО000183, сроком действия с <дата> по <дата>. На основании заявления организации от <дата> приказом Департамента экономического развития Костромской области срок действия продлен до <дата>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№) срок действия лицензии продлен до <дата>.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), названным Федеральным законом не установлено требование о том, что прилавки, витрины, рабочее место продавца-кассира (бармена) должны быть исключены из общей площади зала для обслуживания посетителей.
Частью 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ предусмотрено, что Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган по контролю и надзору по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
Согласно ст. 4.1 Законом Костромской области от 26.05.2020 № 693-6-ЗКО (в редакции от 26.05.2020 № 693-6-ЗКО) «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области» розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 50 квадратных метров (для городских округов) и не менее 25 квадратных метров (для городских и сельских поселений, муниципальных округов).
Как усматривается из Договора аренды № 1 недвижимого имущества от 15.06.2018 г., заключенного между Родькиным Ф.С. и ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2», арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение по адресу 1, кадастровый №. Общей площадью ... кв.м., в том числе комната № – коридор- ... кв.м., комната № – зал обслуживания посетителей – 32,2 кв.м., комната № – санузел – 1,1 кв.м., комната № – санузел – 1,1 кв.м, комната № – склад – 4,4 кв.м., торговая площадь составляет № кв.м.
На основании лицензии ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объекте (бар), который расположен на первом этаже многоквартирного дома по адресу: 1, время работы ежедневно с 22.00 до 9.00 часов.
Как усматривается из выписки ЕГРН площадь нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: 1, составляет ... кв.м..
В ходе проверки прокуратурой города с привлечением специалиста МКУ «Костромастройзаказчик» проведены осмотр и замеры площади помещения бара ООО «24 ГРАДУСА Кострома-2», по результатам которого установлено, что общая площадь помещений, включая площади, занятые прилавком, витринами, рабочим местом продавца-кассира, составляет ... кв.м..
Как указано в отзыве на исковое заявление площадь зала обслуживания посетителей в объекте (бар), который расположен на первом этаже многоквартирного дома по адресу: 1, составляет ... квадратных метров. Согласно экспликации помещений, выполненных кадастровым инженером С.Н. – в нежилом помещении № имеется три зала обслуживания посетителей, площадью ... кв.м., ... кв.м., ... кв.м., то есть более 50 кв.м. Таким образом фактическая площадь соответствует требования закона, при этом указанный результат достигнут в результате выполненной перепланировки помещений.
Однако как следует из материалов дела и не отрицалось представителями ответчиков, что выполненная перепланировка в установленном порядке не оформлена, изменения в технический паспорт помещения не внесены. В связи с чем исковые требования прокурора следует признать обоснованными.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Учитывая изложенное, лица осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей.
ГОСТом 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" установлено, что залом предприятия общественного питания (залом обслуживания) является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.
При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включаются площади открытых производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон и прочее, недоступных для потребителей.
Таким образом, площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, предназначенную непосредственно для употребления пищи и проведения досуга.
Учитывая изложенное, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться при условии соблюдения указанных выше требований.
В силу части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Законом предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей не менее 50 квадратных метров (для городских округов) и не менее 25 квадратных метров (для городских и сельских поселений, муниципальных округов).
Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей; такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании анализа представленных документов суд признает, что ответчиком на момент рассмотрения дела, несмотря на принимаемые им меры, не устранены допущенные нарушения в полном объеме, а несоблюдение требований указанного закона нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Костромы к ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2» о запрете розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в пунктах общественного питания, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Костромы удовлетворить.
Обязать ООО «24 ГРАДУСА КОСТРОМА-2» привести объект общественного питания по адресу: 1 в соответствии с требованиями законодательства о розничной реализации алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и обеспечить площадь залов для обслуживания посетителей в указаном помещении не менее 50 кв.м. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья