Сортавальский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сортавальский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1591/2011
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2011 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Х. к Ревенку Ю.С., администрации Х. муниципального района о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, о признании недействительным зарегистрированного права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Х. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением к Ревенку Ю.А., Администрации Х. муниципального района о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, о признании недействительным зарегистрированного права собственности по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой г. Х. проверки установлено, что Распоряжением Главы администрации Х. муниципального района от 28.03.2011 года № 559 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Ревенку Ю.А. по адресу: под тарный склад и территорию обслуживания» Ревенку Ю.А. был предоставлен в собственность земельный
участок в кадастровом квартале № 10:07:0010311, площадью 1757 кв.м. под
тарный склад и территорию обслуживания из состава земель населенных
пунктов. Земельному участку присвоен кадастровый номер №10:07:0010311:28. Администрацией Х. муниципального района и гр-ном Ревенок Ю.А. 28.03.2011 года заключен договор купли-продажи данного земельного участка № 1211 и за Ревенком Ю.А. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
В нарушение п.9 ч.1 ст. 1, ч.2 ст. 11, ч.2 ст. 9, ч.1 ст.11.2, ч.1 ст. 11.3, 29 ЗК РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрацией Х. муниципального района своим распоряжением от 19.05.2009 года № 675 произведен раздел и перевод земельного участка с кадастровым номером № 10:07:00103 11:011, являющегося федеральной собственностью, на два земельных участка с кадастровым номером № 10:07:0010311:011-А, -Б, с указанием категории земель населенных пунктов. Из земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010311:011 -А путем его раздела был образован земельный участок, которому впоследствии присвоен кадастровый номер №10:07:0010311:28. Последующее решение Администрации Х. муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № 10:07:0010311:28, площадью 1,757 кв.м., расположенного по ул. под тарный склад и территорию обслуживания Ревенку Ю.А. является незаконным, поскольку совершено не уполномоченным на совершение сделки по отчуждению земельного участка, находящегося в федеральной собственности органом.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ прокурор просит признать недействительной сделку – договор купли-продажи земельного участка, заключенную меду Ревенком Ю.А. и Администрацией Х. муниципального района, как не соответствующую требованиям закона и применить последствия недействительности ничтожной сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ, обязав Ревенка Ю.А. возвратить указанный земельный участок Российской Федерации, а также признать недействительным зарегистрированное право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 10:07:0010311:28 площадью 1, 757 кв. м., расположенный по ул. .
В судебном заседании представитель прокуратуры Казанцева поддержала заявленные требования прокурора по изложенным выше основаниям. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчики Ревенок Ю.А. и представитель администрации Х. муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Администрация Х. муниципального района предоставила отзыв на исковое заявление, в котором возражала против заявленных требований. В обоснование своих возражений ссылалась на п.6 ст. 36, п. 4 ст. 28, ст. 93 ЗК РФ, а также на то, что при заключении договора купли-продажи согласно сведений, содержащихся в представленном кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 10:07:0010311:28, данный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, сведения о правах на земельный участок не зарегистрированы. В связи с тем, что в кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения о том, что данный земельный участок является федеральной собственностью, у Администрации не имелось оснований для отказа Ревенку Ю.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Администрация в этих условиях исходила из положений п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распорядилась земельным участком с кадастровым номером 10:07:0010311:28, как землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Представитель ТУРИ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, указав, что поддерживает заявленные требования прокурора г. Х.. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В отношении федеральных земельных участков таким органом власти в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. И поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, Администрация Х. муниципального района не обладает, то договор купли-продажи № 1211, заключенный с нарушением ст.29 ЗК РФ, в силу ст.168 ГК РФ является ничтожной сделкой. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ТУ Росимущества в РК.
Представитель УФРС в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление. Из отзыва следует, что 28.11.2003 года в ЕРГП было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 10:07:01 03 11:002 на основании п. 10 ст. 1 ФЗ «Об обороне», п.4 ст. 87 ЗК РФ и государственного акта на право пользования землей. Государственный акт был выдан военторгу № 625 для закрепления территорий, занимаемой овощехранилищем. В соответствии с представленным кадастровым планом категория указанного земельного участка – земли поселений. Разрешенное использование - для размещения и эксплуатации здания ангара овощехранилища. Объект, расположенный на данном земельном участке был зарегистрирован на праве хозяйственного ведения за ГП «Военторг 3625 Управления торговли Ленинградского военного округа» 27.01.2003 года. 25.03.2003 года зарегистрирован переход права собственности к Ревенку Ю.А. по договору купли-продажи от 28.11.2002 года.
30.08.2006 года данный участок был преобразован в два самостоятельных объекта с кадастровыми номерами 10:07:01 03 11:010 и 10:07:01 03 11:011, в результате чего запись о праве на земельный участок с кадастровым номером 10:07:01 03 11:002 была прекращена. На образованные в результате преобразования участки было зарегистрировано право федеральной собственности.
21.04.2011 года за регистрацией перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 10:07:00 10311:28 обратились представитель Администрации местного самоуправления Х. района и Ревенок Ю.А.. Переход права был зарегистрирован 19.05.2011 года. При регистрации регистратор не увидел историю образования земельного участка из предыдущего номера, указанного в кадастровом паспорте. Таким образом, переход права по договору купли-продажи между АМСУ и Ревенком Ю.А. был зарегистрирован. Подобная ситуация произошла из-за отсутствия информации о разделе земельного участка с кадастровым № 10:07:0010311:11. Решение о разделе должно быть принято собственником земельного участка и представлено вместе с кадастровым паспортом образованных земельных участков (ст.22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Управление оставляет рассмотрение данного заявления на усмотрение суда и ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя Управления Госреестра по РК.
Дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Распоряжением Главы администрации Х. муниципального района от 28.03.2011 года № 559 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Ревенку Ю.А. по адресу: под тарный склад и территорию обслуживания» Ревенку Ю.А. был предоставлен в собственность земельный участок в кадастровом квартале № 10:07:0010311, площадью 1757 кв.м. под тарный склад и территорию обслуживания из состава земель населенных пунктов. Земельному участку присвоен кадастровый номер №10:07:0010311:28. Администрацией Х. муниципального района и гр-ном Ревенок Ю.А. 28.03.2011 года заключен договор купли-продажи данного земельного участка № 121.
Правом собственности Ревенка Ю.А. на земельный участок с кадастровым номером № 10:07:0010311:28, площадью 1757 кв.м., согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2011 года зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 19.05.2011 года за № 10-10-07/008/2011-227.
Из проектного плана раздела спорного земельного участка установлено, что он был образован путем разделения земельного участка, имеющего кадастровый номер 10:07:010311:011, являющегося федеральной собственностью на основании свидетельства о государственной регистрации права серии АБ № 108289 от 30.08.2006 года.
К числу принципов земельного законодательства кодекс РФ относит разграничение публичной собственности на землю: государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) и муниципальной собственности. Государственной собственностью, как предусмотрено в ст. 16 ЗК РФ являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами, что отражено в п. 9 ч.1 ст. 1 ЗК РФ.
По общему правилу в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК). В собственности субъектов РФ согласно ст. 18 ЗК находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Аналогично принципам разграничения права государственной собственности разграничивается и муниципальная собственность на землю (ст. 19 ЗК).
Важные нормы, касающиеся разграничения публичной собственности на землю, содержатся также в ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации "органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с ч.2 ст. 9 ЗК Российской Федерации относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ч.1 ст. 11.2 ЗК Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.1 ст. 11.3 ЗК Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.11.4 ЗК Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В нарушение указанных положений законодательства Администрацией Х. муниципального района своим распоряжением от 19.05.2009 года № 675 произведен раздел и перевод земельного участка с кадастровым номером № 10:07:00103 11:011, являющегося федеральной собственностью, на два земельных участка с кадастровым номером № 10:07:0010311:011-А, -Б, с указанием категории земель населенных пунктов. Из земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010311:011 -А путем его раздела был образован земельный участок, которому впоследствии присвоен кадастровый номер № 10:07:0010311:28.
Последующее решение Администрации Х.
муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № 10:07:0010311:28, площадью 1,757 кв.м., расположенного по под тарный склад и территорию обслуживания Ревенку Ю.А. является незаконным, поскольку совершено не уполномоченным на совершение сделки по отчуждению земельного участка, находящегося в федеральной собственности органом.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что суд пришел к выводу, что правовые основания для регистрации права собственности на спорный земельный участок, как на объект недвижимого имущества отсутствовали и, удовлетворяя иск о признании сделки ничтожной, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП, в данном случае о прекращении права собственности на земельный участок за Ревенком Ю.А..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Х. удовлетворить.
Признать недействительной сделку - договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № 10:07:0010311:28, площадью 1,757 кв.м., расположенный по от 28.03.2011 года №1211, заключенный между Ревенку Ю.С. и Администрацией Х. муниципального района и применить последствия недействительности ничтожной сделки, предусмотренные ст. 167 ГК Российской Федерации в силу ее ничтожности, обязав Ревенка Ю.А. возвратить указанный земельный участок Российской Федерации, обязав Администрацию Х. муниципального района возвратить Ревенку Юрию Анатольевичу полученные по сделке денежные средства в размере 18957 руб. 15 коп..
Признать недействительным зарегистрированное право собственности Ревенку Ю.С. на земельный участок, с кадастровым номером №10:07:0010311:28, площадью 1,757 кв.м., расположенный по в соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Ответчики вправе обратиться в суд, вынесший заочное решение, с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней с момента получения решения суда.
Судья Л.П.Вакуленко