Омский районный суд Омской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Омский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1591/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 30 ноября 2010 г.
Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области, МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района», Управлению Культуры Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействий, по выполнению требований пожарной безопасности, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Омского муниципального района Омской области, МУ «ЦРНХТ» о признании бездействий незаконными, указывая, что в нарушение ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 4, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, Норм пожарной безопасности, ответчики осуществляют эксплуатацию зданий и помещений, расположенных по адресу: . Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание дома культуры, расположенное по адресу: , принадлежат на праве оперативного управления МУ «ЦРНТХ». Вместе с тем, установлено, что МУ КДЦ «ЦРНТХ» эксплуатируя здания и помещения, существенно нарушает требования действующего законодательства. Так, согласно акту проверки МУ КДЦ «ЦРНТХ» № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения противопожарного законодательства, выразившиеся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 14; НПБ 104-03 п. 5.1); непрохождение эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы (ППБ 01-03 п.41); допущение складирования горючих веществ и материалов в тамбуре основного эвакуационного выхода (ППБ 01-03 п.40); установление двери эвакуационного выхода, открывающейся не походу эвакуации, в фойе 1-го этажа (ППБ 01-03 п.52); не отделении выхода из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (ПНиП 2.08.02-89* п.1.97); отсутствии замены устаревших, непригодных для использования пожарных рукавов в пожарных шкафах на новые (НПБ 152-00 п.5.1); необработки со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале (СНиП 2.08.02-89* п.1.86); невыполнении двери электрической щитовой на 1 этаже с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02-89* п.1.82); невыполнении согласно НПБ 151-2000 пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода (СНиП 2.04.01-85* п.6.13); отсутствии уплотнения в притворах и устройств для самозакрывания у дверей, отделяющих лестничную клетку от коридора на 1 этаже (СНиП 21-01-97* п.6.18*); отсутствии поручней с ограждениями на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации (СНиП 21-01-97* п.6.28*). Указанные факты свидетельствуют о наличии нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также слабой антитеррористической защищенности указанного объекта, что в случае возникновения пожароопасной ситуации, а также совершения кем-либо действий террористического характера, может повлечь наступление последствий, связанных с возникновением пожара, гибелью людей, уничтожением имущества. Просил признать бездействия ответчиков противоречащими Федеральному закону «О пожарной безопасности» и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке до 1 февраля 2011 года; взыскать государственную пошлину.
В судебном заседании старший помощник прокурора Омского района Омской области Блок К.А. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействия ответчиков, по выполнению требований пожарной безопасности, выразившимся в непрохождении эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы (ППБ 01-03 п.41); не отделении выхода из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (ПНиП 2.08.02-89* п.1.97); необработки со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале (СНиП 2.08.02-89* п.1.86); невыполнении двери электрической щитовой на 1 этаже с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02-89* п.1.82); невыполнении согласно НПБ 151-2000 пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода (СНиП 2.04.01-85* п.6.13); отсутствии уплотнения в притворах и устройств для самозакрывания у дверей, отделяющих лестничную клетку от коридора на 1 этаже (СНиП 21-01-97* п.6.18*); отсутствии поручней с ограждениями на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации (СНиП 21-01-97* п.6.28*); обязать ответчиков устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке до 1 аперля 2011 года; взыскать государственную пошлину.
Представители ответчика Администрации ОМР Омской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации ОМР Омской области по выполнению требований пожарной безопасности не признала, считает доводы изложенные в исковом заявлении необоснованными, а требования противоречащими Бюджетному кодексу РФ. На основании распоряжения Главы Омского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, здание, расположенное по адресу: , передано в оперативное управление муниципальному учреждении. «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района Омской области». В связи с чем, финансирование расходов за счет средств сметы Администрации ОМР Омской области, противоречит Бюджетному кодексу РФ. Так же пояснила, что в соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313, лицом, ответственным за выполнение правил пожарной безопасности является лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, как лицо, владеющее и пользующееся недвижимым имуществом на законном основании. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Администрации ОМР Омской области по выполнению требований пожарной безопасности.
В ходе предварительного судебного заседания 08.11.2010 г. к участию в деле привлечен в качестве соответчика Управление Культуры Администрации ОМР Омской области.
Представитель ответчика Управления Культуры Администрации ОМР Омской области ФИО2 в судебном заседании пояснила, что Управление культуры Администрации ОМР Омской области является структурным подразделение Администрации ОМР Омской области, осуществляющим от имени Омского муниципального района Омской области формирование и реализацию муниципальной политики в сфере культуры, искусства и дополнительного образования детей в указанной сфере. Управление культуры наделяется правами юридического лица, имеет бюджетную смету и самостоятельный баланс, лицевые счета, и принимает участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов подведомственных учреждений культуры в рамках своей компетенции. Финансирование и материально-техническое обеспечение Управления культуры осуществляется за счет средств бюджета Омского муниципального района Омской области. Согласно постановления №2366-п от 06.09.2010 г. вынесенного Главой Администрации ОМР Омской области, в постановление №1686-п от 01.10.2009 г. внесены изменения, в частности: установка и монтаж автоматической пожарной сигнализации системы оповещения людей при пожаре запланировано с 2010-2012 годы Управлением культуры Администрации, муниципальными учреждениями культуры Омского района.
Представители ответчика МУ «ЦРНХТ» ФИО3 в судебном заседании поддержала пояснения представителя ответчика Управления Культуры Администрации ОМР Омской области, и пояснила, что нарушения пожарной безопасности будут устранены после выделения денежных средств, в срок до 01.02.2011 г.
Представитель третьего лица – Отдела ГПН Омского района Управления государственного пожарного надзора ГУ России по Омской области ФИО4 в судебном заседании пояснил, что на сегодняшний день МУ «ЦРНХТ» устранено четыре нарушения, выявленные согласно акта проверки №404 от 26.01.2010 г., а именно устранено: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях; допущение складирования горючих веществ и материалов в тамбуре основного эвакуационного выхода; установление двери эвакуационного выхода, открывающейся не походу эвакуации, в фойе 1-го этажа; отсутствие замены устаревших, непригодных для использования пожарных рукавов в пожарных шкафах на новые. Устранение указанных недостатков подтверждается актами от 15.09.2010 г. проведения комплексного опробования системы противопожарной защиты; о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию; об окончании монтажных работ; об окончании пусконаладочных работ; освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолку в кабельном канале; измерения сопротивления изоляции электропроводов.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Как следует из Устава Муниципального учреждения «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района Омской области», учреждение является некоммерческой организацией – бюджетным учреждением культуры, финансируемым из бюджета Омского муниципального района Омской области, имеет годовую смету расходов и штатное расписание, утвержденного директором Учреждения по согласованию с учредителями в пределах утвержденной численности работающих в порядке установленном Уставом. Учредителем Учреждения является Омский муниципальный район в лице Управления культуры Администрации ОМР Омской области. Учреждению предоставляется право оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.
Решением №62 от 27.08.2009 г., утверждено Положение об Управлении культуры Администрации Омского муниципального района Омской области.
Как следует из положения об Управлении культуры Администрации ОМР Омской области, Управление культуры Администрации ОМР Омской области является структурным подразделение Администрации ОМР Омской области, осуществляющим от имени Омского муниципального района Омской области формирование и реализацию муниципальной политики в сфере культуры, искусства и дополнительного образования детей в указанной сфере. Управление культуры наделяется правами юридического лица, имеет бюджетную смету и самостоятельный баланс, лицевые счета, и принимает участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов подведомственных учреждений культуры в рамках своей компетенции. Финансирование и материально-техническое обеспечение Управления культуры осуществляется за счет средств бюджета Омского муниципального района Омской области.
К основным принципам государственной политики в области пожарной безопасности согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относится организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание дома культуры, расположенное по адресу: , принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию – Омский муниципальный район .
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание дома культуры, расположенное по адресу: , принадлежат на праве оперативного управления МУ «ЦРНТХ».
Из представленного акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору была проведена проверка в отношении Муниципального учреждения «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района Омской области», МУ «ЦРНХТ» в ходе которой были выявлена нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. А именно МУ «ЦРНХТ» не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях; не пройдено эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы; допущено складирования горючих веществ и материалов в тамбуре основного эвакуационного выхода; дверь эвакуационного выхода в фойе 1-го этажа, открывается не походу эвакуации; не отделен выход из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; не произведена замена устаревших, непригодных для использования пожарных рукавов в пожарных шкафах на новые; не обработана со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале; дверь электрической щитовой на 1 этаже выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода не выполнены согласно НПБ 151-2000; двери отделяющие лестничную клетку от коридора на 1 этаже не имеют устройств для самозакрывания и уплотнения в притворах; на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации отсутствуют поручни с ограждениями.
Указанный акт составлен в присутствии директора МУ «ЦРНХТ».
В соответствии с постановлениями Главы Администрации Омского муниципального района Омской области №1686-п от 01.10.2009 года и №2366-п от 06.09.2010 года на реализацию долгосрочной целевой программы Омского муниципального района Омской области «Культура Омского муниципального района Омской области (2010-2012 годы)» за счет расходов бюджета Омского района в подразделе 6 предусмотрены ремонтно-строительные работы в учреждениях культуры Омского района, в подразделе 7 предусмотрены установка и монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Блок К.А. уточнила исковые требования, в связи с тем что были устранения следующие нарушения противопожарного законодательства: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях; допущение складирования горючих веществ и материалов в тамбуре основного эвакуационного выхода; установление двери эвакуационного выхода, открывающейся не походу эвакуации, в фойе 1-го этажа; отсутствие замены устаревших, непригодных для использования пожарных рукавов в пожарных шкафах на новые. Устранение указанных недостатков подтверждается актами от 15.09.2010 г. проведения комплексного опробования системы противопожарной защиты; о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию; об окончании монтажных работ; об окончании пусконаладочных работ; освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолку в кабельном канале; измерения сопротивления изоляции электропроводов.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности установлены в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 и Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315, Строительными нормами и правилами 2.01.02-85*.
Однако, в нарушение указанных требований законодательства ответчики - Администрация Омского муниципального района Омской области (собственник нежилого помещения), МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района» (на праве оперативного управления) осуществляют эксплуатацию здания, расположенного по адресу: , в котором: не пройдено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; не отделен выход из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; не обработана со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале; дверь электрической щитовой на 1 этаже выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода не выполнены согласно НПБ 151-2000; двери отделяющие лестничную клетку от коридора на 1 этаже не имеют устройств для самозакрывания и уплотнения в притворах; на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации отсутствуют поручни с ограждениями, поэтому суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области, поданные в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области, МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района» о признании незаконными бездействий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района», расположенного по адресу: , по выполнению требований пожарной безопасности, выразившимся в непрохождении эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы; не отделении выхода из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; необработке со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале; невыполнении двери электрической щитовой на 1 этаже с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; невыполнении согласно НПБ 151-2000 пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода; отсутствии уплотнения в притворах и устройств для самозакрывания у дверей, отделяющих лестничную клетку от коридора на 1 этаже; отсутствии поручней с ограждениями на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации, в здании Дома культуры, расположенного по адресу: .
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области, МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непрохождении эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы; не отделении выхода из подвального помещения на высоту этажа от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; необработке со всех сторон огнезащитными лаками и красками горючей отделки стен в зрительном зале; невыполнении двери электрической щитовой на 1 этаже с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; невыполнении согласно НПБ 151-2000 пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода; отсутствии уплотнения в притворах и устройств для самозакрывания у дверей, отделяющих лестничную клетку от коридора на 1 этаже; отсутствии поручней с ограждениями на крыльце эвакуационного выхода на путях эвакуации, в здании Дома культуры, расположенного по адресу: , в срок до 01.02.2011 года.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области, МУ «Центр развития народного художественного творчества Омского муниципального района» государственную пошлину в доход местного бюджета в равных долях в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Елисеев