ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1591/18 от 03.08.2018 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1591/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2018 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Булдаковой А.В.,

при секретаре Черновой М.А.,

с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2,

представителей ответчика ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ТСЖ «Уральская, 95» о признании незаконными действий по непредставлению информации о деятельности ТСЖ, возложении обязанности представить информацию. Компенсации морального вреда, штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к ТСЖ «Уральская, 95» о признании незаконными действий по непредставлению информации о деятельности ТСЖ, возложении обязанности представить информацию, компенсации морального вреда, штрафа, в обоснование указав следующее.

На основании ст. 143.1 ЖК РФ, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами они обращались в ТСЖ с заявлениями о предоставлении информации о финансово- хозяйственной деятельности ТСЖ, в т.ч. о расходовании денежных средств на выполнение работ по содержанию и ремонту, а также с просьбой о перерасчете, согласно решений судов. Однако в предоставлении информации им отказано не было, но и требования их полностью не выполнены.

Просят признать незаконными действия ТСЖ «Уральская, 95» в непредставлении информации о деятельности ТСЖ; взыскать с ТСЖ, председателя ТСЖ компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей в пользу каждого собственника, штраф; обязать ответчика представить для ознакомления информацию о финансово- хозяйственной деятельности ТСЖ, а именно:

- информацию согласно п. «а,г,д,е,и,к» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность ТСЖ за 2014-2017г.г. (налоговую декларацию);

- перечень услуг по содержанию и ремонту, их объемы, стоимость, сроки выполнения, акты приема комиссией;

- Отчет о доходах и расходах, в том числе сведения об использовании общего имущества;

- обязать ТСЖ, председателя ТСЖ раскрывать информацию следующими способами (п. 5.1 Стандарта):

- опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества:

- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

- размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);

- предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде;

- Обязать ТСЖ, председателя ТСЖ размещать следующую информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ на информационном стенде на 1 этаже дома в течение не менее двух недель (п. 3 Стандарта):

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность ТСЖ (налоговую декларацию),

- отчет об исполнении сметы доходов и расходов;

- информация о случаях привлечения товарищества, должностного лица товарищества к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;

- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

- информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе объемах потребления тепловой энергии, ГВС, ХВС, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, достоверные сведения о площади дома, площади земельного участка, сведения об общем количестве собственников, в том числе членов ТСЖ;

- информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Впоследствии истцами подано уточненное исковое заявление, в котором просят признать незаконными действия ТСЖ «Уральская, 95» в лице председателя ФИО3 в непредставлении информации о деятельности ТСЖ; взыскать с ТСЖ компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей в пользу каждого собственника, штраф; обязать ответчика представить для ознакомления информацию о финансово- хозяйственной деятельности ТСЖ, а именно:

- информацию согласно п. «а,в,г,д,е,ж,и,к» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность ТСЖ за 2014-2017г.г. (налоговую декларацию);

- перечень услуг по содержанию и ремонту, их объемы, стоимость, сроки выполнения, акты приема комиссией;

- Отчет о доходах и расходах, в том числе сведения об использовании общего имущества;

- сведения о капитальном ремонте в соответствии со ст. 170 и 177 ЖК РФ: решение общего собрания собственников; перечень услуг, их стоимость, сроки проведения ремонта, договор об оказании услуг, сведения о движении денежных средств на спецсчете (сколько снято, остаток), акты приемки оказанных услуг, подписанные комиссией;

- обязать ТСЖ в лице председателя ТСЖ раскрывать информацию следующими способами (п. 5.1 Стандарта):

- опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества:

- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

- размещение информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;

- предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде;

- Обязать ТСЖ, в лице председателя ТСЖ, размещать следующую информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ на информационном стенде на 1 этаже дома в течение не менее двух недель (п. 3 Стандарта):

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность ТСЖ;

- бухгалтерский баланс и приложение к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива;

- информация о случаях привлечения товарищества, должностного лица товарищества к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;

- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

- информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе объемах потребления тепловой энергии, ГВС, ХВС, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

- достоверные сведения о площади дома, площади земельного участка, сведения об общем количестве собственников, в том числе членов ТСЖ;

- информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Впоследствии истцами были уточнены в части заявленные исковые требования, а именно просительная часть иска дополнена в части возложении на ответчика ТСЖ обязанности предоставить для ознакомления информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ - перечень услуг по содержанию и ремонту, их объемы, стоимость, сроки выполнения, акты приема комиссией за 2014-2017г.г., Отчет о доходах и расходах, в том числе сведения об использовании общего имущества за 2014-2017г.г.

Истец ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Представитель истцов ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования, с учетом заявления об уточнении исковых требований и дополнений в просительную часть уточненного иска, пояснив, что право на ознакомление с документами о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ предусмотрено как Стандартом раскрытия информации, так и Постановлениями Правительства РФ.

Представитель ответчика ТСЖ «Уральская, 98» ФИО3 в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, пояснив, что ею частично размещена информация, запрашиваемая истцами, за 2017г., в частности: бухгалтерский баланс за 2017г., сметы о доходах и расходах за 2017г., информация по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с 01.04.2017г. по 31.03.2018г., акты по текущему ремонту с 01.04.2017г. по 01.04.2018г., частично информация об использовании общего имущества, информация по капитальному ремонту с 01.04.2017г. по 01.04.2018г., договор о проведении капитального ремонта, акты выполненных работ. Иная информация не размещена, поскольку документы отсутствуют, ей переданы не были, ранее она не являлась председателем ТСЖ «Уральская, 95». Информация о привлечении ТСЖ к административной ответственности не размещена, поскольку указанная информация размещается государственными органами. Считает, что ею, как председателем ТСЖ, все выполнено.

Представитель ответчика ТСЖ «Уральская, 95» ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Представитель третьего лица ИГЖН в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

В силу части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способах и сроках ее раскрытия в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ 23.09.2010 г. N 731 (далее Стандарт).

Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Материалами дела установлено следующее.

Истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются собственниками жилых помещений в доме <адрес>, в частности ФИО5 - собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру , ФИО6 собственником квартиры , в собственности ФИО7 находится квартира , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Управление указанным домом осуществляет ТСЖ «Уральская, 95» в соответствии с Уставом. С 04.08.2017г. полномочия руководителя юридического лица возложены на председателя ФИО3, что не оспаривалось сторонами.

11.12.2017г. истцы ФИО5, ФИО6 обратились в ТСЖ «Уральская, 95» с заявлением о предоставлении согласно Стандарта раскрытия информации следующей информации за 2014-2017г.г.: сведений о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ; информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (перечень работ указать), в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) с подтверждающими документами; информации об оказываемых коммунальных услугах, в том числе объемах потребления ГВС и ХВС по дому помесячно; указать норматив потребления ГВС и ХВС на человека, сведения по количеству фактически проживающих человек в доме (помесячно); полные сведения о проведенном капитальном ремонте. Указанную информацию просили предоставить в 10 дневный срок.

В ответ на указанное заявление ТСЖ «Уральская, 95» дан ответ, из которого следует, что запрашиваемая информация относится к периоду, когда состав Правления ТСЖ был иным, данные, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, будут представлены в феврале текущего года.

Вместе с тем, указанные документы для ознакомления истцам до настоящего времени не представлены, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Согласно сайта Reformagkh.ru запрашиваемая истцами у ответчика для ознакомления информация размещена не в полном объеме.

Истцами заявлено требование о предоставлении для ознакомления информации о финансово - хозяйственной деятельности ТСД «Уральская, 95», предусмотренной п.п. «а,г,д,е,ж,и,к» пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731.

В соответствии с пунктом 3 указанного Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, независимо от членства в ТСЖ, имеет право получить исчерпывающую информацию о деятельности товарищества, обладает правом ознакомления с информацией, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства, регламентирующего порядок раскрытия информации о деятельности организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; информация, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", ответчиком на интернет-сайте www.reformagkh.ru не размещена, по обращению истцов указанная информация для ознакомления не представлена. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая вышеприведенные требования закона, суд считает, что требования истцов о признании незаконными действий ТСЖ «Уральская, 95» в непредоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Уральская, 95» и обязании ответчика предоставить для ознакомления истцам информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Уральская, 95», предусмотренную п. «а,г,д,е,ж,и,к» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Довод представителя ответчика - председателя ТСЖ ФИО3 о том, что полномочия председателя ТСЖ на нее возложены с 04.08.2017г., в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по предоставлению для ознакомления документов о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, касающихся деятельности за период ранее с 2014 г. по 04.08.2017г. несостоятелен, поскольку исковые требования заявлены к ТСЖ, на которое законом возложена обязанность давать исчерпывающие и достаточные ответы на запросы потребителей по поводу раскрытия информации в связи с осуществлением деятельности по управлению.

Требование об обязании ответчика предоставить для ознакомления истцам бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014-2017г. подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ информация о деятельности товарищества предоставляется в порядке и объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества.

При этом в силу п. 3 ч. 3 ст. 143.1 ЖК Российской Федерации в число документов, с которыми вправе ознакомиться члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме, отнесены бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок).

В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" определяющей основные понятия, используемые в данном законе, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (п. 1)

В силу ст. 5 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу статьи 3 указанного закона факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8). В силу положений ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим перечень предусмотренных названной нормой реквизитов и составленным по форме, определенной руководителем экономического субъекта.

Учитывая, что право на получение информации, в частности бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014-2017г.г. закреплено законом, не нарушает права и интересы других лиц, доказательств размещения указанной информации ответчиком не предоставлено, требование об обязании ответчика представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014-2017г.г. для ознакомления подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 указанного Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг.

В соответствии с положениями Приказа Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37217) формой 1.2 предусмотрено раскрытие сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива, формой 2.3 предусмотрено заполнение сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом по каждой выполняемой работе (оказываемой услуге).

Требование об обязании ответчика предоставить для ознакомления перечень услуг по содержанию и ремонту, их объемы, стоимость, сроки выполнения, акты приема комиссией, Отчет о доходах и расходах, сведения об использовании общего имущества за 2014-2017г.г. подлежит удовлетворению, поскольку истцы в силу требований указанных выше правовых норм обладают правом ознакомления с указанными документами.

Заявленное истцами на основании ст.ст. 170-177 ЖК РФ требование об обязании ответчика предоставить для ознакомления сведения о капитальном ремонте не подлежит удовлетворению, поскольку указанные нормы права регламентируют вопросы, касающиеся способов формирования фонда капитального ремонта и совершение операций по специальному счету.

Обязанность товарищества по раскрытию информации о капитальном ремонте предусмотрена предусмотренной п.п. «ж» пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, требование о возложении указанной информации возложено судом на ответчика.

Истцом заявлено требование об обязании ответчика раскрывать информацию информацию следующими способами: опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; размещение информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.

В соответствии с п. 5 (1) Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.

Подпункты «б», «в» п. 5 (1) Стандарта, предусматривающие способы раскрытия информации в виде размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, а также предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде утратили силу с 27.03.2018г., в связи с чем на ответчика не может быть возложена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной Стандартом, указанными способами, на ответчика следует возложить обязанность раскрывать информацию, предусмотренную п. 3 Стандарта, в соответствии с действующим законодательством, а именно путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет.

Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация (П. 6 Стандарта).

Требование истцов об обязании ответчика размещать информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренную п. 3 Стандарта, на информационном стенде на 1 этаже дома в течение более двух недель не подлежат удовлетворению, поскольку п.п. «б», «в» п. 5 (1) Стандарта, предусматривающие способы раскрытия информации в виде размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, утратили силу с 27.03.2018г., в связи не подлежат применению.

Требование о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению в силу следующего.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1).

Согласно пункту 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку законное требование потребителей о предоставлении для ознакомления информации о деятельности ТСЖ ответчиком не было удовлетворено, что потребовало обращения истцов с иском, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, отсутствие доказательств наступления каких-либо негативных последствий истцам. В связи с этим, в качестве компенсации морального вреда суд находит возможным, определить размер компенсации в сумме по 500 рублей в пользу каждого из истцов. В удовлетворении остальной части требования о компенсации морального вреда отказать.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом неудовлетворения в добровольном порядке требований потребителей, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере по 250 рублей (500 руб. /2).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия ТСЖ «Уральская, 95» в непредставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Уральская, 95».

Обязать ТСЖ «Уральская, 95» представить для ознакомления ФИО5, ФИО6, ФИО7 информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Уральская, 95», предусмотренную п.п. «а, г, д, е, ж, и, к» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014-2017 годы; перечень услуг по содержанию и ремонту (текущему, капитальному) за 2014-2017 годы; отчеты о доходах и расходах за 2014-2017 годы; сведения об использовании общего имущества за 2014 – 2017 годы.

Обязать ТСЖ «Уральская, 95» раскрывать информацию о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренную Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года, в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с ТСЖ «Уральская, 95» в пользу ФИО5, ФИО6, ФИО7 компенсацию морального вреда в размере по 500 рублей, каждому.

Взыскать с ТСЖ «Уральская, 95» в пользу ФИО5, ФИО6, ФИО7 штраф в размере по 250 рублей, каждому.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО5, ФИО6, ФИО7, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья: А.В. Булдакова