РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Наседкиной Е.В., при секретаре Багрянской В.А., с участием представителя истца ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, ФИО7 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по программе «Обеспечение жильем молодой семьи»,
установил:
ФИО5, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО7 обратились в суд с данным иском, указывая, что молодая семья из трех человек: состоящих в браке истцов: ФИО5 и ФИО7, а так же их несовершеннолетней дочери ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В 2012г. истцы обратились с заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С 29.06.2012г. семья истцов является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей
На момент обращения с вышеуказанным заявлением семья истцов проживала в квартире по адресу <адрес> площадью 45,5 кв.м., в которой проживало пять человек.
25.03.2016г. истцами был заключен кредитный договор с ПАО «ПромСвязьбанк». С использованием денежных средств, полученных по данному кредитному договору истцами было приобретено в общую совместную собственность жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г. Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 13.05.2019 г. № 582 они были включены в список семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж.
Однако, приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 г. № 1381 молодая семья в составе: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия. Приказ управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 13.05.2019 №582 «О включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, молодой семьи ФИО5» был признан утратившим силу.
Истцы с приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 г. № 1381 не согласились и, считая его незаконным и необоснованным, обратились с исковым заявлением в суд.
17.12.2020г. Советским районным судом г. Воронежа по делу №2-2650/2020 было вынесено решение о признании незаконным и отмене приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 года № 1381 «Об исключении молодой семьи ФИО5 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей».
По информации, имеющейся у истцов, другим молодым семьям, которые находились ниже семьи Б-вых в очереди молодых семей, включенных в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, после вынесения приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 года № 1381 «Об исключении молодой семьи ФИО5 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» осуществлялась социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. При этом семья Б-вых была лишена данной социальной выплаты в силу издания ответчиком указа, признанного судом незаконным и отменным вступившим в законную силу решением суда. Таким образом, права молодой семьи Б-вых были нарушены незаконными действиями ответчика, следствием чего стало возникновение у истцов убытков в размере неполученной социальной выплаты.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 104-106), просят суд признать за семьей Б-вых право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», взыскать с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в пользу ФИО5 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В судебное заседание истцы ФИО5, ФИО7 не явились, о времени и месте слушания дела извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца ФИО5 по доверенности ФИО2 (л.д.26) в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 (л.д. 25,92) возражали против удовлетворения уточненных исковых требований. В представленных письменных возражениях на исковое заявление (л.д.235-241) указали, что единственным основанием уточненных исковых требований является признание решением Советского районного суда г. Воронежа от 17.12.2020г. незаконным и подлежащим отмене приказа № 1381 от 06.11.2019 г. об исключении молодой семьи Б-вых из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, которое управлением жилищных отношений исполнено. 26.01.2021 г. молодая семья Б-вых была восстановлена в списках участников мероприятия, а также в списках молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020г., таким образом, нарушенное право истцов восстановлено избранным ими способом. Между тем, восстановление вышеуказанного права молодой семьи на участие в мероприятии и включение в список изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2020 году не влечет безусловного права молодой семьи на получение социальной выплаты, равно как и обязанности государства на предоставление социальной выплаты. Молодая семья, включенная в список изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, лишь кандидат на ее получение. Право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты имеют молодые семьи - участники мероприятия, изъявившие желание получить социальную выплату и включенные в список претендентов, подавшие в установленный Правилами срок заявление и документы на выдачу свидетельства, при соблюдении вышеуказанного порядка. Поскольку молодая семья Б-вых не проходила все необходимые этапы для рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства, не представляла соответствующие заявления и документы, установленные Правилами, то и не представляется возможность оценить вероятность получения молодой семьей социальной выплаты. Доказательств предоставления вышеуказанных документов в управление жилищных отношений, а также доказательств чинения препятствий к сдаче документов управлением жилищных отношений истцами не представлено. На момент восстановления в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей семьи Б-вых, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения достигла 36 лет - предельного возраста для участия в мероприятии, в связи с чем, приказом управления жилищных отношений от 10.02.2021 № 88 молодая семья Б-вых исключена из списка молодых семей - участников мероприятия. Достигнув 36 лет, семья Б-вых утратила право на участие в мероприятии и на получение социальной выплаты. Что касается расчета истцами размера социальной выплаты, подлежащей выплате их семье на сегодняшний день, то такой порядок расчета противоречит требованиям Правил. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия. Молодая семья Б-вых не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты, справку об остатке долга из кредитной организации на данном этапе в управление жилищных отношений не предоставляла, свидетельство о праве на получение социальной выплаты не получала. На сегодняшний день семья истцов не соответствует требованиям предъявляемым к участникам мероприятия, и не может обладать правом на получение социальной выплаты (л.д.130-136).
Представитель третьего лица Департамента строительной политики в судебное заседании не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменный отзыв (л.д.78-79), в котором просили в удовлетворении уточненных исковых требований отказать, пояснив, что право на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое истцы не получали, кроме того, ФИО7 достигла возраста 36 лет – предельного возраста для участия в мероприятии, в связи с чем была исключена из списка молодых семей.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением Управы Ленинского района от 14.05.2012г. № 421-П молодая семья ФИО5 составом семьи 3 человека - он, жена ФИО7, дочь ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты регистрации заявления - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108).
29.06.2012 г. ФИО5 обратился в УЖО с заявлением с просьбой включить в состав участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье (2011-2015 годы)» молодую семью в составе: супруг ФИО5, супруга ФИО7, дочь ФИО1 (л.д. 109).
На его заявление 29.06.2012г. УЖО сообщило, что на основании вышеназванного заявления семья является участником долгосрочной муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье (2011-2015 годы)», учетное дело № 2943 (л.д. 110).
Приказом УЖО от 12.08.2015г. № 982, молодая семья в составе: ФИО5, жена ФИО7, дочь ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении с 20.07.2015 (с даты подачи заявления) (л.д. 140-141 об.).
23.03.2016г. ФИО5, ФИО7 заключили с ПАО «Промсвязьбанк» кредитный договор <***> (ипотечное кредитование) для приобретения двухкомнатной квартиры, общей площадью 43,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 96-104). Данная квартира приобретена ФИО5, ФИО7 в общую совместную собственность по договору купли-продажи квартиры (ипотека в силу закона) с использованием кредитных средств ПАО «Промсвязьбанк» от 25.03.2016 (л.д. 33-39), право собственности зарегистрировано 31.03.2016 г. (л.д. 117-134).
15.05.2018 ФИО7 заключила с Банком ВТБ (ПАО) кредитный договор на погашение рефинансируемого кредита (л.д. 134а-139), по состоянию на 29.04.2019 суммарный остаток задолженности составлял 801691,73 руб. (л.д. 141).
Письмом от 25.03.2019 г. УЖО сообщило ФИО5 о необходимости представления заявления о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году г. (л.д. 114).
В заявлении от 30.04.2019 г. ФИО5 сообщил УЖО о приобретении квартиры с использованием кредитных денежных средств (л.д.113), также в другом заявлении от 30.04.2019 г. он просил включить его семью в составе трех человек в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (л.д. 115).
Приказом УЖО от 13.05.2019г. № 582 молодая семья ФИО5 включена в вышеназванный список молодых семей – участников основного мероприятия (л.д. 147).
Приказом УЖО от 06.11.2019г. № 1381 молодая семья ФИО5 исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей (л.д. 159-160). В данном приказе указано, что 05.09.2019 г. до УЖО доведена позиция ответственного исполнителя за реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей – департамента строительной политики Воронежской области по вопросу использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил. Согласно представленным разъяснительным материалам, в период с 01.01.2011 г. по 10.06.2016 г. положения мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011г. Таким образом, использование средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным с 01.01.2011г. по 10.06.2016г., не предусмотрено условиями мероприятия. Представленные молодой семьей Б-вых документы не соответствуют пункту 19 Правил (в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 466), вследствие чего молодая семья не может участвовать в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил. Кроме того, в связи с приобретением квартиры общей площадью 43,3 кв.м., уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Б-вых составляет более учетной нормы (11 кв.м.), вследствие чего они не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Ссылаясь на подпункт 2 пункта 3.4 Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (утв. приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146), органом местного самоуправления было принято решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников основного мероприятия в случаях: выявления в представленных документах недостоверных сведений, фактов несоответствия и (или) невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия.
Не соглашаясь с вынесенным приказом семья Б-вых обратилась в суд.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 17.12.2020г. по гражданскому делу № 2-2650/2020 по иску ФИО5 (действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6), ФИО7 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об оспаривании приказа об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей приказ управления жилищных отношений от 06.11.2019 года № 1381 «Об исключении молодой семьи ФИО5 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» признан незаконным и отменен (л.д.167-171).
Семья Б-вых была восстановлена ответчиком в списках участников мероприятия, а также в списках молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, с первоначальной даты постановки на учет, что сторонами не оспаривалось.
В качестве обоснования предъявления исковых требований Б-вы указывают, что другим молодым семьям, которые находились ниже семьи Б-вых в очереди молодых семей, включенных в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, после вынесения приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 года № 1381 «Об исключении молодой семьи ФИО5 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» осуществлялась социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. При этом семья Б-вых была лишена данной социальной выплаты в силу издания ответчиком указа, признанного судом незаконным и отменным вступившим в законную силу решением суда. Таким образом, права молодой семьи Б-вых были нарушены незаконными действиями ответчика, следствием чего стало возникновение у истцов убытков в размере неполученной социальной выплаты, просили признать право на получение социальной выплаты.
Вместе с тем, суд приходит к следующему.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050) (далее - Правила) предусмотрены условия участия в мероприятии и порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, который не ограничивается только изъявлением молодыми семьями желания на получение указанной социальной выплаты, а предусматривает прохождение в совокупности следующих процедур:
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержден приказом департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146 (далее - Приказ).
В соответствии с требованиями Приказа орган местного самоуправления с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из местного бюджета на соответствующий год, формирует список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - Список). Список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей Программы и на основании заявлений молодых семей о включении их в список.
Орган местного самоуправления до 1 апреля года, предшествующего планируемому, в форме заказных писем с уведомлением (либо в иной форме, подтверждающей извещение молодой семьи) оповещает молодые семьи - участников Программы о необходимости представления заявления о включении в список.
После подачи заявления молодой семьей - участницей основного мероприятия орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей для участия в основном мероприятии согласно пунктам 18 или 19 Правил (документы, содержащиеся в учетных делах), и не позднее 10 рабочих дней с даты подачи заявления принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список.
Затем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Утвержденный сводный список молодых семей - участников мероприятия представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году. После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предназначенной для предоставления социальных выплат, направляет органам местного самоуправления уведомление о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, предназначенных для предоставления социальных выплат.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы.
В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые установлены настоящими Правилами.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 Правил.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
Список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты формируется Департаментом строительной политики Воронежской области.
В соответствии с п. 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно п. 4. Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Таким образом, право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты имеют молодые семьи - участники мероприятия, изъявившие желание получить социальную выплату и включённые в список претендентов, подавшие в установленный Правилами срок заявление и документы на выдачу свидетельства, при соблюдении вышеуказанного порядка.
Судом установлено, что молодая семья Б-вых не проходила все необходимые этапы для рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства, не представляла соответствующие заявления и документы, установленные Правилами, доказательств предоставления вышеуказанных документов в управление жилищных отношений, а также доказательств чинения препятствий к сдаче документов управлением жилищных отношений истцами в материалы дела не представлено.
Исходя из условий и требований Правил, в случае, если молодая семья изъявившая желание на получение социальной выплаты в планируемом году, по каким-либо причинам не обращается в управление жилищных отношений с необходимыми заявлениями и документами для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, такая семья не получает социальную выплату в планируемом году, однако имеет право на дальнейшее участие, нахождение в списках участников, а также на изъявление желания в следующем году на получение социальной выплаты в следующем планируемом году. Такую возможность предоставил семье Б-вых суд, признав приказ управления жилищных отношений от 06.11.2019г. незаконным и подлежащим отмене, тем самым восстановив их право на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей. При этом к молодым семьям предъявляются единые требования для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей.
В соответствии с п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, соответствующая требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Пунктом 27 Правил установлено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На момент восстановления в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей семьи Б-вых, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения достигла возраста 36 лет - предельного возраста для участия в мероприятии, в связи с чем, приказом управления жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж от 10.02.2021 г. № 88 молодая семья Б-вых исключена из списка молодых семей - участников мероприятия (л.д.163-164).
Достигнув возраста 36 лет, семья Б-вых утратила право на участие в мероприятии и на получение социальной выплаты.
Помимо прочего, истцами представлен расчет размера социальной выплаты, подлежащей выплате их семье на сегодняшний день, однако такой порядок расчета противоречит требованиям действующего законодательства.
Возникшие между сторонами отношения урегулированы нормами специального законодательства - Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (Впоследствии постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 в наименовании цифры "2011" и "2015" заменены соответственно цифрами "2015" и "2020"), которыми возможность взыскания суммы субсидии в случае незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления, не предусмотрена. Отношения по предоставлению молодым семьям мер социальной поддержки в виде социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилого помещения не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам.
Оказание молодым семьям поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в виде субсидии регулируется нормами бюджетного законодательства, исполняется за счет собственных доходов и предоставляется субсидия молодым семьям на безвозмездной и безвозвратной основе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что молодая семья Б-вых не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты, справку об остатке долга из кредитной организации на данном этапе в управление жилищных отношений не предоставляла, свидетельство о праве на получение социальной выплаты не получала, соответственно, она не соответствует требованиям предъявляемым к участникам мероприятия, и не может обладать правом на получение социальной выплаты.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, суд полагает, что оснований для признания за семьей Б-вых право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оснований не имеется.
Также не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО7 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по программе «Обеспечение жильем молодой семьи», взыскании расходов по оплате госпошлины - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 25.11.2021 г.
Судья Е.В. Наседкина
1версия для печатиДело № 2-1591/2021 ~ М-981/2021 (Решение)