ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1591/2022 от 16.08.2022 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1591/2022

89RS0004-01-2022-002108-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 16 августа 2022 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,

при секретаре Баисовой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новый Уренгой, ООО «Сити Сервис», ООО УК ТСЖ о возложении обязанности,

установил:

Прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Новый Уренгой, ООО «Сити Сервис», ООО УК ТСЖ о возложении обязанности. В обоснование указано, что прокуратурой города Новый Уренгой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности администрации г. Новый Уренгой в ходе выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что вблизи многоквартирных домов по адресам: <адрес> размещены контейнерные площадки с расположенными на них контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов, вместе с тем ограждение данных контейнерных площадок и твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод отсутствуют. Места размещения накопления ТКО (контейнерных площадок) включены в реестр мест накопления ТКО муниципального образования г. Новый Уренгой под номерами 445,451,452,453, собственником указанных мест накопления ТКО является Администрация г. Новый Уренгой. Просит обязать Администрацию города Новый Уренгой в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места сбора твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства путем возведения ограждения и обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Помощник прокурора г. Новый Уренгой Михайлова О.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчик Администрации города Новый Уренгой Кольцова К.А. возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации города Новый Уренгой Хуснимордановна Г.Р. в судебном заседании просили в иске отказать.

Представитель ООО «Сити Сервис» Цема А.В. в судебном заседании полагал, что требования должны быть предъявлены только к администрации города Новый Уренгой, поскольку администрация является собственником указанных площадок.

Представитель ООО УК «ТСЖ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. ст. 21 и 22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 13.4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.5.14.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Новый Уренгой утв. Решением Городской Думы МО город Новый Уренгой от 23.06.2020 №340 площадки ТКО на территории муниципального образования должны быть обустроены в соответствии территориальной схемой обращения с отходами, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

Площадки ТКО оборудованные мусорными контейнерами, предназначенными для сбора ТКО, должны не допускать разлета мусора по территории муниципального образования, быть эстетически выполнены, и иметь сведения о сроках удавления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контактные данные лица ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки ТКО и своевременное удаление отходов. Наличие таких площадок ТКО следует предусматривать в составе территории и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТКО и должно соответствовать требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил, гигиенических нормативов и удобства образователей отходов.

В судебном заседании установлено, что вблизи многоквартирных домов по адресам: <адрес> размещены контейнерные площадки с расположенными на них контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов, вместе с тем, ограждение данных контейнерных площадок и твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует.

Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Новый Уренгой указанные места размещения накопления ТКО включены в реестр под номерами 445, 451, 452, 453, собственником указан Администрация города Новый Уренгой.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.

В частности, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Между тем земельные участки, на которых расположены спорные контейнерные площадки, органами местного самоуправления не сформированы, межевание не проводилось, и как следствие в состав общего имущества собственников помещений они не перешли.

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по созданию содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Доводы представителя Администрации г. Новый Уренгой на нормы обязывающие управляющую компанию создавать места накопления ТКО несостоятельны ввиду того, что исковые требования заявлены о приведение в соответствии (а не создании) с требованиями законодательства.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию города Новый Уренгой обустроить места сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства путем возведения ограждения и обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод подлежат удовлетворению, при этом в удовлетворении исковых требований к ООО «Сити Сервис», ООО УК ТСЖ необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Новый Уренгой обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места сбора твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-0эпидемиолгического законодательства путем возведения ограждения и обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

В удовлетворении исковых требований к ООО «Сити Сервис», ООО УК «ТСЖ» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором - представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Черепанов

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2022 года.