Северский городской суд Томской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Северский городской суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1592/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2011 г. Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Галановой Л.В.,
при секретаре Швачко Н.Е.,
с участием представителя заявителя Самченко В.В.,
представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Шинкевич О.Ю., Корниенко С.И.,
представителя ТСЖ «***» Мамонтовой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по заявлению Мисюриной Т.М. о признании действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области незаконными, возложении обязанности по устранению препятствий в содержании, пользовании и эксплуатации общего имущества дома,
у с т а н о в и л :
Мисюрина Т.М. обратилась в суд с указанным заявлением с учетом уточнений, ссылаясь на то, что в соответствии с соглашением №** от 03.06.2010, заключенным между УЖКХ ТиС и ТСЖ, на счета ТСЖ для проведения капитального ремонта поступили денежные средства в размере 10 223 380 рублей, и в многоквартирном доме по адресу: Т. область, г. С., ул. К., д. ** в соответствии с утвержденной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 01.12.2009 N ** (ред. от 29.10.2010) муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в ЗАТО Северск в 2010 году", был проведен капитальный ремонт. Работы приняты общим собранием собственников жилых помещений дома № ** по ул. К. (протокол от 29.10.2010). Претензий к качеству и объему выполненных работ нет. Проведенной контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области К. в соответствии с заданием от 30.12.2010 № ** по вопросу соблюдения ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 г., и отдельные вопросы 2011 г. Проверкой установлено, что установленные в квартирах жильцов многоквартирного дома № ** по ул. К., г. С., Т. области за счет средств финансовой поддержки, выделенной в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, внутриквартирные фильтры и счетчики горячего и холодного водоснабжения на сумму 461785 руб. 89 коп., не относятся к общему имуществу, а являются личным имуществом жильцов, связи с чем, выявлено нецелевое использование указанных средств. Данная проверка отражена в акте по результатам проверки № ** от 19.07.2011. Не согласившись с данной проверкой, ТСЖ «***» в ТУ Росфиннадзор в Томской области представлены возражения о несогласии с выводами об определении состава общего имущества многоквартирного дома. Указанные возражения ТУ Росфиннадзор в Томской области согласно заключению № ** от 22.07.2011, приняты не были. Она с выводами проверки в части определения состава имущества многоквартирного дома № ** по ул. К., г. С. не согласна, поскольку внутриквартирные счетчики горячего и холодного водоснабжения используются для обслуживания более одной квартиры в многоквартирном доме. При расчетах объемов потребления горячей и холодной воды на общедомовые нужды используются показания индивидуальных счетчиков горячей и холодной воды. Она, как и все остальные собственники, оплатила услуги ООО «ЖЭУ-**» по вводу в эксплуатацию счетчиков и фильтров, а также за их обслуживание как за общее имущество собственников многоквартирного дома. Считает, что заключением на возражения №** от 22.07.2011 было нарушено её право, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме по ул. К., ** определять в соответствии с законодательством РФ состав общего имущества многоквартирного дома, так как заключением №** от 22.07.2011 и актом по результатам проверки № ** от 19.07.2011 состав общего имущества многоквартирного дома определен не на основании решения общего собрания собственников, а по собственному усмотрению, не основанному на законе. Своими действиями, выразившимися таким образом в признании решений общих собраний собственников многоквартирного дома по адресу: г. С., ул. К., д. ** (протокол № ** от 01.03.2010, протокол от 29.10.2010) не законными, и нарушающими её права и свободы: сотрудники государственного органа, нарушив ст. 290 ГК РФ, ст. 44, 46, п. 2-3 ст. 1 ст. 13 ЖК РФ, вторглись в правоотношения, связанные с частной собственностью и регулируемые гражданским и жилищным законодательством. Кроме того, включать в состав общего имущества имеют право только собственники помещений в многоквартирном дома, а у государственных органов таких полномочий нет. Ссылаясь на п. 5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», полагает, что внутриквартирные приборы учета могут входить в состав общего имущества и их установка является обязательным условием при проведении капитального ремонта с использованием средства фонда в соответствии с законом 185-ФЗ. Кроме того, ТУ Росфиннадзор в Томской области ссылается на то, что нарушение заключается в том, что счетчики холодной и горячей воды установлены после первого запирающего устройства и приводят в подтверждение этот акт об обнаружении всего одного нарушения в кв. № **. Других актов о нарушениях в других квартирах не приводят. Таким образом, нарушения были обнаружены не во всех квартирах, а только в одной и, соответственно, сумма якобы нецелевого использования средств поддержки будет не 461785 руб. 89 коп., а совсем другая. Ссылаясь на соглашение о предоставлении субсидии № ** от 03.06.2010 п.п. 3.3. УЖКХ ТиС, считает, что ТУ Росфиннадзора в Томской области незаконно и несоразмерно определил финансовые нарушения ТСЖ, которые могут лечь на её плечи, как на собственника и члена ТСЖ «***». 02.08.2011 в адрес представителя ТСЖ «Калининаский» Мамонтовой Л.Е. было направлено предписание № ** для принятия мер по установленным проверкой нарушениям. Заявитель просит суд: признать действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области незаконными в части включения Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области при проведении проверки части общего имущества многоквартирного жилого дома, а именно внутриквартирные фильтры и счетчики горячего и холодного водоснабжения, в перечень личного имущества собственников жилых помещений, возложить обязанность на ТУ Росфиннадзора в Томской области устранить препятствия в содержании, пользовании и эксплуатации общего имущества дома.
В судебное заседание заявитель Мисюрина Т.М., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя Самченко В.В.
Представитель заявителя Самченко В.В., действующий на основании доверенности от 22.08.2011 сроком полномочий на ** год (том 1 л.д. 187), в судебном заседании поддержал заявление Мисюриной Т.М. по доводам, изложенным Мисюриной Т.М. в уточненном заявлении. Дополнительно пояснил, что нарушено жилищное и гражданские права Мисюриной, так как на неё незаконно возложена обязанность принять положения ТУ Росфиннадзора. Гражданин вправе обжаловать информацию, акты ТУ Росфиннадзора и официальный акт прокуратуры – предписание. На государственной организации лежит обязанность по закону доказать законность своих действий, а гражданин должен доказать факт нарушения прав. Они доказали нарушение своих прав, представив акт проверки от 13.07.2011.
Представитель ТСЖ «***» Мамонтова Л.Е. в судебном заседании поддержала заявленные Мисюриной Т.М. требования, пояснив, что поддерживает сказанное представителем Самченко В.В.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Шинкевич О.Ю., действующая на основании доверенности от 16.11.2011 сроком полномочий на ** год (том 2 л.д. 123), в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Мисюриной Т.М. отказать, поддержала свои письменные пояснения (том 2 л.д. 10-11, 45-50, 176-180). Дополнительно пояснила, что заключение на возражения от 19.07.2011 № ** не является ненормативным актом (решение), законность которого может быть оспорена в суде, в силу отсутствия в нем обязательного предписания или распоряжения, влекущего юридические последствия и нарушающее права, и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, заключение на возражения от 19.07.2011 № ** не адресовано лично Мисюриной Т.М., оно вынесено к акту проверки в ТСЖ «***» которое по результатам проведенной проверки выразило благодарность за взаимное сотрудничество и высказало намерение об использовании приобретенных знаний и опыта. В связи с изложенным, указанные заключение на возражения от 19.07.2011 и акт никаким образом не нарушили права и законные интересы Мисюриной Т.М.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Корниенко С.И., действующий на основании доверенности от 06.12.2011 сроком полномочий на ** год (том 2 л.д. 9) в судебном заседании полностью согласился с доводами Шинкевич О.Ю. и пояснив, что в отношении Мисюриной Т.М. меры принудительного характера не выносились, никакие суммы не взыскивались.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя Самченко В.В., представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Шинкевич О.Ю., Корниенко С.И., представителя ТСЖ «***» Мамонтову Л.Е., приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (далее-ТУ-Росфиннадзора в Томской области) в соответствии с заданием от 30.12.2010 № ** согласно программе проверки, утвержденной руководителем Росфиннадзора П. 27.12.2010, в период с 21.01.2011 по 13.07.2011 проведена проверка в ТСЖ «Калиниский» по вопросу соблюдения ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 г., и отдельные вопросы 2011 г. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
-неправомерное использование средств в общей сумме 19028, 718 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда – 16643,753 тыс. руб., за счет средств долевого финансирования бюджет ЗАТО Северск – 1433,529 тыс.руб., за счет средств бюджета ЗАТО Северск как собственника муниципального жилья – 135,762 тыс.руб., за счет средств собственников помещений – 815,674 тыс. руб., в результате допуска к участию в отборе подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов организации не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, выполняющим соответствующие виды работ по капитальному ремонту;
-неэффективное расходование средств на сумму 1399258,04 руб., в том числе исходя из соотношения объемов долевого финансирования: за счет средств Фонда – 1223881,55 руб., за счет средств бюджета ЗАТО г. Северск – 113432,53 руб., за счет средств собственников жилых помещений – 61943,43 руб.;
-нецелевое исполнение средств финансовой поддержки, выделенных в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ в общей долевой сумме -461765,89 руб., в том числе исходя из соотношения объемов долевого финансирования: за счет средств Фонда – 403907,96 руб., за счет средств бюджета ЗАТО г. Северск – 37122,99 руб., за счет средств собственников жилых помещений – 20754,94 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются актом ТУ Росфиннадзора в Томской области от 13.07.2011 с реестром платежных поручений и реестром документов (том 1 л.д. 74-99, том 2 л.д. 79-104), программой проверки соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, подведомственными им и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домой и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году, утвержденной 27.12.2010 (том 2 л.д. 105-111), представлением от 20.01.2011 (том 2 л.д. 112), приказом от 20.01.2011 № ** ( том 2 л.д. 13), приказом от 16.02.2011 № ** (том 2 л.д. 114), приказом от 25.03.2011 № ** (том 2 л.д. 115-117), приказом от 06.07.2011 № ** (том 2 л.д. 118-119), представлением о продлении срока проверки (том 2 л.д. 120), продлением срока проведения проверки (том 2 л.д. 121).
Представитель правления ТСЖ «***» Мамонтова Л.Е. не согласившись с выводами, указанными в акте от 13.07.2011, в ТУ Росфиннадзора в Томской области направила возражения на акт по результатам проверки ТУ Росфиннадзора в Томской области от 13.07.2011 (л.д. 121-128).
Согласно заключению на возражения от 19.07.2011 № ** к акту проверки в ТСЖ «***» от 13.07.2011, возражения представителя правления ТСЖ «***» Мамонтовой Л.Е. не были приняты.
Мисюрина Т.М., являясь собственником квартиры по адресу: Т. область, г. С., ул. К., д. **, кв. **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия ** от 05.03.2005 (том 1 л.д.165), обратилась в суд с указанным выше заявлением.
В судебном заседании исследовались и приняты во внимание: заявка на получение субсидии (том 1 л.д. 10), расчет размера субсидии на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: ул. К., ** (том 1 л.д. 11), протокол № ** общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. К., ** от 01.03.2010 (том 1 л.д.12-14), протокол № ** от 17.01.2009 (том 1 л.д. 15-20), договор № ** управления многоквартирного дома от 01.07.2009 с приложением (том 1 л.д. 22-70), акт контрольного осмотра № ** от 03.03.2011 (том 1 л.д. 100), акт контрольного осмотра № ** от 21.03.2011 (том 1 л.д.101), техническое решение от 21.07.2010 (том 1 л.д. 102-103), соглашение о предоставлении субсидии № ** от 03.06.2010 (том 1 л.д. 104-108), договор подряда № ** на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. К., ** от 01.06.2010 (том 1 л.д. 118), протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ул. К., ** от 29.10.2010 (том 1 л.д. 119-120), справки о стоимости выполненных работ и затрат от 28.10.2010 № ** и № ** (том 1 л.д. 135,136), акт о приемке выполненных работ от 28.10.2010 № ** (том 1 л.д. 137-156), договор № ** на ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды от 19.11.2010 (том 1 л.д. 157-158), платежные поручения (том 1 л.д. 159-164)
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвленных от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу действующего законодательства к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
На основании указанных выше норм закона суд приходит к выводу, что акт по результатам проверки ТУ Росфиннадзора в Томской области от 13.07.2011 является законным. Установленные в квартирах жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. С., ул. К., ** за счет средств финансовой поддержки, выделенной в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, внутриквартирные фильтры и счетчики горячего и холодного водоснабжения, не относятся к общему имуществу, а являются личным имуществом. В связи с чем, средства, потраченные на установку внутриквартирных фильтров и счетчиков горячего и холодного водоснабжения, использованы по нецелевому назначению финансовой поддержки, выделяемой в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ. Акт носит информационный характер, не является обязательным для исполнения, не обязывает Мисюрину Т.М. возвращать в бюджет сумму, полученную как субсидию. Кроме того, из пояснений Мисюриной Т.М. следует, что за установку фильтра и счетчика горячего и холодного водоснабжения она вносила сумму сама.
Заключение на возражения от 22.07.2011 носит разъяснительный, информационный характер для лиц, подавших возражения, а именно председателя правления ТСЖ «***».
Акт по результатам проверки ТУ Росфиннадзора в Томской области от 13.07.2011, заключение на возражения от 19.07.2011 по акту проверки в ТСЖ «***», утвержденное руководителем Территориального управления Росфинаннадзора в Томской области от 22.07.2011, а также отмена протокола собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. К., ** от 01.03.2010, не порождают для заявителя никаких правовых последствий. Из указанных документов не следует, что на Мисюрину Т.М. возложены какие-либо обязанности, либо она будет нести какую-либо ответственность, а также указанные выше документы, действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области нарушают права и законны интересы Мисюриной Т.М.
Судом признается расчет и суммы денежных средств, использованные ТСЖ «***» не по целевому назначению, приведенные ТУ Росфиннадзора в Томской области и отраженные в акте от 13.07.2011, правильными, поскольку указанные суммы и расчет заявителем не оспаривались и иного заявителем, либо кем-то из участников процесса, не представлено.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании Мисюриной Т.М. суду не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в связи с вынесением акта проверки, заключения на возражения её права и законные интересы были существенно ограничены или нарушены.
Обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства настоящего дела, не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для признания действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области незаконными, возложении на данный орган обязанности по устранению препятствий в содержании, пользовании и эксплуатации общего имущества дома.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявление Мисюриной Т.М. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление Мисюриной Т.М. о признании действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области незаконными, возложении обязанности по устранению препятствий в содержании, пользовании и эксплуатации общего имущества дома оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд Томской области со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Л.В. Галанова