Дело № 2-1593/2018 28 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Буториной Л.В.,
при секретаре Воробьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ..... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к назначению пенсии, понуждении к включению периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера,
установил:
ФИО1 ..... обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (далее ГУ УПФ), просила признать решение ответчика от 06 декабря 2017 года об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности периоды с 25 января 1992 года по 31 марта 2000 года, с 01 мая 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 02 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 сентября 2007 года по 14 января 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 31 июля 2008 года, с 01 января 2010 года по 25 декабря 2015 года (л.д. 3-5).
В ходе рассмотрения дела истец требования изменял, просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 25 января 1992 года по 31 марта 2000 года, с 01 мая 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 02 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 сентября 2007 года по 14 января 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 31 июля 2008 года, с 01 января 2010 года по 25 декабря 2015 года, признать решение ответчика в части отказа в назначении пенсии недействительным, обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости с 28 сентября 2017 года (л.д. 64-70, 82).
В обоснование иска указано, что ответчик не включает в стаж работы в районах Крайнего Севера указанные периоды осуществления предпринимательской деятельности, так как, по мнению ответчика, не предоставлено доказательств работы в районах Крайнего Севера. Вместе с тем, включение данных периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера истца влияют на возникновение права на досрочное назначение пенсии по старости.
В судебном заседании истец ФИО1 ..... и представитель ФИО2 ..... на требованиях настаивали. При этом истец ФИО1 ..... пояснила, что принесла в пенсионный орган все документы, которые приложила к иску, однако ей в принятии документов отказали. Уведомления о необходимости представить дополнительные документы она не получала.
Представитель ответчика ФИО3 ..... в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что для назначения истцу пенсии по старости по достижению возраста 50 лет недостаточно стажа в районах Крайнего Севера, истец не предоставил документов, в совокупности подтверждающих работу в районах Крайнего Севера, иных документов, помимо содержащихся в отказном пенсионном деле истца, ФИО1 ..... в пенсионный орган не предоставляла.
Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец ФИО1 ....., 28 августа 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением от 06 декабря 2017 года истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, при этом, согласно названному решению, у истца был учтен страховой стаж в размере 26 лет 09 месяцев 22 дня, в районах Крайнего Севера – 08 лет 01 месяц 21 день, при этом истцу не были включены: в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 25 января 1992 года по 31 марта 2000 года, с 01 мая 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 02 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 сентября 2007 года по 14 января 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 31 июля 2008 года, с 01 января 2010 года по 25 декабря 2015 года, с чем не согласен истец. При этом данные периоды включены в страховой стаж истца.
В соответствии с действующим с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст.8).
На основании пункта 6 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для назначения пенсии в возрасте 50 лет женщине необходим страховой стаж не менее 25 лет, стаж в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет.
Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подсчет стажа производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П "О применении норм и правил подсчета специального стажа на соответствующих видах работ с применением нормативных актов, действовавших на 31 декабря 2001 года", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила № 1015).
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила № 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с п. 3ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе, периоды индивидуальной трудовой деятельности.
С учетом положений законов, которыми для индивидуальных предпринимателей устанавливалась обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ от полученного ими дохода, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 года № 950-О-О, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, в общий трудовой стаж засчитываются лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальными предпринимателями), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 Правил периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1января 1991г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1января 1991г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. №884н (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2014 г. №35498).
При этом документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. №14н (зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2016 г. №41131).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В силу пп. «г» п.6 указанных Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе, документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, устанавливая обязательное обращение гражданина в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении пенсии (в том числе в форме электронного документа) и в установленные сроки (то есть не ранее чем за месяц до достижения соответствующего пенсионного возраста) с обязательным предоставлением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Такое обращение является надлежащим и соответствующим требованиям закона, позволяющим инициировать пенсионному органу проверку пенсионных прав конкретного гражданина, влекущую возникновение правовых оснований исходя из оценки представленных документов для установления пенсии либо об отказе в ее установлении.
При этом положением ч.3 ст.33 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лиц ФИО1 ...... зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 26 мая 1999 года, в сведениях о стаже за спорные периоды после регистрации у истца указан код территориальных условий- РКС. Ответчик не предлагал истцу произвести корректировку сведений о стаже в части осуществления им предпринимательской деятельности, а также в материалах отказного пенсионного дела отсутствуют уведомления о необходимости предоставить дополнительные документы, подтверждающие работу истца в районах Крайнего Севера после 2001 года (11 сентября 2017 года в адрес истца было направлено письмо о необходимости предоставить документы, подтверждающие работу в районах Крайнего Севера с 1992 года по 2001 год). При этом как следует из уведомления от 28 сентября 2017 года ФИО1 ..... предоставила копии договоров 3 шт., документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности в (ИП в РКС) в количестве 30 штук, при этом истцу было предложено предоставить справку о заработной плате 91 г. 05 октября 2017 года истец предоставил документы налогового органа -5 шт., справку о заработной плате, справку работодателя о периодах работы, 28 ноября 2017 года истец предоставил справку о заработной плате 1991 года, иных уведомлений после указанного времени истцу не выдавалось (л.д. 7-17 отказного пенсионного дела).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица от 25 января 1992 года, ФИО1 ......, проживающая по адресу: Архангельская область, ..... осуществляет следующие виды деятельности: парикмахерские услуги на дому. Таким образом, из вида деятельности, который истец осуществлял (парикмахерские услуги на дому), следует, что истец работал по месту своего жительства, то есть в городе Северодвинске. Истец был зарегистрирован в Северодвинском ГОСНИ 30.01.1992 года, в Северодвинском отделении Архангельского ФОМС 14 июня 1994 года, 28 октября 2004 года была поставлена на учет в налоговом органе в городе Северодвинске, уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Северодвинске (л.д. 14-28). Указанные документы (за исключением справки об уплате страховых взносов, выданной ответчиком), были предоставлены истцом в пенсионный орган.
Кроме того, осуществление истцом предпринимательской деятельности в городе Северодвинске Архангельской области, который относится к районам Крайнего Севера, подтверждается также тетрадями учета доходов и расходов, договорами аренды, платежными извещениями и квитанциями, материалами наблюдательного дела индивидуального предпринимателя ФИО1, предоставленного ответчиком, в котором имеются свидетельства об уплате ЕНВД, акты сверки, квитанции, уведомления, налоговые декларации, иные документы, в которых указано место нахождения индивидуального предпринимателя в городе Северодвинске.
Таким образом, истец на день обращения за назначением пенсии и достижения возраста 50 лет имел страховой стаж более 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом удовлетворенных требований о включении спорных периодов, в указанный стаж, более 15 лет, в связи с чем, суд удовлетворяет требования истца о понуждении ответчика к назначению страховой пенсии по старости с 28 сентября 2017 года, а также о понуждении ответчика включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 25 января 1992 года по 31 марта 2000 года, с 01 мая 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 02 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 сентября 2007 года по 14 января 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 31 июля 2008 года, с 01 января 2010 года по 25 декабря 2015 года в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя требования истца, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 ..... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к назначению пенсии, понуждении к включению периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области от 06 декабря 2017 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости ФИО1 ......
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить ФИО1 ..... страховую пенсию по старости с 28 сентября 2017 года.
Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1 ..... периоды осуществления предпринимательской деятельности с 25 января 1992 года по 31 марта 2000 года, с 01 мая 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 02 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 сентября 2007 года по 14 января 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 31 июля 2008 года, с 01 января 2010 года по 25 декабря 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области в пользу ФИО1 ..... расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий Буторина Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2018.