ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1594/18 от 28.12.2018 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2018 года

Дело № 2-1594/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2018 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Н.И. Шаклеиной,

при секретаре Ноженко М.В.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Погодина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить расчеты по страховым взносам за Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор ЗАТО г. Новоуральск обратился в Новоуральский городской суд Свердловской области к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» (далее по тексту – ответчик, ООО «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить расчеты по страховым взносам за Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведены проверочные мероприятия по информации МИФНС России Х по Свердловской области о нарушениях требований налогового законодательства в части не предоставления сведений в МИФНС России Х по Свердловской области на застрахованных лиц ответчиком, чем ущемляются права застрахованных лиц. Ответчиком не предоставлены в МИФНС России Х по Свердловской области сведения, указанные в ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации за 2Х. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ответчик состоит на учете в МИФНС России Х по Свердловской области с Х. Бездействие ответчика является незаконным, поскольку нарушает гарантированные ст. 39 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на получение пенсии по обязательному страхованию, получение пособий по случаю временной нетрудоспособности и медицинскому страхованию. В нарушении ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации ответчиком сведения о среднесписочной численности работников организации за Х в МИФНС Х по Свердловской области не представлены. На основании изложенного, просит: признать незаконным бездействие по непредставлению расчетов по страховым взносам Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х; возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Х по Свердловской области расчеты по страховым взносам Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Новоуральск Погодин И.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указав следующее. Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ. Однако, данный факт не освобождает ответчика от предоставления в налоговый орган расчет по страховым взносам и среднесписочной численности работников, поскольку ликвидация ответчика не завершена, ответчик не исключен из ЕГРЮЛ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом по месту регистрации юридического лица по адресу: Х.

Регистрация юридического лица по адресу направления корреспонденции подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о ликвидации организации или об изменении юридического адреса в налоговый орган не представлялись.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Уведомления, направленные ответчику заказной корреспонденцией, не были получены в соответствующем отделении связи, извещения, направленные простой корреспонденцией, в адрес суда не возвратились.

Судом предприняты исчерпывающие меры к извещению ответчика, в связи с чем, в силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик признан надлежащим образом извещенным.

Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебных извещений, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, предоставил информацию о том, что расчет по страховым взносам за Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х ООО «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» в налоговый орган не представлены.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица в порядке заочного производства, против которого прокурор не возражал.

Заслушав прокурора и исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неисполнение требований налогового законодательства в части представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведений о среднесписочной численности работников свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременное представление указанных расчетов и сведений в налоговый орган препятствует осуществлению последним возложенных контрольных функций в указанной сфере правоотношений, делает невозможным своевременное направление расчетов по страховым взносам для проведения правильности расходов плательщика в Фонде социального страхования Российской Федерации.

С 01 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 6 пункта 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

При этом в Приказе ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» не предусмотрено освобождение налогоплательщиков, у которых отсутствуют наемные работники, от обязанности представления в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Как следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Судом установлено, что ООО «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» Х зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Х ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, Х в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.

03.12.2018 регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее юридическое лицо). Решение о предстоящем исключении № 18303 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 05.12.2018 № 48.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).

Пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

При этом иного способа уведомления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В силу пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик на день рассмотрения дела является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Вместе с тем, по информации, представленной МИФНС России Х по Свердловской области, ответчик до настоящего времени не представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая период времени, необходимый для составления и представления отчетности по страховым взносам и сведений о среднесписочной численности работников, в целях реального исполнения судебного акта, суд находит указанный истцом срок выполнения мероприятий – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу – разумным и достаточным.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 6, 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить расчеты по страховым взносам за Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Х по Свердловской области расчеты по страховым взносам Х и сведения о среднесписочной численности работников за Х.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТОЙ ЭКСПРЕСС-РУБЛЬ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Новоуральский городской суд Свердловской области в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Н.И. Шаклеина

Согласовано

Судья Н.И. Шаклеина