ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1594/2021 от 06.09.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Журавлевой Д.Д.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1594/2021 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на садовый дом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на здание – садовый дом, общей площадью 64,7 кв.м., этажность: 2, назначение: садовый дом, расположенный по адресу: <адрес> с описанием местоположения согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО2

Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером: , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен садовый дом, право собственности на который не зарегистрировано. С целью оформления прав на дом, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО2, которой был подготовлен технический план. В связи с тем, что земельный участок на котором расположено спорное строение, находится в границах Национального парка «Самарская Лука», истцом в адрес Минприроды было направлено уведомление о строительстве садового дома и письмо о согласовании социально-экономической деятельности, в частности размещения садового дома на принадлежащем ему земельном участке. Уведомлением Минприроды истцу было отказано, поскольку собственником земельного участка истец стал в 2015 году, то есть после образования Национального парка и истцом не представлены первичные правоустанавливающие документы. Между тем, земельный участок был предоставлено в собственность отцу истца ФИО3 в 1979 году, то есть до образования в 1984 году Национального парка. Садовый дом был построен ФИО3 в 1983 году, технические характеристики приобрел в 2020 году после проведения работ кадастровым инженером ФИО2 В связи с указанными обстоятельствами, истец полагает, что он приобрел право собственности на спорный садовый дом, однако зарегистрировать его во вне судебном порядке возможности не имеет, в связи с чем обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Определениями Ставропольского районного суда Самарской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора привлечены ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука", ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Третьи лица - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили заявления об отсутствии возражений в части расположения спорного строения истца.

Представители третьих лиц - СНТ «Волжский», Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Судом установлено, что истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО8 принадлежит земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером: , по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке расположен садовый дом, площадью 64,7 кв.м., год завершения строительства – 2011, что подтверждается техническим планом здания, выданным кадастровым инженером ФИО2

Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Экспертный центр ФИО9» следует, что садовый дом не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не ущемляет интересы третьих лиц, пригодно для эксплуатации и использования в качестве садового дома.

В связи с тем, что земельный участок на котором расположено спорное строение входит в границы Национального парка «Самарская Лука», истец обратился в Минприроды России с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции садового дома.

Уведомлением Минприроды России № ДД.ММ.ГГГГ.1 от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, поскольку спорное строение расположено в границах особо-охраняемой зоны.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности в отношении спорного садового дома отказано, поскольку земельный участок, на котором возведен спорный дом, расположен в границах территории ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука».

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Минприроды России, рассмотрев указанное исковое заявление, полагает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га. земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га, земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га. земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР (в ведение которого был передан национальный парк) было поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ Национального парка «Самарская Лука», которое было согласованно с Минлесхозом РСФСР (письмо от 05.11.1985 №8-17/665).

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 №94 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР в 1988 год)".

Следовательно, границы национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены в 1989 году и остаются неизменными.

Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 утверждено Положение о национальном парке «Самарская Лука» (далее - Положение о национальном парке).

Как следует из пункта 3 Положения о национальном парке, национальный парк «Самарская Лука» расположен, в том числе на территории муниципального района Ставропольский.

Как усматривается из карты-схемы функционального зонирования национального парка «Самарская Лука», являющейся Приложением № 3 к Положению о национальном парке, с. Севрюкаево расположено в границах зоны хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером на котором возведен спорный объект, расположен в границах Национального парка «Самарская Лука».

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 данной статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 22.07.2011 по 10.01.2021, выдача разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных-местностей и курортов), относилась к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие особо охраняемая природная территория.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Самарская Лука» отнесен к ведению Минприроды России.

Согласно пункту 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (далее - Положение о Минприроды России), Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 340-Ф3) введен уведомительный порядок согласования строительства и реконструкции объектов индивидуального жили и того строительства или садового дома.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно части 16 статьи 55 ГрК РФ в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Закон № Э40-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 04.08.2018 (статья 17).

Таким образом, для осуществления строительства объекта на земельном участке, расположенном в границах национального парка «Самарская Лука» до вступления в силу Закона № 340-Ф3 требовалось получение разрешения на строительство объекта капитального строительства в Минприроды России, а с 04.08.2018 строительство или реконструкция объектов ИЖС осуществляются на основании уведомлений застройщиков.

Между тем, как следует из представленного истцом технического плана здания, строительство спорного объекта завершено в 2011 году в отсутствие разрешительной документации, выданной Минприроды России.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В соответствии с абзацем первым пункта 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.

Как было указано ранее, истец обращался в Минприроды России по вопросу получения разрешительной документации на строительство спорного объекта капитального строительства, по результатам рассмотрения данного обращения в выдаче испрашиваемой разрешительной документации отказано.

Доказательств того, что истец или предыдущий собственник земельного участка, возводивший спорный объект, не имели возможности получить разрешительную документацию, предусмотренную Градостроительным кодексом Российской Федерации, до начала строительства спорного объекта (согласно представленному техническому плану, годом завершения строительства является - 2011), материалы дела не содержат.

Учитывая, что истцом не приведены соответствующие основания возникновения права собственности на спорный объект недвижимости, а также не представлены доказательства того, что лицо создавшее самовольное строение принимало надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. А также учитывая, что спорный садовый дом находится на земельном участке расположенном в границах Национального парка «Самарская Лука», то есть находится в особо-охраняемой зоне, основания для признания за истцом права собственности на садовый дом, не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Представленное к материалам дела Решение ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» от 28.06.2021 года «По определению негативного воздействия на экосистему национального парка при эксплуатации земельного участка и расположения на нем строения» основанием для удовлетворения исковых требований также не является.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на садовый дом оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2021 года.

Председательствующий