ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1594/2022 от 06.07.2022 Тобольского городского суда (Тюменская область)

72RS0019-01-2022-002107-88

№ 2-1594/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тобольск 06 июля 2022 года

Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Гавриковой М.А.,

при ведении протокола секретарем Сергеевой Н.В.,

с участием истца Васильева П.И., представителя ответчика Корюкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Петра Ивановича к Федеральному Государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

установил:

Васильев Петр Иванович обратился в суд с иском к работодателю - Федеральному Государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Требования мотивированы тем, что Васильев П.И. работает в ведомственной охране железнодорожного транспорта с 14.09.2012 года в должности - стрелок по сопровождению грузов Стрелковой команды станции Тобольск. Приказом от 28.02.2022г. №128 был отстранен от работы в связи с не прохождением периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств на период - с 28.02.2022 до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. Васильев П.И. считает приказ незаконным, т.к. невозможность исполнения им его должностных обязанностей работодателем не установлена. Считает, что указанные в приказе основания отстранения от работы - не пройдена периодическая проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств - не входят в перечень, предусмотренный законом. При вынесении приказа не учтено, что при отстранении Васильева П.И. от работы отсутствовали обстоятельства, при наличии которых возможно отстранение его от работы. При этом работодатель не установил факт того, что у истца Васильева П.И. было приостановлено специальное право (право на ношение оружия, другого специального права). Ответственность за своевременное прохождение периодических проверок на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств, лежит на работодателе, согласно действующему законодательству. Обязанность организации и проведения первичной и плановой проверок на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств возложена на работодателя, а не на истца Васильева П.И. В условиях пандемии коронавируса Васильев П.И. предпринял действия для переноса сдачи периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Так 31 января 2022 года истец Васильев П.И. обратился к начальнику ОЛРР по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому, Ярковскому районам майору полиции Севрюгиной О.Ю. (в Рогвардию) с заявлением, в котором просил перенести сдачу периодической проверки на май-июнь 2022г., т.е. до момента когда ситуация с коронавирусом по Тюменской области стабилизируется, а также просил продлить разрешение на хранение и использование спецсредств до июня 2022г., что было согласовано начальниками: начальником отдела лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Севрюгиной О.Ю. и начальником Стрелковой Команды станции Тобольск Куимовым А.С. Подписанное начальниками заявление было передано работодателю, который знал на момент вынесения Приказа об отстранении от работы, что истцу Васильеву П.И. был согласован перенос сроков сдачи периодической проверки до мая-июня 2022 года, а также продлено разрешение на хранение и использование спецсредств до июня 2022 года. В связи с чем, истец просит суд признать приказ №128 от 28 февраля 2022 года «Об отстранении от работы» незаконным и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период 28.02.2022г. по 28.05.2022г. в размере 76587 рублей.

На иск поступили письменные возражения ответчика, в которых представитель указывает, что в соответствии с должностной инструкцией Васильева П.И. должность «стрелка» предполагает осуществление трудовой деятельности, связанной с применением огнестрельного оружия и специальных средств (п.п. 7.9, 7.10, 7.16.7, 9.2). ФГП ВО ЖДТ России является стратегическим и системообразующим предприятием (Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и «О перечне системообразующих организаций»), работник Васильев П.И. исполняет свои трудовые обязанности в должности «стрелка», исполнение должностных обязанностей которого является критически важным для обеспечения функционирования предприятия. Согласно Перечню работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», должность «стрелка» подлежит обеспечению огнестрельным оружием и специальными средствами. Стрелок входит в состав караула, обязан знать правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств. Одной из задач караула является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей; условиями договоров (контрактов), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями, экспедиторскими организациями, соглашений и договоров между перевозчиком, в том числе других государств и ФГП ВО ЖДТ России, военизированной охраной стран СНГ и ФГП ВО ЖДТ России. Последняя периодическая проверка Васильевым П.И. была пройдена 26.12.2020 и была действительна в течение 1 года. Васильев П.И. должен был пройти периодическую проверку 26.11.2021 (плановая) и 10.12.2021 (повторная). В указанные даты истец не явился для прохождения периодической проверки, уважительные причины неявки истца отсутствуют. 24.11.2021 от работника Васильева П.И. поступило заявление, в котором истец отказался от прохождения периодической проверки ссылаясь на COVID-19. Однако Васильев П.И. на момент назначенных для прохождения периодической проверки дат являлся прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (сертификат о профилактической прививке от 19.05.2021). 13 декабря 2021 года письмом начальника Васильев П.И. был уведомлен о том, что в случае не прохождения в срок до 26.12.2021 плановой периодической проверки согласно ст. 76 Трудового Кодекса РФ, будет отстранен (не допущен к работе) от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не будет начисляться. Согласно письма Управления Росгвардии по Тюменской области от 25.01.2022 № 641/9/2-51 Васильев П.И. 26.11.2021 и 10.12.2021 не явился для прохождения периодической проверки.14.12.2021 и 31.01.2022 Васильев П.И. написал заявления о предоставлении ему в период с 26 декабря 2021 г. по 25 февраля 2022 г. отпуска без сохранения заработной платы. В соответствии со ст. 76 Трудового Кодекса РФ по выходу из отпуска без сохранения заработной платы на смену 28.02.2022, согласно графика работы (сменности), стрелку Васильеву П.И. были предложены вакантные должности, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Васильев П.И. ознакомлен с данным уведомлением в этот же день, от предложенных должностей отказался со ссылкой, что должна быть предложена работа в г. Тобольске. Однако по состоянию на 28.02.2022 вакантные должности в г. Тобольске, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, отсутствовали. Коллективным договором ФГП ВО ЖДТ России на 2021-2023 годы обязанность работодателя предлагать вакансии в других местностях не предусмотрена, однако работодателем были предложены все вакансии по территории дислокаций структурных подразделений Сибирского отряда ВО в Тюменской области, трудовая деятельность по которым не связана с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Управлением Росгвардии по Тюменской области даны разъяснения, согласно которым осуществление охранных функций на объекте охраны без прохождения ежегодной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств является нарушением п. 24.3 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 № 387 (письмо № 641/9-456 от 10.03.2022). Считает, что работодателем полностью обеспечен, организован и согласован с Управлением Росгвардии по Тюменской области порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. В 2021, 2022 году работодателем были заключены договоры на оказание услуг по проведению периодических проверок и аренде тира с ООО СК «Альфа-Альянс», с ЧОУ ДПО «ЦПП «Альянс-Охрана». В ноябре 2021 г. по заявлению Васильева П.И. Тюменской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства в Сибирском отряде ВО (по факту прохождения / не прохождения периодической проверки Васильевым П.И.). Согласно Акту проверки от 19.11.2021 нарушения закона не выявлено. Уведомлением Управления Росгвардии по Тюменской области от 21.03.2022 № 735 Васильеву П.И. назначена периодическая проверка на 01.04.2022. О необходимости явки для прохождения периодической проверки в ЧОУ ДПО «ЦПП Альянс-Охрана» Васильев П.И. уведомлен 22.03.2022. Для прохождения периодической проверки 01.04.2022 Васильев П.И. так же не явился. Поэтому 19.05.2022 ему вновь было вручено уведомление об имеющихся вакантных должностях, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств. С настоящим уведомлением Васильев П.И. ознакомлен 23.05.2022, от предложенных вакансий отказался. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ, соответственно отстранение Васильева П.И. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от прохождения периодической проверки, поэтому заработная плата не выплачивалась истцу. Кроме того, расчет заработной платы за время вынужденного прогула за период с 28.02.2022 по 28.05.2022, произведенный истцом является неверным, что подтверждается справкой о среднем заработке № НОР-10.4/75 от 20.06.2022 и расчетом суммы за время вынужденного прогула № НОР-10.4/76 от 20.06.2022 (т.1.л.д.46-51).

На возражения ответчика посредством электронного документооборота поступили объяснения от истца, в которых указано, что истцу огнестрельное оружие не выдавали с 2020 года, истец использует только спец.средства, оружие имеют только 15-20 человек, поэтому отсутствие огнестрельного оружия не препятствует исполнению трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; указание ответчиком на тот факт, что 26.12.2020г. Васильевым П. И. была пройдена периодическая проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств и, что решение комиссии о признании работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, действительно в течение 1 года со дня его принятия, не может являться основанием для отстранения Васильева П.И. от работы, в связи с тем, что согласно Приказу от 28.02.2022г. №128 «Об отстранении от работы» основанием для отстранения от работы истца Васильева П.И. явилось не отсутствие решения комиссии о признании работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, а, как указано в Приказе, основанием для отстранения от работы явилось не прохождение Васильевым П.И. периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Данное основание не входит в перечень, предусмотренный законом, на основании которого работодатель имеет возможность отстранить работника от работы, так как в абз.6 ст.76 ТК РФ указано, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. При отстранении истца Васильева П.И. от работы, работодатель не установил факт приостановления действия на срок до двух месяцев какого-либо специального права работника Васильева ПИ., и кроме того, не установил невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору, в том числе при условии, что истец Васильев П.И. выполнял свои трудовые обязанности без выдачи ему оружия с августа 2020 года. Считает, указание ответчиком на тот факт, что «ФГП ВО ЖДТ России является стратегическим и системообразующим предприятием, а работник Васильев П.И. исполняет свои трудовые обязанности в должности «стрелка», исполнение должностных обязанностей которого является критически важным для обеспечения функционирования предприятия» является голословным. Ответчиком доказательств подтверждающих данные обстоятельства в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено, в том числе доказательств подтверждающих, что исполнение Васильевым П.И. должностных обязанностей является критически важным для ответчика и от этого зависит обеспечение функционирования предприятия, в том числе при условии того, что Васильев П.И. уже длительное время с августа 2020г. исполняет свои трудовые обязанности без оружия, которое ему работодателем не выдавалось. Юридически значимым обстоятельством является тот факт, что истец Васильев П.И. не отказывался и не отказывается от прохождения периодической проверки, а срок для ее прохождения ему был продлен, что подтверждено письменными доказательствами. Таким образом, довод ответчика в возражениях на исковое заявление о том, что на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ, потому что отстранение Васильева П.И. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от прохождения периодической проверки, является ошибочным, потому что не соответствует действительности, так как истец Васильев П.И. никогда не отказывался от прохождения периодической проверки (т.1.л.д.195-196).

В дополнительном отзыве ответчик указал, что работник Васильев П.И. 26.11.2021 и 10.12.2021 не явился для прохождения периодической проверки без уважительных причин, что свидетельствует о систематическом нарушении истцом своих должностных обязанностей, а также действующих норм законодательства РФ. Отсутствие в конкретный период времени и в рамках исполнения обязательств по охране конкретного объекта необходимости выдачи работнику оружия, который в соответствии с Законом о ведомственной охране наделен правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не освобождает указанного работника от обязанности, во исполнение Закона о ведомственной охране и Порядка № 387 проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением, в том числе, огнестрельного оружия. Истцу неоднократно давались как в письменной, так и в устной форме разъяснения по поводу порядка прохождения периодической проверки, сроков ее прохождения, что подтверждается направленными в адрес Васильева П.И. письмами. Издание приказа об отстранении от работы Васильева П.И. не носит дискриминационного характера, а продиктовано исполнением ФГП ВО ЖДТ России норм действующего законодательства РФ. Васильев П.И. является не единственным работником, в отношении которого издавались приказы об отстранении от работы по факту не прохождения периодической проверки на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Согласно штатному расписанию на 01.01.2022, а также еженедельных отчетов (данные о наличии вакантных мест), предоставляемых Сибирским отрядом ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской ЖД в адрес Филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской ЖД, вакантные должности в г. Тобольске, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, отсутствовали). Единственная вакантная должность проводника служебных собак Стрелковой команды ст. Тобольск, согласно должностной инструкции, предполагает осуществление трудовой деятельности с применением огнестрельного оружия и специальных средств (п. 7.12 должностной инструкции). Должность уборщика производственных и служебных помещений в пожарном поезде ст. Тобольск, на которую указывал истец, не является вакантной, занята с 02.05.2017. В действиях работника Васильева П.И. присутствует злоупотребление своими правами. Работодателем все обязательства, согласно трудового договора и норм действующего законодательства, в отношении данного работника исполнены в полном объеме. Истец в свою очередь своими действиями создает неблагоприятный психологический климат в структурном подразделении, пытаясь представить работодателя как ненадежного и нарушающего права работников. Недопустимость злоупотребления правом является общеправовым принципом (т.1.л.д.131-136).

В судебном заседании истец просил об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что отстранение от работы связано с предыдущими его незаконными увольнениями, которые были оспорены в судебном порядке. Пояснил, что переживал за свое здоровье, поэтому обратился к работодателю с просьбой перенести периодическую проверку, однако работодатель отказался. Поэтому он обратился непосредственно к начальнику ОЛРР по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому, Ярковскому районам майору полиции Севрюгиной О.Ю. (Росгвардия), которая пояснила, что можно перенести проверку в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и на его заявлении поставила подпись с отметкой «согласовано», что истец расценил, как возможность продолжать работать без прохождения проверки. Указал на то, что уже длительное время не использует в своей работе огнестрельное оружие, а только спецсредства (резиновую палку, наручники). Его коллега Янишев М.Р. тоже не прошел проверку, однако не был отстранен. Указал, что не отказывался от прохождения проверки.

Представитель ответчика Корюкина А.Н., действующая на основании доверенности от 21 августа 2020 года (л.д.119), поддержала доводы письменных возражений. Дополнила, что из-за поведения Васильева П.И. у работодателя постоянно проводятся проверки Росгвардией, прокуратурой. Однако каких-либо нарушений не выявлено. В случае, если бы работодатель допустил работника к работе без прохождения проверки, при очередной проверке контролирующий орган Росгвардия – привлекала бы работодателя к ответственности в виде штрафа 500 000 рублей. Никакого намерения избавиться от данного сотрудника работодатель не имеет.

Изучив иск работника, выслушав пояснения сторон и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Васильев П.И. работает с 14.09.2012 года в Федеральном Государственном предприятии «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ведомственная охрана) в должности - стрелок по сопровождению грузов Стрелковой команды станции Тобольск (л.д.52-57).

Согласно должностной инструкции Стрелок по сопровождению грузов принимает под охрану грузы (п.7.1), Несет ответственность за сохранность оружия, патронов и спец. средств и применение в соответствии с действующим законодательством (пункт 7.9), бережно относится к использованию одежды, имущества команды, хранению и содержанию закрепленного оружия, патронов и спец.средств, индивидуальных технических средств, применяемых на работе (п.7.10), должен знать правила досмотра вещей, производства административного задержания, оформления материалов на правонарушителей, применения оружия, радиосредств и переговорных устройств (п.7.16,7), несет ответственность за полную сохранность вверенных материальных ценностей и боевого оружия, патронов и спец. средств (п.9.2) (т.1.,л.д.58-59).

С инструкцией Васильев П.И. ознакомлен.

Уведомлением от 10 ноября 2020 года Васильев П.И. уведомлен о том, что согласно п. 2 Постановления Правительства Тюменской области от 06.11.2020 года № 695-П, работодатель в лице Сибирского отряда ВО по желанию может перенести ежегодный оплачиваемый отпуск (при условии, если не был представлен отпуск в 2020 году), также предоставить отпуск без сохранения заработной платы, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (высоким ростом распространения коронавирусной инфекции) (л.д.30).

26 декабря 2020 года Васильев П.И. прошел проверку, признан пригодным к действиям в условиях, связанным с применением оружия и спец.средств (т.1.л.д.74).

17 марта 2021 года между Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (заказчиком) и частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной подготовки «Альянс-Охрана» (ЧОУ ДПО «ЦПП «АЛЬЯНС-ОХРАНА») (исполнителем) заключен договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по проведению периодической проверки на пригодность к действиям в условиях связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств работников в соответствии с Приложением №1 к договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (т.1.л.д.107-113).

06 апреля 2021 года между ФГП ВО ЖДТ России (заказчиком) и ООО Стрелковый клуб "Альфа-Альянс" (исполнителем) заключен договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по аренде стрелкового тира, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (т.1.л.д.114-118).

Актом проверки Тюменского транспортного прокурора от 19 ноября 2021 года по обращению Васильева П.И., в ходе проверки нарушений работодателем не выявлено (т.1.л.д.97).

25 ноября 2021 года Росгвардия уведомила работодателя о том, что Васильеву П.И. и другим работникам необходимо явится для прохождения плановой проверки 26 ноября 2021 года, повторной 10 декабря 2021 года (л.д.71-73).

В заявлении от 24 ноября 2021 года Васильев П.И. указал, что не может сдавать ежегодную проверку, поскольку Постановлением Правительства лицам старше 65 лет ограничен доступ в общественные места (т.1.л.д.70).

03 декабря 2021 года Васильев П.И. в пояснении причин невозможности явки на проверку указал на большое скопление сдающих проверку, несоблюдение профилактических мер во время предыдущей проверки. При этом указал, что не отказывается её пройти в будущем (л.д.31,75).

13 декабря 201 года Васильев П.И. уведомлен о том, что если не пройдет плановую периодическую проверку 26 декабря 2021 года, будет отстранен от работы, без сохранения заработной платы. Уведомление вручено работнику, он с ним не согласен (т.1.л.д.32-33, 98).

14 декабря 2021 года Васильев П.И. написал заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы до 01 февраля 2022 года (л.д.34).

15 декабря 2021 года Васильев П.И. обратился к директору филиала на Свердловской ВО ЖДТ с заявлением на нарушение трудовых прав начальником Сибирского отряда выразившимся в предупреждении об отстранении от работы из-за отсутствия периодической проверки, указывая на невозможность пройти периодическую проверку в настоящее время (л.д.36).

В ответ на данное письмо Васильеву П.И. сообщено, что Постановлением правительства Тюменской области от 17.03.2020 года №120-п «О введении режима повышенной готовности» с 18.03.2020 года в Тюменской области введен режим повышенной готовности. Пункт 16.1. настоящего постановления обязывает гражданам в возрасте старше 60 лет, а также гражданам, имеющим заболевания согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, за исключением граждан, прошедших вакцинацию (ревакцинацию) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо перенесших заболевание COVTD-19 в течение последних 6 месяцев, соблюдать режим самоизоляции и принимать дополнительные меры при вынужденном выходе из дома. Пункт 16.3. настоящего постановления говорит о том что, режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к лицам, замещающим государственную или муниципальную должность, чье нахождение на рабочем месте или исполнение полномочий является критически важным для обеспечения функционирования предприятий организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к работникам здравоохранения, а также сотрудникам старше 60 лет и сотрудникам, имеющим заболевания согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, прошедшим вакцинацию (ревакцинацию) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо перенесшим заболевание COVID-19 в течение последних б месяцев. Поскольку работником была пройдена вакцинация от COVID-19 первым компонентом 28.04.2021 г., вторым компонентом 19.05.2021г., срок действия до 19.05.2022 г. меры, закрепленные в п. 16.1 Постановления (в редакции Постановления Правительства Тюменской области от 29.12.2021 N 967-п), на данного работника не распространяются, Постановление, на не является препятствием для прохождения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Согласно требованиям Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Приказа Росгвардии от 25.11.2019 г. № 387 «Об утверждении порядка проведения территориальными органами федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств», работодатель не вправе допустить к работе работников, не прошедших периодическую проверку (т.1.л.д.38).

25 января 2022 года Росгвардия уведомила работодателя о том, что работником ведомственной охраны стрелковой команды ст. Тобольск, гр. Васильевым П.И. плановой периодической проверки 26.11.2021 г. и повторной периодической проверки 10.12.2021 г. согласно отправленного приглашения и сформированного списка сотрудников гр. Васильев П.И. не явился для прохождения периодической проверки 26.11.2021 г. и 10.12.2021 г., т.е. периодическую проверку в указанные даты данный гражданин не проходил (т.1.л.д.69).

31 января 2022 года Васильев П.И. написал заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы с учетом смен до 27 февраля 2022 года (т.1.л.д.40).

31 января 2022 года Васильев П.И. обратился начальнику ОЛРР по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому, Ярковскому районам майору полиции Севрюгиной О.Ю. (Росгвардия) с заявлением о переносе сдачи периодической проверки на май-июнь 2022 года и продлить разрешение хранение и использование спецсредств до июня 2022 года, где Севрюгина О.Ю. и непосредственный начальник Васильева П.И. – Куимов А.С. поставили отметку «согласовано» (т.1.л.д.13).

Приказом от 28.02.2022г. №128 Васильев П.И. был отстранен от работы в связи с не прохождением периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств на период - с 28.02.2022 до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения, без сохранения заработной платы.

С приказом работник ознакомлен с пометкой «не согласен» (т.1.л.д.10-11, 60).

В это же день 28 февраля 2022 года работодатель предложил Васильеву П.И. список вакантных должностей, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств по территории Тюменской области, ближайшие районы (ст. Войновка, Демьянка, Ишим, Тюмень) Васильев П.И. отказался (т.1.л.д.61).

В этот же день (в день вынесения приказа) Васильев П.И. в заявлении работодателю указал, что на имя начальника отделения лицензионной работы Росгвардии Севрюгиной О.Ю. написал заявление о переносе проверки на июнь 2022 года в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) (т.1.л.д.22).

02 марта 2022 года между Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» «Заказчик», и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной подготовки «Альянс-Охрана» «Исполнитель» заключен договор, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению учебно-методической и материальной базы для подготовки к прохождению периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств работников в соответствии с Приложением №1 к договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (л.д.99-106).

10 марта 2022 года Росгвардия уведомила Начальника Сибирского отряда, что осуществление охранных функций на объекте охраны без прохождения ежегодной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств является нарушением пункта 24.3 Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 года № 387.Принятие решения об отстранении работника от исполнения охранных функций, не явившегося на периодическую проверку, возлагается на должностное лицо, руководящее данным подразделением (т.1.л.д.62).

21 марта 2022 года Управление Росгвардии уведомило учебный центр необходимости обеспечения явки Васильева П.И. для прохождения проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств на 01 апреля 2022 года (т.1.л.д.44).

С уведомлением Васильев П.И. ознакомлен (т.1.л.д.78).

В ответ заявление Васильева П.И. от 28.02.2022 работодатель 21 марта 2022 года сообщил ему, что согласно требованиям ст. 6 Федерального закона РФ от 14.04.1999 № 77 «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств определен приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26.11.2019 № 387. По факту переноса проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, в адрес Сибирского отряда ВО от Отделения лицензионно-разрешительной работы (по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому, Ярковскому районам) подтверждающих сведений и документов по состоянию на 21 марта 2022 года не поступало. Дополнительно уведомил, что Управлением Росгвардии по Тюменской области предписано обеспечить прибытие на 01.04.2022 к 09 ч. 00 мин. в ЧОУ ДПО «ЦПП Альянс-Охрана» (Тюменская обл., г. Тобольск, 4 мкр., 85) с целью прохождения проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (т.1.л.д.43).

Данный ответ вручен работнику (т.1.л.д.188).

В письме от 07 февраля 2022 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сообщила Начальнику Сибирского отряда, что Перечень действий по соблюдению режима самоизоляции и действующих в регионе ограничительных мер определен постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п «О введении режима повышенной готовности», с изменениями от 28.01.2022 № 28-п. Согласно п.16 Постановления с 1 января 2022 года по 1 марта 2022 года гражданам в возрасте старше 60 лет за исключением граждан, прошедших вакцинацию (ревакцинацию) против новой коронавирусной инфекции в течение последних 12 месяцев, либо перенесших заболевание в течение последних 12 месяцев, соблюдать режим самоизоляции ц принимать дополнительные меры при вынужденном выходе из дома. Так же работодателям при наличии в штате или привлечении к работе на основании. договоров гражданско-правового характера граждан старше 60 лет, необходимо обеспечить в отношении указанных граждан: перевод на дистанционную работу (при наличии возможности) или предоставление оплачиваемого отпуска (больничного), принятие иных решений предусмотренных законодательством; перевод на дистанционную работу в течение 4 недель для вакцинации. Режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к лицам, замещающим государственную или муниципальную должность, чье нахождение на рабочем месте или исполнение полномочий является критически важным для обеспечения функционирования предприятий, организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к работникам здравоохранения, а также к сотрудникам старше 60 лет, прошедшим вакцинацию (ревакцинацию) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо перенесшим заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев (т.1.л.д.63).

29 марта 2022 года Васильев П.И. в заявлении работодателю, ссылаясь на Постановление Правительства № 353, указал о необходимости автоматического и упрощенного порядка оформления разрешительных документов на 12 месяцев, Указал, что уведомление Росгвардии на явку на периодическую проверку 04 июля 2022 года незаконное, т.к. подписано начальником ЛРР по Тюменской области, а должно быть подписано начальником по Тобольскому району (т.1.л.д.29).

26 апреля 2022 гола работодателем дан ответ на указанное письмо, согласно которому Сибирским отрядом ВО в адрес отделения лицензионно-разрешительной работы (по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому и Ярковскому районам) был направлен запрос с целью разъяснения порядка согласования сроков переноса проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Начальником ОЛЛ О.Ю. Севрюгиной срок проведения периодической проверки Вам согласован на апрель 2022 г. Ранее было направлено Уведомление № 735 от 21.03.2022 о том, что Управлением Росгвардии по Тюменской области предписано обеспечить прибытие Васильева П.И. 01.04.2022 к 09 ч. 00 мин. в ЧОУ ДПО «ЦПП Альянс-Охрана» (Тюменская обл., г. Тобольск, 4 мкр., 85) с целью прохождения проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. 01.04.2022 в ЧОУ ДПО «ЦПП Альянс-Охрана» с целью прохождения проверки, на которую работник не явился. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» не содержит в себе указаний, касающихся сроков продления проведения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Дополнительно сообщено, что в соответствии с п. 27 Приказа Росгвардии № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» решение комиссии о признании работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, действительно в течение 1 года со дня его принятия. Периодическая проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств была пройдена 26.12.2020. Также в установленные даты 26.11.2021 и 10.12.2021, с целью прохождения периодической проверки, работник не явился (т.1.л.д.45).

Уведомлением от 19 мая 2022 года работодатель предоставил Васильеву П.И. список вакантных должностей, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств по территории Тюменской области, ближайшие районы (ст. Войновка, Демьянка, Ишим, Сургут), а так же в другой области Камышлов, Пурпе (т.1.л.д.28 оборот, 79 оборот).

Васильев П.И. отказался, указал, что должны быть предложены должности в г. Тобольске.

Согласно штатному расписанию ни на момент 28 февраля 2022 года, ни на текущий момент вакантных должностей трудовая деятельность, по которым не связана с применением огнестрельного оружия и специальных средств – не имеется (т.1.л.д.137-144).

Аналогичная информация отражена и в ежемесячных отчетах, где указана вакансия на должность проводника служебных собак Стрелковой команды ст. Тобольск, однако согласно должностной инструкции, предполагает осуществление трудовой деятельности с применением огнестрельного оружия и специальных средств (п. 7.12 должностной инструкции) (т.1.л.д.146-153, 189-191).

Должность уборщика в г. Тобольске, на которую ссылался истец на подготовке к судебному заседанию, как на вакантную, согласно приказу от 02 мая 2017 года занята (т.1.л.д.145).

Приказами от 04 апреля 2022 года, 28 марта 2022 года, 21 марта 2022 года, 08 февраля 2022 года отстранены и другие сотрудники не прошедшие ежегодную проверку (л.д.172-178).

В качестве специалиста в судебном заседании была допрошена начальник ОЛРР по Вагайскому, Тобольскому, Уватскому, Ярковскому районам майору полиции Севрюгиной О.Ю. (сотрудник Росгвардии), которая пояснила, что действительно согласовала перенос проверки на апрель 2022 года, а не на июнь, как указывает истец, однако это не означало допуск к работе, без прохождения проверки работа, т.к. со спец.средствами и оружием категорично запрещена. Если бы она вышла с проверкой организацию и выявила бы факт работы Васильева П.И. без прохождения проверки в должности стрелка, привлекла бы работодателя к ответственности. Янишев М.Р. прошел проверку, что подтверждается актом, представленным специалистом (т.1.л.д.192). Вопрос об отстранении работника решается руководителем, в данном случае её виза «согласовано» на заявлении Васильева П.И. не являлась основанием для продления разрешения на использование спец.средств и оружия. Без продления, прохождения ежегодной проверки использование спец.средств запрещено. Какого-либо законодательного акта о продлении разрешении в упрощенном порядке в 2021 году, в отличие от 2020 года - не имелось (л.д.198).

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона № 77-ФЗ работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26.11.2019 № 387).

Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 77-ФЗ (ч. 7 ст. 6).

Согласно п. 14 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540, орган управления ведомственной охраны организует ежегодное проведение периодических проверок работников ведомственной охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные проверки осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Приказа Росгвардии от 25.11.2019 № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» по результатам периодической проверки комиссией принимается одно из следующих решений:

- признать частного охранника или работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств,

- признать частного охранника или работника не прошедшим периодическую проверку и направить его на повторную периодическую проверку в связи с:

непрохождением проверки теоретических знаний;

непрохождением проверки практических навыков;

несоблюдением техники безопасности, установленной в месте проведения периодической проверки;

неявкой частного охранника или работника на периодическую проверку,

- признать частного охранника или работника непригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, в связи с не прохождением повторной периодической проверки либо неявкой без уважительных причин на повторную периодическую проверку до даты очередного прохождения периодической проверки.

Приказом Росгвардии от 25.11.2019 № 387 утвержден Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Периодическая проверка включает в себя, в том числе проверку практических навыков применения огнестрельного оружия и специальных средств путем выполнения работниками упражнений по стрельбе из разрешенного к использованию законодательством Российской Федерации об оружии вида и типа огнестрельного оружия.

Проведение территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами, которым является ответчик, осуществляется на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением как огнестрельного оружия, так и специальных средств.

При этом нормы действующего законодательства, устанавливающего требования к сотрудникам ведомственной охраны, а также законодательства в области регулирования порядка проведения Росгвардией периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, не разграничивают требования к работникам в зависимости от наличия либо отсутствия в перечне должностных обязанностей последних возможности использования и применения огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 9 Закона о ведомственной охране Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.

ФГП ВО ЖДТ России является стратегическим и системообразующим предприятием (Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и «О перечне системообразующих организаций»).

п. 6 ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено: выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, в должностные обязанности которых входят использование огнестрельного оружия и его применение в целях самообороны или осуществления предусмотренных федеральными законами функций, осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки, их периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны иметь выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом разрешение на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Согласно Перечню работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», подлежащих обеспечению огнестрельным оружием, патронами к нему и специальными средствами, утвержденному Приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, а также Перечня работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», подлежащих обеспечению огнестрельным оружием, патронами к нему и специальными средствами» должность «стрелка» подлежит обеспечению огнестрельным оружием и специальными средствами. Стрелок входит в состав караула, обязан знать правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств. Одной из задач караула является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях.

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей; условиями договоров (контрактов), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями, экспедиторскими организациями, соглашений и договоров между перевозчиком, в том числе других государств и ФГП ВО ЖДТ России, военизированной охраной стран СНГ и ФГП ВО ЖДТ России. В обязанности стрелка по сопровождению грузов входит:

- знать границы своего поста, расположение и состояние мест выгрузки и хранения грузов, количество путей и их специализацию,

- участвовать в коммерческом осмотре вагонов, контейнеров с охраняемыми грузами. Осуществлять их охрану до момента убытия вагонов со станции (транзитные грузы) или до момента сдачи грузополучателям,

- принимать под охрану от грузоотправителя и сдавать грузы в вагонах и контейнерах грузополучателю на путях необщего пользования,

- знать количество принятых под охрану вагонов, контейнеров с грузами и их местонахождение на территории поста, особое внимание уделять сохранности вагонов с взрывчатыми материалами, метанолом, оружием, патронами, цветными металлами и другими опасными и ценными грузами,

- обходить территорию своего поста и проверять состояние охраняемых грузов в вагонах, контейнерах,

- задерживать лиц за хищения грузов или незаконный проезд в грузовых поездах, докладывать об этом начальнику караула и в дальнейшем действовать по его указанию,

- в ходе следования поезда вести наблюдение с обеих сторон за охраняемыми вагонами, а на стоянках проверять состояние ЗПУ, пломб, закруток, кузовов вагонов, грузов на открытом подвижном составе, не допускать проезда в поезде посторонних лиц и хождения их по путям в районе охраняемых вагонов, контейнеров с грузами,

- в случае обнаружения признаков хищения грузов сообщить начальнику караула, по возможности, принять меры к задержанию преступников, охране места происшествия.

В соответствии с п. 27 Приказа Росгвардии № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» решение комиссии о признании работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, действительно в течение 1 года со дня его принятия.

На войска национальной гвардии возлагается федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а также за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 226-ФЗ). Федеральной службой войск национальной гвардии РФ утвержден 09.04.2020 Перечень Актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. В частности, согласно указанного перечня, деятельность ФГП ВО ЖДТ России при осуществлении контроля со стороны войск национальной гвардии проверяется на соблюдение норм Приказа Росгвардии от 25.11.2019 № 387 (раздел 3 п. 3).

Приказом Росгвардии от 25.11.2019 № 387 не предусмотрена процедура и порядок переноса даты прохождения периодической проверки, кроме как в случае отсутствия документов, указанных в п. 22 настоящего Порядка. Работник не допускаются к периодической проверке, в связи с чем комиссией принимается решение о переносе даты периодической проверки на срок не более 14 календарных дней с учетом графика работы комиссии без изменения места ее проведения. Перенос даты периодической проверки по указанным обстоятельствам может производиться не более 1 раза в год. При повторном непредставлении документов частный работник признается не явившимся на периодическую проверку (п. 23 Порядка).

Управлением Росгвардии по Тюменской области даны разъяснения, согласно которым осуществление охранных функций на объекте охраны без прохождения ежегодной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств является нарушением п. 24.3 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 № 387 (письмо № 641/9-456 от 10.03.2022).

Согласно п. 1 постановления п. 16 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-п «О введении режима повышенной готовности» дополнен п.п. 16.3 следующего содержания: «16.3. режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к лицам, замещающим государственную или муниципальную должность, чье нахождение на рабочем месте или исполнение полномочий является критически важным для обеспечения функционирования предприятий, организаций, учреждений, органов власти, органов местного самоуправления, к работникам здравоохранения, а также к сотрудникам старше 60 лет и сотрудникам, имеющим заболевания согласно приложению N 1 к настоящему постановлению, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо перенесшим заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев».

Таким образом, учитывая обстоятельства по делу, указанные нормы, а именно, что последняя сдача периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств стрелком Васильевым П.И. пройдена в декабре 2020 года, должность «стрелка» предполагает осуществление трудовой деятельности, связанной с применением огнестрельного оружия и специальных средств, ФГП ВО ЖДТ России является стратегическим и системообразующим предприятием, работник Васильев П.И. исполняет свои трудовые обязанности в должности «стрелка», исполнение должностных обязанностей которого является критически важным для обеспечения функционирования предприятия, согласно Перечню работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», должность «стрелка» подлежит обеспечению огнестрельным оружием и специальными средствами, стрелок входит в состав караула, обязан знать правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств, одной из задач караула является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях, Васильев П.И. должен был пройти периодическую проверку 26.11.2021 (плановая) и 10.12.2021 (повторная), о чем был уведомлен, в указанные даты истец не явился для прохождения периодической проверки ссылаясь на COVID-19, при этом Васильев П.И. на момент назначенных для прохождения периодической проверки дат являлся прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (сертификат о профилактической прививке от 19.05.2021), 13 декабря 2021 г. письмом начальника Васильев П.И. был уведомлен о том, что в случае не прохождения в срок до 26.12.2021 плановой периодической проверки будет отстранен (не допущен к работе) от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, а так же что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не будет начисляться, по выходу из отпуска без сохранения заработной платы на смену 28.02.2022 стрелку Васильеву П.И. были предложены вакантные должности, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, но Васильев П.И. отказался со ссылкой, что должна быть предложена работа в г. Тобольске, но по состоянию на 28.02.2022 вакантные должности в г. Тобольске, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, отсутствовали, коллективным договором ФГП ВО ЖДТ России на 2021-2023 годы обязанность работодателя предлагать вакансии в других местностях не предусмотрена и несмотря на это работодателем были предложены все вакансии по территории дислокаций структурных подразделений Сибирского отряда ВО в Тюменской области, трудовая деятельность по которым не связана с применением огнестрельного оружия и специальных средств; Управлением Росгвардии по Тюменской области даны разъяснения, о том, что осуществление охранных функций на объекте охраны без прохождения ежегодной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств является нарушением п. 24.3 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 № 387; т.е. работодателем обеспечен, организован и согласован с Управлением Росгвардии по Тюменской области порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, в 2021, 2022 году работодателем были заключены договоры на оказание услуг по проведению периодических проверок и аренде тира с ООО СК «Альфа-Альянс», с ЧОУ ДПО «ЦПП «Альянс-Охрана», в ноябре 2021 г. по заявлению Васильева П.И. Тюменской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства в Сибирском отряде ВО (по факту прохождения / не прохождения периодической проверки Васильевым П.И.), по результату которой нарушения закона не выявлено, в последующем Уведомлением Управления Росгвардии по Тюменской области от 21.03.2022 № 735 Васильеву П.И. назначена периодическая проверка на 01.04.2022, о необходимости явки для прохождения периодической проверки в ЧОУ ДПО «ЦПП Альянс-Охрана» Васильев П.И. уведомлен 22.03.2022, но для прохождения периодической проверки 01.04.2022 так же не явился, 19.05.2022 работнику вновь было вручено уведомление об имеющихся вакантных должностях, осуществление трудовой деятельности по которым не связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств; в судебном заседании специалист Управления Росгвардии О.С. Севрюгина пояснила, что перенос проверки не является основанием для продления разрешения на использование спец.средств, согласовала перенос проверки Васильеву П.И. на апрель 2022 года, однако это не свидетельствовало о том, что Васильев П.И. будет вправе осуществлять трудовую функцию с применением спец.средств или оружия; отсутствие в конкретный период времени и в рамках исполнения обязательств по охране конкретного объекта необходимости выдачи работнику оружия, который в соответствии с Законом о ведомственной охране наделен правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не освобождает указанного работника от обязанности, во исполнение Закона о ведомственной охране и Порядка № 387 проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением, в том числе, огнестрельного оружия – оснований считать приказ об отстранении работника от работы незаконным не имеется.

Действующее правовое регулирование не предъявляет разные требования к работникам ведомственной охраны в зависимости от разного объема оказываемых ими услуг. Следовательно, и содержание периодических проверок на предмет пригодности к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, не связано с включением в служебные обязанности такого работника права на применение огнестрельного оружия, следовательно, довод истца о том, что не все сотрудники имеют оружие, а только 15-20 человек, не является юридически значимым, т.к. проверку обязательность ежегодной проверки предусмотрена и для сотрудников, работающих со спец.средствами.

Довод о том, что отсутствие огнестрельного оружия не препятствует истцу выполнять обязанности, не оспаривается ответчиком, поскольку действительно стрелок Васильев П.И. в трудовой деятельности использует спец. средства, на использование которых так же необходимо пройти проверку.

Указание истца на то, что его коллега Янишев М.Р. тоже не прошел проверку, однако не был отстранен, противоречит акту, представленному специалистом Севрюгиной О.Ю., в котором отражен факт прохождения проверки данным сотрудником (т.1.л.д.192).

Ссылка на то, что основание (не прохождение Васильевым П.И. периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств) не входит в перечень, предусмотренный законом, на основании которого работодатель имеет возможность отстранить работника от работы, основана на ошибочном толковании норм права, поскольку абз.6 ст.76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

В данном случае специальное право работника (на использование спец.средств) приостановлено, срок действия предыдущей проверки истек, следовательно, работодатель вправе был отстранить работника.

Была и установлена невозможность исполнения истцом обязанностей по трудовому договору, поскольку должность «стрелка» предполагает осуществление трудовой деятельности, связанной с применением в том числе со специальными средствами.

То обстоятельство, что истец Васильев П.И. уже длительное время с августа 2020 года исполняет свои трудовые обязанности без оружия, которое ему работодателем не выдавалось, не свидетельствует о том, что исполнение Васильевым П.И. должностных обязанностей не является критически важным для ответчика и от этого не зависит обеспечение функционирования предприятия.

Указание на то, что юридически значимым обстоятельством является тот факт, что истец Васильев П.И. не отказывался и не отказывается от прохождения периодической проверки, а срок для ее прохождения ему был продлен, противоречит материалам дела, из которых следует, что работник уведомлялся о проверках, не прошел их, а срок ежегодной проверки не был продлен, а бы лишь перенесен, что не является основанием для допуска к работе без прохождения проверки.

Довод о том, что как Васильев П.И. никогда не отказывался от прохождения периодической проверки, так же не согласуется с материалами дела, он хоть и указывает в своих заявлениях, что не отказывается, однако на проверки ни в ноябре, декабре 2021 года, ни в апреле 2021 года будучи уведомленным не явился.

Оснований расценивать действия работодателя как лица, злоупотребляющего своими правами, с целью «избавиться» от нежелательного работника, у суда не имеется, так как даже в ходе судебного разбирательства представитель пояснила, что работодатель готов хоть завтра допустить Васильева П.И. к работе в случае прохождения им проверки, которую могут организовать и согласовать специально для него, не дожидаясь следующей партии по графику.

Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ, соответственно отстранение Васильева П.И. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от прохождения периодической проверки, ФГП ВО ЖДТ России обоснованно с 28.02.2022 не начисляет и не выплачивает истцу заработную плату. Требование истца о выплате ему заработной платы за период отстранения удовлетворению не подлежит.

Оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540, ФЗ «О ведомственной охране», Приказом Росгвардии № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств», ФЗ «Об оружии», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Васильева Петра Ивановича к Федеральному Государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании приказа № 128 от 28.02.2022 незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 28.02.2022 по 28.05.2022 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области.

Судья М.А. Гаврикова

Решение суда в окончательной форме составлено 09 июля 2022 года.