ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1594/2022 от 27.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 27 июня 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Клабуковой Н.Н.,

при секретаре Бегляровой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1594/2022 (43RS0001-01-2022-001363-22) по иску ФИО1 к ООО "МВМ" о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО "МВМ" о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указав, что {Дата изъята} у ООО «МВМ», дистанционным способом - на интернет-сайте {Адрес изъят} был приобретен сертификат - «Набор подписок и сервисов Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев» номинальной стоимостью 2 490 руб. Однако, истец воспользоваться данным сертификатом (активировать подписку) не смог, поскольку как оказалось, на его аккаунте в системе Яндекс имеется подписка на устройство, которая должна оплачиваться ежемесячно только деньгами или яндекс-баллами, сертификаты для оплаты не принимаются. При покупке в свойствах товара эти условия не были указаны. В связи с чем он обратился по телефону в техническую поддержку с требованием возврата неиспользованного товара и получения денег, уплаченных за него, но сотрудник магазина отказал в возврате денег со ссылкой на тот факт, что электронные товары возврату не подлежат. {Дата изъята} в адрес ответчика направлено требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денег, которое было получено {Дата изъята}, однако не исполнено до настоящего времени. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 2 490 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечено ООО «Яндекс» и ООО «Асбис».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее представлены дополнения к иску, согласно которым продавец (ООО "МВМ") не предоставил полную информацию о товаре, в части возможности использования сертификата покупателем, у которых уже имеется неоплаченная подписка Яндекс Плюс Мульти, поскольку ни в одном документе, указанном в описании товара, нет информации о том, что подписку не может быть активирована до истечения срока действующей. В результате он не смог оплатить данным сертификатом подписку на услуги ООО «Яндекс» и вынужден оплачивать ее ежемесячно. Купленный {Дата изъята} сертификат на настоящий момент не использован. Таким образом, право потребителя на получение полной и достоверной информации нарушено, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Представитель ответчика ООО "МВМ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее представлен отзыв, согласно которому {Дата изъята} истец приобрёл у ответчика услугу партнёра: набор подписок и сервисов Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев, стоимостью 2490 руб., приобретение и расчёт было произведено дистанционно. При этом вся информация о продукте доступна на сайте {Адрес изъят} в описании, также в описании присутствуют интерактивные ссылки на информацию и условия использования на сайте непосредственного исполнителя услуги ООО «Яндекс». Набор подписок и сервисов Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев - не является товаром. Это услуга по доступу к определённому контенту, оказываемая третьим лицом (ООО «Яндекс») являющемся правообладателем. Как следует из текста искового заявления, истец не смог активировать услугу именно под определённой учётной записью. Пути решения этой проблемы, как следует из текста искового заявления, исполнитель услуги озвучил. Таким образом, истец не скрывает, что воспользоваться подпиской возможно. Ответчик полагает, что вина - это отказ ответчика принять отказ от договора купли продажи по интернет заказу {Номер изъят} от {Дата изъята} Следовательно, ответчик невиновен до момента удовлетворения такого отказа. Просит в иске отказать.

Представители третьих лиц ООО «Яндекс» и ООО «Асбис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 455 ГК РФ).

Как указано в ч. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Положения о дистанционном способе продажи товара предусмотрены также ст. 26.1. Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

{Дата изъята} истец приобрел у ООО «МВМ» дистанционным способом на интернет-сайте {Адрес изъят} сертификат - «Набор подписок и сервисов Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев» номинальной стоимостью 2 490 руб., что подтверждается кассовым чеком {Номер изъят} от {Дата изъята} и электронным письмом от {Дата изъята} (заказ {Номер изъят}).

После приобретения сертификата истец попытался им воспользоваться и активировать подписку. Однако сделать это не получилось, поскольку как оказалось, на его аккаунте в системе Яндекс имеется подписка на устройство, которая должна оплачиваться ежемесячно только деньгами или яндекс-баллами, сертификаты для оплаты не принимаются.

{Дата изъята} истец обратился к продавцу с заявлением, в котором указывал, что приобретенный {Дата изъята} сертификат не может быть им использован по назначению, поскольку на аккаунте в Яндекс у него уже имеется действующая подписка Яндекс Плюс Мульти на 3 года и активировать приобретённую подписку он сможет не ранее {Дата изъята} Продавец не предоставил ему полную информацию о товаре в части возможности использования сертификата покупателем, у которых уже имеется подписка Яндекс Плюс Мульти. Просил расторгнуть договор купли-продажи сертификата и вернуть уплаченную сумму в размере 1 245 руб. в течение 7 календарных дней, а также вернуть сумму бонусов, списанных за товар в количестве 1 245 шт. на бонусный счет карты.

Данное заявление получено ООО «МВМ» {Дата изъята}, однако ни в установленный потребителем срок, ни позднее ответ на заявление не предоставил, денежные средства не вернул.

Ссылаясь на отсутствие добровольного удовлетворения требований со стороны ответчика, обстоятельства о не предоставлении ему как потребителю полной информации о товаре в части возможности использования сертификата, в случае наличия подписки, истец обратился в суд с настоящим иском.

Сторона ответчика с иском не согласна, указывая при этом на отсутствие своей вины, поскольку у истца имеется иная возможность использовать сертификат, а вся информация о продукте доступна на сайте {Адрес изъят} в описании, в том числе, интерактивные ссылки на информацию и условия использования на сайте непосредственного исполнителя услуги ООО «Яндекс».

Разрешая заявленные требования, с учетом доводов сторон, суд установил, что при приобретении на сайте {Адрес изъят} товара «Набор подписок Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев» на электронной странице имеется описание как самого товара, так информация о способах активации промокода с указанием интерактивных ссылок исполнителя услуги ООО «Яндекс» (алгоритм активации промокода: 1) авторизуйтесь на Яндексе: {Адрес изъят}; 2) перейдите на страницу: {Адрес изъят} 3) введите код и нажмите кнопку «Активировать»; если что-то пошло не так, служба поддержки Яндекс Плюс придёт на помощь: {Адрес изъят}; подробные условия использования промокодов: yandex.ru/support/plus/promocode.html; условия подписки Яндекс Плюс, описание привилегий и условия их предоставления {Адрес изъят}/; правила программы лояльности «Яндекс Плюс Кэшбэк» {Адрес изъят}; информация о действующих подписках и управление ими доступно по ссылке {Адрес изъят}).

В соответствии с Правилами приобретения и использования подарочных сертификатов подарочный сертификат/сертификат - электронный документ, содержащий промокод, при активации которого в период действия подарочного сертификата, покупателю или иному получателю подарочного сертификата предоставляется право воспользоваться подпиской на Яндекс Плюс на период подписки (п. 1.1); промокод - буквенный/цифровой/комбинированный код, указанный на подарочном сертификате, использование которого предоставляет покупателю или получателю право воспользоваться подпиской на Яндекс Плюс на период подписки (п. 1.3); подарочный сертификат действителен в течение 6 месяцев с даты его приобретения (п. 2.4); по истечении срока действия подарочного сертификата, он считается деактивированным. Обмен деактивированного подарочного сертификата на новый подарочный сертификат невозможен, денежные средства, уплаченные покупателем подарочного сертификата за подарочный сертификат (стоимость сертификата), не возвращаются (п. 2.5).

Согласно Условиям подписки на Яндекс Плюс (в редакции, действующей на момент приобретения истцом сертификата) подписка Яндекс Плюс - это предоставление пользователю возможности за плату в течение ограниченного промежутка времени получать удаленный доступ к контенту аудио и аудиовизуальных произведений для просмотра и/или прослушивания через сеть "Интернет" (далее — «Контент»), описание которого приведено на странице: {Адрес изъят}. Для того, чтобы воспользоваться подпиской на Яндекс Плюс, получатель сертификата должен активировать подарочный сертификат в течение срока действия сертификата на сайте в сети Интернет адресу: {Адрес изъят}; оформив подписку и/или дополнительную опцию, пользователь считается принявшим условия, а также положения всех документов, на которые ссылаются условия, в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия пользователя с положениями указанных документов, пользователь обязан прекратить подписку и/или отказаться от дополнительной опции в личном кабинете (п. 1.2).

Из указанных условий приобретения и использования сертификатов на подключение Подписки Яндекс Плюс следует, что осуществив покупку сертификата, пользователь в соответствии с п. 2.2. заключает договор с ООО "Яндекс" на условиях Правил приобретения и использования подарочных сертификатов ({Адрес изъят}/), а также соглашается с условиями, изложенными в указанных Правилах, принимает их и обязуется выполнять (п. 2.10.).

По данным ООО «Яндекс» истец пользуется в сервисах Яндекса двумя аккаунтами:

- {Адрес изъят} - входит в подписку Плюс Мульти.

- {Адрес изъят} - активна подписка Плюс Мульти, приобретенная в связи с подключением пользователем устройства по подписке по правилам {Адрес изъят}/. Подписка в связи и с активацией подарочного сертификата перенесена до окончания срока подписки, предоставляемой в связи с приобретением пользователем устройства по подписке.

В соответствии с п. 2.11 условий использования подарочных сертификатов если у получателя имеется действующая подписка «Музыкальная станция Плюс» или подписка «Подписная станция» или подписка «Подписная станция мини», период подписки, предоставляемый получателю после активации Подарочного сертификата в соответствии с правилами (п. 2.4 Правил), начнется только после завершения платежей по такой подписке и завершения оплаченного периода.

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара (ч. 3 ст. ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Как указано в п. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. ст. 8 Закона о защите прав потребителей).

Как следует из ответа ООО «Яндекс» на судебный запрос в случае приобретения кодов для активации подписки у третьих лиц, условия использования доводятся посредством упаковки карточки с соответствующим кодом. Доведение информации о порядке действия сертификатов при их продаже третьими лицами осуществляется посредством ее нанесения на упаковку товара и возлагается на непосредственного продавца в соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

При разрешении спора судом достоверно установлено, что истец приобрел товар - сертификат «Набор подписок Яндекс Плюс Мульти на 12 месяцев» у продавца ООО «МВМ», при этом на странице Интернет-сайта, на которой размещено предложение о приобретении данного товара, покупателю не изложена информация о порядке действия сертификатов, в случае наличия уже активированной подписки. Данная обязанность в силу ст. 10 Закона о защите прав потребителей лежит на продавце, в данном случае - ООО «МВМ».

Кроме того, судом дополнительно запрашивались сведения о том, каким именно образом на электронной странице сайта магазина до покупателя доводится информация о порядке действия сертификатов. Не смотря на наличие информации о получении данного запроса ООО «МВМ», ответчиком ответ на него не представлен.

В связи с изложенным выше, суд находит подтвержденным факт нарушения прав ФИО1 как потребителя со стороны продавца ООО «МВМ».

Как указано в ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В силу ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая установленный факт нарушения прав истца как потребителя, суд определяет ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 2 490 руб.

При этом то обстоятельство, что истец имеет иную возможность использовать сертификат (например, предоставить в дар знакомому), не свидетельствует об отсутствии вины ответчика и не является безусловным основанием для отказа ФИО1 в удовлетворении настоящего иска.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Учитывая установленный факт нарушения прав истца как потребителя, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф, размер которого составляет 1 245 руб. (2 490 руб. х 50%).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход Муниципального образования «Город Киров» в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ООО "МВМ" (ОГРН: {Номер изъят}, ИНН: {Номер изъят}) в пользу ФИО1 (паспорт {Номер изъят}{Номер изъят}) компенсацию морального вреда в размере 2 490 руб., штраф в размере 1 245 руб.

Взыскать с ООО "МВМ" (ОГРН: {Номер изъят}, ИНН: {Номер изъят}) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Н.Клабукова

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года

Решение25.07.2022