25RS0001-01-2023-009516-85
Дело № 2-1595/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока
в составе председательствующего судьи Юлбарисовой С. А.
при секретаре Любецкой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании незаконным отказа в перерасчете выслуги лет, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (ИНН <***> ОГРН <***>) (далее – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю), в обоснование которого указал, что в настоящее время является старшиной в отставке, в период с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву и контракту на различных должностях ВС РФ. Военную службу по призыву проходил: ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 73864 (Московский военный округ) в должности курсанта; с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч полевая почта 80340 (Западная группа войск) в должности командира отделения; с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 01860 (Северо-Кавказский военный округ) в должности заместителя командира взвода – командира отделения. 31.12.1993 был уволен в запас с истечением срока военной службы по призыву. Военную службу по контракту проходил: с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 32398 (Тихоокеанский флот) в должности водителя – слесаря; с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 10103 (Тихоокеанский флот) в должности заместителя командира взвода – командира отделения. Приказом командующего войсками и силами на Северо-Востоке от 08.06.2017 №119 был уволен в отставку <данные изъяты>, <данные изъяты> в в/ч 10103 с ДД.ММ.ГГГГ и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов г.Краснодара. При этом отдельные периоды его службы в ВС РФ подлежат зачету в общую выслугу лет для назначения пенсии и трудовой стаж в льготном исчислении, в том числе: выполнение задач в условиях ЧП в зоне осетино-ингушского конфликта в период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за три месяца; служба в отдаленной местности (Камчатская область) в период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за два месяца. Общая выслуга лет истца в льготном исчислении на день увольнения с военной службы фактически составляла 20 лет 11 месяцев 28 дней, что также подтверждается расчетом выслуги лет военнослужащего на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, приказом командира в/ч 87272 от 19.06.2017 №250, в связи с чем, имеет право на назначение пенсии за выслугу лет по линии МО РФ. Однако ввиду <данные изъяты>, после исключения из списков личного состава в/ч в связи с увольнением с военной службы, он не обращался за назначением пенсии за выслугу лет, так как ему была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности по линии МО РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ. После прекращения выплаты пенсии по инвалидности (по причине снятия инвалидности с 01.02.2018) его адвокат Жадан А.Г. обратился по месту жительства в пенсионный фонд МО РФ в лице ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» за назначением пенсии за выслуг лет в связи с наличием у него выслуги в льготном исчислении более 20 лет, в чем ему было отказано в связи с отсутствием в личном деле расчета выслуги лет на пенсию с наличием выслуги более 20 лет, а также денежного аттестата. Также из ответа следовало, что после поступления названных документов, вопрос о назначении пенсии за выслугу лет по линии МО РФ будет рассмотрен в установленном законом порядке. В октябре 2020 года его адвокат обратился в адрес ответчика в лице ФКУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» с заявлением о производстве повторного расчета/перерасчета выслуги лет в льготном исчислении, а также направлении расчета вместе с денежным аттестатом в адрес ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет по линии МО РФ. Вместе с тем, данное заявление было оставлено без удовлетворения (отказ от 26.11.2020 №543/4/10415), поскольку период военной службы в условиях ЧП с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в льготном исчислении ввиду его нахождения в указанный период в статусе военнослужащего по призыву. С данным отказом он не согласен, поскольку в названный период в/ч 01860 в полном составе выполняла боевые задачи в зоне ЧП, была включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ. Принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и в условиях ЧП в Республике Северная Осетия и Ингушской Республике в период с ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения военной службы в условиях ЧП в зоне осетино-ингушского конфликта с ДД.ММ.ГГГГ полагается к зачету в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, вне зависимости от имевшегося на тот момент у статуса. На основании изложенного ФИО2 просит признать незаконным письменный отказ ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» от 26.11.2020 №543/4/10415 о повторном расчете выслуги лет на пенсию старшины в отставке ФИО2; направить указанный расчет с денежным аттестатом и иными необходимыми документами в адрес ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет по линии МО РФ; обязать ответчика произвести повторный расчет общей выслуги лет на пенсию старшины в отставке ФИО2 по состоянию на 21.06.2017, истребовав для расчета личное дело ФИО2 в ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», засчитать в общую выслугу лет период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, экземпляр повторного расчета общей выслуги лет на пенсию вместе с денежным аттестатом и личным делом ФИО2 направить в адрес ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» для разрешения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет по линии МО РФ.
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 106-118).
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в судебное заседание также не явился, уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.125-126).
При таких обстоятельствах суд, в силу положений статьи 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. В обоснование возражений пояснила, что при рассмотрении заявления истца запрашивалось его личное дело, изучались все имеющиеся в нем документы, касающиеся прохождения службы. Вместе с тем, время фактического выполнение задач в условиях ЧП с 02.11.1992 по 31.12.1993 может засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" как период срочной военной службы истца только в календарном исчислении в общий трудовой стаж, поскольку истец служил в то время по призыву.
Исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела следует, что старшина ФИО2 являлся <данные изъяты>
Приказом командующего войсками и силами на Северо-Востоке по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ старшина ФИО2 был <данные изъяты> (л.д.60).
Приказом командира в№ от 19.06.2017 №250 старшина ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на временный воинский учет в военный комиссариат г.Петропавловск-Камчатский Камчатского края, с последующим убытием на постоянный воинский учет в военный комиссариат Прикубанского района г.Краснодар (л.д.64).
08.10.2020 ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» возвратило без исполнения заявление ФИО2, указав следующее. В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы осуществляется Министерством обороны РФ, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более (ст.11,14). В соответствии с Положением о порядке прохождения службы, утвержденным Указом Президента РФ 1999 года №1237 (ст.34 п.14), обязанность по оформлению документов военнослужащим, подлежащим увольнению, возложена на командование воинских частей по месту службы. Методическими рекомендациями Главного управления МО РФ 2000 года определены документы, которые представляются для назначения пенсии, в числе которых: личное дело военнослужащего с выписками из приказов об увольнении и исключении из списков личного состава части, денежный аттестат и расчет выслуги лет на пенсию, оформленный полномочными органами. Работа по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется отделами подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий УФО МО РФ в составе военных округов, которые составляют расчет выслуги лет на пенсию военнослужащим, проходящим военную службу на территории военного округа и подлежащим увольнению с военной службы. Военный комиссариат оформлять расчет выслуги лет на пенсию, вносить в оформленный расчет выслуги лет на пенсию изменения не правомочен. Расчет выслуги лет на пенсию ФИО2 был составлен отделом УФО МО РФ по Приморскому краю, согласно которому его выслуга лет на день увольнения составила 19 лет 05 месяцев 00 дней. И поскольку выслуга лет на пенсию ФИО2 составляет менее 20 лет, право на пенсию МО РФ ФИО2 не имеет. В случае представления необходимых документов вопрос о назначении пенсии будет рассмотрен в соответствии с законодательством. Личное дело ФИО2 возвращено в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов города Краснодар (л.д.38-39).
Расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию по состоянию на 07.02.2018 в отношении старшины ФИО2 имеется в материалах дела (л.д.59).
20.10.2020 ФИО2 обратился в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» с заявлением о производстве повторного расчета общей выслуги лет в льготном исчислении и направлении документов для назначения пенсии за выслугу лет, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву и контракту на различных должностях ВС РФ. Военную службу по призыву проходил: с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 73864 (Московский военный округ) в должности курсанта; с 28ДД.ММ.ГГГГ в в/ч полевая почта 80340 (Западная группа войск) в должности командира отделения; с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 01860 (Северо-Кавказский военный округ) в должности заместителя командира взвода – командира отделения. <данные изъяты> Военную службу по контракту проходил: ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 32398 (Тихоокеанский флот) в должности водителя – слесаря; с 01.12.2009 по 21.06.2017 в в/ч 10103 (Тихоокеанский флот) в должности заместителя командира взвода – командира отделения. Приказом командующего войсками и силами на Северо-Востоке от <данные изъяты> и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов г.Краснодара. При этом отдельные периоды его службы в ВС РФ подлежат зачету в общую выслугу лет для назначения пенсии и трудовой стаж в льготном исчислении, в том числе: выполнение задач в условиях ЧП в зоне осетино-ингушского конфликта в период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за три месяца; служба в отдаленной местности (Камчатская область) в период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за два месяца. Общая выслуга лет истца в льготном исчислении на день увольнения с военной службы фактически составляла 20 лет 11 месяцев 28 дней, что также подтверждается расчетом выслуги лет военнослужащего на пенсию по состоянию на 07.02.2018, приказом командира в/ч 87272 от 19.06.2017 №250, в связи с чем имеет право на назначение пенсии за выслугу лет по линии МО РФ с момента прекращения выплаты пенсии по инвалидности – с 01.02.2018 (л.д.40-42).
Названные периоды прохождения военной службы по призыву и контракту на различных должностях ВС РФ подтверждаются в том числе представленной копией военного билета ФИО2 (л.д.23-37).
Вместе с тем, данное заявление было оставлено без удовлетворения (отказ от 26.11.2020 №543/4/10415), поскольку ФИО2, проходившему срочную военную службу (в спорный период), время фактического выполнения задач в условиях ЧП может засчитываться в льготном исчислении (в тройном размере) только в трудовой стаж в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а в выслугу лет для назначения пенсии с 02.11.1992 по 31.12.1993 может засчитываться только в календарном исчислении (л.д.44-46).
С данным отказом истец не согласен, поскольку считает, что отдельные периоды его службы в ВС РФ подлежат зачету в общую выслугу лет для назначения пенсии и трудовой стаж в льготном исчислении, в том числе: выполнение задач в условиях ЧП в зоне осетино-ингушского конфликта в период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за три месяца. После исключения из списков личного состава в/ч в связи с увольнением с военной службы, он не обращался за назначением пенсии за выслугу лет, так как ему была назначена и выплачивалась <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ
Помимо этого, истцом были представлены ответы Министерства обороны Российской Федерации о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в/ч 01860 в полном составе выполняла боевые задачи в зоне ЧП, была включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и в условиях ЧП в Республике Северная Осетия и Ингушской Республике с периодом участия с 02.11.1992 по 01.02.1995 (л.д.56-58).
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.1992 N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики", с 14 часов 02.11.1992 на территории Северо-Осетинской ССР введено чрезвычайное положение до 02.12.1992. Постановлением ВС РФ от 01.12.1992 N 4043-1 действие чрезвычайного положения продлено до 14 часов 30.01.1993. В отдельных районах республики действие чрезвычайного положения неоднократно продлевалось до 1995 года.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах не предусмотрена.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12. 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
На основании части третьей статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации, т.е. Постановлением от 22.09.1993 N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12.02. 1993 N 4468-1, пункт 5 которого приведен выше.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12. 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона от 21 января 1993 года N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так как требования истца основаны на необходимости зачисления периода прохождения службы по призыву в выслугу лет, к правоотношениям сторон подлежит применению Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и принятое в соответствии с ним Постановление Правительства от 22 сентября 1993 года N 941, которые не предусматривают возможностью включения службы по призыву (срочной военной службы) в выслугу лет в льготном исчислении.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 (паспорт №) к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (ИНН <***> ОГРН <***>) о признании незаконным отказа ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» от 26.11.2020 №543/4/10415 о перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, включении в общую выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы с 02.11.1992 по 31.12.1993 – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2024.
Судья С. А. Юлбарисова