ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1596/19 от 24.05.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0007-01-2019-001217-85

Дело № 2-1596/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Борода О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области», Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании участником Великой Отечественной войны, защите жилищных прав,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании участником Великой Отечественной войны, защите жилищных прав.

В обоснование указала, что имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, однако полагает, что при выдаче удостоверения была допущена ошибка, поскольку она является участником Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны работала в колхозе «Колос» Мельковского района Луганской области Украины на протяжении 1 года 6 месяцев 20 дней, кроме того, 186 суток находилась в оккупации, из которых 45 суток – на выступе Сталинградского фронта во время проведения операции «Кольцо».

Жилого помещения в собственности не имеет, в связи с чем, полагает, что имеет право на получение социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет федерального бюджета Российской Федерации.

С учетом уточнения исковых требований просила признать ее участником Великой Отечественной войны, возложить на ответчиков обязанность принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также предоставить ей жилое помещение по договору социального найма либо единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации как участнику Великой Отечественной войны или вдове участника Великой Отечественной войны.

С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омской области», Администрация города Омска.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. В годы войны она проживала в районе боевых действий, в зоне интенсивного артобстрела и бомбежек, работала в указанный период в колхозе. После войны в числе комсомольцев была направлена в Западную Украину для проведения агитационной работы среди населения, где постоянно находилась в зоне риска.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В судебном заседании пояснила, что правовой статус участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, установленный Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», не является тождественным, законом установлены различные основания и условия выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны для участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Пояснила, что истец является ветераном Великой Отечественной войны (труженик тыла) и получателем правовых гарантий социальной защиты как труженик тыла, оснований для признания истца участником Великой Отечественной войны с выдачей соответствующего удостоверения не имеется.

Представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО3, действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для постановки истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве в удовлетворении требований ФИО1 просил отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили, извещены надлежаще.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны (труженик тыла), ветераном труда, вдовой участника Великой Отечественной войны.

ФИО1 состояла в зарегистрированном браке с Л.Д.И. (л.д. 17). Л.Д.И. принимал участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны с июня 1941 года по май 1945 года (л.д. 14). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.1985 Л.Д.И. награжден орденом «За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (л.д. 16). ДД.ММ.ГГГГЛ.Д.И. умер (л.д. 15).

В годы Великой Отечественной войны ФИО1 работала в колхозе «Колос» Мельковского района Луганской области Украина на протяжении 1 года 6 месяцев 20 дней, кроме того, 186 суток находилась в оккупации, из которых 45 суток - на выступе Сталинградского фронта во время проведения операции «Кольцо» (л.д. 21-26).

Истец награждена медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Ветеран труда», «50 лет ветеранскому движению», юбилейными, а также благодарственными письмами и почетными грамотами.

По сведениям военного комиссариата Ленинского и Октябрьского АО г. Омска, по месту жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, архивных документов, подтверждающих ее участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., не имеется.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны; 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Основанием выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (труженики тыла), является трудовая книжка, справка архивного учреждения и организации, подтверждающая факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо удостоверение о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участниками Великой Отечественной войны являются:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

Судом на основании исследованных доказательств установлено, что 10.07.2012 ФИО1 выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, с отметкой о праве на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (для тружеников тыла).

Учитывая различный правовой статус участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, установленный Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки указанным категориям граждан предоставляются по разным правовым основаниям и содержат различия в условиях и объеме их предоставления. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусматривает приравнивания по статусу тружеников тыла к участникам Великой Отечественной войны.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона, установленные по делу обстоятельства, в частности тот факт, что истец ФИО1 в установленном законом порядке признана ветераном Великой Отечественной войны, ей выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, с отметкой о праве на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (для тружеников тыла), доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отнесения истца к числу участников Великой Отечественной войны, в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца в части признания ее участником Великой Отечественной войны.

Разрешая заявленные истцом требования о защите ее жилищных прав, суд исходит из следующего.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Статья 23.2 указанного Федерального закона регулирует обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 названной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предусмотрено, что предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года (п. 3).

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Обеспечение участников Великой Отечественной войны, членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (подпункт 1 пункта 4 Порядка).

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат, указанных в пункте 4 названного Порядка, является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (п. 5).

Минстрой Омской области на основании сводных списков граждан и объема средств федерального и областного бюджетов формирует списки граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году (п. 11).

Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении выплаты, которое оформляется Минстроем Омской области и передается органам местного самоуправления Омской области для вручения гражданину (п. 13).

Минстрой Омской области, согласно п. 20 указанного Порядка, разрабатывает и утверждает формы документов, необходимых для реализации названного Порядка; подготавливает документы для выдачи свидетельств; ведет реестр выданных и погашенных свидетельств; информирует органы местного самоуправления Омской области о приобретении гражданами жилых помещений на условиях, предусмотренных Порядком.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основанием выдачи свидетельства члену семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны является установление факта нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий. Кроме того, принятие в отношении истца, решения уполномоченным органом о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты может осуществляться только с учетом перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Как следует из адресной справки отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Омской области, представленной по запросу суда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства с 11.05.2012 по адресу: <адрес>.

Согласно копии лицевого счета ЖСК «Молодежный-2» 15.05.2019 в указанном жилом помещении по адресу: <адрес>, с 11.05.2012 постоянно зарегистрированы по месту жительства ФИО1 (мать), Г.С.Д. (собственник), Г.И.В. (собственник), Г.П.Д. (сын). Общая площадь квартиры составляет 91,7 кв. м.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 20.05.2019 следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Г.С.Д., Г.И.В., <данные изъяты>.

01.03.2018 ФИО1 в Администрацию г. Омска было подано заявление о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с положениями статей 49, 51 Жилищного кодекса РФ на учет принимаются граждане, признанные по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно: признанные малоимущими или относящиеся к иным категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, и обеспеченные общей площадью жилого помещения ниже установленной нормы (15 кв.м. общей площади на человека в г. Омске).

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов комиссией по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска установлено, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 91,7 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> дочери и внучке заявителя. В жилом помещении зарегистрированы по месту жительства четыре человека: ФИО1, ее дочь, внучка, правнук.

Согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Таким образом, ФИО1 с дочерью, приходящейся ей членом семьи, обеспечены общей площадью жилого помещения свыше установленной учетной нормы (по 22,9 кв.м на человека).

В связи с изложенным, постановлением Администрации г. Омска от 05.04.2018 № 367-п «Об отказе ФИО1 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истцу отказано в принятии на учет.

Принимая во внимание приведенные выше нормативные положения, установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что нарушений действующего законодательства в действиях ответчиков Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска в рамках разрешения вопроса о постановке ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеется, равно как и не имеется на момент разрешения настоящего спора правовых оснований для принятия истца на соответствующий учет, и как следствие, предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны, ей выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, с отметкой о праве на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (для тружеников тыла), оснований для признания истца участником Великой Отечественной войны не имеется, равно как и не установлено правовых оснований для постановки ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вместе с тем, принятие на такой учет как подтверждение нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма либо для предоставления истцу как вдове участника Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области», Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании участником Великой Отечественной войны, защите жилищных прав отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2019 года.