Дело № 2-45/2021 г.
УИД 33RS0014-01-2020-002242-18.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.
при секретаре Чумаковой В.Р.
с участием представителя истца адвоката Лебедева А.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Муром Владимирской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании права на данную пенсию,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в Муромский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Муром Владимирской области (межрайонное) и, с учетом измененных исковых требований, просит:
-обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», период работы в МБОУ «Гимназия № 6» Управления образования администрации округа Муром с 01.09.2000 г. по 31.08.2020 г., в должности учителя ритмики;
-признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с 23.06.2020 г.;
-взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала в иске, что с 17.08.1992 г. по настоящее время осуществляла педагогическую деятельность. 23.06.2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако в назначении пенсии было отказано, поскольку из специального стажа исключен период работы в должности учителя ритмики. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку в указанный период времени она постоянно работала с педагогической нагрузкой более одной ставки. То, что работодатель подавал сведения о ее работе без кода выслуги, не может влиять на ее право на указанный вид пенсии. Полагает, что в учебном заведении МБОУ «Гимназия № 6» реализуются виды дополнительных образовательных программ. Данные программы реализуются штатными педагогами за счет средств соответствующих бюджетов, в связи с чем, довод ответчика о невозможности осуществления дополнительного образования в учебном заведении является несостоятельным.
Истец ФИО2, будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель истца адвокат Лебедев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в решении Пенсионного фонда № 178956/20 от 07.08.2020 г. Указала, что доводы стороны истца о необходимости суммирования учебной нагрузки педагога дополнительного образования и учителя ритмики, в том же образовательном учреждении- гимназии, являются несостоятельными, поскольку должность педагог дополнительного образования предусмотрена для учреждений дополнительного образования детей, указанных в п. 2 наименования учреждений Списка, а учреждение, где работала истец, гимназия, как установлено, относится к п. 1 наименования учреждения Списка, то есть, работа истца в должности педагога дополнительного образования, в данном случае не может быть включена в подсчет специального стажа истца и не может быть суммирована со временем ее работы учителем ритмики. Кроме того, надлежит отказать в удовлетворении требований о включении в педагогический стаж периодов работы в должности педагога дополнительного образования, также в соответствии еще и с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, подлежащему также применению к спорным правоотношениям, согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей” списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 6 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка. В данном случае совокупность вышеприведенных условий не соблюдается: ппродолжительность стажа педагогической деятельности за период с 17.08.1992 г. по 01.01.2001г. равен 8 лет 04 месяца 14 дней, то есть менее 16 лет 8 месяцев. Истец в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. не работала в учреждениях дополнительного образования. Вся ее трудовая деятельность, начиная с 17.08.1992 года, осуществлялась в одном образовательном учреждении - общеобразовательной школе № 6, впоследствии ставшей гимназией № 6, которое поименовано в п. 1 раздела "Наименование учреждений" списка № 781 от 29.10.2002г. ФИО2 работала: с 01.09.2013 г.по 23.06.2020 года в должности учителя ритмики в МБОУ "Гимназия № 6" и имела педагогическую нагрузку по должности только педагог дополнительного образования в объеме полной ставки - 36 часов, однако в том числе часы внеурочной деятельности в объеме 0,67 ставки и 0,5 ставки. Работа в должности педагога дополнительного образования в средней общеобразовательной школе «Гимназия № 6» не может быть учтена в специальный стаж, так как запрещено в силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. Доводы истца о том, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы, что предусмотрено федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального и среднего общего образования, как на основание для зачета в стаж спорных периодов, несостоятельны. Действительно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ N 373 от 6 октября 2009 г. основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа является частью образовательного процесса. Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не является достаточным основанием для зачета в стаж спорных периодов, поскольку обязательным критерием, определяющим возможность зачета в специальный стаж, периода работы в должности учителя является наличие у него учебной нагрузки. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой. Таким образом, законодатель разграничивает понятие учебная нагрузка и внеурочная деятельность, которые охватываются понятием преподавательская работа, но не являются тождественными друг другу. Надлежит учитывать, что поскольку право педагогов на досрочную пенсию связывается с наличием у них учебной нагрузки, которую истец не имела, а внеурочная деятельность учебной нагрузкой не является, оснований для включения в стаж спорных периодов не имеется. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Списки и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, вступившим в действие с 14 ноября 2002 года.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» указана должность «учителя», а в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» указаны общеобразовательные учреждения, в том числе «гимназия».
В пункте 2 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «педагог дополнительного образования», а в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» перечислены только учреждения дополнительного образования для детей (внешкольные учреждения), в числе которых «гимназия» не поименована.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что в период с 01.09.2000 г. по 31.08.2020 г. ФИО2 работала в МБОУ «Гимназия № 6» в должности учителя хореографии, поскольку в это период педагогическая нагрузка составляла менее ставки, что подтверждается справкой № 104 управления образования администрации округа Муром, а именно: с 01.09.2000 по 31.08.2001 – 0,89 ст. (16 час.) ПДО и 5 час. (0,28 ст.) учителя; с01.09.2001 по 31.08.2002 – 1 ст. ПДО и 3 час. (0,16 ст.) учителя; с 01.09.2002 по 31.08.2003 – 1 ст. ПДО и 4 час. (0,22 ст.) учителя; с 01.09.2003 по 31.08.2004 – 1 ст. ПДО и 3 час. (0,17 ст.) учителя; с 01.09.2004 по 31.08.2005 – 1 ст. ПДО и 7 час. (0,39 ст.) учителя; с 01.09.2005 по 31.08.2006 – 1 ст. ПДО и 6 час. (0,33 ст.) учителя; с 01.09.2006 по 31.08.2007 – 1 ст. ПДО и 10 час. (0,56 ст.) учителя; с 01.09.2007 по 31.08.2008 – 1 ст. ПДО и 4 час. (0,22 ст.) учителя; с 01.09.2008 по 15.10.2008 – 0,89 (16 час.) ПДО, 6 час. (0,33 ст.) учителя и 0,25 ст. Воспитателя; с 16.10 2008 по 31.08. 2009 – 1 ст. ПДО и 6 час. (0,33 ст.) учителя и 0,25 ст. Воспитателя; с 01.09.2009 по 15.01.2010 – 1 ст. ПДО и 5 час. (0,28 ст.) учителя; с 16.01.2010 по 31.08.2010 – 1 ст. ПДО и 9 час. (0,25 ст.) учителя; с 01.09.2010 по 31.08.2011 – 1 ст. ПДО и 12 час. (0,67 ст.) учителя; с 01.09.2011 по 31.08.2012 – 30 час. ПДО (в том числе 3 час. Внеурочной деятельности ФГОС) и 9 час. (0,5 ст.) учителя; с 01.09.2012 по 31.08.2013 – 33 час. ПДО (в том числе 6 час. Внеурочной деятельности ФГОС) и 6 час. (0,33 ст.) учителя; с 01.09.2013 по 31.08.2014 – 39 час. ПДО (в том числе 12 час. (0,67 ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 01.09.2014 по 31.08.2015 – 39 час. ПДО (в том числе 12 час. (0,67 ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 01.09.2015 по 31.08.2016 – 36 час. ПДО (в том числе 9 час. (0,5 ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 01.09.2016 по 31.08.2017 – 36 час. ПДО (в том числе 9 час. (0,5 ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 01.09.2017 по 31.12.2018 – 36 час. ПДО (в том числе 9 час. (0,5 ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 01.01.2019 по 01.09.2019 – 36 час. ПДО (в том числе 9 час. (0.% ст.) внеурочной деятельности ФГОС); с 02.09.2019 по настоящее время – 35 час. ПДО (в том числе 7 час. (0,39 ст.) внеурочной деятельности ФГОС).
Вместе с тем, МБОУ «Гимназия № 6» подало в ПФ РФ сведения о работе истца в индивидуальном лицевом счете для назначения страховой пенсии в спорные периоды без кода выслуги для досрочного назначения страховой пенсии.
Действительно, в штатном расписании МБОУ «Гимназия № 6» за спорные периоды времени должность истца как педагог дополнительного образования предусмотрена в составе педагогического персонала. Истцу присвоена высшая квалификационная категория педагогического работника.
Из тарификационных списков следует, что истец выполняла норму 18 час/неделю по кружковой работе.
Доводы стороны истца о необходимости суммирования учебной нагрузки педагога дополнительного образования и учителя ритмики, в том же образовательном учреждении - гимназия, являются несостоятельными, поскольку должность педагог дополнительного образования предусмотрена для учреждений дополнительного образования детей, указанных в п. 2 наименования учреждений Списка, а учреждение, где работала истец гимназия, как установлено, относится к п. 1 наименования учреждения Списка, то есть, работа истца в должности педагога дополнительного образования в данном случае не может быть включена в подсчет специального стажа истца и не может быть суммирована со временем ее работы учителем ритмики.
В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, подлежащему также применению к спорным правоотношениям, согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей” списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В данном случае совокупность вышеприведенных условий не соблюдается:
-продолжительность стажа педагогической деятельности за период с 17.08.1992 г. по 01.01.2001г. равен 8 лет 04 месяца 14 дней, то есть менее 16 лет 8 месяцев.
-истец в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. не работала в учреждениях дополнительного образования. Вся ее трудовая деятельность, начиная с 17.08.1992 года осуществлялась в одном образовательном учреждении - общеобразовательной школе № 6, впоследствии ставшей гимназией № 6, которое поименовано в п. 1 раздела "Наименование учреждений" списка № 781 от 29.10.2002г.
ФИО2 работала: с 01.09.2013 г.по 23.06.2020 года в должности учителя ритмики в МБОУ "Гимназия № 6" и имела педагогическую нагрузку по должности только педагог дополнительного образования в объеме полной ставки - 36 часов, однако в том числе часы внеурочной деятельности ФГОС в объеме 0,67 ставки и 0,5 ставки.
Согласно пункту 2 Списка № 781 право на досрочное назначение пенсии за педагогами дополнительного образования признается лишь в том случае, если они осуществляли свою педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования для детей (во внешкольных учреждениях), указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений».
Учитывая, что МБОУ «Гимназия № 6» не относится к учреждения дополнительного образования для детей (внешкольным учреждениям), то трудовая деятельность ФИО2 в качестве педагога дополнительного образования, осуществляющего кружковую работу, не могла учитываться (ни отдельно, ни в порядке суммирования) при определении педагогической нагрузки, с которой закон связывает право учителя, работающего в гимназии, на льготное пенсионное обеспечение.
Как уже установлено, работа в должности педагога дополнительного образования в средней общеобразовательной школе «Гимназия» не может быть учтена в специальный стаж, так как запрещено в силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
Доводы истца о том, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы, что предусмотрено федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального и среднего общего образования, как на основание для зачета в стаж спорных периодов, несостоятельны.
Действительно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ N 373 от 6 октября 2009 г. основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа является частью образовательного процесса.
Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не является достаточным основанием для зачета в стаж спорных периодов, поскольку обязательным критерием, определяющим возможность зачета в специальный стаж, периода работы в должности учителя является наличие у него учебной нагрузки.
Согласно приказу Минобрнауки от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников", действовавшего на момент принятия оспариваемого решения и в спорные периоды, продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке. Для учителей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
В соответствии с письмом Минобрнауки от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования" под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Таким образом, законодатель разграничивает понятие учебная нагрузка и внеурочная деятельность, которые охватываются понятием преподавательская работа, но не являются тождественными друг другу.
Надлежит учитывать, что поскольку право педагогов на досрочную пенсию связывается с наличием у них учебной нагрузки, которую истица не имела, а внеурочная деятельность учебной нагрузкой не является, оснований для включения в стаж спорных периодов не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» ( действовавшее в спорные периоды работы)установлены понятия «продолжительность рабочего времени» и «нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы». Пунктом 2 Постановления N 191 для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений установлена не общая продолжительность рабочего времени, а норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю), которую они должны выработать по занимаемой должности учителя.
При этом продолжительность рабочего времени педагогических работников согласно Примечанию к абзацу 1 Постановления включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Тогда как норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы согласно Примечанию 2 Постановления № 191 для учителей включает только проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
Таким образом, в норму часов преподавательской работы истца не может быть включена иная педагогическая, методическая, кружковая, научно-исследовательская работа, кроме часов, включенных в объем учебной нагрузки по должности учитель.
В данном случае следует еще раз отметить, действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей".
При этом Список расширительному толкованию не подлежит.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, в том числе, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой педагогической работой, а только в той, которая определена в установленном законом порядке.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих Определениях, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшее в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-0-0).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы истца о необходимости суммирования учебной нагрузки учителя, воспитателя и педагога дополнительного образования являются необоснованными, поскольку отсутствуют правовые основания для суммирования выполняемых работ при определении права на включение спорных периодов в специальный стаж.
Учитывая все вышеизложенное, и руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд полагает необходимым отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
ФИО2 в удовлетворении исковых требований о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании права на данную пенсию, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Бабеншева