ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1597/18 от 24.08.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1597/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2018 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего Хибаковой Л.В.

при секретаре Шаталовой А.Д.

с участием ответчика Прокопченко В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» к Прокопченко Владимиру Алексеевичу о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» обратилось в суд с иском к Прокопченко В.А. о взыскании денежных средств в размере 58800 рублей, выплаченных в качестве единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление предпринимательской деятельности.

Исковые требования мотивированы тем, что Фондом общеобязательного социального страхования Республики Крым (который был ликвидирован в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.10.2014 г. № 1100-р) ответчику Прокопченко В.А. как безработному лицу, была предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть на открытие собственного дела в размере 58800 рублей.

Контроль за исполнением обязательств ответчика перед Фондом ОСС на СБ ( фактически перед бюджетом Республики Крым) возложен на вновь созданное Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения»

В рамках выполнения возложенных на истца контрольных функций, был получен ответ из Межрайонной ИФНС России №4 по республике Крым о наличии у Прокопченко В.А. задолженности по страховым взносам. В соответствии с п. 4 раздела 5 Положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231 «О стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения и граждан, признанных в установленном порядке безработными», указанные обстоятельства являются основанием для возврата денежных средств, полученных для организации предпринимательской деятельности».

01.06.2018 г. ответчику было направлено приглашение на заседание Комиссии по вопросу возврата средств, полученных для развития предпринимательской деятельности, на которую ответчик не явился.

Приказом ТО ГКУ «Центр занятости населения» в гор. Феодосия №57 от 14.06.2018 года, который был издан на основании вывода Комиссии (протокол №6 от 13.06.2018), ответчику 19.06.2018 года было направлено уведомление о необходимости возврата выплаченных средств, которое было получено ответчиком 21.06.2018 г., и добровольно не исполнено, что стало основанием для обращения в суд с иском.

Истец Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддержал, и просил их удовлетворить.

Ответчик Прокопченко В.А. в судебном заседании, исковые требования не признал, указывая на то, что истец подменяет понятия и неверно применяет нормы законодательства, также пояснил, что задолженностей по налогам у него не имелось, а наличие задолженности по уплате страховых взносов не является основанием для возврата денежных средств выплаченных ему. На момент рассмотрения дела в суде у него отсутствуют какие либо задолженности. считал иск не обоснованным, в его удовлетворении просил отказать.

Суд, заслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему:

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» Государственная служба занятости населения включает государственные учреждения службы занятости населения.

На основании ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 года № 647 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета Республики Крым и г. Севастополю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда», гражданам предоставлялись средства на развитие или предпринимательской деятельности в рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым и г. Севастополя на 2014 год.

Порядок проведения мероприятий, направленных на стимулирование предпринимательской инициативы, предоставления и использования соседств на развитие предпринимательской деятельности в форме выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на открытие ими собственного дела, определяются Положением о стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под прииском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231. ( с последующими изменениями)

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» создано в соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от 17 ноября 2014 года № 1216-р «О создании Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения», в состав которого входят 22 территориальных отделения, в том числе в гор. Феодосии. (ТО ГКУ «Центр занятости населения» в г. Феодосия)

Фонд общеобязательного социального страхования республики Крым на случай безработицы (Фонд ОСС на СБ) ликвидирован в соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от 27.10.2014 года № 1100-Р. Средства Фонда ОСС на СБ зачислены в бюджет Республики Крым в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 года № 535.

02.10.2014 года Прокопченко В.А. обратился в территориальное отделение Фонда Общеобязательного социального страхования Республики Крым с заявлением в котором просил предоставить средства на развитие предпринимательской деятельности в виде выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на открытие ими собственного дела, в соответствии с Постановлением РФ от 10 июля 2014 года № 647 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда», в организационно – правовой форме индивидуальный предприниматель по виду экономической деятельности – Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества, в размере 58800 рублей, согласно предоставленному бизнес- плану (л.д. 8)

К заявлению ответчиком был приложен бизнес-план. ( л.д. 9-28)

Приказом Территориального отделения Фонда общеобязательного страхования Республики Крым на случай безработицы в города Феодосии от 08 октября 2014 года № 60 «О выплате средств на развитие предпринимательской деятельности» Прокопченко В.А. признанному в установленном порядке безработным, приказано произвести выплату средств в сумме 58,8 тыс рублей на открытие собственного дела со дня государственной регистрации им предпринимательской деятельности в сроки установленные действующим законодательством (л.д. 35-37)

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей весна запись о приобретении физическим лицом Прокопченко В.А. статуса индивидуального предпринимателя - 16.10.2014 года (л.д. 29-30)

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Прокопченко В.А. прекратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения 26.12.2017 года (л.д. 31-34)

20.10.2014 года между Фондом обязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы и Прокопченко В.А. был заключен договор № 104/2 о предоставлении/получении средств на развитие предпринимательской деятельности безработных граждан

Предметом данного договора является предоставление гражданину средств на развитие им предпринимательской деятельности в рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение дополнительных мер по поддержке труда Республики Крым и г. Севастополя на 2014 год, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 647 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда». Порядок предоставления и использования средств на развитие предпринимательской деятельности в форме выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на открытие или собственного дела, определяется Положением о стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под прииском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231.

Согласно раздела 2 указанного Договора, гражданин (Прокопченко В.А.) обязался:

2.1.1 Осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления посреднических услуг при покупке, продаже и аренды жилого и нежилого недвижимого имущества на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 36 ОГРИП не менее трех лет с момента подписания настоящего договора в соответствии с бизнес-планом.

2.1.2 В течении 90 дней с момента перечисления средств на развитие предпринимательской деятельности на расчетный счет гражданина предъявить в территориальное отделение Фонда в гор. Феодосии документы, подтверждающие целевое расходование выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на открытие ими собственного дела- средств, выделенных ему на организацию и ведение предпринимательской деятельности соответствии с согласованным бизнес – планом;

Обеспечивать возможность проведения проверки специалистами территориального отделения Фонда в г. Феодосии непосредственно на рабочем месте.

2.1.3 Предоставлять для осуществления проверки соблюдения условий настоящего договора непосредственно по месту работы по требованию специалистов Территориального отделения Фонда в гор. Феодосии всю необходимую документацию в течении срока действия договора.

2.1.4 Возвратить в полном объеме предоставленные средства на развитие предпринимательской деятельности в случае нецелевого использования указанных средств, при невыполнении обязательств гражданина, предусмотренных настоящим договором, и на основаниях перечисленных в пункте 4 раздела V Положения «О стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения и граждан, признанных в установленном порядке безработными», указанные обстоятельства являются основанием для возврата денежных средств, полученных для организации предпринимательской деятельности», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231 ( л.д. 38-40)

Из платежного поручения № 557 от 17 ноября 2014 года видно, что ответчику Прокопченко В.А. перечислена единовременная финансовая помощь в размере 58800,00 рублей. (л.д. 41)

В соответствии с п. 4 раздела V Положения «О стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения и граждан, признанных в установленном порядке безработными», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231

Территориальное отделение ГКУ по истечении 6 месяцев (в дальнейшем - каждые полгода до истечения заявленного срока реализации бизнес-плана, а для средств, перечисленных Фондом, - на протяжении трех лет) со дня перечисления на расчетный счет субъекта предпринимательства средств на развитие предпринимательской деятельности направляет запрос в органы налоговой службы об уплате данными лицами налогов, предусмотренных действующим законодательством.

Основаниями для рассмотрения Комиссией вопроса возврата средств, полученных для организации предпринимательской деятельности, являются:

государственная регистрация прекращения ведения хозяйственной деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством до истечения заявленного срока реализации бизнес-плана;

неуплата юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством налогов в установленном законодательством порядке в течение периода, указанного в договоре, со дня перечисления средств;

непредоставление в установленные пунктами 2, 3 раздела V данного Положения сроки документов, подтверждающих расходование средств на развитие предпринимательской деятельности, выплаченных территориальными отделениями ГКУ или Фонда;

нецелевое использование средств на развитие предпринимательской деятельности.

Истец в силу возложенных на него полномочий по контролю, направил запрос в органы налоговой службы об уплате Прокопченко В.А. налогов, предусмотренных действующим законодательством. (л.д.42)

В ответ на указанный запрос Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Крым сообщила, что Прокопченко Владимир Алексеевич (ИНН ) был зарегистрирован в качестве ИП с 15.10.2014 по 26.12.2017, применял УСН, отчетность предоставлена в установленном законодательством порядке. По состоянию на 28.04.2018 года имеет задолженность по страховым взносам. (л.д. 43), и предоставила дополнительную информацию (л.д. 46-47)

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового Кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В связи с полученной информацией о наличии у Прокопченко В.А., задолженности по страховым взносам, истцом в соответствии с Положением «О стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения и граждан, признанных в установленном порядке безработными», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231, было инициирование заседание комиссии по вопросу возврата средств, полученных для организации предпринимательской деятельности на 13.06.2018 года, на заседание которой был приглашен ответчик (л.д. 48,51)

Из протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной финансовой помощи и стимулирования предпринимательской инициативы граждан, признанных в установленном порядке безработными от 13 июня 2018 года видно, что на повестку был поставлен вопрос 12 о рассмотрении вопроса возврата средств, выплаченных на развитие предпринимательской деятельности, индивидуальному предпринимателю Прокопченко В.А. и По данному вопросу комиссией принято решение – рекомендовать начальнику отдела активной поддержки безработных Василенко И.С., подготовить проект приказа о возврате средств для развития предпринимательской деятельности и предоставить на утверждение директору территориального отделения. Копию приказа направить Прокопченко В.А. Решение принято единогласно, количеством 9 голосов. (л.д. 53-59)

Приказом № 57 от 14 июня 2018 года «О возврате средств, полученных для организации предпринимательской деятельности» ТО ГКУ РК «Центр занятости населения» в городе Феодосия

Средства в размере 58 000,00 рублей, выплаченные Прокопченко В.А., на развитие предпринимательской деятельности, признаны подлежащими возврату. (л.д. 60-61)

Копия данного приказа, и уведомление- претензия направлены истцом, Прокопченко В.А., и получены последним 21.06.2018 года ( л.д. 49-50, 52)

В установленный для добровольного возврата срок (14 дней) ответчик Прокопченко В.А., требования о возврате не исполнил, что в силу п.8 Положения «О стимулировании предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения и граждан, признанных в установленном порядке безработными», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 231, стало основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Наличие задолженности по уплате страховых взносов на момент закрытия ИП, подтверждается представленными самим ответчиком сведениями (л.д. 120-131), в частности из квитанции об оплате видно, что задолженность по страховым взносам была оплачена Прокопченко В.А. 24.07.2018 в сумме 450,00 рублей ( л.д. 119)

Утверждение ответчика о том, что истец, не будучи наделенным правом толкования законодательства, неправомерно трактует положение налогового законодательства, смешивает понятия налога и страхового взноса, в результате чего безосновательно предъявил исковые требования к нему, так как задолженности по налогам у него нет и не было, а Порядок предусматривает возврат денежных средств за неуплату именно налогов, а не страховых взносов, суд расценивает как позицию ответчика основанную на его субъективном восприятии законодательства, которое не является основанием для отказа истцу в иске.

Таким образом, поскольку ответчик Прокопченко В.А. принятые на себя по договору обязательства не выполнил, не произвел уплату обязательных налоговых платежей, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований. В связи с чем они подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Решение в окончательной форме принято/изготовлено 28 августа 2018 года

Руководствуясь ст. ст. 103, 194 -199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить

Взыскать с Прокопченко Владимира Алексеевича в пользу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» денежные средства выплаченные в качестве единовременной финансовой помощи в размере 58800 рублей

Взыскать с Прокопченко Владимира Алексеевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 1964 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым.

Председательствующий Л.В. Хибакова