РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2020 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по № 2-1597/2020 по иску прокурора г. Салехард, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества подъезда жилого дома для инвалида-колясочника,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Салехард, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО2, в лице законного представителя ФИО3, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества подъезда жилого дома для инвалида-колясочника.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Салехард проведена проверка по заявлению ФИО3 по вопросу проведения мероприятий по адаптации общего имущества под. №<адрес> в г. Салехарде под потребности ее дочери инвалида-колясочника ФИО2 Установлено, что обследование жилого помещения и дома, в котором проживает истец, согласно постановлению администрации МО г. Салехард от <дата>№ «О внесении изменений в постановление администрации МО г. Салехард от 09.12.2016 №», планировалось осуществить до 15.11.2018. Согласно акту обследования общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида № от 13.12.2018, Комиссия, с учетом мнения законного представителя (родителя) инвалида, пришла к выводу, что адаптация жилого помещения, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», не требуется. Места общего пользования необходимо приспособить с существующими требованиями, а именно: установить откидной пандус на двухступенчатой лестнице во входной группе; установить пандус второго подъезда с уклоном не более 1:20 и расчетной длиной не более 36 м с переустройством существующего крыльца. 12.03.2020 Комиссией принято решение №р-2020 об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>. 17.03.2020 Комиссией на основании акта обследования от 13.12.2018 № 61, решения Комиссии от 17.03.2020 №р-2020, принято заключение №з-2020 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>. МКУ «СДЭЗ» разработана проектная документация «Проведение мероприятий по адаптации общего имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника». Утверждена локальная смета № «Проведение мероприятий по адаптации имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника». Сметная стоимость составила 523, 691 тыс. рублей. Не смотря на работу, проделанную с 2018 года по настоящее время, общее имущество подъезда №<адрес> фактически не адаптировано под потребности инвалида-колясочника ФИО2, пандусы не установлены.
Просил обязать администрацию МО г. Салехард, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда № дома № 5 по улице Почтовая города Салехард для инвалида-колясочника, а именно: установить откидной пандус на двухступенчатой лестнице во входной группе; установит пандус 2-го подъезда с уклоном не более 1:20 и расчетной длиной не более 36 м с переустройством существующего крыльца.
Помощник прокурора г. Салехард Куруч Е.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований иска, выступила по доводам, приведенным в нем. Просила обязать ответчика выполнить указанные мероприятия в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Ходатайствовала о вынесении частного определения в адрес ответчика ввиду длительности нарушения прав инвалида.
Законный представитель ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований иска прокурора. Привела доводы относительно имеющихся неудобств ввиду отсутствия пандуса.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ведутся работы по установке откидного пандуса и установке пандуса подъезда.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО2, <данные изъяты>., является инвалидом, использует инвалидную коляску, проживает по адресу: <адрес>
Согласно п.29 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работами и услугами по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме является проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.
При указанных обстоятельствах, и руководствуясь п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах лежит на органе местного самоуправления.
Так, согласно постановлению администрации МО г. Салехард от 29.10.2018 № «О внесении изменений в постановление администрации МО г. Салехард от 09.12.2016 №», обследование общего имущества в указанном многоквартирном доме, планировалось осуществить в срок до 15.11.2018.
Согласно акту № 61 от 13.12.2018 обследования общего имущества в указанном многоквартирном доме, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида, комиссия пришла к выводу, что адаптация жилого помещения, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», не требуется. Места общего пользования необходимо приспособить с существующими требованиями, а именно: установить откидной пандус на двухступенчатой лестнице во входной группе; установить пандус второго подъезда с уклоном не более 1:20 и расчетной длиной не более 36 м с переустройством существующего крыльца.
Согласно решению № 12-4р-202 от 17.03.2020 комиссия пришла к выводу об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>.
17.03.2020 комиссией на основании акта обследования от 13.12.2018 №, решения от 17.03.2020 №р-2020, принято заключение №з-2020 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>. МКУ «СДЭЗ» разработана проектная документация «Проведение мероприятий по адаптации общего имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника». Утверждена локальная смета № «Проведение мероприятий по адаптации имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника». Сметная стоимость составила 523, 691 тыс. рублей.
Судом установлено, что выход из жилого помещения и подъезда, где проживает истец, на момент рассмотрения дела, не оборудованы пандусами. Являясь инвалидом-колясочником ФИО2 лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, так как расположенная у крыльца лестница не приспособлена под инвалидные коляски, ФИО2 не имеет возможности выхода на улицу.
Дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО г. Салехард, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного доступа к жилому объекту - квартире истца, создает препятствие для улучшения условий жизни ФИО2, что нарушает ее право, как инвалида, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на администрацию МО г. Салехард обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника, а именно: установить откидной пандус на двухступенчатой лестнице во входной группе; установит пандус 2-го подъезда с уклоном не более 1:20 и расчетной длиной не более 36 м с переустройством существующего крыльца.
Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, с учетом первичного обследования общего имущества в многоквартирном доме, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида в 2018 году, объема работ, организационных вопросов, обязывает администрацию МО г. Салехард провести указанные мероприятия в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО г. Салехард провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника, а именно:
установить откидной пандус на двухступенчатой лестнице во входной группе;
установить пандус 2-го подъезда с уклоном не более 1:20 и расчетной длиной не более 36 м с переустройством существующего крыльца.
Обязать администрацию МО г. Салехард, выполнить указанные мероприятия по адаптации общего имущества подъезда №<адрес> для инвалида-колясочника, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова