Дело № 2-1597/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2015 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
при секретаре Будник Д.Е.,
с участием прокурора Горнике Н.В.,
представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области ФИО4, действующего на основании доверенностей от ...N,
представителей Оренбургской таможни ФИО5, действующего на основании доверенности от ...N,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского транспортного прокурора о признании незаконными совершение регистрационных действий Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области по постановке с одновременным снятием с регистрационного учёта, о возложении обязанности аннулировать совершённые действия,
установил:
Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с названым иском к УГИБДД России по Оренбургской области, указывая, что на территорию Калининградской области из ... в ... ввезён грузовой седельный тягач N, VIN: N, который ... на основании ТДN декларанта ООО «...» Калининградским акцизным постом помещён таможенную процедуру «свободная таможенная зона» с освобождением от уплаты таможенных платежей, и на который выдан паспорт ТС N с отметкой в графе 20 «помещение под т/р СТЗ в Калининградской области. Использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую обл. с разрешения таможни». Размер льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных при помещении автомобиля под названную таможенную процедуру, составил ... рублей. Вывоз на остальную часть таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей. Декларирование это автомобиля по процедуре выпуск для внутреннего потребления не осуществлялся.
17 июля 2012 года в МРЭО ГИБДД № 1 по Оренбургской области обратился ФИО6 (до смены фамилии Уксусов) с заявлением о регистрации оспариваемого автомобиля. К своему заявлению К.А.АБ. (до смены фамилии Уксусов) приложил договор купли-продажи транспортного средства – ...N, VIN: ......, заключенный в г.Калининграде им и ООО «...».
В день обращения УГИБДД УМВД России по Оренбургской области произведены регистрационные действия – постановка на учёт с выдачей свидетельства о регистрации N, выдан государственный регистрационный знак ....
31 августа 2012 года по заявлению ФИО6 (до смены фамилии ФИО7), к которому приложил объяснения о потере ПТС N в такси в Литве, УГИБДД УМВД России по Оренбургской области произведены регистрационные действия, выданы свидетельство о регистрации транспортного средства ... и дубликата паспорт транспортного средства N.
После чего, 18 августа 2012 года на таможенном посту МАПП Советск Калиниградской таможни оформлен временный вывоз с территории ... транспортного средства грузового седельного тягача ..., VIN: N, регистрационный знак N. Собственником указан ФИО7, водитель ФИО1
Истец полагает, что перечисленные регистрационные действия УГИБДД УМВД России по Оренбургской области не соответствуют пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД Российской Федерации, утверждённых приказам МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, и нарушают интересы Российской Федерации по уплате таможенных платежей в размере ... рублей.
В связи с чем, Оренбургский транспортный прокурор просит признать незаконными действия УГИБДД УМВД России по Оренбургской области:
- 17 июля 2012 года по совершению регистрационных действий с седельным тягачом ..., VIN: N по постановке на учёт с выдачей свидетельства о регистрации N, выдачей государственного регистрационного знака N;
- 31 августа 2012 года по проведению регистрационных действий с седельным тягачом ..., VIN: N по выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства N и дубликата паспорта транспортного средства N.
Также Оренбургский транспортный прокурор просит возложить на УГИБДД УМВД России по Оренбургской области обязанность аннулировать:
- регистрацию 17 июля 2012 года ..., VIN: N с выдачей свидетельства о регистрации N, выдачей государственного регистрационного знака N;
- регистрацию ... седельного тягача ..., VIN: N с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства ...N и дубликата паспорта транспортного средства ....
Определением суда от 23 января 2015 года определён круг лиц, участвующих в деле, а именно: истец – транспортный прокурор, ответчик – УМВД России по Оренбургской области, третьи лица – Оренбургская таможня, ФИО6
В судебном заседании транспортный прокурор Горнике Н.В. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объёме. Дополнительно указал, что названные регистрационные действия УГИБДД УМВД России по Оренбургской области производились также без фактического осмотра транспортного средства, которое впервые выехало с территории Калининградской области 18 августа 2012 года, то есть после его постановки ответчиком на государственный регистрационный учёт, а также без проведения проверки наличия каких-либо таможенных ограничений. Кроме того, действия по снятию и постановке на регистрационный учёт ввезённого на территории Российской Федерации автомобиля иностранного производства, выдаче ПСТ государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации может осуществляться только при установлении обстоятельства уплаты всех таможенных его собственником, что в данном случае не имело место.
Представитель УМВД России по Оренбургской области ФИО4, действующий на основании доверенностей от ...N, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал. Указал, что все регистрационные действия, которые транспортный прокурор просит признать незаконными, совершены должностными лицами государственной инспекцией безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законом и ведомственными инструкциями. Так ФИО8 на регистрацию было предоставлены паспорт транспортного средства и таможенная декларация, имеющие отметки о снятии наложенных ограничений и уплате таможенных платежей. Визуально определить, что этих документы поддельные, не представлялось возможным и сомнений в их подлинности не возникло. При таких обстоятельствах, а также учитывая результаты проведённой проверки по межведомственной информационной базе, не содержащей сведений о наложенных ограничениях, у должностного лица не имелось оснований отказать в проведении заявленных регистрационных действий. Также указал, что осмотр автомобиля при постановке его на государственный регистрационный учёт производился, что подтверждается проставленной сотрудником отметкой.
Представитель Оренбургской таможни ФИО5, действующий на основании доверенности от ...N,заявленные исковые требования полагал обоснованными, подлежащими удовлетворению. Указал, что таможенные платежи при ввозе спорного автомобиля на территорию Российской Федерации уплачены не были. Следовательно, совершённые регистрационные действия требованиям действующего закона не соответствуют.
ФИО6 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по адресу регистрации: ... (по единственному адресу, известному суду, путём направления по почте судебного извещения. Однако почтовое отправление адресату доставлено не было. Также не представилось возможным вручить судебную повестку о/у гр.Ургеленджикского ЛСП старшим лейтенантом полиции ФИО2 Согласно отобранным им ... объяснениям у ФИО9, находившегося в соседней квартире (N), в квартире N проживает мужчина ... лет по имени А., с которым он виделся несколько раз на лестничной площадке. На тот момент соседа из квартиры N дома не было, он на некоторое время уехал на «Родину», куда именно ФИО3 не известно.
Учитывая, что судом предпринимались попытки по извещению ФИО6, однако, по независящим от суда обстоятельствам судебные извещения адресату вручить не удалось, суд считает, его извещённым надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что автомобиль ..., ... выпуска (...), VIN: ..., №двигателя ..., цвет белый, ... был ввезён из ... ООО «...» на территорию Российской Федерации в Калининградскую область, имеющую статус особой экономической зоны.
Указанное транспортное средство на основании поданной таможенной декларации прошло таможенное оформление по процедуре импорт 78 «свободной экономической зоны», установлены ограничения: размещение и использование в пределах территории свободной экономической зоны.
26 июня 2012 года Калининградской таможней выдан ПТС N, в графе 20 которого указано «помещение под таможенный режим свободной экономической зоны в Калининградской области. Использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни». Таможенные платежи при такой процедуре таможенного оформления не уплачивались.
15 июля 2012 года ООО «...» продало указанное транспортное средство ФИО7, который ... обратился в Госавтоинспекцию МО ГТО АМТС и РЭР № 1 УМВД России по Оренбургской области с заявлением о регистрации автомобиля, представив данный договор купли продажи, ПТС N с установленными ограничениями и декларацию на товары N от 26 июня 2012 года с отметками импорт 40 и «таможенные ограничения не установлены».
15 июля 2012 года автомобиль N, VIN: № поставлен на регистрационный учёт на территории Оренбургской области за ФИО7, выданы ПТС N, государственный регистрационный знак N, свидетельство о регистрации транспортного средства N. Также проставлены отметке об осмотре автомобиля, о соответствии его регистрационных данных фактическим, не изменении его заводской маркировке и о его исправности.
31 августа 2012 года ФИО7 обратился в Госавтоинспекцию МО ГТО АМТС и РЭР № 1 УМВД России по Оренбургской области с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства взамен утерянного, к которому приложил объяснения, что оставил папку документами в такси в г.Литве.
31 августа 2012 года заявителю был выдан дубликат ПТС N, в графе 20 которого указано «таможенные ограничения не установлены», а также свидетельство о регистрации ТС N.
В настоящее время ФИО7 имеет фамилию «Казаков», свидетельство о перемени имени N от ..., выдан отделом ЗАГС администрации г.Оренбурга, в связи с чем 2 июля 2013 года отделом УФМС по Оренбургской области документирован паспортом N с указанием новой фамилии.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу пункта 1 статьи 1 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенное в г. Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года, в том числе Российской Федерацией, свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;
В соответствии с частью 3 статьи 9, частью 1 статьи 10 названного Соглашения свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза (часть 2 статьи 10 Соглашения).
На основании части 1 и пункта 1 части 3 статьи 16 Соглашения обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением случаев, предусмотренных в частях второй и третьей настоящего пункта.
Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается при вывозе с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, - день вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Из изложенного следует, что в случае вывоза с территории свободной экономической зоны Российской Федерации иностранного товара, помещённого под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территорию Российской Федерации наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлины, а сама таможенная процедура подлежит завершению.
Принимая во внимание, что Российская Федерация, подписывая Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, гарантировала, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза, в том числе и России, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (часть 3 статьи 24 Соглашения), т.е. без уплаты ввозных таможенных пошлин, то аналогично приведённой выше процедуре временного ввоза, регистрации и последующие возможные регистрационные действия государственной инспекцией безопасности дорожного движения не может быть произведена в отсутствие доказательств уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
В настоящее время пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющегося Приложением № 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»,прямо предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с представленными транспортными средствами с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
Согласно пункту 35 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения Государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, являющегося Приложением № 2 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», действовавшего при совершении оспариваемых регистрационных действий, при регистрации транспортных средств совершаются следующие действия прием заявления и проверка документов, послуживших основанием для регистрации транспортного средства; проверка сведений о транспортных средствах и их владельцах по автоматизированным учетам; осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении.
Регистрация транспортных средств в порядке, предусмотренном подпунктом 28.1 правил регистрации, осуществляется после снятия их с временного регистрационного учета при наличии в строке 20 «ТАМОЖЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ» паспортов транспортных средств записи «Не установлены. В связи с выпуском и уплатой таможенных платежей после временного ввоза разрешена передача на комиссию» (пункт35.23 указанного Административного регламента).
Судом установлено, что регистрационные действия от 17 июля 2012 года ответчиком совершены в нарушении приведённых выше требований.
Так на момент совершения указанных регистрационных действий в отношении грузового тягача седельного N, VIN: N имелись не снятые в связи с не уплатой ввозных таможенных платежей таможенные ограничения, что однозначно следовало из паспорта ТС N, предъявленного на регистрацию, содержащее отметки об установлении таких ограничений, но не об их снятии.
В связи с чем, декларации на товары, в которой имеются отметки, что таможенные ограничения не установлены и выпуск разрешён, достаточным доказательством обоснованности позиции ответчика при отсутствии сведений в ПТС автомобиля о снятии ограничений, не являются. Тем более, что в соответствии пунктом 69 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждённого Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, снятие наложенных ограничений производится в установленном таможенным законодательством Российской Федерации порядке. При этом в разделе "Особые отметки" паспорта напротив строки "20. Таможенные ограничения" паспорта транспортного средства либо строки 17 аналогичного наименования паспорта шасси таможенным органом проставляется отметка - "Ограничения по использованию и распоряжению транспортным средством (шасси) сняты", а также указывается наименование, номер и дата документа об уплате таможенных платежей или решения таможенного органа о снятии установленных ограничений либо указывается номер пункта и наименование нормативного акта с датой издания и регистрационным номером, на основании которого ограничения были сняты. Указанная запись заверяется подписью должностного лица таможенного органа, а также подписью руководителя структурного подразделения таможенного органа с проставлением оттисков их личных номерных печатей.
При таких обстоятельствах при совершении 17 июля 2012 года регистрационных действий УМВД России по Оренбургской области обязано было проверить сведения представленной заявителе информации. Однако, согласно представленным доказательствам и пояснениям иных сведений, чем об обстоятельствах выдачи Калининградской таможней ПТС, должностными лицами ответчика не проверялось, информация о наличии или отсутствии таможенных ограничений, их снятии и уплате ввозных таможенных пошлин не запрашивалась. Между тем, эти сведения являются определяющими при разрешении вопроса предоставления государственной услуги по постановке на учёт.
Доводы представителей УМВД России по Оренбургской области ФИО4 и ФИО10 о том, что иных сведений используемая база данных «Госавтоинспекция МВД России не содержит», суд не принимает, поскольку это обстоятельство не препятствует направлению письменного уточняющего запроса в таможенный орган, выдавший ПТС. Тем более, что для целей совершения регистрационных заявителем ФИО7 (в настоящее время ФИО11) были представлены документы, подтверждающие производство оспариваемого автомобиля иностранным государством и выдачу первого ПТС N таможенными органами, расположенными в особой экономической зоне.
Кроме того, судом установлено, что грузовой тягач седельный ..., VIN: N должностными лицами ответчика ... не осматривался, проверка подлинности номерных агрегатов не производилась, поскольку согласно Калининградской областной таможни от 08 мая 2014 года N и скриншоту автоматизированной системы «Авто-Транспорт, РИ т/п МАПП Советник» до 18 августа 2012 года, то есть до оформления временного выезда находился на территории Калининградской области.
Имеющаяся отметка об осмотре в заявлении Казакова (ФИО7 ) А.А., как ошибочно полагает ответчик, в отсутствии доказательств выезда данного транспортного средства с территории Калининградской области до регистрационных действий 17 июля 2012 года, доказательством, опровергающим установленные судом обстоятельства ввоза транспортного средства на основную часть территории России в августе 2012 года, не является.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Оренбургского транспортного прокурора в части признания незаконными действий ответчика по проведению 17 июля 2012 года регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства и о возложении обязанности на орган государственной власти аннулировать их.
Принимая во внимание, что регистрация 17 июля 2012 года грузового тягача седельного ..., VIN: N на территории Российской Федерации закону не соответствовала, то регистрационные действия от 31 августа 2012 года по выдаче свидетельства государственной регистрации ТС и дубликата ПТС совершены должностными лицами УМВД России по Оренбургской области с превышением предоставленных им полномочий, поскольку до момента снятия всех ограничений компетентным органом разрешающим вопросы выдачи дубликатов ПТС являются таможенные органы.
При таких обстоятельствах настоящее исковое заявление транспортного прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Оренбургского транспортного прокурора о признании незаконными совершение регистрационных действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по постановке с одновременным снятием с регистрационного учёта, о возложении обязанности аннулировать совершённые действия – удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области:
- по совершению 17 июля 2012 года регистрационных действий с седельным тягачом N, VIN: N по постановке на учёт с выдачей свидетельства о регистрации N, выдачей государственного регистрационного знака N;
- по проведению 31 августа 2012 года регистрационных действий с седельным тягачом N, VIN: N по выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства N и дубликата паспорта транспортного средства N.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области аннулировать:
- регистрацию 17 июля 2012 года седельного тягача ..., VIN: N с выдачей свидетельства о регистрации N, выдачей государственного регистрационного знака N;
- регистрацию 31 августа 2012 года седельного тягача ..., VIN: N с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства N и дубликата паспорта транспортного средства N.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись. Ваулина А.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2015 года.
Судья: подпись. Ваулина А.В.