Дело № 2-1597/2017 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Алексеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай к ИП Хромову Анатолию Владимировичу о понуждении привести проект освоения лесов в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Истец Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Алтай с настоящим иском к ответчику индивидуальному предпринимателю Хромову Анатолию Владимировичу, указывая на то, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ИИ Хромовым А.В. требований лесного законодательства при разработке проекта освоения лесов на лесной участок, арендуемого по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №, площадью 0,98 га, расположенного на землях лесного фонда <адрес>, части выделов № № <адрес>, <адрес>, в целях осуществления рекреационной деятельности. Проведенной проверкой установлено, что для ведения хозяйственной деятельности ответчиком с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключен договор аренды лесного участка. Территории, в пределах которых ответчиком производится использование лесного участка, являются охотничьими угодьями, средой обитания животного мира. Во исполнение требований ЛК РФ и вышеуказанного договора ответчик разработал проект освоения лесов. Как следует из получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендуемый лесной участок рассматривается как составная часть среды обитания для большого количества видов животного мира. Факт того, что указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы уполномоченного органа, не предполагает (не презюмирует), что проект освоения лесов де-факто в полном объеме содержит в себе все сведения, которые должны быть в нем в соответствии с требованиями федерального законодательства. Так, непосредственное исследование содержания проекта освоения лесов свидетельствует о том, что последний не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения. Отсутствие в проекте освоения лесов ведомости лесотаксационных выделов и тематической лесной карты не соответствует требованиям Приказа № 69, устанавливающего обязательные для исполнения органами государственной власти и лицами, составляющими проект освоения лесов, требования к составу проекта освоения лесов. Из содержания проекта освоения лесов следует, что при освоении землепользователем территории земель лесного фонда презюмируется наличие факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние животного мира. Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий |размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Приведенные требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранение среды их обитания, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими освоение лесов. В связи с чем истец просит обязать индивидуального предпринимателя Хромова Анатолия Владимировича в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. № № лесного участка площадью 0,98 га, расположенного на территории <адрес>, части выделов № № <адрес>.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дне слушания дела был извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ИП Хромов А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, письменных возражений на иск не представил.
С учетом мнения истца суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ИИ Хромовым А.В. требований лесного законодательства при разработке проекта освоения лесов на лесной участок, арендуемого по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №, площадью 0,98 га, расположенного на землях лесного фонда Онгудайского лесничества, Каракольского участкового лесничества, в квартале № <адрес>, части выделов № № <адрес>, в целях осуществления рекреационной деятельности.
Проведенной проверкой установлено, что для ведения хозяйственной деятельности ответчиком с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключен договор аренды лесного участка. Территории, в пределах которых ответчиком производится использование лесного участка, являются охотничьими угодьями, средой обитания животного мира.
Во исполнение требований ЛК РФ и вышеуказанного договора ответчик разработал проект освоения лесов.
Как следует из получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендуемый лесной участок рассматривается как составная часть среды обитания для большого количества видов животного мира. Факт того, что указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы уполномоченного органа, не предполагает (не презюмирует), что проект освоения лесов де-факто в полном объеме содержит в себе все сведения, которые должны быть в нем в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Так, непосредственное исследование содержания проекта освоения лесов свидетельствует о том, что последний не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения.
Отсутствие в проекте освоения лесов ведомости лесотаксационных выделов и тематической лесной карты не соответствует требованиям Приказа № 69, устанавливающего обязательные для исполнения органами государственной власти и лицами, составляющими проект освоения лесов, требования к составу проекта освоения лесов.
Из содержания проекта освоения лесов следует, что при освоении землепользователем территории земель лесного фонда презюмируется наличие факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние животного мира.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).
Статьей 1 Лесного кодекса РФ (далее - JIK РФ) установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, помимо прочего, на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Частью 5 ст. 12 ЛК РФ установлено, что при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 JIK РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 88 JIK РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ч. 2 ст. 88 ЛК РФ Федеральным агентством лесного хозяйства России принят приказ от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Приказом № 69 установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Разделом 10 Приказа № 69 установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов, сведения о животном мире, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятия по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий |размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Приведенные требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранение среды их обитания, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими освоение лесов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГГ1К РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Республики Алтай.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК
РФ, суд
решил:
Иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай к ИП Хромову Анатолию Владимировичу удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Хромова Анатолия Владимировича в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. № № лесного участка площадью 0,98 га, расположенного на территории <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Балашихинский городской суд Московской области в течение семи суток со дня вручения ему копии заочного решения.
Судья Буянтуева Т.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>