ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1598/2022 от 07.07.2022 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1598/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области 07 июля 2022 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

с участием секретаря Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сбитневой Т. В. к ООО «Экопромсервис» о защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг, возврате денежных средств, обязании заключить договор, произвести перерасчет, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Сбитнева Т.В. обратилась в суд с иском к ООО «Экопромсервис» о защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг, возврате денежных средств, обязании заключить договор, произвести перерасчет, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указывала на то, что является собственником нескольких жилых помещений в городском округе Клин, в отношении которых несет расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе по обращению в ТКО.

В жилом помещении по адресу: /адрес/ никто не проживает в связи с необходимостью ежедневно ходить на работу - график движения общественного транспорта не предусматривает возможность вернуться вечером в деревню рабочий день до 18 часов, последний автобус уходит в 17-20 с вокзала, личного транспорта не имеет.

В начале года ею в адрес регионального оператора ООО «Экомпромсервис» было направлено письмо с просьбой о заключении договора на услугу «Обращение с ТКО» и рассмотрении вопроса о заключении договора на сезонное проживание, поскольку по выходным в летний период (суббота и воскресенье) она приезжает и работает на огороде, ежедневно уезжает в город, так как необходимо обслуживать престарелого отца (84 года). Бытовой деятельности не ведется, истец фактически проживает по адресу регистрации: /адрес/, услугу «обращение с ТКО» оплачивает в полном объеме, однако ответа на данное обращение не получено.

При обращении в офис ООО «Экопромсервис» в марте 2019 года, на личном приеме, сотрудник оператора пояснил, что взимание оплаты по факту сезонного проживания невозможно по причине производства начислений не по количеству зарегистрированных лиц, а на общую жилую площадь помещения, были выданы бланки заявлений для заполнения на заключение договора на вывоз ТКО (с выбором услуги посредством контейнерной площадки, либо личным контейнером, который необходимо приобрести - контейнерная площадка в деревне Малое Щапово отсутствовала до августа 2020 года).

21.03.2019 года истец направила на электронную почту ООО «Экопромсервис» повторное обращение, но ответ также не получен, что нарушает ее права и Федеральный закон № 59 «Об обращениях граждан», согласно которому срок ответа не более 30 дней.

Вместе с тем, домовладение 16а помещение 1 в д. Малое Щапово городского округа Клин расположено в сельской местности, согласно техническому паспорту имеет, в том числе и печное отопление, в связи с чем все бумажные и деревянные отходы утилизируются печью. Также домовладение имеет компостную кучу и возможные пищевые отходы закладываются в компост, в качестве мусора остается только мусор на сортировку пластик - стекло, жестяные банки. В связи с отсутствием фактического проживания по месту расположения домовладения, наличия мусора, только отсортированного для переработки, за год набирается не более одного пакета-майки объемом 30 литров. Более того, по месту фактического проживания (квартира) и нахождения домовладения (деревня) работает один и тот же региональный оператор ООО «Экопромсервис» - и если истец в субботу в деревне выбросила вдруг в мусор бутылку из-под воды, то в квартире, по месту фактического проживания, физически мусор выбросить уже не может - находясь на другой территории в зоне ответственности регионального оператора.

Также указывала, что региональный оператор ООО «Экопромсервис» нарушает нормативный акт взимания услуги «обращение с ТКО» в отношении лиц с иногородней пропиской, которые имеют квадратные метры в городском округе Клин. Квадратные метры москвичей на зиму в Москву не переезжают, однако с иногородними ООО «Экопромсервис» заключает договора о сезонном проживании, и видимо имеет возможность контролировать каждый адрес, чтоб не приехали зимой в нарушение заключенного договора.

К заявлению от марта 2019 года, направленному в ООО «Экопромсервис» для заключения договора был приложен полный пакет документов, в том числе и правоустанавливающие документы на собственность. ООО «Экопромсервис» в нарушение правил, установленных для начисления за услугу «обращение с ТКО» для расчета применяет общую площадь (для налогообложения) пом.1 в /адрес/ д. Малое Щапово, а не фактическую жилую площадь без учета чердака и подвала, что увеличивает начисления практически в два раза. Хотя в МКД по адресу: /адрес/ истцу также принадлежат и части нежилых помещений (чердак и подвал) данные квадратные метры к начислению не предъявляются.

Также истец указывала на то, что ранее у нее был действующий договор с МУП «Чистый город», базу абонентов МУП «Чистый город» передал ООО «Экопромсервис» с 01.01.2019г. 16.01.2019г. она обратилась с заявлением о заключении договора, в марте 2019г. обращалась повторно в «Экопромсервис», однако договор ответчик с ней не заключил. При этом, без выставления претензии, по заявлению ООО «Экопромсервис» мировым судом вынесен судебный приказ о взыскании с истца задолженности по услуге «обращение с ТКО» в сумме 14911, 89 руб. который отменен 29.07.2021г., однако, по отмененному судебному приказу, ПАО «Сбербанк России» 07.08.2021г. произвел взыскание денежных средств в пользу ООО «Экопромсервис», которые присвоили ее денежные средства в нарушение действующего законодательства РФ, что согласно Гражданскому Кодексу РФ, является безосновательным обогащением. ПАО «Сбербанк России» вернуть на ее счет безосновательно перечисленные на счет ООО «Экопромсервис» денежные средства отказался.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать не соответствующим действующему законодательству перечисление ПАО «Сбербанк России» по отмененному судебному приказу денежных средств в пользу ООО «Экопромсервис» в сумме 14 911,89 рублей. Обязать ООО «Экопромсервис» вернуть ей денежные средства в сумме 14 911,89 руб. полученные по отмененному судебному приказу. Взыскать с ООО «Экомпромсервис» в ее пользу неустойку с 02.07.2021г. по 13.12.2021г. в сумме 14 911 руб. 89 коп. Обязать ООО «Экопромсервис» заключить с ней договор на услугу: «Обращение с ТКО» на пом.1 дома 16а в д. Малое Щапово с учетом жилой полезной площади без площадей подвала и чердака с услугой «вывоз отсортированного мусора из личного контейнера» по разовой заявке - учитывая отсутствие зарегистрированных лиц и фактического проживания по данному адресу, а также произвести перерасчет и снять начисления по услуге «Обращение с ТКО» ввиду отсутствия договорных отношений и отмены судебного приказа. Взыскать с ООО «Экопромсервис» расходы по оплате представителя в размере 30 000 рублей и почтовые расходы в размере 408 рублей.

Истец Сбитнева Т.В. и ее представитель по ордеру Шварцман Т.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Экопромсервис» по доверенности Коновалов А.А. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях и дополнительных возражениях с учетом уточненного иска.

Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк» в судебное заседание не явился, извещен, ранее представил возражения на иск, указал, что права истца действиями банка по списанию денежных средств по судебному приказу не нарушены.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п.1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч.ч. 1-2 п. 5 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Такая же обязанность собственника жилого помещения по оплате коммунальных услуг с момента возникновения права собственности на жилое помещение предусмотрена и пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с нормами ст. 292 ГК РФ, ст.ст. 31, 69 ЖК РФ члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения, проживающие совместно с собственником (нанимателем) в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, проживающих совместно с собственником (нанимателем) в принадлежащем ему жилом помещении имеют в равной степени права и обязанности граждан и несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим, из пользования жилым помещением.

Согласно пункту 1 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее федеральный закон № 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) является публичным.

В соответствии с п.п. «а», пункта 3, главы II (Условий предоставления коммунальных услуг) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 май 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила 354) условиями предоставления коммунальной услуги потребителям в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) начинается с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах осуществляется в соответствии с разделом XV.1 Правил 354 (пункт 4.1, главы II Правил 354).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, (пункт 148.1 Правил 354). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги; по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354. (пункт 148.2 Правил 354).

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, (пункт 6 ст. 23 федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ).

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (пункт 8 ст. 23 федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458- ФЗ и пункт 20 ст. 12 федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ).

В соответствии с конкурентными процедурами, проведенными Министерством экологии и природопользования Московской области, во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ООО «Экопромсервис" осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей: Солнечногорск, Клин с 01 января 2019 года.

В соответствии с пунктом 8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила 1156), в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил 1156 в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 8.18 Правил 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Обращаясь в суд с иском, Сбитнева Т.В. указывала на то, что является собственником нескольких жилых помещений в городском округе Клин, в отношении которых несет расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе по обращению в ТКО.

В жилом помещении по адресу: /адрес/ никто не проживает.

В начале года истец в адрес регионального оператора ООО «Экомпромсервис» направляла письмо с просьбой о заключении договора на услугу «Обращение с ТКО» и рассмотрении вопроса о заключении договора на сезонное проживание, поскольку по выходным в летний период (суббота и воскресенье) она приезжает и работает на огороде, ежедневно уезжает в город, так как необходимо обслуживать престарелого отца (84 года). Бытовой деятельности не ведется, истец фактически проживает по адресу регистрации: /адрес/, услугу «обращение с ТКО» оплачивает в полном объеме, однако ответа на данное обращение не получено.

При обращении в офис ООО «Экопромсервис» в марте 2019 года, на личном приеме, сотрудник оператора пояснил, что взимание оплаты по факту сезонного проживания невозможно по причине производства начислений не по количеству зарегистрированных лиц, а на общую жилую площадь помещения, были выданы бланки заявлений для заполнения на заключение договора на вывоз ТКО (с выбором услуги посредством контейнерной площадки, либо личным контейнером, который необходимо приобрести - контейнерная площадка в деревне Малое Щапово отсутствовала до августа 2020 года).

21.03.2019 года истец направила на электронную почту ООО «Экопромсервис» повторное обращение, но ответ также не получен.

Вместе с тем, домовладение 16а помещение 1 в д. Малое Щапово городского округа Клин расположено в сельской местности, согласно техническому паспорту имеет, в том числе и печное отопление, в связи с чем все бумажные и деревянные отходы утилизируются печью. Также домовладение имеет компостную кучу и возможные пищевые отходы закладываются в компост, в качестве мусора остается только мусор на сортировку пластик - стекло, жестяные банки. В связи с отсутствием фактического проживания по месту расположения домовладения, наличия мусора, только отсортированного для переработки, за год набирается не более одного пакета-майки объемом 30 литров. Более того, по месту фактического проживания (квартира) и нахождения домовладения (деревня) работает один и тот же региональный оператор ООО «Экопромсервис» - и если истец в субботу в деревне выбросила вдруг в мусор бутылку из-под воды, то в квартире, по месту фактического проживания, физически мусор выбросить уже не может - находясь на другой территории в зоне ответственности регионального оператора.

Также указывала, что региональный оператор ООО «Экопромсервис» нарушает нормативный акт взимания услуги «обращение с ТКО» в отношении лиц с иногородней пропиской, которые имеют квадратные метры в городском округе Клин. Квадратные метры москвичей на зиму в Москву не переезжают, однако с иногородними ООО «Экопромсервис» заключает договора о сезонном проживании, и видимо имеет возможность контролировать каждый адрес, чтоб не приехали зимой в нарушение заключенного договора.

К заявлению от марта 2019 года, направленному в ООО «Экопромсервис» для заключения договора был приложен полный пакет документов, в том числе и правоустанавливающие документы на собственность. ООО «Экопромсервис» в нарушение правил, установленных для начисления за услугу «обращение с ТКО» для расчета применяет общую площадь (для налогообложения) пом.1 в д. 16а д. Малое Щапово, а не фактическую жилую площадь без учета чердака и подвала, что увеличивает начисления практически в два раза. Хотя в МКД по адресу: /адрес/ истцу также принадлежат и части нежилых помещений (чердак и подвал) данные квадратные метры к начислению не предъявляются.

Также истец указывала на то, что ранее у нее был действующий договор с МУП «Чистый город», базу абонентов МУП «Чистый город» передал ООО «Экопромсервис» с 01.01.2019г. 16.01.2019г. она обратилась с заявлением о заключении договора, в марте 2019г. обращалась повторно в «Экопромсервис», однако договор ответчик с ней не заключил. При этом, без выставления претензии, по заявлению ООО «Экопромсервис» мировым судом вынесен судебный приказ о взыскании с истца задолженности по услуге «обращение с ТКО» в сумме 14911, 89 руб. который отменен 29.07.2021г., однако, по отмененному судебному приказу, ПАО «Сбербанк России» 07.08.2021г. произвел взыскание денежных средств в пользу ООО «Экопромсервис», которые присвоили ее денежные средства в нарушение действующего законодательства РФ, что согласно Гражданскому Кодексу РФ, является безосновательным обогащением. ПАО «Сбербанк России» вернуть на ее счет безосновательно перечисленные на счет ООО «Экопромсервис» денежные средства отказался.

Судом установлено, что на настоящий момент между собственниками домовладения и региональным оператором ООО «Экопромсервис» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

ООО «Экопромсервис» оказывает услуги по обращению с ТКО для собственника (ов) жилого дома по адресу: /адрес/адрес отходообразователя). Письменный договор по указанному адресу не оформлялся.

Как следует из Выписки из государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, истец является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, который в соответствии со ст. ст. 30, 31, 153, 155 ЖК РФ обязан вносить коммунальные платежи, в том числе плату за услугу по обращению с ТКО. По указанному адресу зарегистрирован жилой дом площадью 223,5 кв.м., собственником которого является истец согласно выписки из ЕГРН.

Согласно пункта 1 статьи 13.4., пункта 2 статьи 24.7. федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а региональный оператор обязан принимать ТКО только в местах (на площадках) накопления отходов.

В соответствии с пунктом 9 Правил 1156, потребитель осуществляет складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом, определение схемы размещения мест накопления входит в компетенцию органов местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4. федерального закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» для ООО «Экопромсервис» на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года установлен единый тариф в размере 893 руб. 20 коп. за 1 куб. метр с НДС.

Согласно абзацу 2 п. 148.30 Правил 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац 1). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац 2).

При этом, в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09 октября 2018 года № 607-РМ с 01 января 2019г. в Московской области для индивидуальных жилых домов применяется норматив накопления ТКО - 0,114 куб.м, на 1 кв.м, в год (в том числе: 0,087 куб.м, на 1 кв.м. ТКО не являющихся крупногабаритными и 0,027 куб.м, на 1 кв.м, крупногабаритных отходов относящихся к ТКО).

Для уменьшения финансовой нагрузки на потребителей в ООО «Экопромсервис» было принято решение о добровольном, одностороннем снижении стоимости услуги для собственников жилых домов. Информация о сниженных тарифах для собственников жилых домов указана в приложении № 2 к публичному договору и опубликована 26.12.2018г. в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» № 244 (4410), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В результате одностороннего решения для собственников индивидуальных жилых домов установлена предельная (особенная) плата за услугу по обращению с ТКО в зависимости от площади жилого дома.

В возражениях на иск ответчик указал, что добросовестно выполняет свои обязательства по оказанию услуги по обращению с ТКО, в тоже время истец производит платежи не полностью и несвоевременно, вследствие чего за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. у него образовалась задолженность на сумму 5 400 рублей.

Пунктом 30 Публичного договора предусмотрено, что особенные условия, предусмотренные приложением № 2 к публичному договору, могут быть в любое время в одностороннем порядке отменены региональным оператором, как в отношении всех потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, на которых распространяется публичный договор, так и в отношении отдельного потребителя данной услуги. Письменного соглашения между потребителем и региональным оператором об отмене или изменении условий приложения № 2 публичного договора, либо его применения не требуется.

В связи с распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.12.2019 № 735-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области» (далее, Распоряжение МинЖКХ МО № 735-РВ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экопромсервис» уведомило потребителей о внесении Изменений в приложение № 2 к публичному договору для собственников жилых домов. Информация о внесении изменений в приложении № 2 публичного договора опубликована 30.12.2019г. в газете «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня» № 246 (4659), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно в части признания недействующими подпунктов 1, 2 и 4 пункта 1 Приложения № 2 публичного договора, а также, признании недействующим пункта 30 Публичного договора с 01.01.2020 года.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области № 403-Р от 20.12.2019 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» на период с 01.01.2020 года по 30.06.2021 года установлен единый тариф в размере 893 руб. 20 коп. за 1 куб. метр с НДС.

По утвержденным Распоряжением МинЖКХ МО № 735-РВ нормативам и установленным тарифом у должника, за период с 01.01.2020 г. по 30.04.2021 г., образовалась задолженность на сумму 8 424,92 руб.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области № 98-Р от 18.06.2021 «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 403-Р от 20.12.2019 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на период 2020-2022 годов на территории Московской области» на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года установлен единый тариф в размере 930 руб. 18 коп. за 1 куб. метр с НДС.

Итоговая сумма основной задолженности Сбитневой Т.В. составляет 13 824,92 руб.

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и пункта 66 Правил 354 плата за коммунальные услуги вноситься до 10 числа месяца следующего за истекшим расчетным месяцем.

За наличие задолженности начислены пени за просрочку в оплате за услуги ТКО в соответствии с ч.14 ст. 1.55 ЖК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-ого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90- та календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90-та календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 90 срок оплата не произведена.

Начиная с 91-ого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Общая сумма пени, начисленных истцу за период с 11.02.2019 года по 04.06.2021 года составила 794, 97 руб.

Истец просила суд признать не соответствующим действующему законодательству перечисление ПАО «Сбербанк России» по отмененному судебному приказу денежных средств в пользу ООО «Экопромсервис» в сумме 14 911,89 рублей, обязать ООО «Экопромсервис» вернуть ей денежные средства в сумме 14 911,89 руб. полученные по отмененному судебному приказу и взыскать с ООО «Экопромсервис» в ее пользу неустойку с 02.07.2021г. по 13.12.2021г. в сумме 14 911 руб. 89 коп. за неосновательное обогащение.

Судом установлено, что 10.06.2021 года мировым судьей судебного участка №72 Клинского судебного района Московской области вынесен судебный приказ по делу №2-1380/2021 о взыскании со Сбитневой Т.В. в пользу ООО «Экопромсервис» денежных средств в размере 14 911, 89 рублей.

28.07.2021 года в ПАО «Сбербанк» поступило заявление ООО «Экопромсервис» и судебный приказ по делу №2-1380/2021 от 10.06.2021 года, в связи с чем в пользу ответчика произведены перечисления в полном объеме в сумме 14 911, 89 рублей.

Определением суда от 30.07.2021 по делу №2-1380/2021 судебный приказ от 10.06.2021 года отменен.

12.08.2021 года определение суда от 30.07.2021 года с заявлением о возврате денежных средств предоставлено истцом в банк.

Письмом от 21.08.2021 №210820-0930-086400 банк повторно сообщил истцу об отсутствии оснований для возврата денежных средств в связи с исполнением исполнительного документа в полном объеме ранее.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

В силу части 5 ст. 70 Закона банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава- исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных ст. 99, 101 настоящего Закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава - исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или, когда в порядке, установленной законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 8 ст. 70 Закона).

Согласно п. 21 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 N 13/14 необоснованным списанием денежных средств с расчетного счета клиента является списание, произведенное в сумме, большей чем предусмотрено платежным документом, а также списание без соответствующего платежного документа либо с нарушением требований законодательства.

Статьей 27 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении» кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ. Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Следовательно, в соответствии с приведенными нормами на банки и иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, возлагаются функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств. При этом банк является исключительно организацией, исполняющей требование, содержащееся в исполнительном документе.

При проведении банковских операций банк обязан обеспечить исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, о взыскании денежных средств со счетов должника или об их аресте в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, и в случае невыполнения этих требований несет ответственность в соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. 5, 7, 8 Закона, пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения РФ").

Из приведенных норм закона следует, что на банк возложена обязанность по незамедлительному исполнению требований исполнительных документов о взыскании денежных средств. Таким образом, нарушения со стороны Банка отсутствуют.

При этом, банк не вмешивается в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются без участия банка (п. 1.27 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").

Следовательно, с момента зачисления на счет получателя перечисленных денежных средств такие средства считаются принадлежащими получателю, который является единственным лицом, которое может ими распоряжаться.

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (ст. 854 ГК РФ).

Таким образом, отмена судебного приказа не влечет возврат денежных средств Сбитневой Т.В. Разрешение такого вопроса осуществляется в ином судебном порядке, а именно в порядке поворота исполнения судебного приказа, о чем истец к мировому судье не обращалась. Должник имеет право вернуть удержанные денежные средства по отмененному судебному приказу, для этого необходимо обратиться в суд с заявлением о повороте исполнения судебного акта, в связи с чем требования истца о возврате удержанных по отмененному судебному приказу денежных средств в сумме 14 911 руб. 89 коп. не подлежат удовлетворению.

Поскольку требования о взыскании с ООО «Экопромсервис» в пользу истца неустойки с 02.07.2021г. по 13.12.2021г. в сумме 14 911 руб. 89 коп. являются производными от требования вернуть удержанные денежные средства, взысканные в принудительном порядке на основании судебного приказа, то они также не подлежат удовлетворению.

Отказывая Сбитневой Т.В. в удовлетворении иска об обязании ООО «Экопромсервис» заключить с ней договор на услугу: «/адрес/ с учетом жилой полезной площади без площадей подвала и чердака с услугой «вывоз отсортированного мусора из личного контейнера» по разовой заявке - учитывая отсутствие зарегистрированных лиц и фактического проживания по данному адресу, а также произвести перерасчет и снять начисления по услуге «Обращение с ТКО» ввиду отсутствия договорных отношений и отмены судебного приказа суд исходит из следующих обстоятельств.

Между сторонами заключен публичный договор на условиях типового договора.

Правовой режим публичного договора призван обеспечить в первую очередь интересы потребителя как слабой стороны. Он предусматривает, что:

- лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;

- цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (под категорией может пониматься, в том числе, определенная социальная группа граждан, для которых стоимость услуги отличается от цены, предусмотренной для других потребителей, например, учащиеся, пенсионеры, многодетные семьи);

- иные условия публичного договора (кроме цены) не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными

правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

Нарушение этих требований, а также обязательных для сторон правил, утвержденных Правительством РФ или уполномоченными органами исполнительной власти (типовых договоров, положений и т.п.), влечет за собой ничтожность условий публичного договора в части, ухудшающей положение потребителей (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").

Категории потребителей, для которых цена товаров, работ, услуг отличается от цен, установленных для других потребителей, могут быть определены как законом или иным правовым актом, так и самим лицом, обязанным заключить публичный договор (например, правилами программы лояльности). В последнем случае соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").

Поскольку условия типового договора, а также цена (тарифы) услуг по обращению с ТКО установлены уполномоченными на то органами государственной власти, требования о понуждении заключить договор на условиях отличительных от условий типового договора, не подлежат удовлетворению т.к., региональный оператор не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими лицами при заключении публичного договора.

Вместе с тем, на территории Московской области утверждены тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (постановление Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34, распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.06.2021 № 98-Р), а также нормативы накопления ТКО (распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ;

распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 г. № 431-РВ), согласно которым расчет платы за предоставление услуги по обращению с ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилых строений производится с 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Таким образом, в Московской области принято решение о начислении платы за оказание услуг по обращению с ТКО исходя из общей площади жилых помещений, вследствие чего, начисления не зависят от проживания/не проживания граждан по данному адресу.

Согласно абзацу 2 п. 148.30 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О Предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой, содержащейся в приложении № 2 к Правилам 354.

Разрешая исковые требования по существу, учитывая вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сбитневой Т.В., поскольку ответчиком надлежащим образом предоставляется услуга по обращению с ТКО, доказательств иного не представлено, истец на праве собственности владеет объектом недвижимости по указанному выше адресу, соответственно обязан нести расходы по данной услуге, которая рассчитывается, исходя из площади дома, что не противоречит закону, в связи с чем оснований для обязания ООО «Экопромсервис» заключить с ней договор на услугу: «Обращение с ТКО» на пом.1 дома 16а в д. Малое Щапово с учетом жилой полезной площади без площадей подвала и чердака с услугой «вывоз отсортированного мусора из личного контейнера» по разовой заявке - учитывая отсутствие зарегистрированных лиц и фактического проживания по данному адресу не имеется.

Следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет по мотиву не проживания по адресу: Клинский район, д. Малое Щапово пом.1 дома 16а не подлежат удовлетворению, ввиду того что законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен, а указанная формула не предусматривает зависимость размера платы от количества проживающих граждан.

Доводы о том, что оплата услуги по обращению с ТКО должна рассчитываться исходя из отсутствия зарегистрированного лица по адресу и отсутствия процесса потребления им по данному адресу образования отходов, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства, так как в Московской области утвержден расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества постоянно или временно проживающих лиц.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, то требования о взыскании с ООО «Экопромсервис» расходов по уплате почтовых расходов в размере 408 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сбитневой Т. В. к ООО «Экопромсервис» о защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг, возврате денежных средств, обязании заключить договор, произвести перерасчет, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись Т.М. Воронова

Мотивированное решение составлено 11 июля 2022 года.

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

Судья подпись Т.М. Воронова